Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Работа №52411

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы42
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Картотека игр по воспитанию толерантности)
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет (8 мальчиков и 15 девочек).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие толерантности и основные подходы к ее изучению 6
1.2 Воспитание толерантности в дошкольном возрасте контексте ФГОС ДО 12
1.3 Педагогические условия воспитания толерантности у старших дошкольников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Практические аспекты воспитания толерантности у старших дошкольников с МДОУ 23
2.1 Методы, ход и результаты исследования 23
2.2 Рекомендации по воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение 40

Проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения в наши дни во многом обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Рост нетерпимости, проявление агрессии, жестокости становятся частым явлением как в среде взрослых, так и в детской среде. Поэтому не удивительно, что в последнее время в различных науках, в том числе и в педагогике, заметно возрос интерес к проблеме воспитания толерантности у детей и подростков.
Актуальность воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы нравственно-этической культуры. При неразвитости толерантности в поведении человека возникает не пустота, а такие черты, как агрессивность, жестокость, насилие по отношению к представителям других культур и национальностей.
Анализируя степень разработанности данной темы в научной литературе, хочется отметить, что в последние годы проводились и проводятся исследования, затрагивающие проблемы толерантности.
Исследованием общих проблем психологии и педагогики толерантности занимались С.Д. Бакулина, Е.О. Галицких, В.М. Золотухин, Е.Ю. Клепцова, Е.Л. Кудрина, Г.А. Лопушнян, И.В. Марусева, М.С. Мириманова, Г.У. Солдатова, А.А. Халилова, О.А. Чебыкина, Л.А. Шайгерова и др.
Различные стороны воспитания толерантности отражены в работах А.М. Байбакова, П.В. Степанова, Ф.А. Темировой, Д.Х. Накоховой, В.А. Тимофейчевой, Г.М. Шеламовой и других авторов.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме, изучение реального состояния дел на основе анализа деятельности ряда дошкольных образовательных учреждений позволил выделить противоречия между:
– потребностью общества в воспитании толерантной личности, начиная уже с дошкольного возраста, и недостаточной теоретико-эмпирической разработанностью комплексного подхода к вопросам воспитания толерантности у старших дошкольников;
– потребностью воспитания начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью педагогов дошкольных образовательных организаций к осуществлению такой работы;
– наличием значительного числа разработок и методических рекомендаций для работы со старшими дошкольниками и отсутствием единой программы воспитания толерантности у старших дошкольников в ДОО.
Объектом исследования выступает процесс воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – выявление уровня развития толерантности у старших дошкольников и формулирование рекомендаций по её воспитанию.
В процессе достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований выделить основные подходы к определению толерантности как научной категории и описанию основных её видов;
2) описать воспитание толерантности в дошкольном возрасте контексте ФГОС ДО;
3) раскрыть педагогические условия воспитания толерантности у старших дошкольников;
4) подобрать диагностический инструментарий, провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты;
5) сформулировать рекомендации по воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую базу работы составили: идеи психологии толерантности (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Д.В. Колесов, Г.У. Солдатова и др.); концепция гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.); современные педагогические теории толерантности (Б.З. Вульфов, М.С. Мириманова, А.А. Погодина, М.И. Рожков); концептуальные положения о сензитивности дошкольного возраста для формирования основ общечеловеческих ценностей, включая толерантность (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.А. Урунтаева Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены конкретные формы методической работы, способствующие воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть внедрены в практику работы ДОУ. Также материалы и результаты исследования могут быть использованы при проведении курсов по выбору и семинаров по дошкольной педагогике в педагогических вузах и колледжах.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа работ российских и западных психологов можно сделать вывод о том, что толерантность – это сложное, многостороннее и многокомпонентное явление, которое можно определить как готовность или способность без протеста воспринимать человека, уважение личной свободы другого, проявление великодушия в отношении других, терпение и терпимость.
Задача дошкольного образования заключается в воспитании в детях мировосприятия, основанного на принципах толерантности. Для этого ФГОС провозглашает такие принципы дошкольного образования, как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ – это специально организуемый и управляемый процесс вовлечения ребёнка в активное взаимодействие с элементами культуры, быта, национальных традиций народов мира для формирования у него представлений о многообразии и единстве человечества как основы для проявления им сочувствия и готовности к бесконфликтному сотрудничеству.
Выделяются следующие условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста: готовность педагогов ДОУ к работе по воспитанию толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми старшего дошкольного возраста; включение ребёнка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной развивающей предметно-пространственной среды; комплексность и вариативность применяемых педагогических инструментов и средств воспитания толерантности.
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет.
Исследование включало 2 этапа. На первом этапе использовались методики «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» Е. Рылеевой» и социометрическая методика «Два домика» И. А. Паршутина. На втором этапе исследования применялась методика «Изучение толерантности детей» И. Д. Стародубовой.
По результатам проведенных диагностик можно сделать вывод, что в группе испытуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития толерантности. Дети в целом проявляют в своём поведении основные сущностно-содержательные качества нравственной личности. Однако они плохо ориентируется в правилах культуры поведения, не всегда охотно вступают в общение, не очень активно относятся к позиции партнёра по взаимодействию. Ещё не могут правильно понимать эмоциональное состояние, не всегда выражают готовность помочь и благожелательное отношение. Это приводит к неблагоприятным социометрическим статусам и свидетельствует о необходимости проведения с детьми развивающей работы по воспитанию толерантности.
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет.
Исследование включало 2 этапа. На первом этапе использовались методики «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» Е. Рылеевой» и социометрическая методика «Два домика» И. А. Паршутина. На втором этапе исследования применялась методика «Изучение толерантности детей» И. Д. Стародубовой.
По результатам проведенных диагностик можно сделать вывод, что в группе испытуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития толерантности. Дети в целом проявляют в своём поведении основные сущностно-содержательные качества нравственной личности. Однако они плохо ориентируется в правилах культуры поведения, не всегда охотно вступают в общение, не очень активно относятся к позиции партнёра по взаимодействию. Ещё не могут правильно понимать эмоциональное состояние, не всегда выражают готовность помочь и благожелательное отношение. Это приводит к неблагоприятным социометрическим статусам и свидетельствует о необходимости проведения с детьми развивающей работы по воспитанию толерантности.
Воспитание толерантности – длительный целенаправленный процесс, в котором участвуют все субъекты образовательного процесса: дети, педагог и родители. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у старших дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Нами предложена Картотека игр по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.



