Налогообложение экономических видов деятельности
|
Введение 3
1 Теоретические основы налогового регулирования нефтедобычи 6
1.1 Государственное регулирование нефтедобычи 6
1.2 Механизм налогообложения нефтедобывающих предприятий 15
1.3 Налогообложение нефтедобычи в зарубежных странах 27
2 Анализ налогообложения нефтедобычи 36
2.1 Анализ поступления основных налогов нефтедобывающих 36
компаний
2.2 Налоговая нагрузка нефтедобывающих компаний 44
2.3 Анализ рентабельности предприятий нефтедобычи 53
3 Направления совершенствования налогового регулирования 64
нефтедобычи
3.1 Направления совершенствования налога на добычу полезных 64
ископаемых
3.2 Налогообложение сверхприбыли нефтедобывающих компаний 71
3.3 Перспективы введения рентного налогообложения нефтедобычи 78
Заключение 88
Список использованных источников 91
1 Теоретические основы налогового регулирования нефтедобычи 6
1.1 Государственное регулирование нефтедобычи 6
1.2 Механизм налогообложения нефтедобывающих предприятий 15
1.3 Налогообложение нефтедобычи в зарубежных странах 27
2 Анализ налогообложения нефтедобычи 36
2.1 Анализ поступления основных налогов нефтедобывающих 36
компаний
2.2 Налоговая нагрузка нефтедобывающих компаний 44
2.3 Анализ рентабельности предприятий нефтедобычи 53
3 Направления совершенствования налогового регулирования 64
нефтедобычи
3.1 Направления совершенствования налога на добычу полезных 64
ископаемых
3.2 Налогообложение сверхприбыли нефтедобывающих компаний 71
3.3 Перспективы введения рентного налогообложения нефтедобычи 78
Заключение 88
Список использованных источников 91
Актуальность темы исследования определяется ролью нефтедобывающих компаний в реализации фискальной функции государства, в обеспечении других отраслей экономики и населения энергетическими ресурсами и решении проблемы энергетической безопасности страны. Нефтяного рынка, прежде всего, коснулись проблемы глобализации экономики в силу его особого значения в мире. Все нефтяные предприятия работают в условиях жесткой конкуренции на мировом нефтяном рынке, который характеризуется высокими темпами институциональных преобразований (перераспределение собственности, борьба за новые рынки, реструктуризация бизнеса и т.д.), что предъявляет особые требования к обеспечению минимизации налоговых рисков отечественных предприятий.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы институциональных преобразований в экономике, инновационного развития предприятий и управления нефтяным комплексом всегда были в кругу внимания ученых - экономистов. Весомый вклад в различные аспекты этих вопросов сделано исследованиями Р.Коуза, Д.Норта, О.Уильямсона, В. Александрова, В.Аликперова, Ю.Бажал, Л.Безчасного, В.Гейца, В.Герасимчука,
В.Голикова, М. Нижнего, М.Данилюка, В.Крюкова, О.Кузьмина, О.Лапко, Б.Малицького, Б.Пириашвили, И.Школы и других. Недостаточно проработан организационно - экономический механизм государственного регулирования налогообложения предприятий отрасли, что требует дополнительного исследования в условиях ее реформирования в силу особого значения для экономического развития государства. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.
Целью магистерской диссертации является исследование основ налогового регулирования нефтедобычи и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование налогообложения нефтедобывающих компаний в РФ.
Для достижения этой цели в исследовании поставлены следующие научные задачи:
-исследовать организационно-экономический механизм государственного и налогового регулирования нефтяных предприятий;
- обобщить опыт налогообложения нефтедобычи в зарубежных странах;
-проанализировать поступление основных налогов нефтедобывающих
компаний и налоговую нагрузку нефтедобывающих компаний;
- установить причины, которые влияют на налогообложение нефтяного комплекса, и определить пути их устранения
- предложить пути реформирования налога на добычу полезных ископаемых;
- обосновать предложения по совершенствованию налогового регулирования добычи нефти.
Объектом исследования является налоговые отношения, возникающие в связи с налогообложением нефтяных компаний.
