Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методология формирования эколого-социальной культуры студентов средствами архитектуры малых форм

Работа №52520

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение..
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации
благоустройства города 8
1.1. Исследование исторического развития ландшафтной архитектуры в
условиях формирования городских пространств 8
1.2. Зеленые стандарты и ресурсосбережение в создании функциональнодекоративных элементов городских рекреационных зон 20
1.3. Формирование экологичных зон в городской среде средствами
архитектуры малых форм 29
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Методика формирования экологического мышления у
студентов дизайнерских специальностей 39
2.1. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения студентов 39
2.2. Содержание, методы и формы экологического образования в вузе 50
2.3. Разработка методических рекомендаций к выполнению проекта "Детская
площадка" 65
Выводы по Главе 2 82
Заключение 84
Библиографический список 87
Приложение 93



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на рубеже третьего тысячелетия человеческое общество, в условиях динамично расширяющихся городов, возрастающего темпа жизни общества,
стремительно развивающихся технологий, где приоритетом является непрерывное обновление, столкнулось с проблемами глобального
экологического кризиса. Различные формы и виды деятельности человека, в той или иной степени, влияющие на ход естественных природных процессов, оказывают негативное воздействие на биосферу планеты. Одной из причин столь стремительного ухудшения экологии является культура быта человека и ее основополагающие ценности, которые указывают на значимость в ней тех или иных явлений и фактов, а также наглядно демонстрируют отношение к природе. Медленная экологизация сознания современного общества ведет к обезличиванию среды проживания, утрачиванию населением своей этнической принадлежности и, постепенно, размытии границ между различными культурами, что в свою очередь ведет к недовольству социально-культурным уровнем жизни и неудовлетворённость эстетической организацией окружения.
Впервые о создании экологичной зоны, своего рода «оазиса» в городской среде заговорили Джексон Даунинг - первый садовод-дизайнер в США и его друг - «отец» американского ландшафтного дизайна, автор многочисленных проектов парков и скверов в Нью-Йорке Фредерик Лоу Олмстед. По мнению дизайнеров, искусственная среда, созданная человеком, должна быть ориентирована не только на формирование эстетического внешнего облика городского пространства, но и на удовлетворение культурных и духовных потребностей человека. Среди отечественных исследователей, занимавшихся вопросами взаимосвязи функционально- практических, экологических и эстетических задач проектирования необходимо отметить работы Яргиной З.Н., А.П. Вергунова, В.В.
Владимирова, Н.М. Демина, А.Г. Большакова, В.А. Колясникова, Я.В. Косицкого, Н.С. Краснощёковой, И.В. Лазаревой, Б.М. Полуй, Г.Ю. Смыковской, А.Н. Тетиора, С.Б. Чистяковой, О.Н. Яницкого, К. Александера, К. Доксиадиса [6], а в области планирования и практической разработки элементов проектов планировки, застройки, благоустройства и озеленения городской среды Л.В. Кашкину[3]., Е.В. Авдееву, А.В. Ефимова, В.Т. Шимко, Т.А. Гаврилину. Социально-культурологические проблемы пространства затронуты в работах В.Л. Глазычева, Ч. Дженкса, В.К. Падерина, Л.Б. Когана, А.Г. Раппапорта, В.А. Ситарова, Е.Ю. Смотрицкого, Д.О. Швидковского, П. Несса, П. Раберга, Р. Пиетиля, Т. Тоямы, К. Мура, Р. Штайнера.
Согласно исследованиям специалистов, городская среда выступает связующим звеном между наполняющими город объектами, а главным объединяющим элементом между искусственными сооружениями и окружающей средой выступают малые архитектурные формы.
Данные исследования позволяют утверждать о необходимости внедрения в дизайнерскую практику проектов, по созданию экологически безопасной среды, которая будет отвечать социальным, экономическим и культурным требованиям общества. Выявленная проблема определяет выбранную нами тему исследования - методология формирования эколого-социальной культуры средствами архитектуры малой формы.
