Введение 5
1. Теоретические основы государственных и корпоративных налоговых рисков в
нефтегозовых компаниях 11
1.1. Современное состояние нефтегазодобывающей отрасли в условиях
действующей системы налогообложения 11
1.2. Определение государственных налоговых рисков нефтегазовых компаний и
их классификация с учетом основных рискообразующих факторов 21
1.3. Особенности выявления корпоративных налоговых рисков в нефтегазовых
компаниях и их систематизация 31
2. Анализ идентификации, оценки и управления государственными и
корпоративными налоговыми рисками нефтегазовых компаний в целях их минимизации 41
2.1. Оценка государственных налоговых рисков нефтегазовых компаний 41
2.2. Анализ и оценка корпоративных налоговых рисков нефтегазовых
компаний 59
2.3. Анализ инструментов минимизации налоговых рисков нефтегазовых
компаний 70
3. Направления совершенствования управления государственными и
корпоративными налоговыми рисками нефтегазовых компаний 76
3.1. Прогнозирование государственных и корпоративных налоговых рисков
нефтегазовых компаний с применением корреляционно-регрессионных моделей 76
3.2. Совершенствование системы налогообложения нефтегазовых компаний с
учетом минимизации налоговых рисков 94
Заключение 104
Список использованной литературы 109
Приложения
Нефтегазодобывающая отрасль в Российской Федерации является на сегодняшний день одной из основных отраслей. Она играет исключительно важную роль и в обеспечении развития национальной экономики, отличающейся большой энергоемкостью, и во внешнеэкономической деятельности государства. система налогообложения в минерально-сырьевом секторе (особенно в нефтегазовом) имеет ярко выраженный фискальный характер. На протяжении продолжительного периода российское налоговое законодательство в отношении нефтяной отрасли было нацелено лишь на обеспечение приемлемого уровня налоговых поступлений в бюджет. Экономическая эффективность налогообложения при этом уходила на второй план. Следствием этого стал сложившийся крайне неблагоприятный налоговый климат, препятствующий интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.
Любые изменения в налогообложении нефтегазовых компаний должны детально анализироваться и оцениваться, чтобы не привести к снижению налоговых поступлений в бюджеты, сохранять стимулы для инвестиций в добычу и переработку, для разработки и применения новых технологий. Сегодня значительные налоговые риски нефтегазовых компаний связаны с уже реализуемым налоговым маневром и предлагаемым переходом к налогообложению чистого дохода. Реализация налогового маневра сопряжена с целым рядом государственных и корпоративных рисков, которые затрагивают широкий круг заинтересованных сторон по всей технологической цепочке в НГК: от геологоразведки и добычи до реализации моторного топлива и сырья для нефтегазохимии. Поиск решений, в процессе управления государственными и корпоративными налоговыми рисками, учитывающих интересы собственника недр - государства и компаний-недропользователей, - очень непростая задача. Стратегически необходим переход к системе оценки государственных и корпоративных налоговых рисков, которая учитывала бы рентабельность
освоения месторождений, ориентированная на изъятие доходов рентного характера на основе финансово-экономических критериев. При формировании эффективной системы мониторинга и контроля государственных и корпоративных налоговых рисков в условиях разработки месторождений и добычи углеводородного сырья, а также эффективных механизмов налогового администрирования налоговые риски будут значительно сокращены.
Степень разработанности темы. Изучение налоговых рисков как элемента системы финансового управления в нефтегазодобывающих компаниях, а также как и с позиции бюджетных рисков государства имеет недостаточную степень проработки. Необходимо отметить, что в сфере управления налоговыми рисками комплексные разработки носят единичный, узконаправленный характер и зависят от поставленных исследователем целей. В теории налогообложения до сих пор не нашли должного отражения проблемы терминологии, организации и содержания деятельности государства в сфере управления налоговыми рисками и их минимизации на макро и микроуровне. Существенный вклад в развитие представлений о влиянии налогообложения на экономику государства внесли: Д. Кейнс, В. Леонтьев, Дж. С. Милль, М. Фридман и многие другие.
Обобщение небольших теоретических разработок и практического опыта создало основу для формирования методологии управления налоговыми рисками в условиях быстроменяющейся макро- и микросреды.
