Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1 История развития татарского национального костюма и его современная
интерпретация 7
1.2 Паттерн как способ воплощения татарского узора 21
Выводы по I главе 27
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1 Выбор и анализ методики конструирования и декорирования детской
одежды 29
2.2 Этапы разработки графического паттерна на основе татарских узоров и
варианты применения в современной одежде 39
Выводы по II главе 45
Заключение 49
Литература 52
Приложения
Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных татарской одежде в прошлом.
Изучение истории культуры свидетельствует о том, что и в системе теоретических воззрений и в практической деятельности наблюдается циклический процесс обращения к народной культуре. Различные ее проявления исследуются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурологией, фольклористикой, искусствоведением, историей культуры. Процессы и явления, формирующие современную художественную действительность, имеют глубокие корни в традиционной культуре, и в условиях переустройства экономического уклада и социальной инфраструктуры они приобретают особую значимость. В процессе появления и становления культуры, представляющем собой совокупность целого ряда социально-культурных процессов, самостоятельным разделом предстает бытовая культура, куда входят этнически специфические формы материальной культуры, в том числе и одежда.
Национальный костюм — элемент этнической культуры, передающий информацию о людях из прошлого в настоящее. Рассматривая его как объект наследия, мы узнаем не только способы, приемы моделирования,
Освоение приемов моделирования национальной одежды позволяет нам собрать воедино уникальность методов изготовления и конструирования одежды рукодельниц прошлого и влияние современных тенденций и создать современный костюм с элементами, пришедшими к нам из прошлого. Тем самым, обращаясь к прошлому, мы создаем новое и особенное, что есть лишь в истории нашего народа. И это, созданное нами, является неким символом, неким знаковым отличием от материальной культуры других стран и городов.
Потенциал в сфере изучения приемов моделирования национальной одежды становится предметом исследования и привлекает внимание индустрии моды Поволжья. Вопрос величины этого потенциала рассматривается как важный в плане повышения интереса к нашим родным краям, к истории, искусству того времени.
Познавая искусство, мы открываем окружающий мир совсем иным, нежели он нам представлялся ранее. В нас просыпается интерес к своему родному народу, к забытым, хранящим свою богатую историю, предметам: одежде, украшениям.
Процесс национального возрождения, начавшийся в конце XX века, обусловил повышение спроса на такой вид одежды, как национальный костюм. Он является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, торжественных мероприятиях.
Проблема заключается в отсутствии на данный момент дизайнерского подхода к изучению детской национальной одежды татар. Выбор материалов для костюма ограничивается сведениями лишь этнографического и исторического характера. Кроме того, в ходе анализа существующих подходов и методов изучения народного костюма специалистами швейной промышленности выявилось отсутствие понимания сути процесса проектирования детского национального костюма. Освоение приемов и
технологии моделирования национальной одежды на примере детского костюма является актуальной, ведь чаще всего результаты исследований подобного рода находят себе практическое применение в создании современной одежды или аксессуаров.
Объект исследования: детский народный костюм с использованием татарского орнамента.
Предмет исследования: моделирование детского костюма в контексте современности.
Цель исследования: создать детский народный костюм с использованием татарского орнамента.
Гипотеза исследования: изучить быт и уклад жизни прошлых столетий, связать воедино все аспекты художественного наследия для дальнейшего использования в сегодняшней жизни.
Задачи исследования:
1. выполнить обзор уже существующих научных работ и книг, посвященных изучению детского народного костюма и выполнить анализ существующих методов использования результатов исследования;
2. выполнить обзор и систематизировать имеющиеся в литературе сведения о татарском орнаменте;
3. выявить закономерности в связи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором.
Методы исследования: в данной работе применялся поисковый метод, где были изучены основные теоретические положения материаловедения, моделирования. конструирования, технологии дизайна одежды, художественно-конструкторский анализ народного женского костюма астраханских татар.
Новизна исследования в том, что в этой выпускной квалификационной работе исследуются конструктивно-композиционные решения детского народного костюма с позиции дизайна и разработки орнаментального паттерна, вводятся в научный обиход новые творческие источники для возможных проектных разработок.
Практическая значимость исследования: выпускная квалификационная работа значима, прежде всего, тем, что в результате изучения теоретического методического материала, были освоены приемы моделирования детской народной одежды татар, в ходе которого разработаны эскизы детской одежды, что в дальнейшем может использоваться, как источник полезных материалов для студентов и преподавателей, производственных компаний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений и практической части.