Предметом исследования в работе выступают действующие основы налогообложения предприятий нефтяного комплекса России в условиях трансформационных процессов в мировой экономике.
Теоретической и методологической базой исследования являются положения современной теории институциональных преобразований, классические и современные разработки по налогообложению, проблем глобализации экономики, системного анализа, теории управления и государственного регулирования. Методы исследования включают анализ и обобщение теоретических работ и практического опыта, официальных документов, решений Правительства, методы системного и статистического анализа.
Научная новизна исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию налогообложения предприятий нефтяного комплекса России на основе разработанного механизма налогообложения нефтяных предприятий.
Наиболее существенные научные результаты, которые получены автором и обладают научной новизной, следующие:
- предложен новый коэффициент, характеризующий объем добычи нефти по налогу на добычу полезных ископаемых;
- наряду с исчислением налога на добычу полезных ископаемых по налогу на прибыль рекомендованы понижающие коэффициенты при отнесении прочих расходов для целей налогообложения: удаленность, глубина залегания, извлечения нефти и обводненность;
- на практических материалах проведено сравнение действующего и рекомендуемого механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль за период 2013-2015 гг. и на основании прогнозных данных за 2017 - 2020 годы доказана перспективность предлагаемого механизма исчисления;
- рекомендован поэтапный переход от налога на добычу полезных ископаемых на налогообложение сверхприбыли в зависимости от рентабельности месторождений с учетом цен на нефть;
- проведен расчет суммарных размеров горной ренты по нефтяной компании, исходя из фактических худших и средних затрат на добычу нефти, доказано, что размеры горной ренты значительно превышают действующие суммы налоговых изъятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании налогового регулирования добычи нефти. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методических положений и процедур, предложенных в исследовании, будет способствовать повышению регулирующего воздействия налогообложения на нефтедобычу.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, иллюстрирована таблицами и рисунками.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы институциональных преобразований в экономике, инновационного развития предприятий и управления нефтяным комплексом всегда были в кругу внимания ученых - экономистов. Весомый вклад в различные аспекты этих вопросов сделано исследованиями Р.Коуза, Д.Норта, О.Уильямсона, В. Александрова, В.Аликперова, Ю.Бажал, Л.Безчасного, В.Гейца, В.Герасимчука,
В.Голикова, М. Нижнего, М.Данилюка, В.Крюкова, О.Кузьмина, О.Лапко, Б.Малицького, Б.Пириашвили, И.Школы и других. Недостаточно проработан организационно - экономический механизм государственного регулирования налогообложения предприятий отрасли, что требует дополнительного исследования в условиях ее реформирования в силу особого значения для экономического развития государства. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.
Целью магистерской диссертации является исследование основ налогового регулирования нефтедобычи и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование налогообложения нефтедобывающих компаний в РФ.
Для достижения этой цели в исследовании поставлены следующие научные задачи:
-исследовать организационно-экономический механизм государственного и налогового регулирования нефтяных предприятий;
- обобщить опыт налогообложения нефтедобычи в зарубежных странах;
-проанализировать поступление основных налогов нефтедобывающих
компаний и налоговую нагрузку нефтедобывающих компаний;
- установить причины, которые влияют на налогообложение нефтяного комплекса, и определить пути их устранения
- предложить пути реформирования налога на добычу полезных ископаемых;
- обосновать предложения по совершенствованию налогового регулирования добычи нефти.
Объектом исследования является налоговые отношения, возникающие в связи с налогообложением нефтяных компаний.
Предметом исследования в работе выступают действующие основы налогообложения предприятий нефтяного комплекса России в условиях трансформационных процессов в мировой экономике.
Теоретической и методологической базой исследования являются положения современной теории институциональных преобразований, классические и современные разработки по налогообложению, проблем глобализации экономики, системного анализа, теории управления и государственного регулирования. Методы исследования включают анализ и обобщение теоретических работ и практического опыта, официальных документов, решений Правительства, методы системного и статистического анализа.
Научная новизна исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию налогообложения предприятий нефтяного комплекса России на основе разработанного механизма налогообложения нефтяных предприятий.
