Есть приложение (Картотека игр по воспитанию толерантности)
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет (8 мальчиков и 15 девочек).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие толерантности и основные подходы к ее изучению 6
1.2 Воспитание толерантности в дошкольном возрасте контексте ФГОС ДО 12
1.3 Педагогические условия воспитания толерантности у старших дошкольников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Практические аспекты воспитания толерантности у старших дошкольников с МДОУ 23
2.1 Методы, ход и результаты исследования 23
2.2 Рекомендации по воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение 40
Проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения в наши дни во многом обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Рост нетерпимости, проявление агрессии, жестокости становятся частым явлением как в среде взрослых, так и в детской среде. Поэтому не удивительно, что в последнее время в различных науках, в том числе и в педагогике, заметно возрос интерес к проблеме воспитания толерантности у детей и подростков.
Актуальность воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы нравственно-этической культуры. При неразвитости толерантности в поведении человека возникает не пустота, а такие черты, как агрессивность, жестокость, насилие по отношению к представителям других культур и национальностей.
Анализируя степень разработанности данной темы в научной литературе, хочется отметить, что в последние годы проводились и проводятся исследования, затрагивающие проблемы толерантности.
Исследованием общих проблем психологии и педагогики толерантности занимались С.Д. Бакулина, Е.О. Галицких, В.М. Золотухин, Е.Ю. Клепцова, Е.Л. Кудрина, Г.А. Лопушнян, И.В. Марусева, М.С. Мириманова, Г.У. Солдатова, А.А. Халилова, О.А. Чебыкина, Л.А. Шайгерова и др.
Различные стороны воспитания толерантности отражены в работах А.М. Байбакова, П.В. Степанова, Ф.А. Темировой, Д.Х. Накоховой, В.А. Тимофейчевой, Г.М. Шеламовой и других авторов.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме, изучение реального состояния дел на основе анализа деятельности ряда дошкольных образовательных учреждений позволил выделить противоречия между:
– потребностью общества в воспитании толерантной личности, начиная уже с дошкольного возраста, и недостаточной теоретико-эмпирической разработанностью комплексного подхода к вопросам воспитания толерантности у старших дошкольников;
– потребностью воспитания начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью педагогов дошкольных образовательных организаций к осуществлению такой работы;
– наличием значительного числа разработок и методических рекомендаций для работы со старшими дошкольниками и отсутствием единой программы воспитания толерантности у старших дошкольников в ДОО.
Объектом исследования выступает процесс воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – выявление уровня развития толерантности у старших дошкольников и формулирование рекомендаций по её воспитанию.
В процессе достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований выделить основные подходы к определению толерантности как научной категории и описанию основных её видов;
2) описать воспитание толерантности в дошкольном возрасте контексте ФГОС ДО;
3) раскрыть педагогические условия воспитания толерантности у старших дошкольников;
4) подобрать диагностический инструментарий, провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты;
5) сформулировать рекомендации по воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую базу работы составили: идеи психологии толерантности (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Д.В. Колесов, Г.У. Солдатова и др.); концепция гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.); современные педагогические теории толерантности (Б.З. Вульфов, М.С. Мириманова, А.А. Погодина, М.И. Рожков); концептуальные положения о сензитивности дошкольного возраста для формирования основ общечеловеческих ценностей, включая толерантность (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.А. Урунтаева Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены конкретные формы методической работы, способствующие воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть внедрены в практику работы ДОУ. Также материалы и результаты исследования могут быть использованы при проведении курсов по выбору и семинаров по дошкольной педагогике в педагогических вузах и колледжах.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы.
На основе анализа работ российских и западных психологов можно сделать вывод о том, что толерантность – это сложное, многостороннее и многокомпонентное явление, которое можно определить как готовность или способность без протеста воспринимать человека, уважение личной свободы другого, проявление великодушия в отношении других, терпение и терпимость.
Задача дошкольного образования заключается в воспитании в детях мировосприятия, основанного на принципах толерантности. Для этого ФГОС провозглашает такие принципы дошкольного образования, как приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ – это специально организуемый и управляемый процесс вовлечения ребёнка в активное взаимодействие с элементами культуры, быта, национальных традиций народов мира для формирования у него представлений о многообразии и единстве человечества как основы для проявления им сочувствия и готовности к бесконфликтному сотрудничеству.
Выделяются следующие условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста: готовность педагогов ДОУ к работе по воспитанию толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми старшего дошкольного возраста; включение ребёнка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной развивающей предметно-пространственной среды; комплексность и вариативность применяемых педагогических инструментов и средств воспитания толерантности.
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет.
Исследование включало 2 этапа. На первом этапе использовались методики «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» Е. Рылеевой» и социометрическая методика «Два домика» И. А. Паршутина. На втором этапе исследования применялась методика «Изучение толерантности детей» И. Д. Стародубовой.
