Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №52410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исполнения регионального бюджета
1.1 Общие принципы исполнения бюджета 8
1.2 Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса 17
Глава 2. Практическое исполнение бюджетов субъектов Приволжского федерального округа
2.1 Анализ исполнения бюджетов субъектов ПФО по доходам 24
2.2 Анализ исполнения бюджетов субъектов ПФО по расходам 41
Глава 3. Оценка эффективности исполнения региональных бюджетов ПФО
3.1 Сравнение эффективности расходов бюджетов субъектов ПФО 58
3.2 Проблемы и пути совершенствования исполнения бюджетов субъектов ПФО 67
Заключение 71
Библиографический список 76
Приложение 84


В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, совместное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их роль, и расширяются их полномочия в области экономики и социального развития региона.
Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя бюджетные средства для финансирования наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства и региональных программ. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, финансирование различного рода федеральных и региональных государственных целевых программ.
Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами требует проведения адекватной бюджетной политики, представляющей собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий, имеющих своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной бюджетной системы.
Сложилась объективная потребность оценки расходования денежных средств органами субъекта Федерации - для выявления позитивных и негативных тенденций по целевому использованию средств, выделенных из бюджета. Изучение данных тенденций позволит совершенствовать организацию исполнения бюджета и повысить результативность расходования бюджетных средств.
Актуальность данной темы заключается в том, что исполнение регионального бюджета дает представление о развитии региона в целом. Важность территориального бюджета для функционирования отдельных отраслей на региональном уровне бесспорна. В рамках федеративного устройства Российской Федерации региональные органы власти приобретают определенную свободу действий, ограниченную только нормативно - правовыми актами. Следовательно, качественное исполнение бюджета на региональном уровне во многом зависит от деятельности исполнительных органов власти.
В последние годы исполнение территориальных бюджетов характеризуются опережающим ростом расходов, обусловленным необходимостью исполнения инаугурационных указов Президента Российской Федерации. В поисках источников их финансирования субъекты Российской Федерации вынуждены сокращать капиталовложения, что подавляет региональную экономику и снижает потенциальные налоговые поступления.
О долгосрочном дефиците финансовых ресурсов на региональном уровне свидетельствует и неуклонное снижение доли доходов территориальных бюджетов в ВВП. Низкое качество прогнозов основных бюджетных параметров, несовершенство межбюджетной политики нарушают ритмичность исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, что приводит к существенным объемам неиспользованных ресурсов и искажает реальную ситуацию с бюджетным дефицитом.
Объектом исследования дипломной работы являются бюджеты субъектов Приволжского федерального округа России.
Предмет исследования - исполнение региональных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа РФ.
Целью данной работы является рассмотрение процесса исполнения бюджета на региональном уровне и изучение структуры бюджетов субъектов Приволжского федерального округа РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить теоретические аспекты исполнения бюджета;
- рассмотреть доходы региональных бюджетов, их структуру и классификацию;
- рассмотреть структуру и классификации расходов региональных бюджетов;
- проанализировать эффективность исполнения бюджетов в субъектах Приволжского федерального округа РФ;
- выявить сложности в процессе исполнения регионального бюджета;
- разработать рекомендации по усовершенствованию процесса исполнения бюджета для регионов Приволжского федерального округа.
Анализ эффективности исполнения регионального бюджета будет включать изучение законодательной базы бюджетного процесса регионов и оценку качественных характеристик посредством расчета ряда бюджетных показателей.
Разработанность темы исследования. Значительный вклад в развитие теории и практики бюджета внесли такие ученые, как Э.А. Вознесенский, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, Б.Г. Поляк, М.П.Романовский, В.К. Сенчагов и др. В современной российской экономической литературе вопросы исполнения бюджета исследуются в работах И.Г. Акперова, А.М.Година, Т.Г. Нестеренко, А.Ю. Поповой, И.В. Подпорной, И.А. Черновой и др.
Теоретическую основу исследования составили труды известных экономистов в области бюджета, а именно: Е.О. Орловой, Т.С. Шагжиевой, О.И. Тишуниной, Г.Б. Поляка и др. Методологической основой дипломной работы является теория научного познания в ее конкретных приложениях. В качестве методического инструментария применялись статистический, логический, метод экспертных оценок, классификации и др. В работе обобщены тенденции и определены закономерности развития исполнения бюджета на уровне субъектов Приволжского федерального округа за последнее время, что позволило усовершенствовать методы его организации в бюджетной системе Российской Федерации.
