Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения строительных организаций 6
1.1. Условия выбора режимов налогообложения для строительных организаций 6
1.2. Особенности налогообложения строительных организаций в России 13
1.3. Налоговый учет в строительных организациях 22
2. Действующая практика налогообложения строительных организаций в
Российской Федерации 29
2.1. Анализ налоговой нагрузки в организациях строительного комплекса
Российской Федерации 29
2.2. Анализ налоговых поступлений от организаций строительного комплекса в
регионах Приволжского Федерального округа 35
3. Совершенствование налогообложения строительных организации в условиях
современной экономики 43
3.1. Проблемы налогообложения строительных организаций и пути их решения 43
3.2. Применение методов корреляционно-регрессионного анализа для
прогнозирования объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по строительной деятельности 53
Заключение 63
Список использованных источников
Экономика современного государства представляет собой сложную взаимосвязанную систему, охватывающую как социально-экономический, так и многоотраслевой производственно-хозяйственный комплексы. Важную роль в последнем играет строительная отрасль.
Строительная отрасль является во многом специфичной с точки зрения расчета и уплаты налогов, поскольку в ней тесно переплетены как выполнение работ и оказание услуг, так и сотрудничество множества организаций на основе различных форм гражданско-правовых договоров на всех этапах строительства. В связи с этим существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать, разрабатывая рекомендации по оптимизации налоговых платежей для строительных организаций. Кроме того, строительный сектор характеризуется наличием наибольшего количества проблем, связанных с налогообложением, что обусловлено его спецификой и несовершенством действующего законодательства. В связи с этим актуальным остаются вопросы особенностей налогообложения строительных организаций.
Целью исследования является разработка на основе изучения теории и практики научно-обоснованных рекомендаций по налогообложению строительных организаций Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется путём решения следующих задач:
- рассмотреть условия выбора режимов налогообложения для строительных организаций;
- изучить особенности налогообложения строительных организаций в России;
- изучить специфику налогового учета в строительных организациях;
- проанализировать налоговую нагрузку в организациях строительного комплекса Российской Федерации;
- проанализировать налоговые поступления от организаций строительного комплекса в регионах Приволжского Федерального округа, в том числе и Республике Татарстан;
- выявить проблемы налогообложения строительных организаций и предложить пути их решения;
- применить методы корреляционно-регрессионного анализа для прогнозирования объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по строительной деятельности.
Объектом исследования является система налогообложения строительных организаций.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения строительного сектора экономики Российской Федерации и Республики Татарстан.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные как общим проблемам налогообложения, так и частным вопросам организации налогообложения в конкретных типах предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере строительного сектора, управления строительным сектором, текущего и стратегического менеджмента. Использовались работы российских ученых: А.В. Аронова, И. М. Александрова, Е. П. Богдановой, И.В. Жемчужниковой, В.Р. Захарьина, М.В. Кашириной, Г.А. Лысовой, В.А Сидоркиной, О.А. Мясникова, С. Новикова.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной службы государственной статистики, результаты обследований предприятий строительного сектора, материалы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность различных строительных организаций и т.д.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены целью, задачами и внутренней логикой исследования. Работа включает введение, источников из 46 наименования и 7 приложений. Материалы выпускной квалификационной работы изложены на 74 страницах основного текста.
При осуществлении строительной деятельности у организации стоит выбор между общей системой налогообложения и упрощенной системой. Общая система налогообложения означает применение налога на добавленную стоимость, налог на прибыль, налога на имущество организаций. Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Специфика налогового учета в строительной отрасли заключается в многофункциональности участников строительства. Одна и та же организация может быть и заказчиком, и инвестором, и подрядчиком. Кроме того, строительство как отрасль материального производства характеризуется затяжным циклом производства строительной продукции, спецификой конечной продукции, высокой материалоемкостью, участием множества хозяйствующих субъектов, что оказывает значительное влияние на методику ведения бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях. В частности, затяжной цикл производства строительной продукции влияет на методологию бухгалтерского и налогового учета строительных организаций.
Налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», которая разработана каждой организацией для внутреннего пользования в зависимости от специфики предприятия.
Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях является одним из наиболее сложных. Предприятие может само определять множество принципов ведения бухгалтерского и налогового учета, в частности, прописывать в договорах строительного подряда с длительным технологическим циклом изготовления поэтапную сдачу строительных работ с переходом рисков и последствий гибели результата работ. Тем самым организация не будет обязана признавать так называемые «виртуальные» доходы и расходы.
