Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового менеджмента
инвестиций в инновационную деятельность
1.1 Развитие основных подходов к финансовому менеджменту
1.2 Инновационная деятельность и ее особенности ее определения
1.3 Оценка инвестиционных проектов в реальном секторе экономики
Глава 2. Анализ финансового менеджмента инновационных проектов в Республике Татарстан
2.1 Инновационные формы взаимодействия компаний на примере ИТ-парка г. Казань
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Оценка влияния показателя затрат на НИОКР на результаты финансовой деятельности резидентов
Глава 3. Дискуссионные вопросы финансового менеджмента
инвестиций в инновационную деятельность
3.1. Обсуждение результатов эмпирического исследования
3.2. Направления дальнейших исследований в области финансового менеджмента инвестиций в инновационную деятельность
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Структурные изменения в современной экономике свидетельствуют о произошедшей существенной перегруппировке факторов, определяющих экономическое развитие. Сокращающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с близостью пределов их использования, так и с уменьшающейся эффективностью и ростом затрат на природоохранные мероприятия.
Это означает, что главным признаком в эволюции модели экономического роста становится система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий.
Инновационность в современном мире - неотъемлемая характеристика экономики. Данное утверждение в одинаковой степени относится как к государствам и целым сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность — не только сегодняшняя потребность, но и необходимость для будущей человеческой деятельности в любой сфере.
Инновационная активность экономики характеризуется возможностью распространять на все сферы деятельности новые продукты, услуги и технологии, завоевывая новые рынки. Она обуславливается экономическим строем, уровнем научно-технического и производственного потенциала, а также организационной структурой, в пределах которой реализовывается инновационная деятельность.
Инновационный процесс, как явление сложное, многоуровневое и многогранное, представляет собой важнейшую движущую силу экономики, которая материализует передовые научно-технические достижения. Для этого требуется создание условий, способствующих постоянному модернизированию технологий путем внедрения инноваций, основанных на новейших научных знаниях.
В последние годы вопросы инноваций, перехода к инновационному экономическому росту стали объектом особой заинтересованности со стороны как зарубежных, так и отечественных ученых-экономистов. Такие характеристики инновационной деятельности, как высокий социально-экономический потенциал, индивидуальность инноваций и значительная рискованность, обуславливают потребность во всестороннем изучении этой сферы. Для российских реалий проблемы перехода экономики на путь инноваций сегодня имеют первостепенное значение. Актуальность, теоретическая и практическая важность разрешения задач, связанных с переходом к устойчивому типу развития промышленного производства в современных условиях экономики и явились причиной выбора данной темы настоящей работы.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.
Актуальность темы работы, объясняется тем, что в условиях постоянного обострения конкурентной борьбы становится недостаточным для предприятий выбор конкурентной стратегии, базирующейся на текущем положении компании и ситуации на рынке. В целях получения конкурентного преимущества необходимо умение эффективно управлять ценами в агрессивной конкурентной среде и принимать инновационные решения. При существенном недостатке инновационного потенциала, при том, что основные фонды многих предприятий сильно изношены, а малый бизнес недостаточно развит необходимо также признать, что сейчас важной задачей является разработка пакета технологий, лежащих в ядре нового хозяйственно-экономического уклада, и сориентированных на достижение нового качества товаров и услуг.
Необходимость постоянного совершенствования финансового управления предприятием определяется условиями его функционирования, в частности, интенсивностью изменения факторов внешней финансовой среды. Динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятия, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.
Общие вопросы управления компаниями рассматриваются в трудах Г. Минцберга, М. Портера, А.Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, А. Чандлера и других классиков теории управления.
Финансовый менеджмент как наука появился на западе и его основные механизмы находят свое отражение в работах таких зарубежных авторов как Ю. Бригхэм, Р. Брейли и М.Майерс, К.А. Ван Хорн, Р. Акофф, И. Ансофф и др. В России исследованием теоретических основ и практических механизмов финансового управления предприятиями занимаются отечественные ученые, среди которых А.С. Виханский, А.З. Бобылева, А.П. Градов, М.И. Круглов, Т.В. Теплова, В.В. Ковалев, И.А. Бланк, А.В. Королева-Казанская, А.Г. Семенов, А.В. Линенко, Д. Г. Кучерук, Ю.И. Чентуков, Г.Б. Веретенникова и др.
