Управление формированием прибыли предприятия
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования управления формированием
прибыли предприятия 7
1.1. Сущность и виды прибыли, экономические основы ее формирования 7
1.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 13
1.3. Основные методы управления прибылью предприятия 20
2. Анализ управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ» 29
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 29
2.2. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия 41
2.3. Анализ эффективности действующей системы управления
формированием прибыли 46
3. Направления повышения эффективности управления формированием
прибыли ООО «НОКРАТ» 55
3.1. Резервы повышения финансовых результатов деятельности 55
предприятия ООО «НОКРАТ»
3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления
формированием прибыли ООО «НОКРАТ» 61
Заключение 75
Список использованных источников 83
1. Теоретические аспекты исследования управления формированием
прибыли предприятия 7
1.1. Сущность и виды прибыли, экономические основы ее формирования 7
1.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 13
1.3. Основные методы управления прибылью предприятия 20
2. Анализ управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ» 29
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 29
2.2. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия 41
2.3. Анализ эффективности действующей системы управления
формированием прибыли 46
3. Направления повышения эффективности управления формированием
прибыли ООО «НОКРАТ» 55
3.1. Резервы повышения финансовых результатов деятельности 55
предприятия ООО «НОКРАТ»
3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления
формированием прибыли ООО «НОКРАТ» 61
Заключение 75
Список использованных источников 83
Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие (организация) выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность предприятий (организаций), каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия (организации).
В современных условиях выживаемость организации в конкурентной среде зависит от её финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности организации и основным внутренним источником формирования её финансовых результатов. Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для организации, позволяет правильно оценить её финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.
По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы конкретного предприятия.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего.
Важнейшим инструментом для этого является анализ финансовых результатов, их структуры и порядка их формирования, с помощью которого можно объективно и глубоко исследовать факторы, влияющие на изменение результатов деятельности, охарактеризовать платежеспособность предприятия, результативность и прибыльность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.
В современных экономических условиях, руководители многих хозяйствующих субъектов не уделяют должного внимания формированию эффективной системы управления прибылью, концентрируя усилия компании только на увеличении количественного аспекта положительного финансового результата. Это приводит, на наш взгляд, к существенным ошибкам в формировании стратегии и тактики развития предприятия, что негативно сказывается на конкурентных позициях бизнеса в любом секторе экономики.
Система управления формированием финансовых результатов хозяйственной деятельности организации позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по её развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации.
Актуальность темы определяется тем, что в условиях изменяющейся внешней финансовой среды, каждое предприятие должно организовать и внедрить эффективную систему управления формирования прибыли, что обеспечит ему не только поступательный рост, но и упрочит позиции на рынке.
Цель работы - разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления формированием прибыли на исследуемом хозяйствующем субъекте.
Поставленная цель предопределила необходимость решения ряда задач:
- изучить сущность и виды прибыли, экономические основы ее формирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- рассмотреть основные методы управления прибылью предприятия;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия OOO «Нократ»;
- проанализировать структуру и динамику прибыли предприятия;
- провести анализ системы управления формированием прибыли;
- выявить резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия OOO «Нократ»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления формированием прибыли OOO «Нократ»;
Предмет исследования - система управления формированием прибыли хозяйствующего субъекта.
Oбъект исследования - предприятие OOO «Нократ».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных и зарубежных учёных по теории, методологии, методике анализа финансовых результатов деятельности организации; действующие законодательные и нормативно-правовые акты по учёту и анализу доходов и прибыли, положения и методические рекомендации, учебные пособия, комментарии специалистов в периодической печати.
Исследуемая проблема достаточно широко изучена в экономической литературе учеными Российской Федерации и стран с развитой рыночной экономикой, такими как В.В. Бочаров, И.А. Бланк, М.С. Абрютина, А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев, Н.Н. Карзаева, Н.Н. Селезнева, Л.И. Кравченко, Е.Г. Толкачева, Г.В. Савицкая и др.
Информационной базой исследования явилась информация первичных документов, учётных регистров и бухгалтерской отчётности OOO «Нократ».
