ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава I. Теоретический обзор подходов к проблемам эмпатии и коммуникативных навыков в трудах отечественных и зарубежных ученых.
1.1. Общее понятие об эмпатии. Основные подходы к определению эмпатии.
1.2. Теоретические основы исследования коммуникативных навыков в психолого - педагогической литературе.
1.3. Особенности развития эмпатии и коммуникативных навыков дошкольников в онтогенезе
Выводы по I главе.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
2.1. Организация исследования и характеристика выборки.
2.2. Сравнительный анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и дошкольников с нормальным развитием.
2.3. Корреляционный анализ результатов исследования.
Выводы по II главе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Глава I. Теоретический обзор подходов к проблемам эмпатии и коммуникативных навыков в трудах отечественных и зарубежных ученых.
1.1. Общее понятие об эмпатии. Основные подходы к определению эмпатии.
1.2. Теоретические основы исследования коммуникативных навыков в психолого - педагогической литературе.
1.3. Особенности развития эмпатии и коммуникативных навыков дошкольников в онтогенезе
Выводы по I главе.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
2.1. Организация исследования и характеристика выборки.
2.2. Сравнительный анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и дошкольников с нормальным развитием.
2.3. Корреляционный анализ результатов исследования.
Выводы по II главе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Актуальность исследования. Отношение к другим людям является основой жизни каждого человека. Оно входит в ядро личности, определяет нравственную ценность субъекта и многие его поступки. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается определенное отношение к сверстнику, которое либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).
В развитии сферы общения дошкольника ведущую роль играют коммуникативные навыки. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль, и адекватно воспринимать информацию, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать своё поведение.
Сложности адаптации детей с церебральным параличом
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении эмпатии и коммуникативных навыков, а также недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы в контексте нарушенного развития обуславливают актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: эмпатия и коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями развития (ДЦП).
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Предполагается наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с церебральным параличом;
2. Подобрать эффективные методики и сформировать выборку;
3. Выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков старших дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологическая база исследования: деятельностный подход к исследованию психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; положение А.В. Запорожца и Я.З. Неверович об эмоции как об особой форме отражения действительности в форме эмоциональных образов; положения теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению различных аспектов эмпатии (А.А. Бодалев, Т.П. Г аврилова, И.М. Юсупов и др.); научные положения психологии общения (В.М. Бехтерев, Э. Берн, Н.В. Кузьмина, Л.С. Рубинштейн); положения о ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной психолого - педагогической литературы; анализ психолого - педагогической и медицинской документации; сравнительный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных; методы математической обработки данных.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования эмпатии и коммуникативных навыков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями в специальных коррекционных учреждениях, где воспитываются дети с церебральным параличом, для профилактики и коррекции проблем, связанных социальной адаптации детей.
Апробация: основные результаты исследования были представлены на III Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016), Всероссийской научно - практической конференции молодых ученых и студентов «Детство в современном мире» (Пермь, 2016).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 31 источника. Работа иллюстрирована 7 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 18 приложений. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).
В развитии сферы общения дошкольника ведущую роль играют коммуникативные навыки. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль, и адекватно воспринимать информацию, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать своё поведение.
Сложности адаптации детей с церебральным параличом
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении эмпатии и коммуникативных навыков, а также недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы в контексте нарушенного развития обуславливают актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: эмпатия и коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями развития (ДЦП).
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Предполагается наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с церебральным параличом;
2. Подобрать эффективные методики и сформировать выборку;
3. Выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков старших дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологическая база исследования: деятельностный подход к исследованию психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; положение А.В. Запорожца и Я.З. Неверович об эмоции как об особой форме отражения действительности в форме эмоциональных образов; положения теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению различных аспектов эмпатии (А.А. Бодалев, Т.П. Г аврилова, И.М. Юсупов и др.); научные положения психологии общения (В.М. Бехтерев, Э. Берн, Н.В. Кузьмина, Л.С. Рубинштейн); положения о ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной психолого - педагогической литературы; анализ психолого - педагогической и медицинской документации; сравнительный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных; методы математической обработки данных.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования эмпатии и коммуникативных навыков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями в специальных коррекционных учреждениях, где воспитываются дети с церебральным параличом, для профилактики и коррекции проблем, связанных социальной адаптации детей.
Апробация: основные результаты исследования были представлены на III Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016), Всероссийской научно - практической конференции молодых ученых и студентов «Детство в современном мире» (Пермь, 2016).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 31 источника. Работа иллюстрирована 7 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 18 приложений. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Материалы исследования позволяют сформулировать следующие выводы, касающиеся эмпатии и коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом:
1. В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
2. У детей с церебральным параличом отмечаются ситуативные проявления эмпатии.
3. Испытуемым с детским церебральным параличом в большей степени свойственно сочувствие (гуманистическая эмпатия), то есть доминирование в системе межличностных отношений потребности в благополучии другого, потребности помочь ему, преобладание тенденций содействующего поведения.
