Введение 4
1. Теоретические основы исследования туристической привлекательности
города 6
1.1 Сущность понятия туристской привлекательности города 7
1.2 Критерии оценки туристического потенциала города 10
1.3. Управление развитием туристической привлекательности городов 20
2. Исследование особенностей развития туристической привлекательности
городов Казань, Уфа, Ульяновск, Нижний Новгород 37
2.1 Сравнительный анализ состояния туристической сферы городов Казань,
Уфа, Ульяновск, Нижний Новгород 37
2.2 Оценка туристической привлекательности городов Казань, Уфа, Ульяновск,
Нижний Новгород 53
2.3 Динамика развития туристической инфраструктуры города Казани 20122016 гг 61
3 Совершение управленческой деятельности по развитию туристической привлекательности города Казани 68
3.1 Актуальные проблемы формирования туристической привлекательности Казани 68
3.2 Рекомендации по созданию благоприятной для туристического развития
городской среды 75
3.3 Разработка Программы культурного туризма как стратегии развития города Казани 83
Заключение 91
Список литературы 97
Актуальность исследования. В настоящее время туризм становится неотъемлемой частью в жизни людей.
Туристская индустрия занимает лидирующую позицию в мировой экономике. В основном это связанно с глобализацией мирового хозяйства, которое представляет собой процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции и унификации. Следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты, сближение культур различных стран, стандартизация законодательных, экономических и технологических процессов. Туризм - это сложная, высокодоходная и привлекательная деятельность, которая способствует обеспечению занятости населения, улучшению качества жизни людей и социального благосостояния, экономическому единству.
Тема исследования является актуальной, так как в РФ на данный момент туризм развивается и как международный туризм, и как туризм качественного сервиса мирового уровня. Развитие и укрепление туристского бизнеса России зависит от наличия туристских регионов. Казань может привлечь большое количество российских и иностранных туристов, улучшить экономическое положение края, предложить большое количество рабочих мест для местного населения и многое другое, развивая туристские дестинации.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с классификацией туристических ресурсов и объектов, рассматриваются в исследованиях Артемьевой О.А. Буйленко В.Ф., Бутко И.И. В работе Ванюкевич Е.В. определяется логистическое видение сферы туристических услуг. Ветрова О. рассматривает особенности интеллектуального туризма. В работе Горенбургова М.А. рассматриваются вопросы, связанные с бизнеспланированием в гостиничном и ресторанном деле. Кипцевич Е.В. определяет критерии привлекательности национального рынка для международного туризма. Следует отметить, что недостаточно работ посвящено повышению туристической привлекательности городов, в частности, вопросы повышения конкурентоспособности Казани.
Объект исследования: туристический потенциал городов ПФО РФ, как туристских дестинаций.
Предмет исследования: туристическая привлекательность городов и управленческая деятельность по развитию туристической инфраструктуры.
Цель исследования - определение направлений повышения туристической привлекательности городов на примере Казани.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- изучить сущность понятия туристской привлекательности города;
- определить критерии оценки туристического потенциала города;
- провести анализ управления развитием туристической привлекательности городов;
- провести сравнительный анализ состояния туристической сферы городов Казань, Уфа, Ульяновск, Нижний Новгород;
- дать оценку динамике развития туристической инфраструктуры города Казани 2012-2016 гг.;
- рассмотреть актуальные проблемы формирования туристической привлекательности Казани природные, культурные и экономические факторы развития города;
- дать рекомендации по созданию благоприятной для туристического развития городской среды;
- разработать программу культурного туризма как стратегии развития города Казани.
Информационную базу исследования составляют публикации, посвященные практике проведения мероприятий, которые имеются на специализированных интернет-ресурсах, например, www.eventmarket.ru, www.event-forum.ru, в печатном журнале об организации мероприятий Event.ru.
В исследовании использованы статистические данные и данные эмпирических исследований, официальные документы.