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие приёмы и методы исследования: общенаучные методы (анализа, синтеза), балансовый метод, сравнения, факторный и маржинальный анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений, которые позволят повысить эффективность системы управления формирования прибылью, обеспечить стабильный рост прибыли и тем самым повысить платёжеспособность в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В современных условиях выживаемость организации в конкурентной среде зависит от её финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности организации и основным внутренним источником формирования её финансовых результатов. Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для организации, позволяет правильно оценить её финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.
По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы конкретного предприятия.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего.
Важнейшим инструментом для этого является анализ финансовых результатов, их структуры и порядка их формирования, с помощью которого можно объективно и глубоко исследовать факторы, влияющие на изменение результатов деятельности, охарактеризовать платежеспособность предприятия, результативность и прибыльность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.
В современных экономических условиях, руководители многих хозяйствующих субъектов не уделяют должного внимания формированию эффективной системы управления прибылью, концентрируя усилия компании только на увеличении количественного аспекта положительного финансового результата. Это приводит, на наш взгляд, к существенным ошибкам в формировании стратегии и тактики развития предприятия, что негативно сказывается на конкурентных позициях бизнеса в любом секторе экономики.
Система управления формированием финансовых результатов хозяйственной деятельности организации позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по её развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации.
Актуальность темы определяется тем, что в условиях изменяющейся внешней финансовой среды, каждое предприятие должно организовать и внедрить эффективную систему управления формирования прибыли, что обеспечит ему не только поступательный рост, но и упрочит позиции на рынке.
Цель работы - разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления формированием прибыли на исследуемом хозяйствующем субъекте.
Поставленная цель предопределила необходимость решения ряда задач:
- изучить сущность и виды прибыли, экономические основы ее формирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- рассмотреть основные методы управления прибылью предприятия;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия OOO «Нократ»;
- проанализировать структуру и динамику прибыли предприятия;
- провести анализ системы управления формированием прибыли;
- выявить резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия OOO «Нократ»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления формированием прибыли OOO «Нократ»;
Предмет исследования - система управления формированием прибыли хозяйствующего субъекта.
Oбъект исследования - предприятие OOO «Нократ».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных и зарубежных учёных по теории, методологии, методике анализа финансовых результатов деятельности организации; действующие законодательные и нормативно-правовые акты по учёту и анализу доходов и прибыли, положения и методические рекомендации, учебные пособия, комментарии специалистов в периодической печати.
Исследуемая проблема достаточно широко изучена в экономической литературе учеными Российской Федерации и стран с развитой рыночной экономикой, такими как В.В. Бочаров, И.А. Бланк, М.С. Абрютина, А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев, Н.Н. Карзаева, Н.Н. Селезнева, Л.И. Кравченко, Е.Г. Толкачева, Г.В. Савицкая и др.
Информационной базой исследования явилась информация первичных документов, учётных регистров и бухгалтерской отчётности OOO «Нократ».
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие приёмы и методы исследования: общенаучные методы (анализа, синтеза), балансовый метод, сравнения, факторный и маржинальный анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений, которые позволят повысить эффективность системы управления формирования прибылью, обеспечить стабильный рост прибыли и тем самым повысить платёжеспособность в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В представленной работе был проведено исследование экономической сущности прибыли, факторов ее определяющих и методов управления ею.
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и представляющий собой разницу между совокупными затратами и доходами в процессе осуществления этой деятельности.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. На прибыли предприятия влияют внешние и внутренние факторы, среди которых принято выделять основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции) и неосновные (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям). Исследуемые в анализе факторы могут быть квалифицированы и по другим признакам, что позволяет точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины финансовых результатов.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.
Управление прибылью, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования. Анализ совокупности существующих методов позволил сгруппировать их по следующим видам:
- экономические методы;
- организационно - распорядительные методы;
- социально - психологические методы.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
- интегрированность с обшей системой управления предприятием;
- комплексный характер формирования управленческих решений;
- высокий динамизм управления;
- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
- ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Таким образом, управление прибылью предприятия, ее формированием, это сложный, многоступенчатый процесс, обеспечивающий высокую эффективность деятельности предприятия и укрепление его конкурентных позиций на рынке.
В соответствии с поставленными задачами в представленной работе был проведен анализ системы управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ».
ООО «НОКРАТ» было создано в 2006 году. Основной целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах, продуктах, извлечение прибыли.
Прибыль предприятия может распределяться ежеквартально (раз в полгода, или раз в год). Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.
