Введение
Глава 1. Теоретические основы исследование электронного
правительства как формы государственного управления 6
1.1. Понятие, цели и задачи электронного правительства 6
1.2. Организационные и нормативно-правовые аспекты
формирования электронного правительства Российской Федерации 12
Глава 2. Исследование особенностей функционирования порталов
электронного правительства на федеральном и региональном уровнях 19
2.1. Сравнительный анализ функционирования электронного
правительства на примере порталов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Российской Федерации 19
2.2. Отношение населения к качеству предоставления
электронных государственных услуг 26
2.3. Развитие краудсорсинговых технологий как форма
государственных регулирования в сети Интернет 45
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию функционирования
электронного правительства 51
3.1. Актуальные проблемы электронного правительства и
предложения по их решению 51
3.2. Разработка PR-проекта «Публичная власть» по повышению
активности граждан в системе электронного правительства 55
Заключение 68
Библиографический список 71
Все чаще информационные технологии приобретают все большее значение в деятельности органов власти. Поскольку именно новые информационные технологии помогают уменьшить «пропасть», возникшую в нашей стране между чиновниками и населением, сблизить власть с людьми. Подтверждением тому может служить переход к электронному правительству, который существенно сокращает время предоставления государственных и муниципальных услуг.
Единый портал государственных услуг - это наиболее успешный элемент внедрения электронных услуг в контексте государственного управления в России, направленный на автоматизацию процесса предоставления услуг физическим и юридическим лицам. Развитие портала входит в систему плановых мероприятий государственной программы «Информационное общество». Однако программа не уделяет большое внимание вопросам информирования граждан о проекте и формирования лояльного отношения к электронному правительству. Это значимая проблема, так как на сегодняшний день при условии довольно развитой инфраструктуры электронных услуг, их востребованность остается довольно низкой, что связано с отсутствием осведомленности о портале, новизной использования электронных услуг в государственном управлении, недоверием граждан к виртуальным сервисам и т.д.
Электронное правительство это достаточно новый и современный способ предоставления государственных услуг и политического участия граждан. Актуальность электронного правительства не перестает угасать и на сегодняшний день. Все больше приходит поток новых информационных технологий, способствующий положительному влиянию, как со стороны правительства, так и со стороны обычных граждан. Но и проблемы и недочеты, связанные с новыми технологиями, к сожалению, так же увеличиваются. Когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться по Интернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизация государственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительный импульс всему обществу и способна охватить все население.
Цель данной работы - исследовать функционирование порталов электронного правительства и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть электронное правительство как форму государственного управления.
3. Исследовать опыт функционирования электронного правительства на примере порталов государственных услуг Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Российской Федерации.
4. Провести анкетирование среди пользователей порталов государственных услуг и выявить положительные стороны электронного правительства.
5. Рассмотреть краудсорсинговые технологии как форму государственного регулирования.
6. Выявить проблемы введения электронного правительства в практику деятельности российских органов государственной и муниципальной власти.
7. Предложить рекомендации по совершенствованию электронного правительства.
Предмет исследования - государственно-гражданские отношения в системе электронного правительства.
Объект исследования - система электронного правительства. Методологические базы исследования- метод сравнительного анализа, анкетирования и метод экспертных оценок.
Информационная база исследования- нормативно-правовые документы РФ, электронные порталы, статистические данные с электронных ресурсов.
Теоретическая база исследования - научные исследования И.Л., Дрожжинов В.И., Амелин Р.В., Петухов В.В, Соколов А.В.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения используемой литературы.
Государство — один из основных лидеров перехода социума в эру информатизации. У него по-настоящему особенное положение, чтобы быть катализатором изменений. Информационное общество подталкивает большинство организации к принятию концепции «электронного правительства». Они ищут возможность давать услуги для жителей в интегрированном электронном виде, одолеть информационное неравенство, обеспечивать обучаемость в течении всего времени, преобразовать взаимоотношения с клиентами, содействовать формированию экономики, определить целесообразные правила и нормы, организовать форму правления с большим участием населения. В результате, автоматизация государственных служб сможет привести к «прямой демократии» (без второстепенных звеньев). Переход к ЭП начинается с выхода учреждений в Интернет, что приводит к фундаментальному переосмыслению структуры и роли государственных служб. Гражданин будет находиться «у руля», а государственные услуги и информация будут предоставляться в то время, в том месте и в том виде, как этого пожелают люди. Успешно реализованные электронные государственные услуги будут раскрытыми, доступными, сориентированными на пользователя, интегрированными и сформированными на точке зрения взаимоотношении государства и частного сектора. Они не только привлекут тех людей, которые уже подсоединены к Интернету, но и помогут привести в Сеть тех, кто еще не знаком с ней. Важнейшее для достижения данной цели — предоставить дополнительные услуги гражданам и частным фирмам. В полном смысле, «электронное правительство» — это тот фундамент, который в наше время образовывают государственные органы, чтобы перейти к новоиспеченным способам выполнения своих задач.
