Управление городской экосистемой (на примере крупных городов РТ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа процесса управления городской экосистемой 5
1.1 Теоретические основы муниципального управления 5
1.2 Город как особый объект муниципального управления 13
1.3 Экосистемы и эколого-экономические системы городов 20
1.4 Основные проблемы управления экосистемой города 29
Глава 2. Практические аспекты анализа развития экосистем крупных городов Республики Татарстан 36
2.1 Особенности экосистем крупных городов РТ 36
2.2 Основные экологические проблемы крупных городов РТ и пути их
решения 55
2.3 Обеспечение экологической безопасности крупных городов РТ 73
Глава 3. Оптимизация состояния экосистем крупных городов РТ 88
3.1 Методы экосистемного анализа 88
3.2 Оценка динамики состояния экосистемы крупных городов РТ в 2005-2015
гг 93
3.3 Пути оптимизации экологического состояния крупных городов РТ .... 100
Заключение 108
Список использованных источников 111
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа процесса управления городской экосистемой 5
1.1 Теоретические основы муниципального управления 5
1.2 Город как особый объект муниципального управления 13
1.3 Экосистемы и эколого-экономические системы городов 20
1.4 Основные проблемы управления экосистемой города 29
Глава 2. Практические аспекты анализа развития экосистем крупных городов Республики Татарстан 36
2.1 Особенности экосистем крупных городов РТ 36
2.2 Основные экологические проблемы крупных городов РТ и пути их
решения 55
2.3 Обеспечение экологической безопасности крупных городов РТ 73
Глава 3. Оптимизация состояния экосистем крупных городов РТ 88
3.1 Методы экосистемного анализа 88
3.2 Оценка динамики состояния экосистемы крупных городов РТ в 2005-2015
гг 93
3.3 Пути оптимизации экологического состояния крупных городов РТ .... 100
Заключение 108
Список использованных источников 111
Приложение
Одной из наиболее заметных тенденций глобального развития, сохраняющей устойчивую динамику на протяжении последних нескольких десятилетий, является урбанизация. Бурный рост городов, при всем своем позитиве для отдельного индивида и целых социальных слоев (увеличение возможностей для личного и группового роста, повышение индивидуальной и групповой мобильности, улучшение условий труда и отдыха, высвобождение большого количества времени для удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов и т.д.), вызвал обострение уже имевшихся и появление целого ряда новых проблем, многие из которых выходят за рамки собственно городской черты, обретая масштаб общенациональных и даже глобальных. Так, медицинские работники говорят о неуклонно увеличивающемся негативном воздействии городской среды на физическое и психическое здоровье человека. Экологи бьют тревогу по поводу колоссального загрязнения окружающей среды, источником которого являются крупные городские поселения. Специалисты в области транспорта все чаще констатируют трудности в решении задач по перемещению постоянно растущего городского населения.
Участие объектов природной среды в процессах производства в качестве факторов внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, воздействие природно-ресурсного потенциала на темпы поступательной экономической динамики, зависимость уровня и качества жизни горожан от экологической ситуации объясняют актуальность выбранной темы исследования и обусловливают потребность в институционализации эколого-экономических отношений, направленной на упорядочение взаимодействий их участников, в том числе в рамках муниципального управления.
Теоретическую базу исследования образуют нормативные правовые акты
РФ и РТ, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации от
29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015), Закон РТ от 07.12.2005 № 116-ЗРТ
(ред. от 02.07.2015) «Об административно-территориальном устройстве
Республики Татарстан» и др., а также труды отечественных и зарубежных
3
авторов в анализируемой сфере. Е.Е. Баринова, И.В. Безродная, А.Е. Воссина, И.В. Федякин и др. акцентируют свое внимание на вопросах государственного регулирования экологической политики в РФ. М.А. Винокуров, Т.А. Коркина, Е.Р. Метелева, Д.А. Мурзин рассматривают город как основу социальноэкономического и инновационного развития страны.