Среди исследований в области налоговых рисков и управления можно выделить труды: Л.Г. Липника и Д.Н. Тихонова, В.Г. Панскова, М.Р. Пинской, Д.М. Щекина. По результатам анализа научных материалов, затрагивающих управление налогообложением и налоговыми рисками в компаниях нефтегазодобывающего сектора, следует отметить малочисленность и фрагментарный характер исследований. В отдельных работах М.А. Богатырева, О.В. Врублевской, П.А. Кадочникова, Н.В. Милякова, А.Б. Паскачева, А.П. Починок, М.В. Романовского, Ф.Ф. Ханафеева имеет место анализ перспектив использования налогового потенциала стратегических предприятий, представляющих государственный интерес, с позиции налогового регулирования экономики, либо обоснование концепции налогового потенциала хозяйствующих субъектов, являющихся крупнейшими налогоплательщиками, с позиции целей налогового администрирования.
Цель магистерской диссертации- исследование государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях на современном этапе развития российской экономике и поиск путей усовершенствования мероприятии направленных на их снижения
В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе сформулированы научные задачи:
- сформировать комплексное определение государственных налоговых рискиов в нефтяной и газовой отрасли и определить условия их выявленияе на современном этапе;
- обобщить и актуализировать концептуальные
основы методологии оценки государственных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях и факторы влияющие на них;
- провести анализ государственных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях, направленных на снижение налоговых рисков;
- обосновать и сформировать теоретические основы корпоративных налоговых рисков;
- выявить характерные особенности и различные методы оценки корпоративных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях;
- определить факторы, влияющие на корпоративные налоговые риски в нефтегазовых компаниях и способы снижения этих рисков;
- показать направления снижения государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях;
- разработать и апробировать модель оценки государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтяной отрасли в разрезе крупнейших российских нефтегазодобывающих компаний;
- сформулировать предложения по повышению эффективности управления налогообложением и налоговыми рисками в нефтегазовых компаниях.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие между государством, налогоплательщиками -нефтегазовыми компаниями и третьими лицами в процессе управления налоговыми рисками.
Объектом исследования является система управления налоговыми рисками в нефтегазодобывающей отрасли на макро- и микроуровне.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансов и управления; общей теории систем; налогообложения, налогового менеджмента и налоговых рисков. Легитимность отдельных положений работы обоснована законодательными и нормативными документами федеральных и региональных органов власти.
Методологическая основа исследования, прежде всего, ориентирована на системный подход, который реализован с помощью общенаучных и специальных методов исследования. В работе использованы абстрактно-логический и исторический методы, анализ и синтез, индукция и дедукция, методы классификации, группировки и обобщения, системный и ситуационный анализ. Также в исследовании применены экономико-математические методы, в том числе метод экспертных оценок, статистическое моделирование.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы России, материалы российской и зарубежной периодической печати, данные справочно-правовых систем, специализированные интернет-ресурсы; материалы научно-практических конференций.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в решении научной проблемы, имеющей важное хозяйственное значение и вносящей существенный вклад в теорию и практику управления налоговыми рисками на макро- и микроуровнях. Она заключается в разработке теоретических, методологических положений, обеспечивающих подходы к оценке и управлению государственными и корпоративными налоговыми рисками в нефтегазодобывающей отрасли и возможных направлений их использования в налоговом учете, администрировании и прогнозировании.
Элементы научной новизны содержат следующие положения диссертации.
1. Сформировано и дополнено определение государственных и корпоративных налоговых рисков применяемое участниками налоговых отношений в процессе управления налоговыми рисками в нефтегазовых компаниях. Разработана и обоснована классификация государственных налоговых рисков применительно к нефтегазовым компаниям.
2. Обозначены целевые ориентиры оценки налоговых рисков нефтегазовых компаний как с позиции государства так и с позиции крупных корпораций нефтегазового комплекса.
3. Разработана модель сценарий государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтяной отрасли в разрезе крупнейших российских нефтегазодобывающих компаний на основе построения модели идентификации рискообразующих факторов. Модель позволяет в зависимости от целеполагания участника налоговых правоотношений определить уровень налоговых рисков и направления их минимизации.
4. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления налогообложением и налоговыми рисками в нефтегазовых компаниях. Предложенные инструменты дают возможность оценить степень вероятности наступления рисковых ситуаций в зависимости от целеполагания, что будет способствовать повышению эффективности и результативности корпоративного налогового контроля в хозяйствующих субъектах, улучшению его видовых и количественных характеристик, позволит сократить и даже элиминировать налоговые риски.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертационной работе предложено научное решение проблемы минимизации налоговых рисков, имеющей большое экономическое значение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть использованы субъектами предпринимательства в целях оптимизации налогообложения, снижения налоговых рисков.