По результатам проведенных диагностик можно сделать вывод, что в группе испытуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития толерантности. Дети в целом проявляют в своём поведении основные сущностно-содержательные качества нравственной личности. Однако они плохо ориентируется в правилах культуры поведения, не всегда охотно вступают в общение, не очень активно относятся к позиции партнёра по взаимодействию. Ещё не могут правильно понимать эмоциональное состояние, не всегда выражают готовность помочь и благожелательное отношение. Это приводит к неблагоприятным социометрическим статусам и свидетельствует о необходимости проведения с детьми развивающей работы по воспитанию толерантности.
В эмпирическом исследовании принимали участие 22 дошкольника в возрасте 5–7 лет.
Исследование включало 2 этапа. На первом этапе использовались методики «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста» Е. Рылеевой» и социометрическая методика «Два домика» И. А. Паршутина. На втором этапе исследования применялась методика «Изучение толерантности детей» И. Д. Стародубовой.
По результатам проведенных диагностик можно сделать вывод, что в группе испытуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития толерантности. Дети в целом проявляют в своём поведении основные сущностно-содержательные качества нравственной личности. Однако они плохо ориентируется в правилах культуры поведения, не всегда охотно вступают в общение, не очень активно относятся к позиции партнёра по взаимодействию. Ещё не могут правильно понимать эмоциональное состояние, не всегда выражают готовность помочь и благожелательное отношение. Это приводит к неблагоприятным социометрическим статусам и свидетельствует о необходимости проведения с детьми развивающей работы по воспитанию толерантности.
Воспитание толерантности – длительный целенаправленный процесс, в котором участвуют все субъекты образовательного процесса: дети, педагог и родители. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у старших дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Нами предложена Картотека игр по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Акимова, Е. И. Воспитание толерантности у старших дошкольников / Е. И. Акимова, О. В. Кузьмиченко, Е. В. Уютнова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы конф. – М., 2016. – С. 95–97.
2. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. – М., 2014. – 324 с.
3. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – СПб.: Питер, 2014. – С. 13–21.
4. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 3. – С. 12–16.
5. Бурдина, Г. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) / Г. Бурдина // Науковедение. – 2014. – № 2. – С. 152.
6. Венглевская, Н. В. Изучение сформированности толерантности у старших дошкольников / Н. В. Венглевская // Евразийский союз учёных. – 2015. – № 1-4 (18). – С. 105–107.
7. Золотухин В.М. Морально-этический феномен толерантности // Вест. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 59–61.
8. Золотухин В.М. Толерантность. – Кемерово, 2001. – 311 с.
9. Казарян К. Развитие позитивного отношения к представителям разных этносов. – М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 с.
10. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический Проект, 2014. – 177 c.
11. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 33–38.
12. Крысько В. Этническая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 368 с.
13. Кузьмиченко, О. В. Воспитание толерантности у старших дошкольников / О. В. Кузьмиченко, Е. В. Уютнова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы конф. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова [и др.]. – М., 2013. – С. 105–108.
14. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 46–54.
15. Мандрыгина, Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы конф. – М., 2013. – С. 44–48.
16. Маслова Г.Г. Толерантность как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Псковского государственного университета. – 2007. – №1. – С. 154–163.
17. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 105–115.
18. Моисеева, Р. И. Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Р. И. Моисеева, О. Е. Косова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – М., 2017. – С. 110–113.
19. Моторина, Н. А. Формирование толерантности дошкольников как педагогическая проблема / Н. А. Моторина, А. В. Кайгородова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. / под ред. А. И. Улзытуевой. – М., 2015. – С. 116–119.
20. Наумова, Н. В. Динамика психологических составляющих толерантности дошкольника / Н. В. Наумова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2014. – № 1 (15). – С. 133–151.
21. Паршутин, И. А. Исследование детских межличностных отношений: сб. старшего воспитателя дошкольного учреждения / И. А. Паршутин. – М.: Педагогика, 2007. – 220 с.
22. Посходиева, Д. В. О теоретических аспектах формирования толерантности старших дошкольников / Д. В. Посходиева, Ц. В. Посходиева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: сб. ст. / под ред. А. И. Улзытуевой. – М., 2015. – С. 135–139.
23. Романюк, К. О. Воспитание межэтнической толерантности старших дошкольников путём использования инновационных педагогических технологий / К. О. Романюк // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 27. – С. 173–182.
24. Рыжова С. Этническая идентичность в контексте толерантности. – М.: Альфа–М, 2011. – 280 с.
25. Рылеева, Е. В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособ. для руководителей и методистов / Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 64 с.
26. Синякова Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов // Психология и школа. – 2004. – № 4. – С. 61–65.
27. Стародубова, И. Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности / И. Д. Стародубова. – М., 2011. – 47 с.
28. Татарко А., Лебедева Н. Методы этнической и кросскультурной психологии. – М.: Высшая Школа Экономики, 2011. – 240 с.
29. Халилова А.А. Подходы к пониманию феномена толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований / под ред. М. В. Новикова. – Ярославль, 2011. – С. 77–82.
30. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование – 2012. – № 2. – С. 17–22.
31. Шайфутдинова, А. Р. Развитие толерантности дошкольников / А. Р. Шайфутдинова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 24. – С. 78–79.
32. Шмелёва, О. И. Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников / О. И. Шмелёва // Наука, образование и культура. – 2019. – № 1 (35). – С. 43–45.