Объект исследования: методы и способы формирования социально-экологической культуры современного общества;
Предмет исследования: объемно - пространственные средства малых архитектурных форм в становлении эколого-социальной культуры студентов дизайнерских специальностей;
Цель исследования: разработать методологию подготовки компетентных специалистов в области дизайна малых архитектурных форм, способствующих развитию эколого-ресурсосберегающей политики общества;
Гипотеза малые архитектурные формы, созданные студентами, выступают средством выражения мировоззрения современного общества, а коллективная деятельность создает атмосферу сопричастности к формированию городского пространства. Творческий подход к реализации проектов благоустройства города окажет влияние на повышение культурного и духовного уровня горожан и создаст условия для здорового образа жизни.
Задачи исследования:
- проанализировать процесс формирования благоустройства и озеленения городского пространства средствами архитектуры малых форм;
- изучить документации по стандартам строительства и ресурсосбережению в создании функционально-декоративных элементов городских рекреационных зон;
- рассмотреть экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения студентов;
- рассмотреть содержание, методы и формы экологического образования в вузе;
- разработать методические рекомендации к выполнению проекта "Детская площадка.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляет комплексный анализ и системный подход к изучению первоисточников и различной литературы по теме исследования. В работе над исследованием использованы такие приемы общенаучного логического метода как: анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, выдвижение и проверки гипотез;
При изучении исследований в области средового дизайна отмечен ряд противоречий:
В современных городах остро стоит вопрос создания благоприятной городской среды для жизни человека и это первостепенная проблема градостроительства, далеко не всегда уделяется внимание благоустройству жилых и общественных пространств. Малые архитектурные формы, соразмерные человеку, чаще всего не реализуют при строительстве архитектурного объекта в угоду финансовой выгоде. Необходимость решения этих вопросов признается на уровне идеалов, но на практике материальные ценности оказывается куда приоритетней заботы об окружающей среде и о благополучии человека.
Теоретическая значимость исследования: накопленный и
систематизированный материал способствует обогащению и расширению теоретического знания в области воспитания социально-экологической культуры горожан, а также влияют на формирование представлений о современной архитектурно-пространственной экологии, ставя в приоритет такие ценности, как здоровый образ жизни и улучшение качества окружающей среды современного человека. Результаты данного исследования могут быть использованы как теоретическая основа для дальнейших исследований.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке методических рекомендаций по подготовке компетентных специалистов в области средового дизайна, в частности, дизайна малых архитектурных форм, которые будут способствовать повышению уровня социально-экологической культуры горожан, а также улучшению архитектурного пространства города.
Апробация и внедрение результатов исследования: включает публикации по теме исследования:
1. "Зеленые стандарты и ресурсосбережение в создании функционально - декоративных элементов городских рекреационных зон ": IV Международная научно-практическая конференция в рамках IV Международного форума "сохранение и развитие языков и культур" (г.Казань, 15 октября 2015г.).
2. "Формирование экологичных зон в городской среде средствами
архитектуры малых форм": XVI международная научно-практическая
конференция "Современные концепции научных исследований" (г. Москва, 24-25 июля 2015г.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В методологии формирования эколого-социальной культуры были рассмотрены вопросы практической и теоретической подготовки дизайнеров. Следует отметить, что в современном обществе к квалифицированному специалисту в области дизайна предъявляют ряд качественных специфических свойств, среди которых отмечают такие, как чувство стиля, чувство красоты, чувство ответственности и бережного отношения к окружающей среде.
Данные критерии становятся вдвойне актуальными в связи с увеличением проблем негативного воздействия человека на окружающую среду. В настоящее время она достигла тех масштабов, которые заставляют задуматься о своем отношении к природе каждого человека. Окружающий мир можно сохранить лишь в том случае, если жизнедеятельность людей будет основана на глубоком понимании законов природы. Необходимо учитывать многочисленные взаимодействия в природных сообществах, осознавать то, что человек является не потребителем природных ресурсов, а частью сложного, многогранного механизма природы. Это значит, что экологическая проблема носит характер не только стремления поверхностного сохранения окружающей среды от загрязнений и других негативных влияний хозяйственной деятельности человека, но и создания взаимодействия человека и природы на уровне экологической культуры общества. Эта проблема вырастает в острую необходимость прогнозирования и предотвращения стихийного воздействия людей на природу. Подобное взаимодействие возможно только при достаточном уровне культуры каждого человека, обладающим экологическим сознанием, мировоззрением и комплексным миропониманием. Формирование таких качеств должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь.