Результаты диссертационной работы могут являться основой для дальнейших исследований в области налогообложения, а также быть использованы в учебном процессе при подготовке бакалавров.
Работа структурно отвечает цели и задачам и состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате нашего исследования были предложены и разработаны следующие направления по минимизации государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтегазовых компаниях.
1. В целях систематизации определения «государственные налоговые риски
нефтегазовых компаний» нами дано авторское понимание «государственные налоговые риски нефтегазовых компаний».
Предлагаемое автором определение позволит нефтегазовым организациям оценить степень вероятности наступления рисковых ситуаций, а также позволяющие сократить и даже элиминировать налоговые риски. В результате проведенного исследования было выявлено, что на природу государственных налоговых рисков воздействуют важные, но сложно прогнозируемые факторы, такие как конъюнктура мировых рынков, уровень развития экономики, внешняя и внутренняя политика.
2. Исходя из представленных нами определений корпоративных налоговых
рисков, можно выделить следующие причины их возникновения в налоговых правоотношениях в нефтегазовых компаниях: 1) несовершенство норм
российского законодательства о налогах и сборах в его изменчивость;2) ассиметричность национального и зарубежного налогового законодательства в области недропользования; 3) ошибки в управлении и планировании налоговой политики субъектов нефтегазовых компаний; 4) действия (в том числе неправомерные) хозяйствующих субъектов нефтегазовой отрасли или уполномоченных органов власти и управления, в том числе прямое нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Автром разработана и обоснована классификация государственных налоговых рисков применительно к нефтегазовым компаниям. Изучение причин возникновения государственных налоговых рисков позволило разработать классификацию факторов государственных налоговых рисков нефтегазовых компаний, а в свою очередь подход к классификации государственных налоговых рисков способствовал разработке более комплексной типологии факторов налоговых рисков, позволяя их эффективно анализировать и давать качественную оценку. Данную классификацию предлагается использовать на практике. Разработанная автором классификация видов и факторов государственных налоговых рисков нефтегазовых компаний позволила выделить четыре основных переменных фактора, по причине которых возникают как внешние, так и внутренние виды государственных налоговых рисков в нефтяной отрасли: 1) волатильность мировых цен на нефть; 2) изменение курса российского рубля к доллару США; 3) корректировка налогового маневра (Колебания ставок НДПИ и экспортных пошлин); 4) издержки нефтегазовых компаний на освоение и разработку добычи.
4. Для более точного определения налоговых рисков в нефтегазовых компаниях, нами проведен анализ структуры налоговых выплат российских нефтегазовых компаний и замечено преобладание в структуре налоговых платежей таких «отраслевых» налогов и сборов как экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых. Проведенный нами анализ нефтегазовых компаний показал необходимость масштабных перемен - необходимость повышения эффективности нефтегазовых компаний Российской Федерации путем минимизации налоговых рисков.
5. Нами проведено исследование рентабельности продаж (ROS) крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний. В ходе исследования выяснилось, что различный уровень налогообложения прибыли нефтегазовых компаний, оказывающий значительное влияние на конкурентоспособность компании извне. Проведенный анализ годовых финансовых отчетов компаний позволил выявиться, что на сегодняшний день по уровню налогообложения прибыли российские компании являются одними из наиболее привилегированных.
7. Автором предложено следующее определение планирования нефтегазовых налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о макроэкономических показателях и предположений об их изменении. Прогнозирование нефтегазовых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения макроэкономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций, моделирования и обоснованного суждения. Оно используется во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.
8. Для расчета влияния внешних рисковых факторов на поступление нефтегазовых доходов в бюджет использовалась модель влияния цен на нефть на поступление нефтегазовых доходов в бюджет (вариант «снижение) и (вариант «рост»). Разработанная модель, показывает влияние изменения цен на нефть на доходы бюджетной системы в целом, а также отдельно на федеральный бюджет. Исследования, проведенные для России, показывают, что наблюдается асимметричное влияние обменного курса на цены. При ослаблении национальной валюты внутренние цены более активно реагируют на данное изменение, нежели при ее укреплении. В результате в сценарии Н+ влияние изменения цены на нефть на уровень инфляции оказывается нулевым, в то время как в сценарии Н- снижение цены на нефть на $1 за баррель приводит к росту инфляции на 0,08 п.п
9. Управление государственными и корпоративными налоговыми рисками во многом зависит от доступности информации о вероятности наступления и величине их последствий, выраженной стоимостными показателями. Нами предлагается процесс управления рисками разделить на четыре этапа. На первом этапе осуществляется идентификация рисков предприятия, на втором - анализируется и дается количественная оценка степени рисков, на третьем - осуществляется подбор конкретных методов управления рисков и на четвертом - данные методы претворяются в жизнь и проводится оценка достигнутых результатов. Ключевым среди этапов управления является второй этап - анализ и оценка корпоративных налоговых рисков. Именно на данном этапе определяется вероятность возможного ущерба и определяется величина налогового риска.
