Развитие государственно-частного партнерства в регионах приволжского федерального округа
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа государственно-частного партнерства 6
1.1. Понятие и сущность государственно-частного партнерства 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного
партнерства в современной России 20
Глава 2. Практические аспекты анализа развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа 28
2.1. Анализ проектов государственно-частного партнерства и условия
по их реализации в регионах Российской Федерации 28
2.2. Алгоритм разработки ГЧП-проекта и его реализация в Республике Татарстан 40
Глава 3. Направления развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации 48
3.1. Возможность применения зарубежного опыта по развитию
государственно-частного партнерства в регионах России 48
3.2. Разработка ГЧП-проекта на примере Республики Татарстан 61
Заключение 84
Библиографический список: 88
Приложение 92
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты анализа государственно-частного партнерства 6
1.1. Понятие и сущность государственно-частного партнерства 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного
партнерства в современной России 20
Глава 2. Практические аспекты анализа развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа 28
2.1. Анализ проектов государственно-частного партнерства и условия
по их реализации в регионах Российской Федерации 28
2.2. Алгоритм разработки ГЧП-проекта и его реализация в Республике Татарстан 40
Глава 3. Направления развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации 48
3.1. Возможность применения зарубежного опыта по развитию
государственно-частного партнерства в регионах России 48
3.2. Разработка ГЧП-проекта на примере Республики Татарстан 61
Заключение 84
Библиографический список: 88
Приложение 92
В современных условиях для развития российских регионов необходимо взаимодействие государства и частного предпринимательства для решения современных социально - экономических, структурных, технологических, инновационных задач, для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности граждан. Данное взаимодействие помогает привлечь частные инвестиции в крупные, капиталоемкие проекты, которые несут важное общественное значение. Также использовать опыт частных предпринимателей для более эффективного управления и повышение качества предоставления публичных услуг.
Для частного сектора - это путь получения от государства благоприятных условий хозяйствования и обеспечения гарантированной прибыли от участия в выгодных совместных проектах, а для государства партнерство с бизнесом — это способ привлечь частный капитал к финансированию национально значимых проектов и придать ему социальную ориентацию.
Развитие новых принципов сотрудничества государства с бизнесом проявляется в формировании институциональных основ этих взаимоотношений в рамках принятия корпорациями на себя социальной ответственности за результаты своей деятельности. При этом компании не просто участвуют в решении проблем общества, но и получают определенные выгоды от этой деятельности. Корпоративная социальная ответственность начинает функционировать как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна, что отличает ее от традиционной благотворительности.
Объект исследования - государственно-частное партнерство в регионах ПФО.
Предмет исследования - особенности развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить проблемы и особенности развития государственно-частного партнерства в регионах для разработки рекомендаций по их решению.
Задачи данной работы являются:
1) раскрыть понятие и сущность государственно-частного партнерства;
2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственно - частного партнерства в современной России;
3) проанализировать проекты государственно-частного партнерства и условия их реализации в регионах ПФО Российской Федерации
4) рассмотреть алгоритм разработки ГЧП-проекта и его реализации в Республике Татарстан;
5) рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по развитию государственно-частного партнерства в регионах России;
6) предложить ГЧП-проект на примере Республики Татарстан;
7) выявить проблемы и предложить пути их решения.
Теоретическую базу исследования составляют труды российских ученых. В работе В.Г.Варнавского, А.В.Клименко, В.А.Королева уделяется особое внимание концептуальным вопросам и понятийному аппарату, практике государственно-частного партнерства. Рассматриваются экономические, правовые, организационные и другие аспекты избранной темы. Особый акцент сделан на механизмах управления и регулирования в области ГЧП. При обобщении зарубежного опыта, форм и методов управления проектами государственно-частного партнерства, их специфических особенностей в различных
В работе Мошковой Л.Е. проведено исследование теоретических и практических аспектов государственно-частного партнерство (ГЧП), а также приведены результаты мониторинга бизнес-сообществ, предложены направления модернизации взаимодействия бизнеса и власти в регионе.
В работе Шохиной Ф.Н. дается описание современного состояния системы взаимодействия государственной власти и бизнеса в России на различных уровнях, подробно рассматриваются основные методы и практики формирования механизмов взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательства, анализируются стратегии и инструменты продвижения своих интересов на местном, региональном и федеральном уровнях, находящиеся в распоряжении российских и зарубежных компаний.
В работе Азанова М., Лихачева В. проводится исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства на основе изучения практического опыта зарубежных стран в этой области и рассматривается предложенная М.Азановым модель финансирования инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, действующая в рамках существующего в России законодательства.
Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили следующие источники: законодательные и нормативно правовые акты РФ и регионов ПФО в области ГЧП, база ГЧП-проектов портала платформы поддержки инфраструктурных проектов России, статистики по регионам.
