В ходе исследования составлен опросник «Осознанное материнство»
1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у потенциальных родителей [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – №7(34). – URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 30.10.2018).
2. Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе // Научный диалог. – 2018. – №7. – С. 292-307.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 2014. – 944 с
4. Боулби Дж. Привязанность. – Москва: Гардарики, 2013. – 477 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 2008. – 80 с.
6. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 234 с.
7. Жовтюк В. Факторы, способствую- щие формированию и проявлению материнства // Psychologies. Today. – 2016. – №5. – С. 48-49.
8. Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И. и др. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 56. – С. 9.
9. Киселева Т. Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография. – М.: МГУКИ, 2012. – 231 с.
10. Кляйн М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе // Под редакцией ред. И.Ю. Романов. – М.: Инфра-М, 2014. – 512 с.
11. Конькова О.В. Готовность к материнству и отношение женщин к беременности как результат взаимоотношений с собственной матерью // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы IV Междунар. науч-практ. конф. Минск, 19- 20 окт. 2017 г. – Минск, 2017. – С. 155-163.
12. Кулешова К. В. Произвольное прерывание беременности // Психология эффективного родительства: материалы международной научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2016. – С. 260-268.
13. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. – Киров: ВГГУ, 2014. – 302 с.
14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18-27.
15. Орлова К.М. Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. – Москва, 2015. – 25 с.
16. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Психологические науки. Психология личности. – 2018. – №2. – С. 126-136.
17. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2012. – 240 с.
18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. – М.: Прогресс, 2013. – 220 с.
19. Шишова Т. Образ Матери в Современной Культуре // Наш современник. – 2014. – №3. – С. 168- 182.
20. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 501 с.
21. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М.: Академия, 2016. – 384 с.
Научная проблема настоящего исследования состоит в неполноте теоретической и эмпирической научной информации об исследуемом вопросе. Например, в научной литературе к настоящему времени накоплен достаточно большой объем работ теоретического и практического характера по вопросу осознанного материнства у женщин до появления ребенка (в период его планирования или беременности), но до сих пор насчитывается слишком мало эмпирических исследований родительской позиции матерей с детьми, в том числе подросткового возраста.
Таким образом, актуальность заявленной темы исследования обусловлена тем, что материнство представляет собой чрезвычайно важную часть жизни женщины, при этом осознанное отношение к нему и в период до рождения ребенка, и после его появления на свет помогает матери максимально эффективно реализовать свои родительские функции. Вместе с тем, в современном мире наблюдает активный рост негативных тенденций, связанных со снижением рождаемости, общим падением престижа материнства и распространением девиантного родительства.
Цель исследования заключается в разработке опросника «Осознанное материнство» для женщин, имеющих детей подросткового возраста, что позволит проследить развитие их родительской позиции в динамике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
представить родительство и материнство как психологические феномены;
раскрыть сущность осознанного материнства и особенности его трансформации в российском обществе;
провести анализ результатов исследования проблем материнства в отечественной психологии;
разработать опросник «Осознанное материнство» и привести его содержание.
Объектом исследования в данном случае является осознанное материнство.
Предмет исследования – опросник, позволяющий оценить уровень осознанности и ответственности современных женщин, воспитывающих детей подросткового возраста.
Опросник «Осознанное материнство» позволит осуществить опытно-экспериментальную работу, результаты которой смогут подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: матери с более высокой ответственностью являются более осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком улучшаются в процессе его взросления, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает дошкольное детство. Матери с более низкой ответственностью являются менее осознанными родителями, чьи взаимоотношения с ребенком со временем ухудшаются, а наиболее тяжелым периодом воспитания выступает подростковый возраст.
Теоретическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных психологов, в том числе О.В. Алифиренко, А.Д. Андреевой, Д. Белла, Дж. Боулби, О.А. Карабановой, М. Кляйн, О.В. Коньковой, С.Ю. Мещеряковой и др.
В качестве основных методов исследования применялись описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению проблемы осознанного материнства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Становление родительства как интегрального психологического образования, объединяющего в себе ценностные ориентации супругов в области семейных отношений, их родительские ожидания и установки, а также чувства и стиль семейного воспитания, характеризуется согласованием представлений женщины и мужчины о роли матери и отца, о распределении ответственности между ними, об их функциях и обязанностях.
Однако именно фигура матери является определяющей в жизни каждого человека. Ее влияние начинается еще на этапе принятия решения быть ребенку или не быть, а потом продолжается на протяжении всей жизни через разное качество контакта с ним.
Можно выделить несколько направлений в изучении проблемы материнства – культурно-историческое, биологическое и психологическое, каждое из которых определяет свой круг проблем по данной теме. В последние десятилетия материнство стало изучаться, прежде всего, как часть личностной сферы женщины: онтогенетические аспекты формирования материнства, материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации, девиантное материнство и др. В таких исследованиях акцент делается на идее субъектности матери и ребенка.
Ретроспективный анализ изменяющийся образ матери в течение нескольких столетий позволяет заключить, что материнство является лишь одной из социальных женских ролей, на нормативность которой оказывают влияние общественные нормы и ценности. При этом сама автор рассматривает материнство как психосоциальный феномен, то есть как обеспечение условий для развития ребенка, с одной стороны, и как часть личностной сферы женщины, где мать – субъект, а материнство – потребностно-мотивационная сфера, с другой стороны.
В современном российском обществе детско-родительские отношения, вслед за общемировыми тенденциями, приобретают новые смыслы: на смену традиционному приходит ответственное родительство: если в первом случае речь идет, прежде всего, о биологическом явлении, связанным с идеей долга, традицией и гендерной поляризацией родительских ролей, то во втором – о повышении качества детско-родительских отношений, что предполагает активную эмоциональную работу по формированию родительских идентичностей.
Осознание роли родителя вообще и матери в частности подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое она оказывает на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Исходя из этого, можно говорить о трех областях, в которых женщине необходимо добиться осознанности: 1) эмоции и чувства, которые пробуждает в ней ребенок; 2) чувства и потребности самого ребенка; 3) взаимодействие в семье.
При этом большинство прикладных психологических исследований посвящено изучению особенностей первого периода, а второй представлен значительно реже, в связи с чем нами был разработан опросник «Осознанное материнство» для женщин с детьми подросткового возраста.
Данный опросник позволит в динамике проследить процесс формирования и развития их родительской позиции от рождения ребенка до достижения им подросткового возраста. В результате мы сможем установить, насколько достоверной и прочной является связь между более высокой материнской ответственностью и уровнем осознанности ее родительской роли.
Участники опроса должны будут ответить на ряд вопросов, вспоминая свои взаимоотношения с ребенком в течение трех возрастных периодов (дошкольного, младшего школьного и подросткового), в рамках трех блоков: 1) эмоционального (отношение к ребенку; уровень тревоги (стресса); эмоциональный фон); 2) поведенческого (копинг-стратегии матери); 3) когнитивного (трудности, с которыми женщины сталкиваются при воспитании ребенка).