10. Разработка и использование научно обоснованной методики оценки
государственных и корпоративных налоговых рисков нефтегазодобывающих компаний окажет положительное влияние на функционировании системы налогового администрирования и будет способствовать повышению эффективности налогового контроля. Оперирование показателями корпоративных налоговых рисков нефтегазодобывающих компаний в рамках налогового регулирования экономики необходимо для обеспечения решения следующих экономических задач: 1) корректировка пропорций воспроизводственного
процесса;2) оценка эффективности отраслевых налогов; 3) оптимизация налогового бремени экономики; 4) экономическое обоснование налоговой политики нефтегазовой отрасли.
11. Разработана модель сценариев государственных и корпоративных налоговых рисков в нефтяной отрасли в разрезе крупнейших российских нефтегазодобывающих компаний на построении модели идентификации рискообразующих факторов. Модель объединяет анализ возможного повышения эффективности налогового регулирования хозяйственной деятельности отдельных категорий налогоплательщиков и выработку методического инструментария совершенствования налоговой системы с учетом государственных и корпоративных рисков хозяйствующих субъектов и предполагаемых условий хозяйствования. Модель позволяет в зависимости от целеполагания участника налоговых правоотношений определить уровень налоговых рисков и направления их минимизации. Построение подобных моделей предоставляет государству возможность экономически обоснованного выбора вариантов налогового регулирования экономики и отказа от менее эффективных вариантов, что делает его незаменимым инструментом для государственного налогового менеджмента при разработке налоговой политики и последующем планировании и прогнозировании налоговых поступлений в бюджет.
12. Значительное место в работе уделено проблеме оптимизации
налогообложения нефтегазодобывающих компаний в целях повышения эффективности налогообложения, которая, исходя из ее понимания автором исследования, должна осуществляться ввиду нейтрализации налоговых рисков, ограничения масштабов их формирования пределом налоговой платежеспособности и уровнем рентабельности производства и реализации продукции. Изучение современной экономической практики выявило, что применяемая на сегодняшний день в налоговом администрировании методика оценки государственных и корпоративных налоговых рисков
нефтегазодобывающих компаний в рамках проведения анализа хозяйственной деятельности налогоплательщика, основанная на сравнении фактических значений финансово-производственных параметров предприятия с усредненными нормативами, практически нецелесообразна в использовании в силу особенностей хозяйственной деятельности нефтегазовых компаний и конкретных фактических обстоятельств их налогового регулирования. Важнейшим составным элементом данной методики и условием ее эффективного применения является обоснованность выборки доминирующих факторов налоговых рисков в ходе проведения экономического анализа хозяйственной деятельности
налогоплательщиков.
13. Автором сформулированы предложения по повышению эффективности управления налогообложением и налоговыми рисками, а также минимизация налоговых рисков в нефтегазовых компаниях. Предложенные инструменты дают возможность оценить степень вероятности наступления рисковых ситуаций в зависимости от целеполагания, что будет способствовать повышению эффективности и результативности корпоративного налогового контроля в хозяйствующих субъектах, улучшению его видовых и количественных характеристик, позволит сократить и даже элиминировать налоговые риски, а минимизация налоговых рисков, в свою очередь даст возможность: 1)правильно определять размеры налоговых платежей, причитающихся к уплате в соответствии с законодательством; 2) использовать вариантное прогнозирование сумм налогов к уплате на предстоящий период; 3) использовать разрешенные
законодательством способы снижения общей суммы налогов в нефтегазовых компаниях.