Наиболее существенные научные результаты, которые получены автором и обладают научной новизной, следующие:
- предложен новый коэффициент, характеризующий объем добычи нефти по налогу на добычу полезных ископаемых;
- наряду с исчислением налога на добычу полезных ископаемых по налогу на прибыль рекомендованы понижающие коэффициенты при отнесении прочих расходов для целей налогообложения: удаленность, глубина залегания, извлечения нефти и обводненность;
- на практических материалах проведено сравнение действующего и рекомендуемого механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль за период 2013-2015 гг. и на основании прогнозных данных за 2017 - 2020 годы доказана перспективность предлагаемого механизма исчисления;
- рекомендован поэтапный переход от налога на добычу полезных ископаемых на налогообложение сверхприбыли в зависимости от рентабельности месторождений с учетом цен на нефть;
- проведен расчет суммарных размеров горной ренты по нефтяной компании, исходя из фактических худших и средних затрат на добычу нефти, доказано, что размеры горной ренты значительно превышают действующие суммы налоговых изъятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании налогового регулирования добычи нефти. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методических положений и процедур, предложенных в исследовании, будет способствовать повышению регулирующего воздействия налогообложения на нефтедобычу.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, иллюстрирована таблицами и рисунками.
В результате нашего исследования были определены проблемы и разработаны следующие направления совершенствования налогового регулирования нефтедобычи.
1. Государственное регулирование деятельности по добыче нефти производится за счет различных инструментов, важную роль среди которых играют налоговые инструменты. Необходимость налогообложения природных ресурсов вытекает из того, что государство является собственником природных ресурсов и должно возместить расходы, связанные с предоставлением ресурсов хозяйствующим субъектам. Рекомендован поэтапный переход от налога на добычу полезных ископаемых к рентным платежам. Предлагаемые направления модернизации налогообложения нефтедобывающих предприятий позволят упорядочить систему налоговых льгот, обеспечить более справедливый уровень налоговой нагрузки, заинтересовать нефтедобывающие предприятия осуществлять воспроизводственно-инвестиционные процессы.
2. Автором предложен коэффициент, характеризующий объем добычи нефти по налогу на добычу полезных ископаемых. Данный коэффициент Кф исчисляется как отношение фактической добычи к плановой.
3. Наряду с исчислением налога на добычу полезных ископаемых по налогу на прибыль рекомендованы понижающие коэффициенты при отнесении прочих расходов для целей налогообложения: удаленность, глубина залегания, извлечения нефти и обводненность. Так, к месторождениям с расстоянием от дорожной инфраструктуры 50-100 км применяется коэффициент 0,1, а для удаленных более чем на 500 км - 0,5. Следующим коэффициентом является глубина залегания пласта. Она варьируется от 2000 м до 4000 м с градацией по 500 км. При коэффициенте извлечения нефти менее 20% коэффициент всегда равен нулю. При достаточно высоком уровне извлечения нефти, то есть более 40%, используется максимальный коэффициент 0,4. Четвертым параметром является обводненность скважины, которая достаточно сильно усложняет производство горных работ. Данный коэффициент дифференцируется от 70% до 90% с градацией по 5%. При обводненности скважины более 90% используется коэффициент 0,5, а при менее чем 70% - 0,1.
4. Обобщен опыт налогообложения нефтедобычи в зарубежных странах. Выявлено, что в большинстве стран налогообложение нефтедобычи производится на основе расчета сверхприбыли и рентных платежей в отличие от России. В зарубежных странах не существует единого подхода в налогообложении нефтедобычи. Определено, что разные страны выбирают подходящий налоговый режим исходя из собственных исторически сложившихся особенностей с учетом существующих ограничений. Данный опыт можно активно использовать в Российской Федерации на этапе перехода к рентным отношениям.
5. На практических материалах проведено сравнение действующего и рекомендуемого механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль за период 2013-2015 гг. и на основании прогнозных данных за 2017 - 2020 годы доказана перспективность предлагаемого механизма исчисления. Применение авторского механизма налогообложения снижает поступление налога на добычу полезных ископаемых по причине того, что коэффициент, характеризующий объем добычи нефти в этом случае получился понижающим. Налог на прибыль увеличился, так как предложенные коэффициенты к прочим расходам не позволили списать всю сумму налога на добычу полезных ископаемых в прочие расходы.