Проведенный нами анализ показал, что при осуществлении строительной деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица в Российской Федерации в большинстве случаев (67,17% по состоянию на начало 2016 г.) используют общий режим налогообложения. Данный факт связан с тем, что анализируемые строительные организации работают в основном с юридическими лицами. 25,70% строительных организаций используют упрощенный режим налогообложения, с применением объекта налогообложения «доходы-расходы»; 7,13% - с объектом налогообложения «доходы».
Во второй главе данного исследования нами проанализированы объемы налоговых поступлений по строительной деятельности. Анализ показал, что объемы поступлений сократились в 2015 г.- в 1,9 раза по сравнению с 2013 г.. Доля поступлений также снизилась с 5,18% до 4,39% (на 0,79 п.п.). Основной причиной снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет России стало замедление темпов роста экономики.
Для того чтобы проанализировать современное состояние налогообложения на предприятиях строительной отрасли нами проведен анализ поступлений платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе конкретных налогов. Так за период с 2013 по 2015 годы основную долю поступлений в консолидированный бюджет РФ по строительной отрасли составили следующие налоги:
- налог на добавленную стоимость (11,56% всех поступлений);
- налог на доходы физических лиц (4,97% всех поступлений);
- налог на прибыль организаций (4,51% всех поступлений).
Анализируя структуру налоговых платежей, следует отметить, что наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей по строительной деятельности по состоянию на 01.01.2016 г. принадлежит Центральному Федеральному округу (43,47%), что объясняется не только благоприятным деловым климатом в регионе, но и многими другими показателями. Например, снижением налоговой нагрузки на юридических лиц. В структуре поступлений Приволжскому Федеральному округу принадлежит 12,24 % всех поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации за три года увеличилась незначительно - на 7,20%, однако в денежном выражении это увеличение составляет свыше 55 млрд.руб. При этом задолженность, возможная ко взысканию, увеличилась на 7,24%, задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами -на 7,23%. Одновременно с этим повысилась задолженность по налогам и сборам по строительной деятельности на 28,26% или на 26 млрд.руб. При этом доля задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, уплачиваемым в бюджетную систему Российской Федерации по строительной деятельности по состоянию на 01.01.2016 г. составила 14,34%.
Кроме того, снизились объемы и доля задолженности, невозможные к взысканию налоговыми органами по строительной деятельности с 1 100 млрд. руб. до 1 057 млрд. руб. (на 3,9 п.п.), что, безусловно, является положительной тенденцией.
Таким образом, снижение налоговой задолженности является одной из первоочередных задач финансовой политики государства. Ее наличие ведет к ряду отрицательных последствий. В первую очередь, необходимо реформировать современную налоговую систему, устранять ее недостатки, повышать уровень финансового благосостояния населения, способствовать развитию различных уровней бизнеса.
Проведенный анализ динамики совокупной задолженности по налогам и сборам за весь анализируемый период показал, что повысилась задолженность и в абсолютном, и в относительном выражении в целом по РФ и по ПФО в частности, в том числе и в Республике Татарстан. Изменение динамики показателей уровня собираемости налогов и уровня совокупной задолженности тесно связано как с общеэкономической ситуацией в стране, стабильностью финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, так и непосредственно с эффективностью деятельности налоговых органов по обеспечению взыскания налогов в бюджет.
Прямое влияние на изменение задолженности оказывает состояние платежей и расчетов в экономике. Неисполнение бюджетных обязательств лишает предприятия возможности расплачиваться с кредиторами, что, замыкая круг, приводит к сокращению поступлений в бюджет.
Большинство вопросов, возникающих у налогоплательщиков при строительстве, касается налогообложения хозяйственных операций участников практически любого строительства в лице застройщиков и подрядчиков. Ввиду того что налоговый учет не предусматривает механизма контроля за формированием доходов и расходов организации, у налогоплательщика возникает необходимость согласования информации, содержащейся в учетных документах бухгалтерского и налогового учета. Для этого ему следует устанавливать в учетной политике одинаковый способ признания выручки от реализации выполненных работ по долгосрочным договорам.
В третьей главе настоящего исследования на основе корреляционно- регресионного анализа нами спрогнозированы объемы поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации по строительной деятельности на 2016-2018 гг.