Сказанное свидетельствует о необходимости рассмотрения
государственных и корпоративных налоговых рисков нефтегазодобывающих компаний как особого, самостоятельного и объективно обусловленного объекта внимания со стороны государства при совершенствовании налогового механизма регулирования экономики с учетом факторов его формирования и реализации. Нельзя забывать, что деятельность нефтяного сектора является самой крупной экспортной нишей для России, которая сильно зависит от мировой конъюнктуры, еще больше увеличивает значение и актуальность вопроса управления налоговыми рисками на предприятиях нефтяной промышленности. Именно управление налоговыми рисками заключается в разработке и внедрении различных схем снижения налоговых обязательств организации, основанных на использовании легальных возможностей в области налогового законодательства.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и допол. от 13.07.2016 г.): офиц. текст [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант». - Режим доступа: http:ZZbase.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 146-ФЗ (с изм. и допол. от 05.10.2016 г.): офиц. текст [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант». - Режим доступа: http://base.consultant.ru
3. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/03/15/nedra-dok.html (13.06.2014).
4. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от
02.11.2013) «О таможенном тарифе» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 153959/
(13.06.2014).
5. Федеральный закон от 30.09.2015 № 273-Ф3 «Об особенностях
составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 165 (ред. от 06.09.1998) «Об утверждении Методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 20275/ (13.06.2014).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2011 № 716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1155» // Российская газета. № 5568. 31.08.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/08/31/poshlini-dok.html (14.06.2014).
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об
Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 94054/ (13.06.2014).
9. Федеральный закон от 30.09.2013 № 263-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"» // Российская газета. № 6199. 04.10.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/10/04/tamojnya-dok.html (13.06.2014).
10. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок:
утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об
утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. от 10.05.2012). - СПС «КонсультантПлюс».
11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: одобрены Правительством РФ 30.05.2013 - СПС «КонсультантПлюс».
12. Проект федерального закона№898464-6 от 09.10.2015«Овнесении изменений в статью 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения порядка расчета базового значения единицы условного топлива)»
13. .Врублевская О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Врублевская, М.В. Романовский - СПб.: Питер, 2009. - 522 с.
14. Агеева, О.А. Налоговое планирование как способ снижения налоговой нагрузки / О.А. Агеева // Консультант бухгалтера. - 2009. - №8. - С. 12
15. Адамов, Н.А. Оценка эффективности налогового планирования в интегрированных структурах / Н.А. Адамов, Т.А. Козенкова // Налоговое планирование, 2008. - N 1. - С. 5-7.
16. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 6-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. -318с.
17. Алексеев, Г. Ф. Долгосрочное планирование: путь к новым сырьевым рынкам [Текст]/: доклад, Г. Ф. Алексеев. - М.: Национальный Нефтегазовый Форум- 22 октября 2014 г.
18. Андреев, А. Ф. Издержки производства на предприятиях нефтегазового комплекса: теория и практика [Текст]/: учебное пособие; под ред. А. Ф. Андреева - М.: РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011. - 224 с.
19. Артамонова, Л.Г. Совершенствование методов контрольной работы налоговых органов Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Артамонова Любовь Григорьевна [Фин. ун-т при Правительстве РФ]. - М., 2010. - 25 с.
20. Артеменко, Д.А. Налоговое администрирование в России: механизм и направления модернизации : автореф. дис. . докт. экон. наук: 08.00.10 / Артеменко Дмитрий Анатольевич [Южн. фед. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2010. - 55 с.
21. Архипцева М.Л. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / М.Л. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2007. - № 12. - С. 9-14.
22. Астапов К.А. О реформе налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 5-8.
23. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. - М.: Юрайт, 2010. - 384с.
24. Байкова, Е. Р. Опыт изъятия и распределения ренты в зарубежных странах [Текст]/ Е. Р. Байкова// Проблемы современной экономики. - 2010. — № 3. - с.70-74
25. Баландина А.С. Подходы к дифференциации нало- гообложения нефтегазового сектора экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 3(19). С. 44-47.
26. Баландина А.С. Реформирование системы налоговых льгот нефтегазового сектора России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4(24). С. 110-115.
27. Барулин, С. Налоговый менеджмент: учебник/ С. Барулин. - М.:Омега-Л.-2011.-272с.
28. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.:ИНФРА-М,2012. - 258с. 17. Белостоцкая, В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки / В.А. Белостоцкая // Финансы - 2003. - №3. - с. 36
29. Башкиров, С. П. Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями [Текст]/ С. П. Башкиров, Н. В. Воронина //ЭКО. - 2016.
- №5. - С.113-120; №6. - С.126-137.
30. Башкирова Н.Н. Подход к анализу налоговых льгот как источнику налоговых рисков государства // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2015. № 1. С. 3-12.
31. Белов Ю.П.,Макаркин Ю.Н. Рентный механизм дифференциации налогообложения в недропользовании // Минеральные ресурсы России. 2005. № 1. С. 20-25.