Для оценки эффективности исполнения региональных бюджетов были изучены методики, разработанные авторами А.М. Павловой в ее работе «Эффективность государственного финансового контроля в условиях реформирования бюджетных отношений» и в статье М.Б. Ананских «Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов». Для проведения анализа исполнения бюджета в работе были использованы методы сравнения и группировки. В качестве инструментов применялись бюджетные коэффициенты для выявления относительных показателей финансового состояния региона.
Информационную базу исследования составили материалы официальной статистики, аналитических агентств, публикации в отечественной печати, данные, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством России, Министерством финансов субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы и нормативно-законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Были изучены финансовые документы регионов за 2010-2015 года, отчеты об исполнении региональных бюджетов.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе речь пойдет об общих принципах исполнения бюджета и о теоретических аспектах исполнения бюджета на региональном уровне. Также, основываясь на нормативно-правовую базу, будут изучены основные термины, необходимые в процессе исполнения бюджета.
Во второй главе рассматривается исполнение региональных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа за 2014 год, их доходная и расходная части, дефицит бюджета.
В третьей главе проводится оценка эффективности исполнения региональных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа. Во втором параграфе будет уделено внимание трудностям, возникающим в процессе исполнения региональных бюджетов, и приведены пути решения конкретных проблем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исполнение бюджета представляет собой сложный и многоэтапный процесс на любом уровне бюджетного процесса. Оптимальное функционирование бюджета возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения отношений между органами государственной власти и четкого, справедливого баланса доходов и расходов бюджета. Именно тогда возможно говорить о стабильном и эффективном исполнении всех статей бюджета, следовательно, о возможности функционирования всей рыночной системы и развития государства.
В данной работе были приведены основные принципы и порядок исполнения регионального бюджета. Основываясь на теоретических аспектах, изучен порядок исполнения региональных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа. Также рассмотрены основные функции органов государственной власти, ответственных за исполнение бюджета.
Основываясь на изученном, можно сказать, что исполнение регионального бюджета процесс сложный и трудоемкий, важный и ответственный, требует правильного функционирования всех органов государственной власти, задействованных в исполнении бюджета. Следовательно, участникам бюджетного процесса необходимо быть предельно внимательными и заинтересованными в своей работе, чтобы их деятельность благоприятно сказалась на развитии территории.
Анализируя исполнение бюджета субъектов в 2014 году, можно выявить положительные тенденции по снижению расходов бюджета, а также значительное сокращение дефицита бюджета, в результате сбалансированности доходов и расходов. Но не стоит забывать, что для развития регионов, прежде всего, необходимо увеличение доходной части бюджета для возможности более эффективно вкладывать в различные сферы жизни общества и добиваться положительных результатов.
Исполнение региональных бюджетов Приволжского федерального округа имеет положительную динамику в части доходов. В рассмотренных регионах за последние пять лет наметился умеренный рост, прежде всего благодаря собственным доходам. Несмотря на снижение налоговых доходов от прибыли организации, выросли поступления в виде штрафов.
Расходная часть бюджетов субъектов Приволжского федерального округа так же стабильно растет, но не снижается. Объяснением этому является тот факт, что бюджеты данных регионов социально ориентированы и поэтому на социальную сферу приходится большая часть затрат, снизить которые по известным причинам не представляется возможным.
В 2014 году экономическая ситуация в стране была весьма напряженной, поэтому не все субъекты могут похвастаться эффективностью исполнения бюджета на тот период. Доходы в 2014 году почти во всех рассматриваемых регионах достигли прогнозируемых величин. В основном отклонения в сторону уменьшения были по безвозмездным поступлениям. Что касается расходных статей, некоторым регионам удалось вписаться в прогнозные величины, однако есть и те, у которых есть значительные отклонения. Расчет эффективности исполнения расходов бюджета, проведенный в третьей главе, показал регионы с низкой эффективностью исполнения бюджета по расходам. Также стоит понимать, что 2014 году помимо расходов на общегосударственные вопросы и основные сферы жизни общества, средства региональных бюджетов пошли на финансирование мероприятий, ранее финансируемых федеральным бюджетом. Также не стоит забывать про финансирование региональных целевых программ. В целом, делая вывод по всему анализу, процесс исполнения бюджета данных регионов можно назвать удовлетворительным.
