Введение
Глава I. Теоретический обзор подходов к проблемам эмпатии и коммуникативных навыков в трудах отечественных и зарубежных ученых.
1.1. Общее понятие об эмпатии. Основные подходы к определению эмпатии.
1.2. Теоретические основы исследования коммуникативных навыков в психолого - педагогической литературе.
1.3. Особенности развития эмпатии и коммуникативных навыков дошкольников в онтогенезе
Выводы по I главе.
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
2.1. Организация исследования и характеристика выборки.
2.2. Сравнительный анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и дошкольников с нормальным развитием.
2.3. Корреляционный анализ результатов исследования.
Выводы по II главе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Актуальность исследования. Отношение к другим людям является основой жизни каждого человека. Оно входит в ядро личности, определяет нравственную ценность субъекта и многие его поступки. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается определенное отношение к сверстнику, которое либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).
В развитии сферы общения дошкольника ведущую роль играют коммуникативные навыки. Они позволяют не только правильно и грамотно объяснить свою мысль, и адекватно воспринимать информацию, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в таких ситуациях и на основе этого выстраивать своё поведение.
Сложности адаптации детей с церебральным параличом
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении эмпатии и коммуникативных навыков, а также недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы в контексте нарушенного развития обуславливают актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: эмпатия и коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями развития (ДЦП).
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Предполагается наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с церебральным параличом;
2. Подобрать эффективные методики и сформировать выборку;
3. Выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков старших дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологическая база исследования: деятельностный подход к исследованию психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; положение А.В. Запорожца и Я.З. Неверович об эмоции как об особой форме отражения действительности в форме эмоциональных образов; положения теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению различных аспектов эмпатии (А.А. Бодалев, Т.П. Г аврилова, И.М. Юсупов и др.); научные положения психологии общения (В.М. Бехтерев, Э. Берн, Н.В. Кузьмина, Л.С. Рубинштейн); положения о ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной психолого - педагогической литературы; анализ психолого - педагогической и медицинской документации; сравнительный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных; методы математической обработки данных.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования эмпатии и коммуникативных навыков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями в специальных коррекционных учреждениях, где воспитываются дети с церебральным параличом, для профилактики и коррекции проблем, связанных социальной адаптации детей.
Апробация: основные результаты исследования были представлены на III Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016), Всероссийской научно - практической конференции молодых ученых и студентов «Детство в современном мире» (Пермь, 2016).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 31 источника. Работа иллюстрирована 7 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 18 приложений. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Материалы исследования позволяют сформулировать следующие выводы, касающиеся эмпатии и коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом:
1. В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях эмпатии и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.
2. У детей с церебральным параличом отмечаются ситуативные проявления эмпатии.
3. Испытуемым с детским церебральным параличом в большей степени свойственно сочувствие (гуманистическая эмпатия), то есть доминирование в системе межличностных отношений потребности в благополучии другого, потребности помочь ему, преобладание тенденций содействующего поведения.
4. По проявлению эмпатии в отношении объекта (животное, взрослый, сверстник) преобладает гуманистический характер эмпатии. По отношению к взрослому, намечается тенденция к эгоистическому характеру эмпатии.
5. Уровень общительности в группе детей с церебральным параличом низкий (p<0,01); явное отставание по компонентам: способность понимать другого человека(р<0,001); контактность(р<0,01), потребность в общении(р<0,01), эмпатия (р<0,01).
6. Испытуемые экспериментальной и контрольной группы с равной степенью успешности (значимых различий не выявлено) решают социальные задачи.
7. Дети с церебральным параличом, решая социальные задачи, выбирают стратегию избегания (жалоба взрослому, уход от ситуации).
8. Изучив систему связей между показателями социального интеллекта, структурных компонентов общительности и эмпатии в группе детей с ДЦП выявили сильные положительные связи:
Сильные положительные связи (p<0,01) выявлены между всеми показателями общительности. То есть, чем выше (ниже) уровень одного из показателей, тем выше (ниже) уровень остальных показателей, находящихся в данной иерархии взаимосвязей, и наоборот.
«Социальный интеллект» коррелирует с показателями - «эмпатия (КН)» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «контактность» (p<0,01), «потребность в общении» (p<0,05), «владение элементарными навыками общения» (p<0,05). Следовательно, чем выше (ниже) уровень социального интеллекта у детей с церебральным параличом, тем выше (ниже) уровень общительности и его структурных компонентов, и наоборот.
«Эмпатия» имеет прямую зависимость со всеми компонентами общительности. Иерархия взаимосвязей выглядит следующим образом: «владение элементарными средствами общения» (p<0,01), «общительность» (p<0,01), «эмпатия (КУ)» (p<0,05), «потребность в общении» (p<0,05), «контактность» (p<0,05), «способность понимать другого человека» (p<0,05). То есть, чем более высокими (низкими) являются показатели эмпатии, тем более высока вероятность повышения (понижения) показателей общительности и её компонентов, и наоборот.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что эмпатия и коммуникативные навыки дошкольников с детским церебральным параличом имеют отличительные особенности от дошкольников с нормальным психофизическим развитием, и о наличие связей между уровнями проявления эмпатии и общительности детей с детским Церебральным параличом.
Таким образом, доказательство выдвинутых в исследовании гипотез и решение его задач, позволяют утверждать, что цель исследования, заключавшегося в изучении и выявлении особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, достигнута.
1. Абульханова - Славская К.С. Деятельность и психология личности / К.С. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Агавелян Р.А. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности. - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Р.А. Агавелян. - Ереван, 1995. - 19 с.
3. Агапова И.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
4. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избранные пед. труды в 2 - х т. - М., 1980. - Т.1. - С. 160-178.
6. Василишина Т.В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.В. Василишина. - М., 2000. - 20 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. - М.: изд. центр Владос, 2012. - 680 с.
8. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова - М.: Знание, 1984. - 79с.
9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. С. 147-156.
10. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - №5. С. 107-114.
11. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж: ИПП, НПО «МОДЭК», 1998.
12. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.
13. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД, 2009. - 320 с.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец - М.: Просвещение, 1985. - 331с.
15. Землянкина Е.Д. Особенности эмпатии умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Е.Д. Землянкина. - СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2009. - 21 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.- 752 с.
17. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: - Дис. ... канд.психол.наук / Т.Д. Карягина. - М.: Московский городской психолого
- педагогический университет, 2013. - 175 с.
18. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / Х. Кохут // Антология современного психоанализа: Т. 1 / Под ред. А.В. Рассохина. - М.: Институт психологии РАН, 2000.
19. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь /
С.В. Крюкова, Н.П. Слободянюк. - М.: Генезис, 2007. - 198 с.
20. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка - дошкольника /Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2004.
21. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
22. Логутова, Е. В. Психология делового общения: Учебное пособие / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина, Е. В. Логутова. - Оренбург: ОГУ, 2013.
23. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - СПб.: Питер, 2016. - 288с.
24. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. С. 428 - 430.
25. Смирнова О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158 с.
26. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
27. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / А.А. Твардовская. - Нижний Новгород: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2011. - 24 с.
28. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
29. Филичева Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. - М.: Владос, 2007. - 479 с.
30. Хасанова Р.И. Особенности эмпатии у дошкольников с нарушением интеллектуального развития: - Автореф. дис. . канд.психол.наук / Р.И. Хасанова. - СПб.: Санкт - Петербургский
государственный университет, 2009. - 19 с.
31. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно - методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.