Обоснованность выводов магистерской диссертации обеспечивается комплекса методов и методик, адекватных задачам исследования, обсуждением основных положений исследования на научных и практических конференциях.
Методы исследования. В работе использованы статистические методы обработки информации, комплексный подход, сравнительный анализ.
Новизна исследования состоит в определении направлений повышения конкурентоспособности Казани на основе формирования и развития туристической привлекательности города, с использованием комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала города, на основании разработки программы культурного туризма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные теоретические положения работы в части продвижения туристического продукта могут быть использованы туристическими компаниями, ставящими задачей достижение маркетинговых целей при условии соблюдения общественных интересов.
Выше изученное в работе позволяет прийти к следующим выводам. Привлекательность города можно рассматривать как понятие, близкое к понятию конкурентоспособности с точки зрения места концентрации различных видов деятельности. Причем город должен быть привлекательным для предприятий, инвесторов и для населения. Выделяют также еще одну целевую группу, за которую борются города, - это туристы, приезжие, которые не только приносят доход предприятиям города, но и являются значительным носителем информации о городе, помогают создавать его внешний имидж и репутацию.
Повышение привлекательности города в туристической сфере направлено на создание, развитие, распространение общественного признания положительного образа города для потенциальных туристов. По сравнению с другими направлениями конкурентоспособности города это направление является относительно недорогим, хотя и требующим определенных затрат. Ведущие инструменты маркетинга имиджа - это коммуникационные мероприятия, с помощью которых можно демонстрировать открытость территории для контактов и привлечения внешних субъектов.
В рамках исследования были обозначены основные проблемы, которые задерживают развитие туризма в Казани:
- Неустойчивость развития отрасли туризма. Устойчивый туризм должен быть способен удовлетворить нужды туристов в настоящий момент, и сохранять эту способность в будущем, при этом учитывая возможности принимающих стран и регионов, без нанесения вреда системам жизнеобеспечения и биологическому разнообразию. Выделим основные принципы устойчивого развития туризма.
Рациональное использование ресурсов: внедрение систем очистки воды с
возможностью ее повторного использования; внедрение современных систем альтернативного энергообеспечения; использование материалов вторичной обработке, что требует значительного капиталовложения; минимизация, полезное применение, утилизация и размещение отходов.
Поддержание биоразнообразия. При планировании использования объектов туристкой инфраструктуры необходимо обеспечить защиту природного наследия (экосистемы и биологическое разнообразие, дикую флору и фауну, природные парки и заповедники, водоемы); необходимо установить и соблюдать определенных правила и ограничения при использовании туристских объектов.
Интегрирование местных сообществ в планирование процессов, способствующих развитию туризма. Местное население следует привлекать к участию в туристской деятельности на равноправной основе с получением экономической, социальной и культурной выгоды. Данный процесс способствует появлению новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения, развитию местных национальных ремесел, фольклора, традиций, продвижению бренда Казани на международный уровень.
Ответственный маркетинг и менеджмент туризма. Необходимо, при помощи маркетинговых исследований, грамотно и равномерно распределять поток туристов во времени и пространстве, для поддержания биоразнообразия, конкурентоспособности имиджа страны, повышения доходов от туристской деятельности.
- Неразвитая туристская инфраструктура:
- низкая конкурентоспособность гостиниц среднего класса и коллективных средств размещения (недостаточное их количество в перспективных, для развития туристического бизнеса, районах; недостаток гостиниц среднего класса с качественным обслуживанием);
- значительный физический износ объектов туристской индустрии;
- неразвитость сети автомобильных дорог и придорожного сервиса;
- практически полное отсутствие инфраструктуры речного транспорта - изношенность средств передвижения, причалов, отсутствие дозаправочных пунктов.