Научная новизна заключается в проведении комплексного исследования крупных городов Республики Татарстан как субъектов и объектов экологической политики федерального, регионального и местного уровней.
Целью работы является анализ особенностей управления экосистемой города на примере крупных городов Республики Татарстан для разработки рекомендаций по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления городской экосистемой;
- проанализировать проблемы развития экосистемы крупных городов Республики Татарстан;
- определить приоритетные шаги по совершенствованию управления экосистемами крупных городов республики в сфере охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, озеленения территорий.
Объектом исследования в данном случае выступает экосистемы крупных городов Республики Татарстан. Предмет исследования - управление экосистемами крупных городов Республики Татарстан.
В качестве методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, табличный, графический и количественный методы.
Практическая значимость работы заключается в возможности усовершенствования на основе результатов проведенного исследования процессов управления экосистемой современных крупных городов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Участие объектов природной среды в процессах производства в качестве факторов внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, воздействие природно-ресурсного потенциала на темпы поступательной экономической динамики, зависимость уровня и качества жизни горожан от экологической ситуации объясняют актуальность выбранной темы исследования и обусловливают потребность в институционализации эколого-экономических отношений, направленной на упорядочение взаимодействий их участников, в том числе в рамках муниципального управления.
Теоретическую базу исследования образуют нормативные правовые акты
РФ и РТ, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации от
29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015), Закон РТ от 07.12.2005 № 116-ЗРТ
(ред. от 02.07.2015) «Об административно-территориальном устройстве
Республики Татарстан» и др., а также труды отечественных и зарубежных
3
авторов в анализируемой сфере. Е.Е. Баринова, И.В. Безродная, А.Е. Воссина, И.В. Федякин и др. акцентируют свое внимание на вопросах государственного регулирования экологической политики в РФ. М.А. Винокуров, Т.А. Коркина, Е.Р. Метелева, Д.А. Мурзин рассматривают город как основу социальноэкономического и инновационного развития страны.
Научная новизна заключается в проведении комплексного исследования крупных городов Республики Татарстан как субъектов и объектов экологической политики федерального, регионального и местного уровней.
Целью работы является анализ особенностей управления экосистемой города на примере крупных городов Республики Татарстан для разработки рекомендаций по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления городской экосистемой;
- проанализировать проблемы развития экосистемы крупных городов Республики Татарстан;
- определить приоритетные шаги по совершенствованию управления экосистемами крупных городов республики в сфере охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, озеленения территорий.
Объектом исследования в данном случае выступает экосистемы крупных городов Республики Татарстан. Предмет исследования - управление экосистемами крупных городов Республики Татарстан.
В качестве методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, табличный, графический и количественный методы.
Практическая значимость работы заключается в возможности усовершенствования на основе результатов проведенного исследования процессов управления экосистемой современных крупных городов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов МСУ на систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, включая вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Результаты проведенного анализа доказывают, что на современном этапе развития экономики России в управлении муниципальными образованиями целесообразно отказаться от их традиционного рассмотрения исключительно как объектов для размещения производительных сил и жизнедеятельности людей. При формировании стратегий и программ развития территории следует учитывать двойственную субъектно-объектную сущность муниципального образования, которая дает более полное представление о его недостатках, конкурентных преимуществах и потенциальных возможностях.
При этом в настоящее время доля городского населения во всем мире стремительно увеличивается, что позволяет говорить о создании принципиально новой среды обитания человека - урбанизированной. Города выполняют не только функции управления собственной территорией, но и столичные функции, являясь очагом, оказывающие влияние и на окружающую их территорию. Соответственно, управление городом требует обязательного учета тенденций развития градообразующей и градообслуживающей основ, внимания к социальной сфере и проблемам экологии.