32. Бобылев, Ю. Н. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности [Электронный ресурс]/ Ю. Н. Бобылев - М.: РАНХиГС, 2013. - Режим доступа: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/2.pdf. 48. Бобылев, Ю. Н. Развитие нефтяного сектора в России [Текст]/ Ю. Бобылев // Вопросы экономики. - 2015. - №6. - С. 45-62.
33. Брагинский, О. Б. Современное состояние и тенденции развития мировой и отечественной нефтегазохимической промышленности / Матер. открытого семинара «Экономика энергетики» /О. Б. Брагинский. - Москва:, 2014.
- 85 с.
34. Бухгалтерская арифметика или экономика развития: Бюджетные проблемы с точки зрения налогообложения нефтегазовой отрасли. - «Независимая газета», Приложение «НГ-Энергия», 10.11.2015.
35. Бушуев В.В. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития. - М.: Альфа Пресс, 2010. - 160с.
36. Бушуев, В. В. Цены на нефть: анализ тенденции, прогноз / В. В. Бушуев, А. А. Конопляник, Я. М. Миркин. - М.: ИД «Энергия», 2013. - 344 с.
37. Виноградова А.В., ПыхтеевЮ.Н. Роль нефтегазового комплекса России в обеспечении макроэкономической стабильности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 44. С. 47-57.
38. Возможности и развилки арктического шельфа. - «Нефть России», 2016, № 1-2, с. 12-17.
39. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская, М.В. Романовский - СПб.: Питер, 2008. - 565 с.
40. Выгон, Г. В. Налоговая политика в нефтяной отрасли: от маневров к реформе / Г. В. Выгон // Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - №20.- С.48-51.
41. Выгон, Г. В. Система 60-66-90 должна быть изменена / Г. В. Выгон// Нефтегазовая вертикаль. - 2013. - №2. - С.52-55.
42. Газеев, М. Х. Современные ограничения и риски развития газового сектора экономики России [Текст]/ М. Х. Газеев, Н. А.Волынская // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - № 3. - С. 37-41.
43. Герасимов Б. И. Организационно-экономический механизм формирования региональных программ социально-экономического развития / Б. И. Герасимов, Л. С. Тишина, Н. В. Зенчева - Тамбов: ТГТУ, 2002. - 148 с.
44. Гурвич Е. Нефтегазовая рента в российской экономике // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 4-24.
45. Дзагоева, М.Р. Налоговая политика под углом зрения новой институциональной теории / М.Р. Дзагоева // Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: СтаврГУ, 2004. - № 36. - С. 16-21.
46. Заика, В.С. Методика формирования и оценка эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Заика Вячеслав Степанович [Сург. гос. ун-т ХМАО-Югры]. - Йошка-Ола, 2010. - 28 с.
47. Зенкова, Е.В. Необходимость налогового выравнивания условий деятельности предприятий / Е.В. Зенкова, И.А. Майбуров // Налоги и финансовое право. - Екатеринбург, 2010. - № 5. - СПС «КонсультантПлюс».
48. К повестке дня Президентской комиссии по ТЭК. - «Нефтегазовая Вертикаль», №20/2015, 13.10.2015 с.52-55.
49. Каратаев, А.С. Место и роль анализа в налоговом контроле крупнейших налогоплательщиков / А.С. Каратаев, Г.Е. Каратаева // Фина-нсы, денежное обращение и кредит. - М., 2010. - № 6. - С. 166-172.
50. Катаранова М. Связь между обменным курсом и инфляцией в России [Текст] / М. Катаранова // Вопросы экономики. - 2010. - N 1. - С. 44-62
51. Кириченко О.С., Кисленко Н.А., Комзолов А.А. Комплексная методология анализа эффективности и рисков инвестиционных проектов в газовой промышленности. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2009. - 168 стр.
52. Коломиец, А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона / А.Л. Коломиец, А.Д. Мельник // Налоговый вестник. - М., 2000. - № 1. - СПС «КонсультантПлюс».
53. Корень А.В., Недбайлик И.О. Сравнительный анализ основных принципов налогообложения нефтегазовой отрасли в России и зарубежных странах // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-2. - С. 384-387;
54. Коробков Т.Т. Эффективность нефтедобычи сегодня зависит от применения инновационных технологий // ФедералПресс. 2015. № 8. С. 53-55.
