Использование картографического метода в обучении географии
|
Введение 2
Глава1. Картографический метод обучения географии 3
1.1. Карта - метод познания действительности 3
1.2. Особенности картографических знаний в школьной географии 11
1.3. Перспективы использования картографического метода в обучении географии 14
Глава 11. Практическое значение картографического метода в обучении географии 19
2.1. Использование картографического метода в 6-9 классах 19
2.2. Использование картографического метода в 10-11 классах 27
Глава 111. Анализ учебно-методических комплексов по использованию картографического метода 32
3.1. Анализ УМК по использованию картографического метода в начальном
курсе географии 32
3.2. Анализ УМК по использованию картографического метода в курсе
«География материков и океанов» 35
3.3. Анализ УМК по использованию картографического метода в курсе
«География России» 37
Заключение 46
Литература 48
Приложения
Глава1. Картографический метод обучения географии 3
1.1. Карта - метод познания действительности 3
1.2. Особенности картографических знаний в школьной географии 11
1.3. Перспективы использования картографического метода в обучении географии 14
Глава 11. Практическое значение картографического метода в обучении географии 19
2.1. Использование картографического метода в 6-9 классах 19
2.2. Использование картографического метода в 10-11 классах 27
Глава 111. Анализ учебно-методических комплексов по использованию картографического метода 32
3.1. Анализ УМК по использованию картографического метода в начальном
курсе географии 32
3.2. Анализ УМК по использованию картографического метода в курсе
«География материков и океанов» 35
3.3. Анализ УМК по использованию картографического метода в курсе
«География России» 37
Заключение 46
Литература 48
Приложения
В процессе изучения географии школьники овладевают особым универсальным языком общения — умением пользоваться географической картой, которое входит в ранг элементов культуры.
Цель работы: показать использование картографического метода в обучении географии.
Исходя из цели, хочется выделить следующие задачи в работе:
1) рассмотреть познавательную значимость географических карт, перспективу использования картографического метода;
2) выделить практические приемы формирования картографической культуры в школьных курсах географии;
3) систематизировать практическое применение картографического метода в учебно-методических комплексах.
Объект исследования: картографический метод.
Предмет исследования: использование картографического метода в обучении географии.
Актуальность работы связана с падением географической, в том числе картографической грамотности, падением рейтинга такого уникального предмета, как география. Практическая значимость работы заключается в обобщении материала исследования, выделении основных приемов успешного обучения географии, анализе учебников Г.Ю. Грюнберга, Н.А. Лапкиной, Н.В. Малакова, Е.С. Фельдмана, А.А. Летягина, И.И. Бариновой и др.
Содержание выпускной квалификационной работы включает 62 страницы, 3 таблицы, 4 рисунка, 6 приложений.
Цель работы: показать использование картографического метода в обучении географии.
Исходя из цели, хочется выделить следующие задачи в работе:
1) рассмотреть познавательную значимость географических карт, перспективу использования картографического метода;
2) выделить практические приемы формирования картографической культуры в школьных курсах географии;
3) систематизировать практическое применение картографического метода в учебно-методических комплексах.
Объект исследования: картографический метод.
Предмет исследования: использование картографического метода в обучении географии.
Актуальность работы связана с падением географической, в том числе картографической грамотности, падением рейтинга такого уникального предмета, как география. Практическая значимость работы заключается в обобщении материала исследования, выделении основных приемов успешного обучения географии, анализе учебников Г.Ю. Грюнберга, Н.А. Лапкиной, Н.В. Малакова, Е.С. Фельдмана, А.А. Летягина, И.И. Бариновой и др.
Содержание выпускной квалификационной работы включает 62 страницы, 3 таблицы, 4 рисунка, 6 приложений.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Географические карты можно определить как образно-знаковые модели действительности с широкой сферой их использования и выполняющие множество функций для познания окружающей действительности.
2. В обучении географии карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, дополняют текст, создают пространственный образ изучаемой действительности, способствует расширению кругозора, развитию любознательности, фантазии и творческого восприятия действительности обучающимися..
3. Школьные карты это специальные карты, подчиняющиеся обязательным стандартам среднего общего образования, содержащие определенный минимум понятий, соответствующие школьным программам.
