Введение 3
1. Развитие естествознания от античности до наших дней 5
2. Панорама современного естествознания и тенденции развития 8
Заключение 21
Список используемой литературы 22
... которых лежало естественнонаучное знание. Мощным стимулятором для развития науки и техники были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начинают выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Расширяется сеть научно-исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.
Наука перестает быть частным делом, какой она была в XVIII-XIX веках, когда ее развивали любознательные самоучки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т. д. Наука становится профессией огромного числа людей. Современные исследования показывают, что развитие науки может быть выражено экспоненциальным законом. Объем научной деятельности удваивается каждые 10-15 лет. Это проявляется в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых на науке.
Целью настоящей работы является изучение панорамы современного естествознания.
По данным ЮНЕСКО, до начала 70-х годов XX века число научных работников ежегодно увеличивалось на 7 %, в то время как численность всего населения росла всего лишь на 1,7 % в год. В результате получается, что нашими современниками являются более 90 % ученых от их общего числа за всю историю науки.
В конце XIX века во всем мире было около 50 тыс. человек, занятых в сфере науки и только около 15 тыс. человек из них непосредственно занимались научно-исследовательской деятельностью. 50 лет спустя научными исследованиями занимались уже примерно 400 тыс. человек, а общее число научных работников приблизилось к 2 млн.
В этот период ежегодный рост расходов на науку составлял от 10 до 25 % в год. Такие темпы значительно превышали темпы роста расходов на другие цели, в том числе военных расходов. Если в конце XIX века научные открытия совершались в маленькой лаборатории профессора или мастерской изобретателя, то в 20—30 годы XX века начинается эпоха промышленной науки, крупных научно-исследовательских центров, расходующих десятки и сотни тысяч долларов. С конца XIX века наука начинает себя окупать. Капитал, вложенный в научные разработки, начинает приносить прибыль.
Дальнейшее развитие новых подходов в естествознании возможно при изучении человеческого Разума, связанного с феноменом Сознания. Здесь используются понятия информационно – энергетических полей Вселенной, представления о Человеке как одновременно материальной структуре (биологической машине) и корпускулярно волновой, т.е. обширном поле Сознания. В конечном итоге приходится привлекать понятия Духа и Души. По существу это означает сближение научных и религиозных (теоретических и эмпирических) представлений впервые за всю историю естествознания.
1. Ахлибинский Б.В. Философские проблемы современного естествознания. – СПб.: ГЭТУ, 1992.
2. Биология: Биографический справочник. – Киев.: Наукова думка, 1984.
3. Большой энциклопедический словарь. Биология. – М.: Большая
Российская Энциклопедия, 1998.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или
сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. – СПб.: Наука,
2001.
5. Кузнецов В.И. и др. Естествознание. – М.: Агар, 1996.
6. Серебровская К.Б. Сущность жизнигистория поиска. – М.: Изд-во Академии МВД РФ, 1994.
7. Теория эволюции: наука или идеология. – М., Абакан, 1998.
8. Новые идеи в методологии биологических исследований // Под ред. О.Е. Баксанского. – М.: УРСС, 2000.
9. Философия естествознания: Ретроспективный взгляд // Под ред. Ю.В. Сачкова. – М.: ИФРАН, 2000.
10. Эзотерический подход к исследованию жизни: Философский
анализ // Под ред. Л.Б. Фесенковой. – М.: УРСС, 2001.