При этом, несмотря на значительное число публикаций, посвященных общим проблемам управления финансами бизнеса, вопросы финансового менеджмента в инновационных предприятиях, действующих в условиях современной российской экономики рыночного типа, остаются недостаточно освещенными, что подтверждает актуальность темы настоящей магистерской диссертации.
Предметом исследования выступают взаимосвязанные экономические, финансовые, инвестиционные и прочие управленческие явления, и отношения, возникающие при реализации финансового управления инновационными предприятиями.
Объектом исследования является изучение взаимосвязи типа инновационной стратегии и прибыльности компании.
Цель магистерской диссертационной работы заключается в изучении особенностей финансового менеджмента инвестиций в инновационную деятельность.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы финансового менеджмента инвестиций в инновационную деятельность
2. Провести анализ финансового менеджмента инновационных проектов в Республике Татарстан
3. Исследовать дискуссионные вопросы финансового менеджмента инвестиций в инновационную деятельность
Исследование проводилось с использованием методов сравнительного, статистического, финансового, экономического и инвестиционного анализа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских специалистов.
Информационная база магистерской диссертации также опирается на материалы управленческой и финансовой отчетности компаний, входящих в бизнес-инкубатор.
К научным результатам, содержащим элементы научной новизны, относятся следующие:
1. Посредством построения иерархии основных взаимосвязанных терминов, уточнено понятие «финансового менеджмента», под которым предлагается понимать систему управления финансами бизнеса как совокупностью денежных отношений (фондов денежных средств, денежных потоков), предназначенную для обеспечения баланса между активами предприятия, источниками денежных средств для эффективного достижения целей бизнеса и обеспечения положительных финансовых результатов на основе применения финансовых технологий с учетом сложившихся экономических условий, действующего законодательства, а также внутренних спецификаций бизнеса, положений финансовой науки, а также опыта и профессионализма рабочего персонала.
2. Раскрыто содержание финансовой стратегии бизнеса как выражения долгосрочных целей финансового управления, которая обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления и мониторинга финансового состояния предприятия.
3. Выявлены основные проблемы оценки инвестиционных проектов на предприятиях реального сектора экономики:
• множественность внутренней нормы рентабельности IRR, когда денежные потоки неравномерно распределены во времени или требуются дополнительные инвестиции в середине его реализации - в связи с высокой капиталоемкостью проектов, неточностью первоначальных расчетов в результате изменения общей экономической ситуации;
• использование показателя уменьшения производственных отходов для оценки эффекта от принятого инвестиционного решения, который не отражает его экономическую эффективность.
4. Рассмотрена и апробирована к предприятиям бизнес-инкубатора классификация, по которой компании разделяются на три типа инноваторов: Need Seekers, Market Readers и Technology Drivers.
5. На основе проведения анализа результатов деятельности 8 компаний бизнес-инкубатотора были выдвинуты и подтверждены гипотезы, показывающие значимость применения стратегии Need Seekers и увеличения затрат на НИОКР, эти факторы увеличивают выручку компании.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов разработки для разработки политики управления финансами в инновационных предприятиях.
Структура магистерской диссертации определяется целью и задачами, логикой исследования. Содержание исследуемой проблемы раскрывается в трех главах, введении и заключении.
Финансовое управление как деятельность направлена на выработку успешной финансовой стратегии. Финансовая стратегия как одна из функциональных стратегий определяет генеральное направление финансового развития и касается важнейших аспектов финансовой деятельности предприятия, а именно: формирования и использования прибыли, решений по структуре капитала и выплате дивидендов, выбора форм и способов инвестирования, оптимизации налоговых выплат. Необходимость разработки финансовой стратегии продиктована реалиями рыночной экономики и изменениями внешней и внутренней среды, требует определенных четких ориентиров финансового развития предприятий в условиях конкурентной среды.
Проблема выбора стратегии финансового управления является актуальной для компаний в связи с необходимостью принятия решений в рыночных условиях. Такая стратегия предприятия должна включать меры по стабилизации финансового состояния предприятия и его платежеспособности в условиях неблагоприятных изменений внутренней и внешней среды.