4. Использование картографического метода с применением серии географических карт позволяет реализовать в полной мере современные научные принципы системности и комплексности в исследовании природных явлений.
5. Процесс обучения учащихся пониманию карты осуществляется в определенной системе, как при изучении специальных тем и заданий, предусмотренных в разных курсах географии, так и параллельно и в связи с изучением учебного географического материала на основе карт.
6. Широко используется картографический метод исследования и в разных науках, всё большее значение приобретает тематическое и комплексное картографирование.
7. Разнообразие географических карт требует почти повседневного обращения к картам, предполагает наличие картографической культуры у современного человека - выпускника образовательного учреждения.
8. Системная работа по привитию картографических навыков и умений начинается в 6 классе, при изучении начального курса географии. С целью достижения планируемых государственным стандартом результатов обучения необходима совокупность творческих и интересных приемов, методов, форм, средств обучения.
9. Усложнение приёмов использования картографического метода после 9 класса, способность пользоваться разными источниками информации статистическими материалами, географическими картами, текстами; умения, извлекать информацию из текстовых статистических таблиц, карт, в том числе из атласов.
10. Задания в современных УМК соответствуют ориентирующим, стимулирующим, обобщающим, диагностирующим, воспитывающим и развивающим функциям контроля. Задания для проверки картографических знаний, умений и навыков позволяют получить полную и объективную картину достижений обучающихся, направлены на связь достижений картографических, личностных, метапредметных, предметных результатов обучения; качества картографических ЗУН и интеллектуальных способностей обучающихся?
11. Возвращение при выполнении экзаменационных работ атласов позволяет работать с наиболее приемлемой для выпускников формой передачи огромного пласта информации - картами, картографический метод является основным в изучении предмета.
1. Географические карты можно определить как образно-знаковые модели действительности с широкой сферой их использования и выполняющие множество функций для познания окружающей действительности.
2. В обучении географии карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, дополняют текст, создают пространственный образ изучаемой действительности, способствует расширению кругозора, развитию любознательности, фантазии и творческого восприятия действительности обучающимися..
3. Школьные карты это специальные карты, подчиняющиеся обязательным стандартам среднего общего образования, содержащие определенный минимум понятий, соответствующие школьным программам.
4. Использование картографического метода с применением серии географических карт позволяет реализовать в полной мере современные научные принципы системности и комплексности в исследовании природных явлений.
5. Процесс обучения учащихся пониманию карты осуществляется в определенной системе, как при изучении специальных тем и заданий, предусмотренных в разных курсах географии, так и параллельно и в связи с изучением учебного географического материала на основе карт.
6. Широко используется картографический метод исследования и в разных науках, всё большее значение приобретает тематическое и комплексное картографирование.
7. Разнообразие географических карт требует почти повседневного обращения к картам, предполагает наличие картографической культуры у современного человека - выпускника образовательного учреждения.
8. Системная работа по привитию картографических навыков и умений начинается в 6 классе, при изучении начального курса географии. С целью достижения планируемых государственным стандартом результатов обучения необходима совокупность творческих и интересных приемов, методов, форм, средств обучения.
9. Усложнение приёмов использования картографического метода после 9 класса, способность пользоваться разными источниками информации статистическими материалами, географическими картами, текстами; умения, извлекать информацию из текстовых статистических таблиц, карт, в том числе из атласов.
10. Задания в современных УМК соответствуют ориентирующим, стимулирующим, обобщающим, диагностирующим, воспитывающим и развивающим функциям контроля. Задания для проверки картографических знаний, умений и навыков позволяют получить полную и объективную картину достижений обучающихся, направлены на связь достижений картографических, личностных, метапредметных, предметных результатов обучения; качества картографических ЗУН и интеллектуальных способностей обучающихся?
11. Возвращение при выполнении экзаменационных работ атласов позволяет работать с наиболее приемлемой для выпускников формой передачи огромного пласта информации - картами, картографический метод является основным в изучении предмета.
Подобные работы
- Картографический метод в школьной географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Реализация картографического метода в роботе со школьниками
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Новые информационные технологии в обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Компьютерные технологии в обучении географии (Ивановский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Проектная работа на уроках географии с применением геоинформационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ
КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ПУТЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020