6. Проанализировав налоговую нагрузку по нефтедобыче нами было выявлено, что действующий механизм расчета нагрузки не является объективным показателем. Уровень фискальной налоговой нагрузки на нефтяную промышленность России является самым высоким по сравнению с другими нефтедобывающими странами. Необходимо отметить, что чем выше цена реализации нефти и больше ее отрыв от издержек производства и реализации, тем большим налогом можно обложить самого продавца. При этом
увеличение доли налогов в выручке не всегда означает увеличение налоговой нагрузки на продавца нефти, а часто свидетельствует о его высоких налоговых возможностях относительно этой выручки. Другими словами, у нефтедобывающей организации появляется значительная свехприбыль. Поэтому более достоверную налоговую нагрузку можно оценить только с помощью такого показателя как рентабельность затрат нефтедобывающих компаний.
7. В результате проведенного эконометрического анализа автором выявлена взаимосвязь поступлений налога на добычу полезных ископаемых от трех факторов: объем добычи нефти, цен на нефть и курса рубля к доллару. Фактор объема добычи является определяющим в поступлениях налога на добычу полезных ископаемых. Полученная модель отражает комплексное влияние существенных показателей и на ее основе сделан прогноз по налогу на добычу полезных ископаемых с 2017 по 2020 год. По данному прогнозу будет происходить постоянное увеличение поступлений налога на добычу полезных ископаемых с 2783 млрд. руб. в 2017 году до 2956 млрд. руб. в 2020 году.
8. Автором предложен механизм налогообложения, основанный на определении сверхприбыли в зависимости от рентабельности с учетом цен на нефть. Рекомендована прогрессивная ставка налога на свехприбыль для высокорентабельных месторождений в размере 30%. Данная ставка корректируется в зависимости от цен на нефть в большую или меньшую сторону, но не более чем в 2 раза. Используя данные по нефтяной компании сделан прогноз сверхприбыли на 2017 - 2020 годы, который послужил бы базой для исчисления рекомендованного налога.
9. Автором доказано, что расчет горной ренты возможно осуществить по конкретной нефтедобывающей компании. Проведенный расчет суммарных размеров горной ренты по нефтяной компании исходя из фактических худших и средних затрат на добычу нефти может быть использован для определения максимально возможных сумм ее изъятия в бюджетную систему РФ.
1. Государственное регулирование деятельности по добыче нефти производится за счет различных инструментов, важную роль среди которых играют налоговые инструменты. Необходимость налогообложения природных ресурсов вытекает из того, что государство является собственником природных ресурсов и должно возместить расходы, связанные с предоставлением ресурсов хозяйствующим субъектам. Рекомендован поэтапный переход от налога на добычу полезных ископаемых к рентным платежам. Предлагаемые направления модернизации налогообложения нефтедобывающих предприятий позволят упорядочить систему налоговых льгот, обеспечить более справедливый уровень налоговой нагрузки, заинтересовать нефтедобывающие предприятия осуществлять воспроизводственно-инвестиционные процессы.
2. Автором предложен коэффициент, характеризующий объем добычи нефти по налогу на добычу полезных ископаемых. Данный коэффициент Кф исчисляется как отношение фактической добычи к плановой.
3. Наряду с исчислением налога на добычу полезных ископаемых по налогу на прибыль рекомендованы понижающие коэффициенты при отнесении прочих расходов для целей налогообложения: удаленность, глубина залегания, извлечения нефти и обводненность. Так, к месторождениям с расстоянием от дорожной инфраструктуры 50-100 км применяется коэффициент 0,1, а для удаленных более чем на 500 км - 0,5. Следующим коэффициентом является глубина залегания пласта. Она варьируется от 2000 м до 4000 м с градацией по 500 км. При коэффициенте извлечения нефти менее 20% коэффициент всегда равен нулю. При достаточно высоком уровне извлечения нефти, то есть более 40%, используется максимальный коэффициент 0,4. Четвертым параметром является обводненность скважины, которая достаточно сильно усложняет производство горных работ. Данный коэффициент дифференцируется от 70% до 90% с градацией по 5%. При обводненности скважины более 90% используется коэффициент 0,5, а при менее чем 70% - 0,1.