Предметом деятельности являются:
- розничная торговля автомобилями и оборудованием для ремонта автомобилей;
- розничная торговля автомобильными запчастями;
- оказание услуг технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
- предпродажная подготовка, а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Анализ деятельности ООО «НОКРАТ» проводился за 2013-2015 годы.
За анализируемый период активы предприятия увеличились на 1 603 тыс.
руб., в основном за счет увеличения объема оборотных активов на сумму 1 273 тыс. руб. Таким образом, имущественная масса увеличилась в основном за счет увеличения объема оборотных активов.
За анализируемый период в структуре активов наибольший удельный вес составляют оборотные активы (на конец 2015 года их доля составила 86%). За период с 2013 по 2015 гг. доля оборотных активов снизилась с 93% до 86%. Преобладание доли оборотных активов над внеоборотными характерно для предприятия сферы торговли и услуг.
В 2015 году валюта баланса OOO «НОКРАТ» увеличилась на 1 603 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, и на 885 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом. Темп прироста валюты баланса в 2014 году составлял 52%, в 2015 году - 42%. За последний год темп прироста валюты баланса снизился на 10%.
Розничная торговля автозапчастями имеет наибольший удельный вес в структуре выручке ООО «НОКРАТ» и составляет 43%. Достаточно высока доля выручки и от торговли автомобилями и услуг ТО и ремонта автомобилей. Их удельный вес составляет 26% и 25% соответственно.
Точка безубыточности в 2015 году составила для ООО «НОКРАТ» 706 873 руб., что ниже фактической выручки на 74 тыс. руб.
Соответственно, общество имеет достаточно высокий запас финансовой прочности, который в 2015 году составил 28,05%.
В работе был проведен анализ ликвидности, по результатам которого можно сделать вывод о том, что коэффициент абсолютной ликвидности ООО «НОКРАТ» по итогам 2014 года не соответствует нормативному значению, а в 2013 и 2015 годах находится на минимальном пороговом уровне.
Коэффициент срочной ликвидности в течение 2013-2015 годов не соответствует нормативному значению. В 2014 году данный показатель исследуемого предприятия снижается на 0,03, а в 2015 году возрастает на 0,03. В связи с этим коэффициент срочной ликвидности ООО «НОКРАТ» в 2013 и 2015 годах идентичны.
Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом показывает, что OOO «НОКРАТ» не обеспечено собственными оборотными активами. В течение анализируемого периода данный коэффициент снижается. В 2015 году по отношению к 2013 году коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом ООО «НОКРАТ» ниже на 0,08 и имеет отрицательное значение.
За период исследования прибыль до налогообложения увеличилась на 100 тыс. руб. Темп прироста чистой прибыли в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 900%.
За анализируемый период наблюдается положительная динамика показателей прибыли. Так валовая прибыль в 2014 году возросла на 70 тыс. руб., прибыль от продаж - на 53 тыс. руб., а чистая прибыль - на 55 тыс. руб.
В 2015 году также наблюдается положительная динамика по показателям прибыли как по отношению к 2014 году, так и по отношению к 2013 году.
За период исследования валовая прибыль увеличилась на 95 тыс. руб., прибыль от продаж - на 55 тыс. руб., а чистая прибыль - на 90 тыс. руб.
Анализ структуры показателей прибыли предприятия ООО «НОКРАТ» показал, что в 2015 году:
- существенно возросли управленческие расходы компании на 40 тыс. рублей или на 95%;
- существенно возросли прочие доходы на 26 тыс. рублей;
- незначительно, но увеличились расходы на уплату процентов по кредитам;
- положительным моментом является снижение прочих расходов компании на 24 тыс. рублей или 75%.
В целом, на протяжении анализируемого периода деятельность предприятия была прибыльной
Чистая прибыль исследуемого предприятия в течение анализируемого периода увеличивается. В 2014 году прирост чистой прибыли составил 35 тыс. руб., а в 2015 году чистая прибыль ООО «НОКРАТ» возросла еще на 55 тыс. руб.
Прирост чистой прибыли напрямую связан с ростом выручки от реализации и себестоимости. Причем, себестоимость предоставленных услуг ООО «НОКРАТ» увеличивается более медленными темпами, чем выручка. Так в 2014 году выручка от предоставленных услуг возросла на 40 тыс. руб., при росте себестоимости в 15 тыс. руб. В 2015 году выручка увеличивается еще большими темпами, ее прирост составил 245 тыс. руб., а себестоимость увеличилась на 175 тыс. руб.