Для решения проблемы необходимо:
- создание условий для привлечения инвестиций в индустрию туризма и гостеприимства;
- подготовка и проведение тендеров на восстановление объектов туристской инфраструктуры;
- рациональное планирование размещения объектов туристской инфраструктуры;
- реконструкция дорожных сетей и восстановление инфраструктуры и технических средств внутренних водных путей.
- Разобщенность спектра конкурентоспособных туристических продуктов в сфере военно-исторического туризма:
- Казань располагает объектами туристской инфраструктуры, которые не связаны между собой в единый туристический продукт;
- несогласованность и недостаточное взаимодействие участников туристского рынка и смежных с ним отраслей.
Для решения проблемы необходимо:
- интеграция туристских потенциалов отдельных районов области;
- интеграция санаторно-курортных учреждений в туристский рынок.
- Несформированный имидж Казани как туристской дестинации:
- отсутствие маркетинговой программы для создания и продвижения имиджа города на региональный и международный туристские рынки.
Для решения проблемы необходимо:
- организация национальных и международных выставок; применение современных технических, рекламных и мультимедийных средств; организация ознакомительных поездок и рекламных туров;
- продвижение отечественного туристского продукта на внутренний и
международный рынок при помощи рекламно-информационного обеспечения.
- Несоответствие уровня персонала туристических предприятий и организаций требованиям современного рынка туризма:
- отсутствие системы повышения квалификации руководящего персонала и менеджеров индустрии туризма; подготовки квалифицированного обслуживающего персонала гостиничного и ресторанного комплекса.
Для решения проблемы необходимо:
- создание, согласно требованиями рынка, системы подготовки кадров для туристской индустрии различных квалификационных уровней, начиная с совершенствования процесса обучения в высших учебных заведениях (пересмотр программ обучения, повышение уровня языковой подготовки студентов, интеграция предметов по изучению туризма, менеджмента, маркетинга и информационных технологий, заключение договоров с отечественными и международными туристическими предприятиям для организации практики студентов).
Процесс управления организацией спортивного туризма основывается на соответствующем нормативно-правовом, информационном, организационном, кадровом обеспечении. Эффективность данного процесса зависит от степени интеграции его структурных элементов. Недостаточный объем ресурсов, необходимый для осуществления процесса управления, может отразиться на выборе методов и механизмов менеджмента и послужить препятствием к достижению поставленных целей и задач.
Основные цели Программы - развитие эффективной конкурентоспособной туристской инфраструктуры в г.Казани и интеграция города в мировое туристское информационное пространство на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического потенциала, потенциала событийного туризма города и развития индустрии гостеприимства.
Для достижения их необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном туристских рынках.
2. Развитие туристского комплекса г.Казани.
3. Повышение качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма.
Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном туристских рынках предполагает проведение мероприятий по:
- организации проведения и участия в ежегодных международных и региональных туристских выставках, таких как SITF-2015 в Сочи, World Travel Market в Лондоне, MITT в Москве, KITS в Казани, PITE во Владивостоке;
- изданию каталогов, буклетов и иной рекламно-информационной продукции по внутреннему и въездному туризму (информационная поддержка туристов и др.);
- распространению информации о туристском потенциале и событиях в г.Казани в профессиональных СМИ в России и за рубежом, проведению презентаций и ознакомительных поездок для СМИ;
- продвижению бренда г.Казани, изготовлению сувенирной презентационной продукции в стилистике бренда, проведению промокампаний по поддержке бренда;
- организации баннерной рекламы о г.Казани в городах России;
- распространению информации о г.Казани в сети Интернет;
- продвижению интернет-портала о туризме gokazan.com в сети Интернет.
Оценка эффективности, социально-экономических последствий от
реализации Программы основывается на достижении к 2018 году следующих результатов:
- увеличение ассортимента туристских культурных маршрутов;
- увеличение туристско-экскурсионного потока в г.Казань до 2,5 млн. чел.;
- увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15%.