В ходе изучения, не остались без внимания и сложности, возникающие в процессе исполнения регионального бюджета. Основные из них: не соответствие фактических сумм доходов и расходов прогнозируемым значениям, недостаточный контроль за уплатой налогов, вследствие чего потеря предполагаемых доходов, существование невыясненных платежей из- за недостаточной ориентированности ответственных лиц в изменяющихся указаниях. Для преодоления всех возникающих проблем в ходе исполнения бюджета в работе были предложены конкретные меры по их устранению.
В заключении, можно сделать вывод, что эффективность процесса организации исполнения бюджета субъектов зависит от степени функционирования органов исполнительной власти региона. Решение проблем, в большинстве своем, задача государства и органов власти, потому что они создают правовую основу бюджетного процесса и принимают решения, которые могут обеспечить дальнейшее процветание, как субъектов, так и всей стран в целом.



1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
2. Закон Республики Башкортостан от 30.06.2015 №247-З «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2014 год»
3. Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 №36-ЗРТ «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год»
4. Закон Чувашской Республики от 12.06.2015 №25-З «Об исполнении бюджета Чувашской Республики за 2014 год»
5. Закон Республики Марий Эл от 17.06.2015 №21-ЗР «Об исполнении бюджета Республики Марий Эл за 2014 год»
6. Закон Кировской области от 10.06.2015 №540-ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2014 год»
7. Закон Удмуртской Республики от 06.07.2015 №37-ЗР «Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2014 год»
8. Закон Ульяновской области от 03.06.2015 №55-ЗО «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2014 год»
Монографии и статьи
9. Абдульманов И. М. Значение и перспективы повышения эффективности казначейской системы исполнения бюджета / И. М. Абдульманов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009. - № 3. - С. 89 - 94.
10. Алиев Б.Х., Керимова З.А., Аджиева Л.А. Проблемы исполнения доходной части бюджетов регионов РФ и пути их решения // Финансы и кредит: научный журнал. - 2012. - №47(527) - с. 39-44.
11. Алъвианская Н. В. Местные бюджеты: понятие, механизм
функционирования // Финансы. - 2011. - № 9.
12. Ананских М. Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов // Бюджет и финансы. - 2009. - № 3. - С. 18-21
13. Ващенко С.Н. Региональный бюджет: критерии эффективности
планирования и исполнения // Российское предпринимательство. — 2011. — № 12 Вып. 2 (198). — с. 168-173.
14. Доко Т.А. Исполнение регионального бюджета // Актуальные вопросы экономических наук: Научный журнал. - 2014. - №38. - с. 168-171.
15. Забураева. Е.П., Шанина А.Н., Индутенко А.Н. Основные проблемы и направления совершенствования формирования и исполнения регионального бюджета // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Научный журнал.- 2014. - №6-5 - с. 102-105.
16. Зайцева М. О социально-экономической эффективности управления муниципальными финансами // Самоуправление. - 2012. - № 6-7.
17. Замятина Н.В. Оптимизация расходов бюджетов территорий // Финансы и кредит: научный журнал. - 2010. - №9(393) - с. 33-37
18. Кнобель А., Соколов И. Оценка бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу // Экономическое развитие России: научный журнал. - 2013. - Том 19, №12 - с.23-32
19. Дерюгин А. Региональные финансы: трансферты заменят бюджетными кредитами // Экономическое развитие России: научный журнал. - 2015. - Том 22, №4 - с.90-92
20. Дерюгин А. Региональные бюджеты: долг вырастет к концу года // Экономическое развитие России: научный журнал. - 2015. - Том 22, №10 - с.71-75
21. Дерюгин А. Региональные бюджеты: затягиваем пояса // Экономическое развитие России: научный журнал. - 2015. - Том 22, №12 - с.91-94
22. Майская Е. С. Направления повышения эффективности и
результативности бюджетных расходов // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы международная научная
конференция — М.: РИОР, 2011. — С. 133-136.
23. Михайлов А.В. Анализ эффективности бюджетных расходов (на примере республиканского бюджета республики Саха (Якутия)) // Аудит и финансовый анализ. - 2013. -№1. С. 129-134.
24. Нестерова Н.Н., Левчегов О.Н Бюджетный потенциал региона и пути его повышения // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки.: Научный журнал. - 2013. - №6(122). - С. 26-34.
25. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации : Учебник / А.С.Нешитой. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Москва 2012. - 336 с.