На начальном этапе нами выявлены факторы, которые оказывают влияние на динамику показателя объема налоговых поступлений и построена база исходных данных. Отбор переменных, вошедших в итоговую модель, производился на основе метода пошаговой регрессии. Первоначально была составлена корреляционная матрица. Далее были построены несколько моделей, отражающих зависимость показателя объема налоговых поступлений от различного рода макро- и микроэкономических показателей.
Проанализировав все представленные модели, нами был сделан вывод о том, что наиболее высоким качеством обладает модель, в котором основными факторами, влияющими на результирующий показатель стали: объемы ВВП, число строительных организаций, индекс производительности труда по строительной деятельности.
При увеличении объема ВВП на один млрд. руб. налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по строительной деятельности увеличивается на 32,5 млрн.руб. При росте количества строительных организаций на одну единицу, объемы поступлений увеличиваются на 5 млн. руб. При увеличении индекса производительности труда по строительной деятельности на 1 п.п. поступления увеличиваются на 20,382 млрд. руб.
Практическая значимость построенного уравнения заключается в том, что анализируя и контролируя параметры, вошедшие в уравнение в качестве независимых переменных с использованием построенного уравнения, можно не только оценивать объемы налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по строительной деятельности, но и прогнозировать их на будущую перспективу, что и было нами сделано. Проведенный анализ показал, что поступления имеют положительную динамику, зависящую от таких факторов, как объемы ВВП, количество строительных организаций, индекс производительности труда по строительной деятельности.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., №146-ФЗ (ред. от
13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 28.06.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г., N 117-ФЗ (ред. от
09.03.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 28.06.2016.
3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 г., N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 28.06.2016.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Справочно-правовая система " Консультант". - Последнее обновление 28.06.2016.
5. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Справочно-правовая система " Консультант". - Последнее обновление 28.06.2016.
6. Александров И. М. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: Учебник / И. М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 228 с.
7. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с.
8. Бекирова Э.В., Мартыненко Е.В. Выбор режима налогообложения на этапе создания организации / Бекирова Э.В., Мартыненко Е.В. // В сборнике: Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной
деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое
68
обеспечение Международная научно-практическая конференция студентов. 2014.
С. 313-316.
9. Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Богданова. - М.: МФПА, 2010. - 432 с.
10. Васильева Т.Ю., Васильев П.А. Выбор налогового режима как оптимизация налоговой нагрузки / Васильева Т.Ю., Васильев П.А. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 350.
11. Гафурова Г.Н. Выбор системы налогообложения / Гафурова Г.Н. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 2. С. 36-39.
12. Евгеньева В.С., Навасардян А.А. Анализ задолженности по налогам перед бюджетом Российской Федерации / Евгеньева В.С., Навасардян А.А. // В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективысборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Под общей ред. Н.Н. Бондиной. 2014. С. 61-65.
13. Егорова Н.Е., Хромов И.Е. Модели обоснования решений при выборе схемы налогообложения малого предприятия / Егорова Н.Е., Хромов И.Е. // Прикладная эконометрика. 2008. № 1. С. 3-22.
14. Жемчужникова И.В. Выбор наиболее оптимального режима налогообложения для индивидуальных предпринимателей / Жемчужникова И.В. // Налоги и финансы. 2013. № 2. С. 6-15.
15. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.
16. Каширина М.В. Строительство: особенности налогообложения / Каширина М.В.// Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 135-140.
17. Кудрявцева Н.Н., Власов А.Б., Летуновский К.П. Проблемы выбора специального налогового режима при оптимизации налогообложения торговой организации /Кудрявцева Н.Н., Власов А.Б., Летуновский К.П. // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. 2014. № 1. С. 23-26.
18. Курочкина Н.В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике / Курочкина Н.В. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 38. С. 8-19.
19. Лысова Г.А., Сидоркина В.А. Застройщик: бухгалтерский учет и налогообложение / Лысова Г.А., Сидоркина В.А. // Аудиторские ведомости. 2013. № 10. С. 75-93.
20. Марширова Л.Е., Марширов В.В. Анализ алгоритмов выбора специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей / Марширова Л.Е., Марширов В.В. // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 48. С. 13-24.
21. Митрофанова И.А., Тлисов А.Б. Упрощенная система налогообложения как легальный способ его оптимизации / Митрофанова И.А., Тлисов А.Б. // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 2. С. 77-83.