Все выше сказанное обусловило увеличение и валовой прибыли. По итогам финансово-хозяйственной деятельности 2015 года валовая прибыль ООО «НОКРАТ» возросла на 70 тыс. руб., в то время как по итогам 2014 года прирост валовой прибыли составил лишь 25 тыс. руб.
Из-за излишней капитализации прибыли общество достаточно зависимо от внешних источников финансирования, увеличивает кредитный портфель, что еще больше снижает показатели финансового результата.
Несмотря на очевидную эффективность деятельности ООО «НОКРАТ», в его системе управления прибылью выявлен ряд проблем.
Результаты исследования показали, что в ООО «НОКРАТ» отсутствуют существенные элементы системы управления формированием прибыли: планирование, прогнозирование и контроль прибыли.
Компания не анализирует факторы, влияющие на показатели прибыли.
При планировании объемов продаж и определении ценовой политики компания не руководствуется экономическими показателями, например, не определяет точку безубыточности и запас финансовой прочности.
Руководство компании не уделяет внимание контролю за постоянными затратами. Индексация заработной платы персонала производится без привязки к результатам деятельности предприятия
В ООО «НОКРАТ» отсутствует система планирования закупок, в результате чего происходит затоваривание складов.
Несмотря на отсутствие системных подходов, действующая в ООО «НОКРАТ» система управления формированием прибыли достаточно эффективна. Что подтверждается положительной динамикой показателей рентабельности, коэффициента устойчивости экономического роста и коэффициентами финансовой устойчивости.
Также в работе был проведен анализ маржинального дохода по клиентам OOO «НОКРАТ», который позволил определить основные направления в работе с покупателями:
- поиск возможностей для увеличения маржинальной рентабельности или «мягкий» отказ от работы с клиентом на столь неэффективных для компании условиях. Например, на контрагента «Завод ЖБИ» из таблицы 3.2.4 приходится лишь 0,15 процента маржинального дохода (596 тыс. руб.), при этом маржинальная рентабельность составляет всего 16,1 процента (при нормативе - 45%). Такому покупателю имеет смысл предложить приобретать продукцию в большем объеме или по более высокой цене. Если он не согласится, отношения придется разорвать;
- развитие активных продаж клиентам, поставки в адрес которых пока не обеспечивают значимой доли в суммарном маржинальном доходе компании, но отличаются высокой маржинальной рентабельностью. Например, клиент «Торгмаркет» из таблицы 3.2.4 пока закупает немного, но маржинальная рентабельность по данному клиенту выше норматива. Стоит продумать стратегию, которая позволит стимулировать их на закупки больших партий, но без существенной потери в рентабельности;
- повышенное внимание покупателям, вошедшим в первую десятку или двадцатку по сумме маржинального дохода. Здесь вряд ли стоит пытаться наращивать объемы продаж отдельным клиентам, иначе можно попасть в зависимость от них и выйти за рамки норматива рентабельности. Предпочтительнее работать на удержание и расширение круга VIP-клиентов.
По результатам проведенного исследования с целью повышения эффективности управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ» рекомендуем использовать в управлении финансовым результатом экономические рычаги, которые могли бы направить деятельность предприятия в нужном направлении развития, косвенно влияя на производственный процесс.
С целью совершенствования системы анализа на предприятии, рекомендуем:
- ежеквартально проводить анализ факторов, оказавших влияние на показатели финансового результата.
- определять точку безубыточности и запас финансовой прочности.
Также рекомендуем внедрить следующие элементы системы управления формированием прибыли: планирование, прогнозирование и контроль прибыли. OOO «НОКРАТ» рекомендуется ежеквартально с помощью маржинального метода планировать и прогнозировать прибыль.
Реализовать это можно с помощью следующих механизмов.