Под «электронным правительством» следует понимать систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой административно-правовых институтов, входящих в общий механизм административно - правового регулирования и обеспечивающих как электронное взаимодействие внутри системы исполнительных органов государственной власти при исполнении государственных функций, так и прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций в сфере предоставления публичных услуг. Особенности указанной системы следует сформулировать и закрепить нормативными правовыми актами, а также отразить в принципах организации и функционирования исполнительной власти, ее органов, должностных лиц, государственных служащих.
Мерами, необходимыми для обеспечения эффективности построения и функционирования «электронного правительства», являются:
а) создание адекватного современным стандартам публичного управления кадрового обеспечения системы управления «электронным правительством»;
б) использование правовой основы механизмов государственно-частного партнерства как системы установленных в законодательстве форм, видов и методов регулирования отношений между органами публичной власти, юридическими или физическими лицами, их объединениями;
в) популяризация государственных услуг;
г) мониторинг законодательства и правоприменения при использовании информационного потенциала в государственном управлении;
д) применение системного подхода в процессе создания «электронного правительства».
Основные возможности повышения эффективности «электронного правительства» в ближайшем будущем прежде всего связаны именно с управленческими, а не техническими решениями, поскольку само по себе «электронное правительство» не может полностью решить многие проблемы, в числе которых - повышение эффективности государственного управления и снижение коррупции. Оно должно стать ключевой составляющей более масштабных реформ, направленных на реформирование государственного управления, изменение его философии, повышение качества государственных услуг и ориентацию на граждан. Думается, что только в контексте подобных преобразований возможна реализация всего позитивного потенциала «электронного правительства» для государственного управления всех уровней.
1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ Режим доступа-URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
2. Постановление Правительства РФ «О единой системе
межведомственного электронного взаимодействия» от 08.09.2010 N 697 Режим доступа-URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/
3. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению перехода
федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» от 28.12.2011 N 1184. Режим доступа-URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93076/
4. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления" от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ Режим доступа-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября
2009 г. № 1555 - «О плане перехода на предоставление
государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»; Режим доступа-URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93076/
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября
2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе
межведомственного электронного документооборота». Режим доступа- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91827/
7. Приказ Минэкономразвития РФ от 14 декабря 2010 г. № 21н «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом». Режим доступа-URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93076/
8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной
подписи». Режим доступа-URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/
9. Приказ Минфина РФ от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»; Режим доступа-URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93076/
10. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года №601 «Об
основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Режим доступа-URL:
http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravleniedok.html (дата обращения: 20.04.2014)
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября
2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»; Режим доступа-URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91827/
12. Александров Д.Д. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества (2008) Режим доступа-URL: http: //www.futura.ru/index.php3?idart= 109
13. Амелин Р.В. О правовых принципах разработки государственных АИС, обрабатывающих персональные данные [Текст] / Р.В. Амелин // Информационное право. - 2008. - № 2. -425 с.
14. Амелин Р.В. Правовые проблемы разработки и внедрения электронных административных регламентов [Текст] / Р.В. Амелин // Сб. ст.
15. Политико-правовые приоритеты социально-экономического развития России. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2009. - С. 610—612.
16. Бачило И.Л. Государство и право XXI века. Реальное и виртуальное [Текст] / И.Л. Бачило. - М. : ЮРКОМПАНИ, 2012. - 280 с.
17. Бачило И.Л. Информационные проблемы в сфере государственного управления [Текст] / И.Л. Бачило // Информационные проблемы в сфере административной реформы / отв. ред. И.Л. Бачило. - М. : ИГП РАН, 2005. - 164 с.
18. Бондаренко С. «Электронное правительство» и знания // PC Week/RE.
Государство и ИТ. Режим доступа-URL:
http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID= 153001 (дата обращения: 15.07.2014).
19. Голобуцкий А., Шевчук О //Глобальное исследование состояния
национальных электронных правительств ООН - 2003. -
Статистический сборник, 2004 5.. Электронное правительство. - М.: Знание, 2007.
20. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2008, № 5. 120 с.
21. Дрожжинов В.И. Региональное электронное правительство : стратегия создания, архитектура, типовые решения [Текст] / под ред. В.И.
22. Дрожжинова, А.А. Лучиной. - М. : Эко-Трендс, 2004. - 288 с.
23. Зотов В.Б., Бронников И.А. Информационно-коммуникационные технологии - лейтмотив городского управления // Власть. 2015. № 11.С. 94-100с.
24. Никовская Л.И, Якимец В.Н. Формирование и отстаивание общественных интересов в России: от «административной» к партнерской модели // Полис. Политические исследования. 2015. № 5.
С. 49-63
25. Петухов В.В. Гражданская активность как альтернатива антидеморкатическому тренду российской политики // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 87-99.
26. Болгов Р.В. Сообщества пользователей Интернет-проектов // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1. С. 55-60.
27. Бронников И.А. Современные особенности российской интернетаудитории как участника политической коммуникации // PolitBook. 2013. № 2. С. 44-59.
28. Крайнова К.А. Новые коммуникационные практики в сфере управления политико-коммуникативными процессами // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 13.
29. Соколов А.В. Электронные коммуникации в социальной активности граждан // Власть. 2015. № 3. С. 67 - 71.
30. Черкасов В. Развитие социальных сетей привело к новому восприятию мира и государственных возможностей // Информационное общество. 2013. № 3. С. 4-11.
31. Фельдман П.Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития // Власть. 2014. № 6. С. 21 - 26.
32. Интернет-портал государственных услуг РТ. Режим доступа-URL: https: //uslugi.tatarstan.ru
33. Интернет-портал государственных услуг. Режим доступа-URL: https: //www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure.html
34. Информационные ресурсы развития РФ : правовые проблемы / под ред. И.Л. Бачило. - М. : Наука, 2003. - 403 с.
35. Информационный портал rspectr.com // Режим доступа-URL: http://www.rspectr.com/news/gosuslugi-twice/ (дата обращения: 24.08.2014) .
36. Клифт С. Электронное правительство и демократия // Слово, 2007, № 5. 98 с.
37. Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов. - М. : Трейн, 2007. - 472 с.
38. Литвинцев Е.А.// Администрирование государственных услуг: лицом к гражданам 2014 104 с.
39. Медведев: темпы перевода госуслуг в электронный вид пока не оптимальны // РИА- Новости. Режим доступа-URL: http://ria.ru/society/20130731/953246761.html (дата обращения:
10.09.2014)
40. Минкомсвязь России составила рейтинг использования портала
госуслуг во всех регионах РФ // Официальный портал. Минкомсвязь. Режим доступа-URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/?id_4=43838. (дата обращения: 20.04.2014).
41. Общественное мнение о развитии механизмов электронного
правительства и электронной демократии. Результаты социологического опроса. Данные опроса 24 февраля - 11 марта 2013 г. // Экспертный центр электронного государства; ВЦИОМ. М., 2013. - 29 с. URL: http://d-
russia.ru/wpcontent/uploads/2013/06/Survey_EGov_EDemocra cy.pdf (дата обращения: 10.09.2014).
42. Олсон М. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу. Режим доступа-URL: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/artem1 .htm
43.Определение электронного правительства - Всемирный банк. // Вестник банков, 2008, № 5 -100 с.
44. Талапина Э.В. Взаимодействие информационного и административного права / Э.В. Талапина // Правовые понятия и категории в контексте информационного права. - М. : ИГП РАН, 2006. - 348
45. Трахтенберг А.Д, Переход к электронному правительству как инновация сверху // Интернет и современное общество. Сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2012. С. 304-311.
46.Чугунов А.В. Развитие электронного правительства в России: международные рейтинги и актуализация текущих проблем реализации проектов на федеральном и региональном уровне // Межотраслевая информационная служба. 2013. № 2. С. 31-40. Режим доступа-URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19040428 (дата обращения 15.10.2014)
47. Чугунов А.В. Электронное правительство: формирование его правовой базы в России // Вестник ФГУ «Государственная регистрационная палата» при Министерстве юстиции Российской Федерации. Научно-практический журнал. 2009. № 4. С.34-46. Режим доступа-URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12788070
48. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации [Текст] / под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. - М. : Эко-Трендз, 2004. - 352 с
49. Электронное правительство как концепция государственного управления. - М.: Про эн контра, 2008- 225 с.
50. Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. - М.: Знание, 2008-327 с.