4. Обобщен опыт налогообложения нефтедобычи в зарубежных странах. Выявлено, что в большинстве стран налогообложение нефтедобычи производится на основе расчета сверхприбыли и рентных платежей в отличие от России. В зарубежных странах не существует единого подхода в налогообложении нефтедобычи. Определено, что разные страны выбирают подходящий налоговый режим исходя из собственных исторически сложившихся особенностей с учетом существующих ограничений. Данный опыт можно активно использовать в Российской Федерации на этапе перехода к рентным отношениям.
5. На практических материалах проведено сравнение действующего и рекомендуемого механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль за период 2013-2015 гг. и на основании прогнозных данных за 2017 - 2020 годы доказана перспективность предлагаемого механизма исчисления. Применение авторского механизма налогообложения снижает поступление налога на добычу полезных ископаемых по причине того, что коэффициент, характеризующий объем добычи нефти в этом случае получился понижающим. Налог на прибыль увеличился, так как предложенные коэффициенты к прочим расходам не позволили списать всю сумму налога на добычу полезных ископаемых в прочие расходы.
6. Проанализировав налоговую нагрузку по нефтедобыче нами было выявлено, что действующий механизм расчета нагрузки не является объективным показателем. Уровень фискальной налоговой нагрузки на нефтяную промышленность России является самым высоким по сравнению с другими нефтедобывающими странами. Необходимо отметить, что чем выше цена реализации нефти и больше ее отрыв от издержек производства и реализации, тем большим налогом можно обложить самого продавца. При этом
увеличение доли налогов в выручке не всегда означает увеличение налоговой нагрузки на продавца нефти, а часто свидетельствует о его высоких налоговых возможностях относительно этой выручки. Другими словами, у нефтедобывающей организации появляется значительная свехприбыль. Поэтому более достоверную налоговую нагрузку можно оценить только с помощью такого показателя как рентабельность затрат нефтедобывающих компаний.
7. В результате проведенного эконометрического анализа автором выявлена взаимосвязь поступлений налога на добычу полезных ископаемых от трех факторов: объем добычи нефти, цен на нефть и курса рубля к доллару. Фактор объема добычи является определяющим в поступлениях налога на добычу полезных ископаемых. Полученная модель отражает комплексное влияние существенных показателей и на ее основе сделан прогноз по налогу на добычу полезных ископаемых с 2017 по 2020 год. По данному прогнозу будет происходить постоянное увеличение поступлений налога на добычу полезных ископаемых с 2783 млрд. руб. в 2017 году до 2956 млрд. руб. в 2020 году.
8. Автором предложен механизм налогообложения, основанный на определении сверхприбыли в зависимости от рентабельности с учетом цен на нефть. Рекомендована прогрессивная ставка налога на свехприбыль для высокорентабельных месторождений в размере 30%. Данная ставка корректируется в зависимости от цен на нефть в большую или меньшую сторону, но не более чем в 2 раза. Используя данные по нефтяной компании сделан прогноз сверхприбыли на 2017 - 2020 годы, который послужил бы базой для исчисления рекомендованного налога.
9. Автором доказано, что расчет горной ренты возможно осуществить по конкретной нефтедобывающей компании. Проведенный расчет суммарных размеров горной ренты по нефтяной компании исходя из фактических худших и средних затрат на добычу нефти может быть использован для определения максимально возможных сумм ее изъятия в бюджетную систему РФ.
Подобные работы
- Налоговое регулирование экономических видов деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО
ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РФ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Учет,контроль и анализ расходов по обычным видам деятельности организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Учет, контроль и анализ расходов по обычным видам деятельности организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Налогообложение в сфере электронной коммерческой деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ расходов по обычным видам деятельности организации
Дипломные работы, ВКР, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