Одновременно в современном мире растет осознание угрозы необратимой деградации компонентов окружающей среды, понимание ответственности перед будущими поколениями за нерациональное использование природных и общественных ресурсов. Тем не менее, до сих пор в человеческом обществе сохраняется пренебрежение к законам природы и нарушение этики воздействия на окружающую среду, что ведет к снижению продолжительности жизни и к потере здоровья населения планеты во всем мире. В результате все более
108
актуальным становится взаимодействие и согласование позиций различных стран при решении общих экологических проблем в рамках системного подхода. Это позволяет разработать механизм регулирования социо-эколого- экономических отношений, учитывающий характер экологических деструкций, степень антропогенного воздействия на природную среду, качество жизни и уровень экономического развития общества.
Комплексное социально-экономическое развитие городских территорий в РФ напрямую зависит от эффективной реализации экономической, экологической и социально-общественной функций в деятельности органов муниципальной власти. При этом на основании проведенной оценки экологической ситуации необходимо формировать и постоянно обновлять перечень существующих проблем с последующим выбором направлений муниципальной экологической политики, определением ее приоритетных аспектов и разработкой конкретных проектов по решению выявленных экологических проблем.
В рамках настоящего исследования особенности управления экосистемой с учетом местных особенностей будут исследованы на примере таких городов, как Казань - 1 205 651 чел.; Набережные Челны - 524 444 чел.; Нижнекамск - 235 448 чел.; Альметьевск - 151 157 чел.; Бугульма - 86 747 чел.; Елабуга - 72 929 чел.
Основными экологическими проблемами городов РТ являются:
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и промышленных предприятий,
- загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, транспорта и предприятий коммунального хозяйства;
- экологическая опасность загрязнения окружающей природной среды от неэффективно организованного хранения бытовых и промышленных отходов;
- дефицит зеленых насаждений в городской черте и др.
109
Оптимальной формой решения проблем в сфере обеспечения экологической безопасности крупных городов РТ представляются республиканская целевая программа (РЦП) «Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы» и государственная программа (ГП) «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы», включающие конкретные шаги для гармонизации экономического роста и качества окружающей среды.
Применение программно-целевого метода в обеспечении экологической безопасности крупных городов РТ чрезвычайно актуально и на местном (муниципальном) уровне, в частности, в рамках долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012-2015 годы». Однако в других анализируемых городах - Набережных Челнах, Альметьевске, Бугульме, Елабуге - подобных программ пока нет.
При этом, по нашему мнению, только системный подход к управлению городским хозяйством в рамках программно-целевого метода способен повысить эффективности управления городскими экосистемами в средне- и долгосрочной перспективе. Для снижения негативного воздействия на экосистемы крупных городов РТ необходимо усилить контроль со стороны республиканских и федеральных органов исполнительной власти за реализацией предприятиями законодательных требований по проведению природоохранных мероприятий.
В качестве конкретного примера нами был разработан проект по улучшению экологической ситуации в Советском районе г. Казань за счет ликвидации в 2016 году четырех несанкционированных свалок общей
Л
площадью 921,4 м . Общий объем финансирования проекта составит 1635,0 тыс. руб. Предложенные мероприятия позволят снизить уровень загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, обеспечат оптимизацию процессов сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированных свалок, повысят санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие в районе.
Результаты проведенного анализа доказывают, что на современном этапе развития экономики России в управлении муниципальными образованиями целесообразно отказаться от их традиционного рассмотрения исключительно как объектов для размещения производительных сил и жизнедеятельности людей. При формировании стратегий и программ развития территории следует учитывать двойственную субъектно-объектную сущность муниципального образования, которая дает более полное представление о его недостатках, конкурентных преимуществах и потенциальных возможностях.
При этом в настоящее время доля городского населения во всем мире стремительно увеличивается, что позволяет говорить о создании принципиально новой среды обитания человека - урбанизированной. Города выполняют не только функции управления собственной территорией, но и столичные функции, являясь очагом, оказывающие влияние и на окружающую их территорию. Соответственно, управление городом требует обязательного учета тенденций развития градообразующей и градообслуживающей основ, внимания к социальной сфере и проблемам экологии.