Если доходами от программных мероприятий считать поступления в экономику города во время пребывания туристов и экскурсантов в г.Казани, то при средних расходах одного туриста, равных 5 тыс.руб., и ожидаемом приросте потоков туристов на каждый затраченный по Программе рубль экономика города получит около 100 рублей дохода.
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (ред. от 01.01.2017 г.) http://www.russiatourism.ru/contents/
2. Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3.Справочно-информационная система «Консультант- плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 37318/ (ред. от 19.12.2016 г. № 431-ФЗ)
Книги и статьи
3. Артемьева О.А. Развитие подходов к классификации туристических ресурсов и объектов показа за рубежом // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 120-125.
4. Буйленко, В.Ф. Туризм : учеб. для сред. проф. образования / В.Ф. Буйленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 411 с. - (Среднее профессиональное образование).
5. Бутко, И.И. Туристический бизнес / И.И. Бутко, Е.А. Ситников, Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 384 с. - (Бизнес-технологии).
6. Ванюкевич, Е.В. Логистическое видение сферы туристических услуг / Е.В. Ванюкевич // Новая экономика. - 2013. - № 5/6. - С. 57-64.
7. Ветрова, О. Интеллектуальный туризм / О. Ветрова // BY. Вокруг света в Беларусь. - 2013. - № 3. - C. 56-61.
8. Веткин, В.А. Технология создания туристического продукта : учеб. пособие для вузов / В.А. Веткин. - М. : ГроссМедиа, 2013. - 200 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - М-СПб.: ГЕРДА, Невский Фонд, 2014. - 544с.
10. Вяткан Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие / Л.А. Вяткан, Е.В. Садорчук, Д.Н. Немытов. - М.: Проспект, 2012. - С.87.
11. Габдрафикова Л.С., Пантелева Л.А., Муравлева В.В. Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / Л.С. Габдрафикова, Л.А. Пантелев, В.В. Муравлева // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2013. - № 1. - С. 63-65.
12. Голикова О.М. Особенности организации оздоровительного детского туризма в Российских условиях / О.М. Голикова // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 8 (35). - С. 10-19.
13. Горенбургов, М.А. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле : учеб. пособие для вузов / М. А. Горенбургов, А. Л. Медведев. - СПб.: Д. А. Р. К, 2013. - 200 с.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. М., 2013. С. 124-125.
15. Кандратович, М.И. Проблемы и пути развития анализа финансовых результатов деятельности организаций туризма с учетом передового отечественного и зарубежного опыта / М. И. Кандратович // Бухгалтерский учет и анализ. - 2013. - № 5. - С. 20-24 ; № 6. - С. 39-42.
16. Кандратович, М.И. Проблемы развития и пути совершенствования учета реализации туристических услуг (туров) организациями туризма стран СНГ / М. И. Кандратович // Бухгалтерский учет и анализ. - 2013. - № 8. - С. 2932. - Библиогр.: 16 назв.
17. Кандратович, М.И. Развитие учета продажи туров в кредит организациями туризма стран СНГ, проблемы и пути их решения / М.И. Кандратович // Бухгалтерский учет и анализ. - 2013. - № 6. - С. 15-19.
18. Кипцевич, Е.В. Критерии привлекательности национального рынка для международного туризма / Е.В. Кипцевич // Экономика и управление. - 2013. - № 2. - С. 99-103.
19. Клицунова, В. Фактор места - основной акцент архитектуры сельского туризма / В. Клицумова // Архитектура и строительство. - 2013. - №10. - С. 32-36.
20. Концевой, А.А. Зарубежный опыт развития туризма: проблемы и их решения / А. А. Концевой // Бухгалтерский учет и анализ. - 2013. - № 12. - С. 22-27.
21. Кончиц, С. Уроки гостеприимства / С. Кончиц // Экономика Беларуси. - 2013. - № 1. - С. 108-110.
22. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства : учеб. пособие для вузов / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. - М. : Кнорус, 2013. - 200 с.
23. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М., 2013. С. 91.
24. Культурный ландшафт как объект наследия / научные редакторы Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова. М.-Спб., 2014.
25. Кусков А. С., Иванов А. В., Яшков И. А., Ширинкин П. С. Туристское ресурсоведение. учебник. М, 2014. С. 166-167.
26. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. для вузов / В. А. Алексунина [и др.]. - М. : Дашков и К, 2015. - 716 с.
27. Марончик, А. Эта многообещающая анимация... Или о том, что такое "живой" туризм / А. Марончик // BY. Вокруг света в Беларусь. - 2013. - № 3. - C. 30-35.
28. Массакова, Л. Родны Гродна / Л. Массакова // BY. Вокруг света в Беларусь. - 2013. - № 4. - C. 16-26.
29. Морозов, И. Национальная программа развития туризма: архитектурные акценты / И. Морозов // Архитектура и строительство. - 2013. - № 10. - С. 20-21.
30. Морозов, М.А. Информационные технологии в социальнокультурном сервисе и туризме: оргтехника : учеб. пособие для вузов / М.А.
Морозов, Н.С. Морозова. - М. : Академия, 2013. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование).
31. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социальнокультурном сервисе и туризме : учеб. для вузов / М.А. Морозов. - М. : Академия, 2013. - 288 с. - (Высшее профессиональное образование).
32. Морозова, Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М. А. Морозов. - М. : Академия, 2013. - 288 с. - (Высшее профессиональное образование).
33. Платонова Н.А., Зубакова Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 4 (187). С. 56-60.
34. Савина, И.В. Правовое регулирование туристской услуги: как не испортить себе отдых / И.В. Савина // Отдел кадров. - 2014. - № 5. - С. 74-77.
35. Сахарчук Е.С. О критериях оценки турресурсов Краснодарского края // Сервис в России и за рубежом. 2013. Вып.4. С. 166.
36. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2013. № 1. С. 38-44.
37. Филин С.А., Гагарина Г.Ю. Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон // Сервис plus. 2013. № 1. С. 45-49.
38. Шишкин А.В., Погориляк Б.И. Применение концепции регионального маркетинга для повышения инвестиционной и туристской привлекательности российских регионов // Маркетинг и маркетинговые исследования. Специальный выпуск. 2013. С. 22-28.
39. Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Краснодарского края. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. 2014. С. 286.
Интернет-ресурсы
40. Артамонова Е. BTL или маркетинговые услуги : разборки по
понятиям // инструментальный журнал о стимулировании сбыта BTL-magazine. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://
btl_magazine.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=1604
41. Хашковский А. Маркетинг события и детский маркетинг [Электронный ресурс] // Агентство профессиональных мероприятий.— Режим доступа http://www. speakup.com.ua/index.phtml?m=5 &mm=6&l
42. Шарафутдинов В.Н. Региональный турпродукт: определение и
ключевые параметры // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 3-1 (36). С. 197-207; URL:
http://vestnik. sutr.ru/j oumals_n/1447240912.pdf
43. Peter, K. Pringle McCavitt. Broadcast promotion & marketing [Электронный ресурс] / Peter K. Pringle, Michael F. Starr, William E. // Радиовещательные технологии; [пер. с англ. А. Чиркова]. — Режим доступа: http: //www.radio station.ru/know/public7.html
44. Сайт РБК-аналитика. Внутренний потенциал туризма в Уфе http://ufa.rbc.ru/ufa/26/08/2015/55dd467c9a79474f10f80abf
45. Муниципальная программа "Развитие туризма в муниципальном
образовании "Город Ульяновск", Ульяновск, 2016.
http://ulmeria.ru/ru/node/70984
46. Муниципальная программа "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Нижний Новгород", Нижний Новгород, 2016. http://docs.cntd.ru/document/944959742
47. Сайт Государственного Комитета Республики Татарстан по туризму http://tourism.tatarstan.ru/