- ввести систему планирования затрат на предприятии. Для управления постоянными затратами можно использовать операционные бюджеты с установленными лимитами по статьям расходов (аренда, маркетинг, оплата труда). При планировании расходов на оплату труда рекомендуется определять предельное значение зарплатоемкости (фонд оплаты труда к выручке), а затем, исходя из этого показателя и планируемого объема продаж, на год рассчитывать допустимое значение ФОТ. Полученную сумму распределять по статьям: оплата труда согласно окладам, бонусы персоналу, премии вспомогательному персоналу и пр. Затем распределять по месяцам;
- ранжировать все товарные группы компании по индексу маржинального дохода, чтобы оптимизировать ассортимент продукции с целью получения наибольшего дохода;
- анализировать клиентскую базу по уровню маржинальной доходности. Предполагается, что продажи с меньшей, чем норматив, рентабельностью должны исключаться из оборота;
- использовать механизм анализа работы менеджеров по продажам. Анализ маржинального дохода в разрезе менеджеров по продажам поможет выявить сильных и слабых продавцов и организовать их ротацию;
- внедрить механизм контроля над постоянными затратами. Он подразумевает сокращение и удержание темпов роста расходов, напрямую не влияющих на производственный процесс. Например, ввести лимитноконтрольные карты;
- ввести систему премирования сотрудников, в которой размер премии увязать с величиной маржинального дохода. В идеале такая мотивация должна касаться всего персонала, но для начала - хотя бы производственных и коммерческих подразделений;
- внедрить систему планирования закупок, чтобы избежать затоваривания складов.
Предложенные экономические механизмы позволят повысить эффективность системы управления прибыли OOO «НОКРАТ», направить деятельность предприятия на новые этапы развития.
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и представляющий собой разницу между совокупными затратами и доходами в процессе осуществления этой деятельности.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. На прибыли предприятия влияют внешние и внутренние факторы, среди которых принято выделять основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции) и неосновные (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям). Исследуемые в анализе факторы могут быть квалифицированы и по другим признакам, что позволяет точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины финансовых результатов.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.
Управление прибылью, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования. Анализ совокупности существующих методов позволил сгруппировать их по следующим видам:
- экономические методы;
- организационно - распорядительные методы;
- социально - психологические методы.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
- интегрированность с обшей системой управления предприятием;
- комплексный характер формирования управленческих решений;
- высокий динамизм управления;
- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
- ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Таким образом, управление прибылью предприятия, ее формированием, это сложный, многоступенчатый процесс, обеспечивающий высокую эффективность деятельности предприятия и укрепление его конкурентных позиций на рынке.
В соответствии с поставленными задачами в представленной работе был проведен анализ системы управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ».
ООО «НОКРАТ» было создано в 2006 году. Основной целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах, продуктах, извлечение прибыли.
Прибыль предприятия может распределяться ежеквартально (раз в полгода, или раз в год). Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.
Предметом деятельности являются:
- розничная торговля автомобилями и оборудованием для ремонта автомобилей;
- розничная торговля автомобильными запчастями;
- оказание услуг технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
- предпродажная подготовка, а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Анализ деятельности ООО «НОКРАТ» проводился за 2013-2015 годы.
За анализируемый период активы предприятия увеличились на 1 603 тыс.
руб., в основном за счет увеличения объема оборотных активов на сумму 1 273 тыс. руб. Таким образом, имущественная масса увеличилась в основном за счет увеличения объема оборотных активов.
За анализируемый период в структуре активов наибольший удельный вес составляют оборотные активы (на конец 2015 года их доля составила 86%). За период с 2013 по 2015 гг. доля оборотных активов снизилась с 93% до 86%. Преобладание доли оборотных активов над внеоборотными характерно для предприятия сферы торговли и услуг.
В 2015 году валюта баланса OOO «НОКРАТ» увеличилась на 1 603 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, и на 885 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом. Темп прироста валюты баланса в 2014 году составлял 52%, в 2015 году - 42%. За последний год темп прироста валюты баланса снизился на 10%.
Розничная торговля автозапчастями имеет наибольший удельный вес в структуре выручке ООО «НОКРАТ» и составляет 43%. Достаточно высока доля выручки и от торговли автомобилями и услуг ТО и ремонта автомобилей. Их удельный вес составляет 26% и 25% соответственно.
Точка безубыточности в 2015 году составила для ООО «НОКРАТ» 706 873 руб., что ниже фактической выручки на 74 тыс. руб.
Соответственно, общество имеет достаточно высокий запас финансовой прочности, который в 2015 году составил 28,05%.