55. Крюков В.А., Токарев А.Н., Шмат В.В. Возможности роста на
основе нефтегазового сектора.//Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2015. - №4
56. Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 4-36.
57. Кузьменко, В.В. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени / В.В. Кузьменко, Е.А. Ефимец // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - № 1. - С. 23-28. - (Серия «Экономика»).
58. Курникова, А.А. Налоговый потенциал нефтедобывающей отрасли: на примере Оренбургской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Курникова Анна Анатольевна [Оренб. гос. ун-т]. - Оренбург, 2005. - 21 с.
59. Лавренчук, Е.Н. Налоговое прогнозирование / Е.Н. Лавренчук / Е.Н.
Лавренчук // Экономические науки. - М., 2011. - № 1. - С. 257-260.
60. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575с.
61. Макарова, Н.Н. Оценочные показатели разработанной учетной политики экономического субъекта в целях налоговой оптимизации / Н.Н. Макарова // Аудит и финансовый анализ. - М., 2010. - № 4. - С. 12-19.
62. МалкинаМ.Ю., Балакин Р.В. Исследование концентрации и равномерности распределения налоговых поступлений в регионах Российской Федерации на основе индексов Херфиндаля - Хиршмана, Джини и Тейла // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1010-1023.
63. Мастеров А.И. Развитие методологии бюджетного планирования на этапе становления программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. 2015. № 17. С. 20-28.
64. Мигунова М.И. Налоговые риски: сущность и классификация / М.И.
65. Мигунова, Т.А. Цыркунова // Финансы и кредит. - М., 2005. - № 33. - С. 48-52. 102)
66. Наумов И.В. Финансовая устойчивость территории. Основные показатели и индикаторы ее оценки // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 35-42.
67. Незамайкин, В.Н. Качественная оценка эффективности государственных решений в области налогообложения / В.Н. Незамайкин, И.Л.
68. Ножницы Кудрина, серп Силуанова, что дальше? - «Нефть России», №10/2015, с.18-24 № 11-12/2015, с.10-15
69. Орлова Н. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 54-66.
70. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2011. - 680 с.
71. Петрова Т.В. Тихонова И.В. Концептуальные основы совершенствования элементов налога на добычу полезных ископаемых.// Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal). - 2007. - № 10. - С. 37-40
72. Пинская, М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления / М.Р. Пинская // Финансы. - М., 2009. - № 2. - С. 9-14.
73. Поляк Г.Б. Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ, 2008. - 703 с.
74. Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015 // Вестник Финансового университета. 2015. № 2. С. 70-75.
75. Понкратов В.В. Налоговый маневр в нефтяной отрасли России // Нефтяное хозяйство. 2014. № 9. C. 58-61.
76. Понкратов В.В. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в Российской Федерации // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 40-52.
77. Понкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России — налоговые меры // Экономические науки. 2012. № 5. С. 7¬12.
78. Понкратов В.В. Налогообложение добычи газового конденсата: актуальные проблемы // Журнал «Финансы». - 2011. - №11
79. Понкратов В.В. Налогообложение добычи нефти в Росси: в ожидании налогового маневра.// Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2014. - №4
80. Россия: сложная адаптация к новым реалиям европейского газового рынка. - «Нефть, газ и право», 2015, №6, с. 21-35.
81. Сайфиева, С.Н. Налоговая нагрузка на экономику: макроэкономический анализ. - Монография/С.Н. Сайфиева; вступ. С.В. Соловьевой. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 240 с.
82. Среднесрочное финансовое планирование в регионах и муниципальных образованиях: учебное пособие, практические рекомендации. Серия «Проект «Финансовое планирование» - СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2005. - 240 с.
83. Фридман Д. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости / Д. Фридман, Н. Ордуэй - М.: Дело ЛТД, 1995 г. - 236 с.
84. Черная зависть: в чем нефтяники оказались виноваты перед правительством. - «РБК daily», 20.10.2016.
85. Чернов, В.В. Снижение налоговых ставок: утопия или
эффективное решение / В.В. Чернов, С.Н. Алехин // Российский налоговый курьер. - М., 2008. - № 18. - С. 21-24.
86. Чипуренко, Е.В. Методология налогового анализа и оценки влияния системы налогообложения на деятельность коммерческих организаций : дис. ... докт. экон. наук: 08.00.12, 08.00.10 / Чипуренко Елена Витальевна [Рос. гос. торг.- экон. ун-т]. - М., 2011. - 328 с.
87. Шаккум М. К. формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария / М. К. Шаккум // Российский экономический журнал. - 1999. - № 7. - С. 35-42.
