Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления
интеллектуальным капиталом организации 7
1.1. Понятие стратегического управления. Классификация
стратегических целей организации. 7
1.2. Конкурентное преимущество как элемент стратегического
планирования 12
1.3. Управление интеллектуальным капиталом организации 20
2. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом на
примере КФУ 31
2.1. Описание организации: Казанский Федеральный Университет 34
2.2. Анализ интеллектуальной и научной деятельности Казанского
университета 38
2.3. Анализ международной деятельности КФУ 65
2.4. Место КФУ в международных рейтингах университетов 78
3. Разработка рекомендаций для совершенствования
деятельности Казанского университета 82
3.1. Рекомендации для совершенствования международной деятельности 82
3.2. Рекомендации согласно трендам развития отраслей и науки 89
Заключение 93
Список использованных источников
Современный мир характеризуется «новой экономикой», где управление знаниями, интеллектуальный капитал, новые исследования являются движущей силой экономики. Интеллектуальный капитал становится главным стратегическим ресурсом.
Казанский университет имеет статус федерального университета, поскольку он является стратегически важным для будущего Российской Федерации. Университет представляет собой главный научный центр региона. Стратегически важным для системы образования Российской Федерации является международная интеграция, поскольку прорывные исследования и международные публикации, представляющие собой научный интерес для мирового научного сообщества, сегодня возможны в сотрудничестве с мировыми научными центрами. Кроме того, мировая интеграция в сфере образования является одной из поставленных задач Правительством Российской Федерации. Тема магистерской диссертации связана со стратегией развития науки и образования как в Республике Татарстан, так и в России в целом. Выбранная тема магистерской диссертации актуальна для развития Республики Татарстан и Казанского федерального университета в современной экономической и политической ситуации. Вопрос имеет востребованную практическую значимость, а потому исследование представляет собой научный интерес.
Казанский федеральный университет является одной из ключевых российских фигур в сфере образования на международной арене, выполняющей ряд важнейших функций по подготовке ученых и исследователей.
Для усиления конкурентоспособности в условиях глобализации необходимо, опираясь на интеллектуальный и научный потенциал и требования времени, объединять с зарубежными партнерами усилия и совместно решать поставленные задачи.
Основные проблемы российских вузов - это низкий уровень публикационной активности преподавателей и невысокая востребованность за рубежом их научных публикаций. Решить данную проблему можно путем международного сотрудничества в интересных обеим сторонам областях прорывных направлений. Таким образом, международное сотрудничество в сфере образования обусловлено необходимостью расширения интеллектуального потенциала для международной интеграции и усиления позиций университета в мировых рейтингах.
Объектом исследования является Казанский Федеральный Университет
Предмет исследования - интеллектуальный потенциал и международная деятельность университета, как приоритет и драйвер развития интеллектуального капитала университета.
В диссертационном исследовании проводится анализ международной деятельности, развития интеллектуального потенциала Казанского университета и разработка ряда рекомендаций по их совершенствованию и развитию международного сотрудничества.
Целью исследования является изучение подходов к управлению интеллектуальным капиталом, развитию международного сотрудничества в Казанском федеральном университете в условиях международного взаимодействия, выявление проблем и разработка рекомендаций.
Методической базой исследования являются общенаучные методы исследования, аналитический метод, метод сравнительного анализа, социологические методы исследования.
Методологической и информационной основой являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, программы и положения Казанского университета, стратегия, план развития, отчетность, научные труды.
Задачами исследования являются:
- анализ основ теории стратегического управления и управления интеллектуальным капиталом организации;
- анализ интеллектуального капитала Казанского федерального университета;
- анализ развития международного сотрудничества и международной деятельности КФУ, как одного из основных стратегических приоритетов, влияющего на развитие университета;
- анализ материалов по стратегическому развитию университета;
- анализ продвижения университета в международных рейтингах, как важном элементе развития;
- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в рамках стратегически важных задач университета.
Поставленные задачи диссертационного исследования решаются путем анализа интеллектуальной деятельности (публикации, цитирования, прорывные авторы, области исследований, анализа сотрудничества, поскольку для оценки результатов научной и интеллектуальной деятельности сотрудников вузов принято использовать такие показатели, как общее число публикаций, цитируемость публикаций и средний уровень цитируемости одной публикации), анализа международной деятельности университета (международные соглашения, мобильность студентов и преподавателей, как инструмент развития интеллектуального капитала, выезды, привлечение иностранных студентов, инструменты, что тоже напрямую связано с интеллектуальным капиталом организации), анализа и работы с основными отчетными документами университета, выявлением слабых сторон и точек роста в международной деятельности с практической точки зрения.