На основе изученной литературы, можно сделать вывод, что формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе является неотъемлемой частью педагогического процесса. Традиционная культура живет веками. Ценность элементов культуры состоит в том, что они являются памятниками духовной и материальной культуры. Ознакомление молодежи с народной культурой должно быть в основе воспитания, так как в них закреплены наилучшие творческие достижения народа.
Духовно-нравственное развитие личности посредством национального костюма является неким связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
Задача образования в современном мире — вырастить молодое поколение как продолжателями народных традиций, это в дальнейшем будет способствовать сохранению, развитию и приумножению национальных ценностей, традиционной культуры как части мировой культуры.
Были изучены понятия стиля и стилизации в дизайне национальной одежды и методов моделирования в дизайне национальной одежды на примере костюмов для мальчика и девочки в возрасте 9-10 лет.
Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма. Понимая это, нельзя оставаться равнодушным к своим национальным корням.
В разные периоды истории в костюме сочеталась сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Выше сказанное в большей степени касается женского костюма, который, из-за эмоциональности женщин и внутренней потребности к великолепию, выделяется изумительной оригинальностью. Национальный татарский костюм не только взрослых, но и
детей прошёл длинный путь исторического развития. Как звену материальной культуры, ему было свойственно развиваться от простого к сложному. Подбирая и переосмысливая особенности национального татарского костюма, мы создаём современные образы на основе стилизации.
Знакомство с детским костюмом с татарским орнаментом ведет к неиссякаемому источнику идей для творчества, который вдохновляет начинающих дизайнеров на создание принципиально новых оригинальных форм одежды. Создавая свои авторские модели, мы использовали сочетание национальной самобытности с модными направлениями в современном костюме, компьютерные технологии и возможности создания татарского орнамента в виде паттерна.
Осваивая и применяя методы моделирования в дизайне национальной одежды, можно смело трансформировать костюм, создавать современные образы, а при их решении, ставить перед собой цель: сформировать потребительские качества костюма: его назначение, характер использования и т.д.
Общие выводы по выпускной квалификационной работе:
- изучение особенностей татарского детского национального костюма, истории создания готовой одежды и тенденций домов моды позволило нам создать коллекцию, включающую в себя эклектику, новизну и повседневность;
- использование полученных художественно-конструкторских знаний обеспечивает в создании коллекции детских костюмов гармоничное единство.
друг от друга и должны восприниматься дизайнером, как единый организм, как произведение искусства, уникальная коллекция. Задача любого дизайнера, разрабатывающего коллекцию одежды с национальным колоритом, заключается в том, чтобы добиться наивысшего уровня и гармонии и в духовном наполнении, и материально-утилитарном использовании изделий.
1. Айльхауер Х.Д., Алыпенбург У. Мода между спросом и предложением. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.-104с.
2. Владимирский Н. Н.. От домашнего ткачества к социалистическому текстильному производству, Кострома, 1949.-80с.
3. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань: Магариф 2002.-150с.
4. Воробъёв Н.И. Казанские татары.-Казань:1953.-304с.
5. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799 г. - 146с.
6. Горина Г. С. Моделирование формы одежды. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.-184с.
7. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 1 -е изд.: — М.: Наука, 1994. — 2-е изд. — М.: Агентство «Издательский сервис», «ГНОМ и Д», 2000.-232с.
8. Гусейнов Г.М. Композиция костюма. Издательство: Академия ISBN: 57695-1235-0 Год издания: 2004.- 430с.
9. Дзеконьаса-Козловска А. Женская мода XX века. — М.: Легкая индустрия, 1977. -295с.
10. Ермилова В. В., Ермилова Д.Ю, Моделирование и художественное оформление одежды. — М.: Академия, Высшая школа ,2001.-180с.
11. Завьялова М.К. Татарский костюм из собрания государственного музея Республики Татарстан, Казань издательство «Заман» фонд «Туран»,1996.- 262с.
12. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. —М.: Молодая гвардия, 1983.-206с.
13. Ильинский М. М. «Ее Величество Мода». — Смоленск: Русич, 1997.416с.
14. История моды Эндрю Такер, Тэмсин Кингсвелл Переводчик: И.Бельченко, Издательство: АСТ, Астрель,Серия: Культура. Открытие,2003 г.-144с.
15. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987.-993с.
16. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма.М.:Просвещение 1983.-650с.
17. Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII - начало XX века, Издательство: Художник РСФСР,1990.-256с.
18. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. — М.:Легпромбытиздат, 1997.-318с.
19. Першукевич Г. В., Матвеева А. В. Возможности актуализации традиционного декора в дизайне костюма и аксессуаров // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 793-795.
20. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.-Казань: 1989.-222с.