1. Акимова, Е. И. Воспитание толерантности у старших дошкольников / Е. И. Акимова, О. В. Кузьмиченко, Е. В. Уютнова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы конф. – М., 2016. – С. 95–97.
2. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. – М., 2014. – 324 с.
3. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – СПб.: Питер, 2014. – С. 13–21.
4. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 3. – С. 12–16.
5. Бурдина, Г. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) / Г. Бурдина // Науковедение. – 2014. – № 2. – С. 152.
6. Венглевская, Н. В. Изучение сформированности толерантности у старших дошкольников / Н. В. Венглевская // Евразийский союз учёных. – 2015. – № 1-4 (18). – С. 105–107.
7. Золотухин В.М. Морально-этический феномен толерантности // Вест. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 59–61.
8. Золотухин В.М. Толерантность. – Кемерово, 2001. – 311 с.
9. Казарян К. Развитие позитивного отношения к представителям разных этносов. – М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 с.
10. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический Проект, 2014. – 177 c.
11. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 33–38.
12. Крысько В. Этническая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 368 с.
13. Кузьмиченко, О. В. Воспитание толерантности у старших дошкольников / О. В. Кузьмиченко, Е. В. Уютнова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы конф. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова [и др.]. – М., 2013. – С. 105–108.
14. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 46–54.
15. Мандрыгина, Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы конф. – М., 2013. – С. 44–48.
16. Маслова Г.Г. Толерантность как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Псковского государственного университета. – 2007. – №1. – С. 154–163.
17. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 105–115.
18. Моисеева, Р. И. Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Р. И. Моисеева, О. Е. Косова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – М., 2017. – С. 110–113.
19. Моторина, Н. А. Формирование толерантности дошкольников как педагогическая проблема / Н. А. Моторина, А. В. Кайгородова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. / под ред. А. И. Улзытуевой. – М., 2015. – С. 116–119.
20. Наумова, Н. В. Динамика психологических составляющих толерантности дошкольника / Н. В. Наумова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1 (15). – С. 133–151.
21. Паршутин, И. А. Исследование детских межличностных отношений: сб. старшего воспитателя дошкольного учреждения / И. А. Паршутин. – М.: Педагогика, 2007. – 220 с.
22. Посходиева, Д. В. О теоретических аспектах формирования толерантности старших дошкольников / Д. В. Посходиева, Ц. В. Посходиева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. / под ред. А. И. Улзытуевой. – М., 2015. – С. 135–139.
23. Романюк, К. О. Воспитание межэтнической толерантности старших дошкольников путём использования инновационных педагогических технологий / К. О. Романюк // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 27. – С. 173–182.
24. Рыжова С. Этническая идентичность в контексте толерантности. – М.: Альфа–М, 2011. – 280 с.
25. Рылеева, Е. В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособ. для руководителей и методистов / Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 64 с.
26. Синякова Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов // Психология и школа. – 2004. – № 4. – С. 61–65.
27. Стародубова, И. Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности / И. Д. Стародубова. – М., 2011. – 47 с.
28. Татарко А., Лебедева Н. Методы этнической и кросскультурной психологии. – М.: Высшая Школа Экономики, 2011. – 240 с.
29. Халилова А.А. Подходы к пониманию феномена толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований / под ред. М. В. Новикова. – Ярославль, 2011. – С. 77–82.
30. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование – 2012. – № 2. – С. 17–22.
31. Шайфутдинова, А. Р. Развитие толерантности дошкольников / А. Р. Шайфутдинова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 24. – С. 78–79.
32. Шмелёва, О. И. Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников / О. И. Шмелёва // Наука, образование и культура. – 2019. – № 1 (35). – С. 43–45.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