Изучив ИТ компании бизнес-инкубатора и их инновационные стратегии, была определена сущность инноваций, цели и задачи инновационной деятельности. Были описаны различные методы оценки экономической эффективности инновационных проектов. Также мы выяснили, что выбор инновационной стратегии - один из наиболее важных аспектов развития компании. Из множества представленных на сегодняшний день классификаций инновационных стратегий для исследования была выбрана классификация, представленная Booz&Company, разделяющая компании на Need Seekers, Market Readers и Technology Drivers.
Было эмпирически оценено влияние затрат на НИОКР и выбора различных инновационных стратегий на показатели компаний, точнее - выручку.
По результатам анализа сходных исследований была выдвинута гипотеза о положительном влиянии затрат на НИОКР на выручку фирм. После более детального изучения выбранных трех инновационных стратегий фирм, были выдвинуты гипотезы об увеличении выручки компании при выборе стратегии Need Seekers, и о противоположном влиянии при выборе стратегии Technology Drivers.
Для эконометрического исследования были собраны данные по 8 компаниям со стартапами. Были построены модели для оценки влияния затрат на НИОКР наряду с выбором компанией различных инновационных стратегий.
В исследовании выявлена положительная зависимость между затратами на НИОКР и выручкой фирмы (в расчете на 1 работника), а также положительное влияние выбора стратегии Need Seekers, отрицательное - для стратегии Technology Drivers; выдвинутые гипотезы подтвердились.
Компании, выбирающие путь Need Seekers ориентированы на своих потребителей, а благодаря тесной связи корпоративной культуры и бизнес- стратегии с инновационной направленностью, фирмы получают большую выручку от вложений в НИОКР.
Компании, использующие стратегию Technology Drivers, получают меньшую выручку, поскольку ориентированы на свои технологические возможности, стремясь к инновационным прорывам, вследствие чего их затраты на НИОКР достаточно велики и долгосрочны, что значительно снижает выручку (в ближайшей перспективе).
Таким образом, наши результаты подтвердили тот факт, что инновационная стратегия - важная движущая сила производительности фирмы, которая должна быть тщательно проработана, должна быть реализована как неотъемлемая часть бизнес-стратегии.
Менеджерам следует хорошо изучить инновационную стратегию компании, чтобы обеспечивать соответствующую корпоративную культуру, и направлять инновационный процесс, чтобы повысить производительность
компании.
Наличие четкого представления о точном характере инноваций поможет фирмам расположить в соответствии со своими приоритетами свой рынок, производство и технологические стратегии, чтобы придерживаться соответствующего плана действий для повышения прибыли компании.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
3. Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 5-6. - С. 12.
4. Аранчий В.И., Заря О.П. Финансовая стратегия в системе управления предприятием // Вестник ПГАА, 2010. - № 2.
5. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова.-2-е изд., испр.-М.:Дашков и К',211.-331 с.
6. Асанина А. В. Финансовая стратегия как необходимый фактор успеха предприятия в условиях нестабильной экономики // Проблемы повышения эффективности инфраструктуры. Сборник научных трудов. Вып. 30. - К.: НАУ, 2011. - С. 11-18.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика. 2012 - 230 с.
8. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПБ.: Изд-во «Питер», 2012. - 208 с.
9. Баранчев В.П. и др. Инновационный менеджмент. Учебное пособие /ГУУ. ЗАО «Финстатинформ», 2014. - 127 с.
10. Баснукаев И.Ш. Финансовый анализ состояния предприятия: задачи и методы оценки используемых ресурсов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 45. - С. 43.
11. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2013. - 224 с.
12. Блакита Г. В. Финансовая стратегия торговых предприятий: методологические и прикладные аспекты. - К.: КНТЭУ, 2010. - С. 244
13. Богомолова И. П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 119-124.
14. Бочаров В. Корпоративные финансы. - СПб: Питер, 2001, с. 39
15. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков ; под ред. В. И. Бусова. - М. : Юрайт, 2012. - 430 с.
16. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - с. 392.
17. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.:
Олимп-Бизнес, 2008. — 1008 с.
18. Вайцеховская И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. - 2010. - №1. - С. 67-71.
19. Ван Хорн Д., Вахович Д. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. — 12-е изд. — М.: Вильямс, 2008. — 1232 с.
20. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. - М.: Кнорус, 2012. - 880 с.
21. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. - М.: Кнорус, 2012. -с. 88
22. Веретенникова Г.Б. Формирование финансовых стратегий промышленных предприятий: автореф. канд. экон. наук. - Харьков, 2005. - С.
23. Горелкина И.А. Методические подходы к обоснованию системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 9. - С. 61 .
24. Гусева И., Подмарева М. Управление финансами предприятия: многоуровневый и маркетинговый подходы // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 7. - С. 29
25. Зорина М. С. Теоретико-методологические основы исследования механизма формирования финансовой стратегии промышленного предприятия в условиях глобализации // Финансы, учет, банки. Сб. науч. трудов. Вып. 1 (17). - 2011. - С. 105-112.
26. Иванюк У.В. Теоретические основы формирования финансовых стратегий предприятия. // Экономика. Менеджмент. Предпринимательство,
2013. № 25. - С. 73-83.
27. Креховец Е.В., Польдин О.В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования, № 4, 2013 НИУ ВШЭ; С. 127.
28. Лихачева О. Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие /под ред. И.Я Лукасечева. - М.: Вузовский учебник, 2008, с. 17
29. Лукасевич И.А. Финансовый менеджмент. - М. : Эксмо, 2010. — С.23.
30. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Г осстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477)
31. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент. - М.: ВГНА Минфина России, 2009. - С. 18-19.
32. Олдрич Х., пер. Добряковой М.С. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4; С.39.
33. Остапенко В.В. Финансы предприятий. - М.: Омега - М, 2009. - С.
34. Павлов Д.В. Обоснование показателей для оценки эффективности бизнес-процессов коммерческих организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 38. - С. 50.
35. Попова, В.Л. Управление инновационными проектами // В.Л. Попова. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2014.
36. Радова Л.Д. Финансовая стратегия в системе управления предприятием // Государство и регионы, 2005. - № 2. - С. 130-135Семенов А. Г. Классификация видов финансовой стратегии предприятия // Государство и регионы, 2012. - № 1. - С. 163-170
37. Росвелл Рой. Изменение характера инновационного процесса. - М., 2010.
38. Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой - М: ИНФРА-М, 2004, с.271
39. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. З. Бобылевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — С. 17.
40. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2007
41. Щинова Р.А. Информационное обеспечение процесса исследования экономической эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия: Монография. - Киров: Ид-во ООО «ВЕСИ», 2011. - 243 с
42. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие/ В.А. Щербаков, Е.А. Приходько. - М.: КНОРУС, 2005, с. 251
43. Aerts K., Matthyssens P., Vandenbempt K. Critical role and screening practices of European business incubator // Technovation 27 (2007). P.254-267
44. Burt R. Reinforced structural holes // Social Networks 43 (2015); P.149 -
161
45. Cooper C. E., Hamel S. A., Connaughton S. L. Motivations and obstacles to networking in a university business incubator // Journal Technol Transf, 37; 2012; P. 433-453
46. Jaruzelski B., Dehoff K. The Global Innovation 1000: How the Top Innovators Keep Winning [electronic resource]. URL:http://www.strategy- business.com/article/10408?gko=08375
47. Mas-Verdu F., Ribeiro-Soriano D., Roig-Tierno N. Firm survival: The role of incubators and business characteristics // Journal of Business Research 68 (2015); P.793-796
48. McAdam M., Galbraith B., McAdam R., Humphreys P. Business Processes and Networks in University Incubators: A Review and Research Agendas // Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 18, No. 5, December 2006, P. 451-472
49. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. 1990. 857 P.
50. Roseira C., Ramos C., Maia F., Henneberg S. Understanding Incubator Value A Network Approach to University Incubators // Fep working papers, Research Work in Progress, n. 532, April 2014, 35 P.
51. Schwartz M., Hornych C. Cooperation patterns of incubator firms and the impact of incubator specialization: Empirical evidence from Germany // Elsevier, Technovation (2010); P. 485-495
52. Tan J., Zhang H., Wang L. Network Closure or Structural Hole? The Conditioning Effects of Network-Level Social Capital on Innovation Performance // Entrepreneurship Theory and Practice, Vol. 39, I. 5, September 2015, P. 1189-1212
53. Witt P. Entrepreneurs’ networks and the success of start-ups // Entrepreneurship & regional development, 16, September (2004); P. 391-412