Особую роль в формировании гармонично развитой, экологически
активной, социально направленной личности играет экологическое
84
образование в вузе. Исследуемая проблема была широко изучена такими деятелями педагогической науки как К.Д.Ушинский, В.Г. Огородников, В.А. Сухомлинский и др. Исследователи отмечают, что в условиях вуза экологосоциальная культура студентов должна формироваться на основе познания законов целостности природной среды, сохранения и поддержания ее естественного баланса, правил и стандартов современного энерго- и ресурсосберегающего природопользования.
Полученные знания, непременно, должны закрепляться в соответствующей научно-исследовательской и творческой проектной деятельности студентов. Грамотное содержание, правильно
подобранные методы и формы экологического образования позволят сформировать у студентов универсальную экологическую культуру и модели гуманного обращения с природой.
Педагогический процесс необходимо строить таким образом, чтобы развивать в студентах не только экологически ответственную личность, но и активную гражданскую позицию. Проектирование малой архитектурной формы, такой как "Детская площадка" позволит студентам дизайнерских специальностей применить и закрепить на практике полученные в ходе образовательного процесса знания, умения и навыки. Творческий подход к реализации проектов оказывает влияние на повышение культурного и духовного уровня студентов и создают дополнительные мотивации для поддержания здорового образа жизни. Проектирование в ходе обучения малых архитектурных форм, с целью эстетизации и повышения духовного уровня граждан, поможет студентам подготовиться к определенному виду профессиональной деятельности, которая будет помогать обществу развиваться и формировать новые экологически ценностные ориентации, а не способствовать приближению экологической катастрофы.
Исследования, проведенные в данной работе, показывают, что окружение напрямую влияет на модель поведения человека. И, как ни парадоксально, во взаимодействии с ней, общество, само того не замечая, моделирует свое поведение. Поэтому необходимо способствовать экологизации всех сфер общественной жизни, и прежде всего самого человека. Таким образом, реализация творческих проектов студентов в условиях городской среды способствуют повышению духовного и социально-культурного уровня горожан и создают новые "рычаги воздействия" на постепенную экологизацию сознания общества.
Таким образом, воспитание экологически грамотной личности будущего специалиста является наряду с обучением одной из важных функций всей системы высшего образования.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
1. Проанализированы основные этапы развития малой архитектурной формы в истории архитектурно-ландшафтной организации города.
2. Исследованы особенности формирования экологичного отношения к созданию предметно-пространственной среды с помощью стандартизации основных требований в архитектурно-дизайнерском проектировании и строительства.
3. Определена роль дизайнерского проектирования в создании малых архитектурных форм как средства формирования социально-экологического воспитания студентов-дизайнеров.
4. Выявлена структура эмпирического и экспериментального метода обучения студентов в условиях направления формирования экологической культуры устойчивого развития общества.
5. Разработаны методы, приемы и способы экологического обучения для образовательной программы дисциплин бакалавриата.
6. Даны рекомендации по проектированию такой малой архитектурной формы, как «Детская площадка».



1. Бирюкова Н.А. Педагогические условия экологизации учебновоспитательного процесса в педучилищах: автореф. Дис. ... канд. пед : наук. Тольятти, 2002. - 36 с.
2. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? / пер. с нем. Воробьевой А. Г. и Вильковского М. Б. // Социологические исследования. - М.: 2011. № 9. - C. 114-122.
3. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Пер. с франц. Б. П. Нарумов / Социология архитектуры. - М.: Русский авангард, 2010. - С. 389-408.