В работе был проведен анализ ликвидности, по результатам которого можно сделать вывод о том, что коэффициент абсолютной ликвидности ООО «НОКРАТ» по итогам 2014 года не соответствует нормативному значению, а в 2013 и 2015 годах находится на минимальном пороговом уровне.
Коэффициент срочной ликвидности в течение 2013-2015 годов не соответствует нормативному значению. В 2014 году данный показатель исследуемого предприятия снижается на 0,03, а в 2015 году возрастает на 0,03. В связи с этим коэффициент срочной ликвидности ООО «НОКРАТ» в 2013 и 2015 годах идентичны.
Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом показывает, что OOO «НОКРАТ» не обеспечено собственными оборотными активами. В течение анализируемого периода данный коэффициент снижается. В 2015 году по отношению к 2013 году коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом ООО «НОКРАТ» ниже на 0,08 и имеет отрицательное значение.
За период исследования прибыль до налогообложения увеличилась на 100 тыс. руб. Темп прироста чистой прибыли в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 900%.
За анализируемый период наблюдается положительная динамика показателей прибыли. Так валовая прибыль в 2014 году возросла на 70 тыс. руб., прибыль от продаж - на 53 тыс. руб., а чистая прибыль - на 55 тыс. руб.
В 2015 году также наблюдается положительная динамика по показателям прибыли как по отношению к 2014 году, так и по отношению к 2013 году.
За период исследования валовая прибыль увеличилась на 95 тыс. руб., прибыль от продаж - на 55 тыс. руб., а чистая прибыль - на 90 тыс. руб.
Анализ структуры показателей прибыли предприятия ООО «НОКРАТ» показал, что в 2015 году:
- существенно возросли управленческие расходы компании на 40 тыс. рублей или на 95%;
- существенно возросли прочие доходы на 26 тыс. рублей;
- незначительно, но увеличились расходы на уплату процентов по кредитам;
- положительным моментом является снижение прочих расходов компании на 24 тыс. рублей или 75%.
В целом, на протяжении анализируемого периода деятельность предприятия была прибыльной
Чистая прибыль исследуемого предприятия в течение анализируемого периода увеличивается. В 2014 году прирост чистой прибыли составил 35 тыс. руб., а в 2015 году чистая прибыль ООО «НОКРАТ» возросла еще на 55 тыс. руб.
Прирост чистой прибыли напрямую связан с ростом выручки от реализации и себестоимости. Причем, себестоимость предоставленных услуг ООО «НОКРАТ» увеличивается более медленными темпами, чем выручка. Так в 2014 году выручка от предоставленных услуг возросла на 40 тыс. руб., при росте себестоимости в 15 тыс. руб. В 2015 году выручка увеличивается еще большими темпами, ее прирост составил 245 тыс. руб., а себестоимость увеличилась на 175 тыс. руб.
Все выше сказанное обусловило увеличение и валовой прибыли. По итогам финансово-хозяйственной деятельности 2015 года валовая прибыль ООО «НОКРАТ» возросла на 70 тыс. руб., в то время как по итогам 2014 года прирост валовой прибыли составил лишь 25 тыс. руб.
Из-за излишней капитализации прибыли общество достаточно зависимо от внешних источников финансирования, увеличивает кредитный портфель, что еще больше снижает показатели финансового результата.
Несмотря на очевидную эффективность деятельности ООО «НОКРАТ», в его системе управления прибылью выявлен ряд проблем.
Результаты исследования показали, что в ООО «НОКРАТ» отсутствуют существенные элементы системы управления формированием прибыли: планирование, прогнозирование и контроль прибыли.
Компания не анализирует факторы, влияющие на показатели прибыли.
При планировании объемов продаж и определении ценовой политики компания не руководствуется экономическими показателями, например, не определяет точку безубыточности и запас финансовой прочности.
Руководство компании не уделяет внимание контролю за постоянными затратами. Индексация заработной платы персонала производится без привязки к результатам деятельности предприятия
В ООО «НОКРАТ» отсутствует система планирования закупок, в результате чего происходит затоваривание складов.
Несмотря на отсутствие системных подходов, действующая в ООО «НОКРАТ» система управления формированием прибыли достаточно эффективна. Что подтверждается положительной динамикой показателей рентабельности, коэффициента устойчивости экономического роста и коэффициентами финансовой устойчивости.