Одновременно в современном мире растет осознание угрозы необратимой деградации компонентов окружающей среды, понимание ответственности перед будущими поколениями за нерациональное использование природных и общественных ресурсов. Тем не менее, до сих пор в человеческом обществе сохраняется пренебрежение к законам природы и нарушение этики воздействия на окружающую среду, что ведет к снижению продолжительности жизни и к потере здоровья населения планеты во всем мире. В результате все более
108
актуальным становится взаимодействие и согласование позиций различных стран при решении общих экологических проблем в рамках системного подхода. Это позволяет разработать механизм регулирования социо-эколого- экономических отношений, учитывающий характер экологических деструкций, степень антропогенного воздействия на природную среду, качество жизни и уровень экономического развития общества.
Комплексное социально-экономическое развитие городских территорий в РФ напрямую зависит от эффективной реализации экономической, экологической и социально-общественной функций в деятельности органов муниципальной власти. При этом на основании проведенной оценки экологической ситуации необходимо формировать и постоянно обновлять перечень существующих проблем с последующим выбором направлений муниципальной экологической политики, определением ее приоритетных аспектов и разработкой конкретных проектов по решению выявленных экологических проблем.
В рамках настоящего исследования особенности управления экосистемой с учетом местных особенностей будут исследованы на примере таких городов, как Казань - 1 205 651 чел.; Набережные Челны - 524 444 чел.; Нижнекамск - 235 448 чел.; Альметьевск - 151 157 чел.; Бугульма - 86 747 чел.; Елабуга - 72 929 чел.
Основными экологическими проблемами городов РТ являются:
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и промышленных предприятий,
- загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, транспорта и предприятий коммунального хозяйства;
- экологическая опасность загрязнения окружающей природной среды от неэффективно организованного хранения бытовых и промышленных отходов;
- дефицит зеленых насаждений в городской черте и др.
109
Оптимальной формой решения проблем в сфере обеспечения экологической безопасности крупных городов РТ представляются республиканская целевая программа (РЦП) «Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы» и государственная программа (ГП) «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы», включающие конкретные шаги для гармонизации экономического роста и качества окружающей среды.
Применение программно-целевого метода в обеспечении экологической безопасности крупных городов РТ чрезвычайно актуально и на местном (муниципальном) уровне, в частности, в рамках долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012-2015 годы». Однако в других анализируемых городах - Набережных Челнах, Альметьевске, Бугульме, Елабуге - подобных программ пока нет.
При этом, по нашему мнению, только системный подход к управлению городским хозяйством в рамках программно-целевого метода способен повысить эффективности управления городскими экосистемами в средне- и долгосрочной перспективе. Для снижения негативного воздействия на экосистемы крупных городов РТ необходимо усилить контроль со стороны республиканских и федеральных органов исполнительной власти за реализацией предприятиями законодательных требований по проведению природоохранных мероприятий.
В качестве конкретного примера нами был разработан проект по улучшению экологической ситуации в Советском районе г. Казань за счет ликвидации в 2016 году четырех несанкционированных свалок общей
Л
площадью 921,4 м . Общий объем финансирования проекта составит 1635,0 тыс. руб. Предложенные мероприятия позволят снизить уровень загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, обеспечат оптимизацию процессов сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированных свалок, повысят санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие в районе.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ В ЗОНЕ ТОКСИКОФИЦИРОВАННОГО ВОДОЕМА (НА ПРИМЕРЕ ОТСЕЧЕННОЙ ИЗЛУЧИНЫ РЕКИ КАЗАНКИ)
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ БОБОВЫХ РАСТЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством почв урбанизированных территорий на примере г. Набережные Челны
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Комфортное пространство как стратегический ресурс развития г. Казани
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Возможные пути решения экологических проблем Нижнекаменского промышленного комплекса в свете реализации проектов по природообустройстве территорий
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