В рамках диссертационного исследования предлагаются мероприятия, направленные на развитие международного сотрудничества, способствующие повышению квалификации службы Департамента внешних связей. Кроме того, предложены направления возможной научной деятельности университета в перспективе до 2030 года согласно мировым трендам. В диссертационном исследовании разрабатывается ряд рекомендаций для внедрения в деятельность международного департамента, которые позволят решить ряд вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации сотрудников службы, занимающейся вопросами адаптации иностранных студентов и сотрудников службы привлечения иностранных обучающихся, что представляет собой значимость для университета с точки зрения развития в контексте интеллектуального капитала и выполнения целевых показателей программ, необходимых для продвижения университета в мировых рейтингах. Проводится анализ мировых трендов в перспективе 15 лет и выявление интересных вузу областей для внедрения в образовательные программы и совместные проекты, что совпадает со стратегией развития вуза до 2020 года.
Одной из основных проблем российских вузов по мнению современных исследователей является невысокая востребованность за рубежом российских научных публикаций, этот вопрос отражен в методических разработках проекта 5 Топ 100 по вхождению 5 российских университетов в число 100 лучших университетов мира до 2020 года. Решением данной проблемы выступает развитие международного сотрудничества в интересных областях прорывных направлений для проведения совместных научных исследований, чем объясняется важность международного сотрудничества.
Международное сотрудничество в сфере образования и научных исследований сегодня является действенным, востребованным инструментом продвижения в мировом научном сообществе университетов. Совместные научные исследования с зарубежными партнерами и международное сотрудничество влияют на развитие и продвижение университета в международных рейтингах, благодаря совместной работе улучшается качество образования, выпускники с международным опытом становятся более востребованы на рынке труда, а совместные с международными партнерами научные публикации вызывают интерес у международного научного сообщества, что ведет к повышению уровня просмотров научных трудов и цитированию, что является важным показателем в вопросе продвижения университетов в международных рейтингах как элементе развития университетов.
Кроме того, образовательная политика, ее расширение, развитие экспорта образовательных услуг и его продвижение в международном пространстве становится важным инструментом развития страны, укрепления геополитического положения России и усиления конкурентоспособности в условиях международной интеграции.
В данной работе согласно поставленным целям были решены следующие задачи.
Проведен анализ основ стратегического управления и управления интеллектуальным капиталом организации; изучены теоретические вопросы, которые являются базой для практического стратегического управления. Проведен анализ интеллектуального и научного капитала университета, изучена публикационная активность сотрудников университета, что является важным факторов, влияющим на продвижение университета в рейтингах как элементе развития университета. Проведен анализ развития международного сотрудничества и международной деятельности, как одного из основных стратегических приоритетов, влияющего на развитие университета (международные соглашения, мобильность студентов и преподавателей, как инструмент развития интеллектуального капитала, выезды, привлечение иностранных студентов, инструменты, что тоже напрямую связано с интеллектуальным капиталом организации). Изучены инструменты управления интеллектуальным капиталом со стороны международной деятельности как важного драйвера развития. Проведен анализ материалов по стратегическому развитию университета, изучены программы развития и повышения конкурентоспособности университета. Изучена динамика продвижения университета в международных и национальных рейтингах как элементе развития вуза.
Необходимо отметить, что участие Казанского университета в проекте 5 Топ 100 с целью вхождения в топ 100 лучших университетов мира явилось действенным и эффективным, наблюдается уверенный рост позиций Казанского университета в международных и национальных рейтингах, несмотря на совсем малый промежуток времени с начала данного проекта. Вхождение в рейтинг 100 лучших университетов мира - непростая задача, но те шаги, которые предпринимает университет, динамика повышения показателей говорит о высоком потенциале.