88. Шалина О.И., Токарева Г.Ф., Багаутдинова И.В. К вопросу о социальной справедливости, прогрессивной шкале налогообложения и институциональных «ловушках» // Налоги и финансовое право. 2015. № 8. С. 134 - 143.
89. Шалюхина, М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы
оценки, формирования и эффективного использования / М.Н. Шалюхина // Налоговый вестник. - М., 2001. - № 1. - С. 34-39.
90. Юрзинова // Налоговая политика и практика. - М., 2004. - № 5. - С. 15-18.
91. Peter Ripley The UK Oil and Gas Taxation Regime: A 'Smash and Grab' Approach? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. abdn. ac. uk/law/documents/TheOilandGasTaxationRegime. pdf (дата обращения: 10.12.2015).
92. Аналитическая отчетность ФНС России за 2013-2015 гг.
[Электронный ресурс]: отчеты 1-НМ, 5-НП, 5-НДПИ. - Режим доступа на URL: http://nalog.ru.
93. Белогорьев, А. Перспективы российской нефтедобычи [Электронный
ресурс]/ А. Белогорьев; Выступление на семинаре 320 «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН - М., 10 ноября 2015. - Режим доступа:
http://imemo.ru/files/File/ru/conf/2015/10112015/20151110 PRZ BEL. pdf
94. Белоусов В.В. Мобилизация налогов и государственное налоговое планирование [электронный ресурс] // http://konfi-nalog.jurati.ru/node/.
95. Ванкорнефть // Роснефть [Официальный сайт]. URL:
http: //www.rosneft.ru/printable/ Upstream/ProductionAndDevelopment/eastern_
siberia/vankorneft/ (14.06.2016).
96. Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года
[Электронный ресурс]- Проект - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902292507.
97. Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2015 год [Электронный ресурс]: ежегодный аналитический отчет ОАО «НК «Роснефть». - ОАО «НК «Роснефть», 2016. - 273 с. - Режим доступа на URL: http://www.rosneft.ru.
98. Годовой отчет ОАО «ТАНЕКО» за 2015 год [Электронный ресурс]: ежегодный аналитический отчет ОАО «ТАНЕКО» (группа компаний «Татнефть»). - ОАО «ТАНЕКО», 2016. - 62 с. - Режим доступа на URL: http://www.taneco.ru.
99. Годовой отчет ПАО «Газпром Нефть» за 2015 год [Электронный ресурс]: ежегодный аналитический отчет ПАО «Газпром Нефть». - Режим доступа на URL: http: //www.rosneft.ru.http: //www. gazprom-neft. ru/
100. Годовой отчет ПАО «Лукойл» за 2015 год [Электронный ресурс]: ежегодный аналитический отчет ПАО «Лукойл». - ПАО «Лукойл», 2016. - 273 с. - Режим доступа на URL: http: //www.lukoil .ru.http
101. Заявка Сечина: на что Роснефть может потратить 2 трлн руб из ФНБ //
top.rbc.ru: ежедневное интернет-издание, 22.10.2014. URL:
http://top.rbc.ru/business/22/10/2014/5447c70ecbb20f2372ae6ba9 (дата обращения: 24.10.2014).
102. Корытина Е. Нефть по 3 доллара. URL:
http://rbcdaily.ru/industry/562949979132125.
103. Налоговый маневр»: основные параметры и оценка последствий.
URL: http://www. ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-oil-and-gas-tax- alert-
december-2014//EY-oil-and-gas-tax-alert- december-2014.pdf.
104. Налоговый дайджест: анализ правового регулирования зарубежных стран, №1 декабрь, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finansy.ru/st/post 1292667239.html (дата обращения: 14.10.2016).
105. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации - Режим доступа на URL: http: //minenergo. gov.ru/
106. Разовский Ю. В., Булат С. А., Макаркин Ю. Н., Савельева Е.
Ю. Новые виды ренты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.razovskiy.com/node/250/ (дата обращения: 05.08.2016).
107. Разовский Ю. Макаркин Ю. Икаев А. Классификация источников формирования природной ренты. // Бурение и нефть. 2011. №10, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. burneft.ru> (дата обращения: 10.07.2016).
108. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016¬2018 годы (рост тарифов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro /20151026.
109. Сайт ПАО «Газпром». Показатели для расчета ставки НДПИ (цена 1
полугодия 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dtp .adm.gazprom.ru/dtp/T axOnMining/Doc/TOM 014. pdf.