26. Нотфуллина Г.Н., Гафурова Г.Т. Проблемы исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам и пути их решения // Вестник Астраханского государственного университета. Серия: Экономика. - 2013. - №2. - с. 214-220.
27. Орлова Е. О. Система исполнения регионального бюджета по налоговым доходам и ее развитие : диссертация ... кандидата экономических наук : / Оренбург, 2007. - 182 с.
28. Павлова А.М. Эффективность государственного финансового контроля в условиях реформирования бюджетных отношений [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. Наук. Волгоград, 2006. - 29 с.
29. Поварова А.И. Региональные бюджеты - 2014: проблемы формирования и реализации. / Научная статья в журнале: «Проблемы развития территорий», №1(75) / с. 24-36, 2015.
30. Салынцев Ю. А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 700-703.
31. Саранцев В. Н. Проблема эффективности исполнения бюджета // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.
- 2010. - №3
32. Седельникова Р.И. Проблемы исполнения бюджетов субъектов РФ (региональный аспект): диссертация.кандидата юридических наук: / 175 с., Москва, 2010.
33. Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения
территориальных бюджетов в РФ: диссертация ... кандидата
экономических наук. Москва, 172 с., 2010 год.
34. Тишутина О.И. Методология анализа бюджета // научная статья кандидата экономических наук. Режим доступа: http://elibrary.ru/
35. Хапсаева Р.Б. Теоретические аспекты формирования бюджетных расходов в регионе // Фундаментальные исследования: Научный журнал.
- 2014. - №12-6. - С. 1267-1269.
36. Шагжиева Т.С. Исполнение регионального бюджета и организация его учета: диссертация ... кандидата экономических наук : / Москва, 177с., 2002 год
37. Шаш Н.Н., Бородин А.И. Приоритеты бюджетной политики России и бюджетные проблемы регионов // Вестник Удмуртского университета: Научная журнал. - 2014 . - №2-1. - с. 116-123.
38. Чесноков П.С. Развитие взаимодействия Федерального казначейства и Банка России / П.С. Чесноков // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернетжурнал. - 2013. - № 1 (11)
Учебники, учебные пособия и материалы
39. Афанасьев П.Г., Беленчук А.А, Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры. — М: Юрайт, 2014. — 780 с.
40. Белоножко М.Л.. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
41. Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации - М: МИЭМП, 2010. — 95 с.
42. Поляк Г.Б. Учебник для студентов. Бюджетная система России 3 - е изд. перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2012. — 703 с.
43. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
44. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
45. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
46. Эриашвили Н.Д., Финансовое право: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 416 с.
Электронные ресурсы:
47. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/, свободный
48.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный
49.Официальный сайт Федерального казначейства РФ. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/, свободный
50.Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан. Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/, свободный
51.Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. Режим доступа: https://minfin.tatar.ru/, свободный
52.Официальный сайт Министерства финансов Чувашской Республики. Режим доступа: http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=22, свободный
53.Официальный сайт Министерства финансов Республики Марий Эл. Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/minfin/pages/main.aspx, свободный
54. Официальный сайт Министерства финансов Кировской области. Режим доступа: http://www.minfin.kirov.ru/, свободный
55.Официальный сайт Департамента финансов Кировской области. Режим доступа: http://www.depfin.kirov.ru/, свободный
56.Официальный сайт Министерства финансов Удмуртской Республики. Режим доступа: http://www.mfur.ru/, свободный
57. Официальный сайт Министерства финансов Ульяновской области. Режим доступа: http://ufo.ulntc.ru/, свободный
58.Официальный сайт Государственного совета Республики Татарстан. Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan.ru/, свободный
59.Официальный портал органов власти Чувашской Республики. Режим доступа: http://gov.cap.ru/, свободный
60. Удмуртское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия». Режим доступа: http://udmurt.er.ru/, свободный
61. Официальный сайт главы Удмуртской Республики и Правительства
Удмуртской Республики. Режим доступа: http://www.udmurt.ru/,
свободный
65. Официальный интернет-портал Республики Марий Эл. Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/, свободный
66. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Кировской области. Режим доступа: http://kirovstat.gks.ru/, свободный
67. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Республике Башкортостан. Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/, свободный
68. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Республике Татарстан. Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/, свободный
69.Официальный сайт Министерства финансов Республики Башкортостан. Режим доступа: https://minfin.bashkortostan.ru/, свободный
70. Бюджет.ru - интернет-издание о финансовой жизни страны. Режим доступа: http://bujet.ru/, свободный

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