4. По проявлению эмпатии в отношении объекта (животное, взрослый, сверстник) преобладает гуманистический характер эмпатии. По отношению к взрослому, намечается тенденция к эгоистическому характеру эмпатии.
5. Уровень общительности в группе детей с церебральным параличом низкий (p<0,01); явное отставание по компонентам: способность понимать другого человека(р<0,001); контактность(р<0,01), потребность в общении(р<0,01), эмпатия (р<0,01).
6. Испытуемые экспериментальной и контрольной группы с равной степенью успешности (значимых различий не выявлено) решают социальные задачи.
7. Дети с церебральным параличом, решая социальные задачи, выбирают стратегию избегания (жалоба взрослому, уход от ситуации).
8. Изучив систему связей между показателями социального интеллекта, структурных компонентов общительности и эмпатии в группе детей с ДЦП выявили сильные положительные связи:
Сильные положительные связи (p<0,01) выявлены между всеми показателями общительности. То есть, чем выше (ниже) уровень одного из показателей, тем выше (ниже) уровень остальных показателей, находящихся в данной иерархии взаимосвязей, и наоборот.
«Социальный интеллект» коррелирует с показателями - «эмпатия (КН)» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «контактность» (p<0,01), «потребность в общении» (p<0,05), «владение элементарными навыками общения» (p<0,05). Следовательно, чем выше (ниже) уровень социального интеллекта у детей с церебральным параличом, тем выше (ниже) уровень общительности и его структурных компонентов, и наоборот.
«Эмпатия» имеет прямую зависимость со всеми компонентами общительности. Иерархия взаимосвязей выглядит следующим образом: «владение элементарными средствами общения» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «эмпатия (КУ)» (p<0,05), «потребность в общении» (p<0,05), «контактность» (p<0,05), «способность понимать другого человека» (p<0,05). То есть, чем более высокими (низкими) являются показатели эмпатии, тем более высока вероятность повышения (понижения) показателей общительности и её компонентов, и наоборот.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием, и о наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским Церебральным параличом.
Таким образом, доказательство выдвинутых в исследовании гипотез и решение его задач, позволяют утверждать, что цель исследования, заключавшегося в изучении и выявлении особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, достигнута.
1. В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
2. У детей с церебральным параличом отмечаются ситуативные проявления эмпатии.
3. Испытуемым с детским церебральным параличом в большей степени свойственно сочувствие (гуманистическая эмпатия), то есть доминирование в системе межличностных отношений потребности в благополучии другого, потребности помочь ему, преобладание тенденций содействующего поведения.
4. По проявлению эмпатии в отношении объекта (животное, взрослый, сверстник) преобладает гуманистический характер эмпатии. По отношению к взрослому, намечается тенденция к эгоистическому характеру эмпатии.
5. Уровень общительности в группе детей с церебральным параличом низкий (p<0,01); явное отставание по компонентам: способность понимать другого человека(р<0,001); контактность(р<0,01), потребность в общении(р<0,01), эмпатия (р<0,01).
6. Испытуемые экспериментальной и контрольной группы с равной степенью успешности (значимых различий не выявлено) решают социальные задачи.
7. Дети с церебральным параличом, решая социальные задачи, выбирают стратегию избегания (жалоба взрослому, уход от ситуации).
8. Изучив систему связей между показателями социального интеллекта, структурных компонентов общительности и эмпатии в группе детей с ДЦП выявили сильные положительные связи:
Сильные положительные связи (p<0,01) выявлены между всеми показателями общительности. То есть, чем выше (ниже) уровень одного из показателей, тем выше (ниже) уровень остальных показателей, находящихся в данной иерархии взаимосвязей, и наоборот.
«Социальный интеллект» коррелирует с показателями - «эмпатия (КН)» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «контактность» (p<0,01), «потребность в общении» (p<0,05), «владение элементарными навыками общения» (p<0,05). Следовательно, чем выше (ниже) уровень социального интеллекта у детей с церебральным параличом, тем выше (ниже) уровень общительности и его структурных компонентов, и наоборот.
«Эмпатия» имеет прямую зависимость со всеми компонентами общительности. Иерархия взаимосвязей выглядит следующим образом: «владение элементарными средствами общения» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «эмпатия (КУ)» (p<0,05), «потребность в общении» (p<0,05), «контактность» (p<0,05), «способность понимать другого человека» (p<0,05). То есть, чем более высокими (низкими) являются показатели эмпатии, тем более высока вероятность повышения (понижения) показателей общительности и её компонентов, и наоборот.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием, и о наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским Церебральным параличом.
Таким образом, доказательство выдвинутых в исследовании гипотез и решение его задач, позволяют утверждать, что цель исследования, заключавшегося в изучении и выявлении особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эмпатии детей дошкольного возраста (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности (Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционная работа по преодолению нарушений коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