Также в работе был проведен анализ маржинального дохода по клиентам OOO «НОКРАТ», который позволил определить основные направления в работе с покупателями:
- поиск возможностей для увеличения маржинальной рентабельности или «мягкий» отказ от работы с клиентом на столь неэффективных для компании условиях. Например, на контрагента «Завод ЖБИ» из таблицы 3.2.4 приходится лишь 0,15 процента маржинального дохода (596 тыс. руб.), при этом маржинальная рентабельность составляет всего 16,1 процента (при нормативе - 45%). Такому покупателю имеет смысл предложить приобретать продукцию в большем объеме или по более высокой цене. Если он не согласится, отношения придется разорвать;
- развитие активных продаж клиентам, поставки в адрес которых пока не обеспечивают значимой доли в суммарном маржинальном доходе компании, но отличаются высокой маржинальной рентабельностью. Например, клиент «Торгмаркет» из таблицы 3.2.4 пока закупает немного, но маржинальная рентабельность по данному клиенту выше норматива. Стоит продумать стратегию, которая позволит стимулировать их на закупки больших партий, но без существенной потери в рентабельности;
- повышенное внимание покупателям, вошедшим в первую десятку или двадцатку по сумме маржинального дохода. Здесь вряд ли стоит пытаться наращивать объемы продаж отдельным клиентам, иначе можно попасть в зависимость от них и выйти за рамки норматива рентабельности. Предпочтительнее работать на удержание и расширение круга VIP-клиентов.
По результатам проведенного исследования с целью повышения эффективности управления формированием прибыли ООО «НОКРАТ» рекомендуем использовать в управлении финансовым результатом экономические рычаги, которые могли бы направить деятельность предприятия в нужном направлении развития, косвенно влияя на производственный процесс.
С целью совершенствования системы анализа на предприятии, рекомендуем:
- ежеквартально проводить анализ факторов, оказавших влияние на показатели финансового результата.
- определять точку безубыточности и запас финансовой прочности.
Также рекомендуем внедрить следующие элементы системы управления формированием прибыли: планирование, прогнозирование и контроль прибыли. OOO «НОКРАТ» рекомендуется ежеквартально с помощью маржинального метода планировать и прогнозировать прибыль.
Реализовать это можно с помощью следующих механизмов.
- ввести систему планирования затрат на предприятии. Для управления постоянными затратами можно использовать операционные бюджеты с установленными лимитами по статьям расходов (аренда, маркетинг, оплата труда). При планировании расходов на оплату труда рекомендуется определять предельное значение зарплатоемкости (фонд оплаты труда к выручке), а затем, исходя из этого показателя и планируемого объема продаж, на год рассчитывать допустимое значение ФОТ. Полученную сумму распределять по статьям: оплата труда согласно окладам, бонусы персоналу, премии вспомогательному персоналу и пр. Затем распределять по месяцам;
- ранжировать все товарные группы компании по индексу маржинального дохода, чтобы оптимизировать ассортимент продукции с целью получения наибольшего дохода;
- анализировать клиентскую базу по уровню маржинальной доходности. Предполагается, что продажи с меньшей, чем норматив, рентабельностью должны исключаться из оборота;
- использовать механизм анализа работы менеджеров по продажам. Анализ маржинального дохода в разрезе менеджеров по продажам поможет выявить сильных и слабых продавцов и организовать их ротацию;
- внедрить механизм контроля над постоянными затратами. Он подразумевает сокращение и удержание темпов роста расходов, напрямую не влияющих на производственный процесс. Например, ввести лимитноконтрольные карты;
- ввести систему премирования сотрудников, в которой размер премии увязать с величиной маржинального дохода. В идеале такая мотивация должна касаться всего персонала, но для начала - хотя бы производственных и коммерческих подразделений;
- внедрить систему планирования закупок, чтобы избежать затоваривания складов.
Предложенные экономические механизмы позволят повысить эффективность системы управления прибыли OOO «НОКРАТ», направить деятельность предприятия на новые этапы развития.
Подобные работы
- Управление формированием прибыли предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Управление формированием прибыли предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ в системе управления формированием прибыли
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Учет и анализ формирования прибыли в организации (Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНЕНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Формирование прибыли предприятия торговли и оценка перспектив ее роста
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование прибыли предприятия торговли и оценка перспектив ее роста
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