22. Мясников О.А. Особенности налогообложения строительства жилых домов с привлечением средств дольщиков / Мясников О.А. // Бухучет в строительных организациях. 2011. № 9. С. 21-26.
23. Назаров М.А., Бойчук И.И. Анализ и оптимизация налогооблагаемой
базы при применении упрощенной системы налогообложения / Назаров М.А., Бойчук И.И. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 64-68.
24. Новиков С. Передача незавершенного строительства и налоги / Новиков С. // Хозяйство и право. 2013. № 2. С. 53-56.
25. Падыганов А.В., Курочкина Н.В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации / Падыганов А.В., Курочкина Н.В. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. Т. 4. № 4. С. 82-87.
26. Печенкина В.В., Васильченко Е.В. Проблемы налогового регулирования незавершенного строительства и пути их решения / Печенкина В.В., Васильченко Е.В. // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 2. С. 44-48.
27. Попов Е.М. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. М. Попов. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2013. - 319 с.
28. Попонова Н.А. и др. Организация налогового учета и налогового контроля: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 624 с.
29. Проскурин С.Н. Анализ задолженности по налогам в регионе/ Проскурин С.Н. // Региональный вестник. 2016. № 1. С. 13-14.
30. Рабинович А. Налогообложение при ликвидации объекта незавершенного строительства / Рабинович А. // Хозяйство и право. 2013. № 1. С. 19-29.
31. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. - 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Эксмо, 2014. -388 с.
32. Серякова С.П., Решетникова Н.И. Выбор режима налогообложения предприятиями малого бизнеса в целях оптимизации налоговой нагрузки /Серякова С.П., Решетникова Н.И.// Власть и управление на Востоке России. 2015. № 4 (73). С. 96-102.
33. Серякова С.П., Решетникова Н.И. Выбор режима налогообложения предприятиями малого бизнеса в целях оптимизации налоговой нагрузки / Серякова С.П., Решетникова Н.И. // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 4 (73). С. 96-102.
34. Смирнова О.А., Барышев Д.А. Альтернативная модель налогообложения хозяйствующих субъектов / Смирнова О.А., Барышев Д.А. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 6. С. 115-118.
35. Сучкова М.А. Управленческие решения налогоплательщика по выбору режима налогообложения доходов (прибыли) в России / Сучкова М.А.// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4. С. 100-103.
36. Табоякова Д.Г. Налоги, ведение учета, преимущества и недостатки общей системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей / Табоякова Д.Г. // Наука и общество. 2015. № 3 (22). С. 116-118.
37. Филатова Е.А. Анализ налоговых поступлений в республике Татарстан / Филатова Е.А. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 1 (23). С. 259-267.
38. Хон С.С. Проблема налогообложения объекта незавершённого строительства в условиях введения налога на недвижимость / Хон С.С. // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2014. № 6. С. 18-22.
39. Хромова И.Н., Чаленко Е.Ю. УСН или ОСНО, какая система налогообложения выгоднее? / Хромова И.Н., Чаленко Е.Ю. // В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. Под общей ред. Н.Н. Бондиной. Пенза, 2014. С. 164-168.
40. Цепилова Е.С., Швед Г.В. Особенности применения и перспективы упрощенной системы налогообложения / Цепилова Е.С., Швед Г.В. // Учет и статистика. 2012. № 26. С. 60-65
41. Чикишева О.А. Исследование существующих в Российской Федерации систем налогообложения / Чикишева О.А. // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. Т. 1. № 1.
С. 96-99.
42. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]: Налогообложение строительных организаций. Новости - Официальный сайт портала, 2016. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/
43. Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статистические данные - Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/
44. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]: Диссертации по теме «Налогообложение строительных организаций» / Официальный сайт электронной библиотеки диссертаций, 2016. - Режим доступа: http: //www.dissercat.com/
45. Электронно-библиотечная система «Книгафонд» [Электронный ресурс]: Учебники и учебные пособия по теме «Налогообложение строительных организаций» / Официальный сайт электронно-библиотечной системы, 2016. - Режим доступа: knigafund.ru/
46. Электронно-библиотечная система ZNANIUM [Электронный ресурс]: Учебники и учебные пособия по теме «Налогообложение строительных организаций» / Официальный сайт электронно-библиотечной системы, 2016. - Режим доступа: www.znanium.com