4. Большеротов, А. Л. Научные основы и методология формирования системы оценки экологической безопасности урбанизированных территорий: автореф. Дис. ... д-ра техн. наук : 05.23.19 / А. Л. Большеротов. - М., 2011. - 38 с.
5. Буламбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фактора на жизнедеятельность общества. / Ж.Буламбаев // Поиск. - 2001. - №3. - С 234-241.
6. Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования / В.Н. Васильева // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». - СПб., - 2003. - №. 29. - C.273-287
7. Вербицкий А.А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования. М.: РИЦ МГОУП им. М.А. Шолохова, 2003. - 80 с.
8. Вильковский М. Б. Социология архитектуры./ М.Б. Вильковский.-М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592с.
9. Вронская А. Красота по-американски / А. Вронская // Ландшафтный дизайн. - М.: - 2007. - № 1. - С. 38-45.
10. Газман О.С. Вейсс Р.М. Крылова Н.Б.Новые ценности образования.- М.: Институт педагогических инноваций РАО, 2000. -103 с.
11. Гершунский В.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и цель образования / В.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - №10. - С.3-7.
12. Глуздов В.А. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода / В.А. Глуздов, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина // Г еография и экология в школе XXI века. - 2004. - № 4. - С. 42-47.
13. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления / Е.И. Горбачева// Вопросы психологии. - 2001. - №5. С. 25
49.
14. Демшина А. Ю. Образовательные интерактивные технологии в пространстве современного искусствознания /А.Ю. Демшина // СПб ГУКИ Педагогика высшей школы: интерактив. технологии в образовании и культуре. - СПб., 2013. - С. 234-235.
15. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Д. Джекобс. - пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. - 460 с.
16. Дмитриева Т.А. Новые образовательные технологии в высшей школе педагогической школе/ Т.А. Дмитриева // Высшее образование сегодня. - 2003. - №8. -С. 26-30.
17. Дридзе Т.М. Социальная диагностика в градоустройстве / Т.М. Дридзе // Социологические исследования, М.: 2000. - С. 94-98.
18. Дризде Т.М. Вернуть столицу горожанам (О социальной диагностике в градоуст- ройстве). Т.М. Дридзе // Социологические исследования, М.: 2000. - С. 9-10.
19. Дубовицкая Т.Д. Психолого-педагогические основы личностно значимого обучения в профессиональной подготовке будущего специалиста/ Т.Д. Дубовицкая// Вестник Оренбургского государственного университета. -2002. - №7. - С. 50-53.
20. Ермолаева П.О. Социально-экологические барьеры при подготовке городов постсоветской России к спортивному мегасобытию (на примере Универсиады 2013 в Казани) / П.О. Ермолаева // Журнал социологии и антропологии. - Казань, 2013, № 5(70). - С. 145-150.
21. Запесоцкий А.С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? /А.С. Запесоцкий// Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.45-60.
22. Каракулова Е.Е. Прошлое и настоящее центрального парка г. Нью- Йорка [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ve d=0CDcQFjAE&url=http%3A%2F%2Fconf. sfu=AFQj CNEyNgBgPIXxaR YoxMPBG_uPtBa0FQ&bvm=bv.79142246,d.bGQ&cad=rjt, свободный.
23. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 254с.
24. Кашкина Л. В. Основы градостроительства / Л. В. Кашкина - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 247 с.
25. Кудреватый М. Г. Композиция: путь к образу / М. Г. Кудреватый // СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина, - СПб., 2011. С. 22-24.
26. Куприянова Т.С., Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры / Т.С. Куприянова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С.76-79.
27. Лефевр А. Социальное пространство / А.Лефевр // Неприкосновенный запас. - электрон.журнал. - М., 2010. № 2 (70). - Режим доступа: http: //magazines.russ.ru/nz/2010/2/le 1 .html, свободный
28. Лидвелл У., Холден К., Батлер Д. Универсальные принципы дизайна / У. Лидвелл , К. Холден, Д. Батлер - пер. с англ. А. Морозов.- СПб.: Питер, 2012.-272 с.