Для совершенствования международной деятельности университета в рамках стратегически важных задач в рамках диссертационного исследования предложены мероприятия, направленные на развитие международного сотрудничества, способствующие повышению квалификации службы Департамента внешних связей. Кроме того, предложены направления возможной научной деятельности университета в вопросе создания новых образовательных программ, что совпадает со стратегией развития вуза до 2020 года. В диссертационном исследовании приведен ряд рекомендаций для внедрения в деятельность международного департамента, которые позволят решить ряд вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации сотрудников службы, занимающейся вопросами адаптации иностранных студентов и сотрудников службы привлечения иностранных обучающихся, что представляет собой значимость для университета с точки зрения развития в контексте интеллектуального капитала и выполнения целевых показателей программ, необходимых для продвижения университета в мировых рейтингах.
Для реализации предложенных мероприятий приведены возможные источники финансирования. Финансирование мероприятий возможно за счет средств грантовой поддержки Республики Татарстан, что отражает социальную значимость мероприятий и их необходимость. Предложенные мероприятия ведут не только к повышению качества работы служб Департамента внешних связей Казанского университета и созданию комфортной среды, что является важными показателями деятельности, но и отражают значимость для Республики Татарстан, так как все вместе оказывает влияние на комплексное восприятие республики, что отражается на бренде республики в мировом сообществе, ведь говоря об иностранцах в Казанском университете, речь идет о гражданах мира и возможных будущих и уже настоящих мировых научных деятелях.
1. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. - М. ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
2. Бирюков В. А. Предмет и методы общей экономической теории. - М.: ИНФРА-M, 2014. - 80 с.
3. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2014. - 304 с.
4. Буреш О., Гербеева Л. Бизнес-контроллинг. - М.: ОГУ, 2013- 146 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент: ученик. - М.: Проспект, 2014. - 620 с.
6. Воронцова Л.В., Кочеткова Н.В. Управление трансакционными издержками в образовании. - Казань: «Познание», 2013. - 228 с.
7. Григорьев Л. М. Мировая экономика в начале XXI века. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 928 с.
8. Девлетов О. У. Международный маркетинг. - М.: Директ-Медиа, 2015 - 377 с.
9. Дейнека А.В. Управление персоналом: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 291 с.
10. Долгов А. И., Прокопенко Е. А. Стратегический менеджмент. -М.: Флинта, 2011. - 278 с.
11. Дорофеева Л. И. Основы теории управления. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 450 с.
12. Дорофеева Л. И. Основы теории управления. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 450 с.
13. Елисеев А.С. Экономика: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2014. - 528 с.
14. Калюгина С. Н. Социальная стратегия организации. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 196 с.
15. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 176 с.
16. Курочкин В. Н. Финансовый менеджмент в отрасли образования. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 473 с.
17. Ларионов В.Г., Борисова В.В. Теория организации: Учебник. - М.: Дашков и К, 2014. - 308 с.
18. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Проспект, 2014. - 224 с.
19. Методические вопросы оценки реализации проекта 5 - 100 по рейтингам университетов / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - 312 с.
20. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом. Учебное пособие. Изд-во Урл, 2015. - 140 с.
21. Петухов В. И. Управление знанием в организации. - М.: Директ- Медиа, 2015. - 132 с.
22. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 382 с.
23. Семёнов А.В., Салихов Б.В. Инновационные аспекты управления корпоративными знаниями. - М.: Дашков и К, 2013. - 148 с.
24. Семёнов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 491 с.
25. Скрынникова И.А. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие: Издательство МГУ, 2012. - 208 с.
26. Солдатова С. Э., Лукьянова Н. Ю. Методы исследований в менеджменте. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 342 с.
27. Степочкина Е. А., Иванов А. С. Планирование и организация производства. От индустриальной экономики к экономике знаний. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 203 с.
28. Сыроваткина Т. Н. Основы экономики образования. - М.: ОГУ, 2013. - 153 с.
29. Тепман Л.Н. Корпоративное управление: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 484 с.
30. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2014. - 468 с.
31. Хангер Дж.Д., Уилен Т.Л. Основы стратегического менеджмента: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 637 с.
32. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Практикум по экономической теории. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 144 с.
33. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Современные тенденции развития экономической науки. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 430 с.
34. Сайт Казанского федерального университета www.kpfu.ru
35. Программа повышения конкурентоспособности КФУ www.kpfu.ru
36. Отчет о динамике международной деятельности КФУ www.kpfu.ru
37. Интегрированная наукометрическая база данных SciVal
http s: //www.scival .com
38. Сайт проекта 5 Топ 100 www.5top100.ru
39. Атлас новых профессий www.atlas100.ru
40. Сайт Благотворительного фонда Владимира Потанина
http: //www.fondpotanin.ru/