29. Майоров А.В. Испано-мавританский стиль. Арабская Испания - Электронный ресурс // режим доступа : www.gazon.ua, свободный.
30. Малюга Ю.Я. Культурология / Ю.Я. Малюга. - М. : Инфра., - М, 2000. - 333с.
31. Машкова, C.B. Проблема подготовки будущих учителей к формированию основ экологической культуры у школьников / С.В. Машкова // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКОЦент, 2000. - С. 170-172.
32. Минервин Г.Б. В.Т. Шимко, А.В. Ефимов. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004, 288 с.
33. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
34. Мишина Л. В. Дизайн городской среды. - Электронный ресурс // режим доступа: www.book-chel.ru, свободный
35. Мубаракшина Ф.Д., Морозова Е.В., Илалова А.Ф. К вопросу истории развития ботанических садов в России и за Рубежом / Ф.Д. Мубаракшина, Е.В. Морозова, А.Ф. Илалова // Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурных сооружений. - Казань, 2013. - № 4. - С. 63-67.
36. Мухамбетов.Н.Г. Соотношение экологической установки, экологического поведения и экологического сознания / под ред. Е.Е.Адакина // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование». - Кемерово: Изд-во Биф КемГУ. - 2006. - С. 139-140;
37. Мухамбетов Н.Г. Роль экологических ориентаций и направленности личности в развитии экологического сознания подростка / Н.Г. Мухабетов // Вестник Астраханского государственного технического университета.- Астрахань, - 2006. - № 6 (35). - С. 318-323.
38. Никандров Н.Н. Ценности как основа социализации и воспитания / Н.Н. Никандров // Мир образования, образование в мире. -2003. -№3. - С. 3-19.
39. Плиний Младший. Описание вилл в Лаврентинуме и Тускулумуе -
Электронный ресурс // режим доступа: www.gardenhistory.ru,
свободный.
40. Проект профессионального стандарта «Дизайнер малых форм»
41. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: учебное пособие /
B. Ф. Рунге.- М.: Архитектура-С, 2006 - 160 с.
42. Рыбальский Н.Г., Снакин В.В. Экологическая информация в России: состояние и проблемы / Н.Г. Рыбальский, В.В. Снакин - М., - 2005. -
C. 3.
43. Рябов В. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования: - Электронный ресурс // режим доступа www.gardenweb.ru, свободный.
44. Свидерский В.М. Малые архитектурные формы: учеб. пособие [текст] / В.М. Свидерский. - Киев: Академия архитектуры украинской ССР, 1953. - 217с.
45. Система добровольной сертификации объектов недвижимости - «Зеленые стандарты» библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.greenstand.ru/ свободный
46. Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология / В.А. Ситарова, В.В. Пустовойтов. - М. : Высшая школа, 2000. - 280с.
47. Тлепов Ж. Основные компоненты экологической культуры личности /
ж.Тлепов //Высшая школа Казахстана. - 2000. - №4-5. - С. 15-18.
48. Трущенко О.Е. Престиж центра: городская социальная сегрегация в Москве / О.Е. Трущенко. - М.: УРСС, 2000. - 112с.
49. Уварова О.П. Городской ландшафт как явление культуры/ О.П. Уварова // Успехи современного естествознания, 2012. - №6. - С. 1920.
50. Ханбикова Я.Н. Экологическое образование в школах / Я.Н. Ханбикова// Высшая школа Казахстана. -2002. - №1. - С.192-208.
51. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию./ пер. книги А.Г.Погоняйло, В.Г. Резник, - СПб.: Симпозиум, 2006, -104с.
52. Яргина З.Н. Эстетика города / З.Н. Яргина. - М.: Стройиздат, 1991. - 366с.
53. Kevin Lynch. The Image of the City. M.I.T. Press. Massachusetts Institute of Technology.Cambridge, Massachusetts and London. England. 1960. Перевод с английского: Глазычев В.Л.; редактор: Иконников А.В.
54. Jan Gehl. Cities for people. Island Press, Washington. 2010. Перевод с английского: Токтонов А. Крост. Москва. 2012

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