Методами исследования выступают такие методы, как методы ранжирования регионов и сравнительный анализ.
Структурными элементами выпускной квалификационной (дипломной) работы являются: титульный лист, оглавление, ведение, главы основной части (главы 1,2 и 3 включают в себя по 2 параграфа), заключение библиографический список и приложение.
Для частного сектора - это путь получения от государства благоприятных условий хозяйствования и обеспечения гарантированной прибыли от участия в выгодных совместных проектах, а для государства партнерство с бизнесом — это способ привлечь частный капитал к финансированию национально значимых проектов и придать ему социальную ориентацию.
Развитие новых принципов сотрудничества государства с бизнесом проявляется в формировании институциональных основ этих взаимоотношений в рамках принятия корпорациями на себя социальной ответственности за результаты своей деятельности. При этом компании не просто участвуют в решении проблем общества, но и получают определенные выгоды от этой деятельности. Корпоративная социальная ответственность начинает функционировать как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна, что отличает ее от традиционной благотворительности.
Объект исследования - государственно-частное партнерство в регионах ПФО.
Предмет исследования - особенности развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить проблемы и особенности развития государственно-частного партнерства в регионах для разработки рекомендаций по их решению.
Задачи данной работы являются:
1) раскрыть понятие и сущность государственно-частного партнерства;
2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственно - частного партнерства в современной России;
3) проанализировать проекты государственно-частного партнерства и условия их реализации в регионах ПФО Российской Федерации
4) рассмотреть алгоритм разработки ГЧП-проекта и его реализации в Республике Татарстан;
5) рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по развитию государственно-частного партнерства в регионах России;
6) предложить ГЧП-проект на примере Республики Татарстан;
7) выявить проблемы и предложить пути их решения.
Теоретическую базу исследования составляют труды российских ученых. В работе В.Г.Варнавского, А.В.Клименко, В.А.Королева уделяется особое внимание концептуальным вопросам и понятийному аппарату, практике государственно-частного партнерства. Рассматриваются экономические, правовые, организационные и другие аспекты избранной темы. Особый акцент сделан на механизмах управления и регулирования в области ГЧП. При обобщении зарубежного опыта, форм и методов управления проектами государственно-частного партнерства, их специфических особенностей в различных
В работе Мошковой Л.Е. проведено исследование теоретических и практических аспектов государственно-частного партнерство (ГЧП), а также приведены результаты мониторинга бизнес-сообществ, предложены направления модернизации взаимодействия бизнеса и власти в регионе.
В работе Шохиной Ф.Н. дается описание современного состояния системы взаимодействия государственной власти и бизнеса в России на различных уровнях, подробно рассматриваются основные методы и практики формирования механизмов взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательства, анализируются стратегии и инструменты продвижения своих интересов на местном, региональном и федеральном уровнях, находящиеся в распоряжении российских и зарубежных компаний.
В работе Азанова М., Лихачева В. проводится исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства на основе изучения практического опыта зарубежных стран в этой области и рассматривается предложенная М.Азановым модель финансирования инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, действующая в рамках существующего в России законодательства.
Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили следующие источники: законодательные и нормативно правовые акты РФ и регионов ПФО в области ГЧП, база ГЧП-проектов портала платформы поддержки инфраструктурных проектов России, статистики по регионам.
Методами исследования выступают такие методы, как методы ранжирования регионов и сравнительный анализ.
Структурными элементами выпускной квалификационной (дипломной) работы являются: титульный лист, оглавление, ведение, главы основной части (главы 1,2 и 3 включают в себя по 2 параграфа), заключение библиографический список и приложение.
Для развития российских регионов важно конструктивное взаимодействие государства и частного предпринимательства для решения социально - экономических, технологических, инновационных задач. Это обеспечит развитие благоприятной среды жизнедеятельности граждан.
На основании проведенных исследований были решены такие задачи как:
1) раскрытие понятия и сущности государственно-частного партнерства. Также, были рассмотрены основные формы и существующие модели ГЧП в современной России. Были изучены такие механизмы ГЧП (ВОТ, ВООТ, ВОО, ВОМТ, DBOOT, DBFO);
2) рассмотрение нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в современной России. Здесь был рассмотрен основной федеральный закон от 1.01.2016 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон дает четкое понятие о государственно-частном партнерстве. Также, были просмотрены законы субъектов о государственно- частном партнерстве;
3) анализ проектов государственно-частного партнерства и условия их реализации в регионах ПФО Российской Федерации. Был проведен анализ реализованных ГЧП-проектов ПФО. Здесь с помощь сравнительного анализа было проведено ранжирование регионов по сферам реализации, количеству привлеченных инвестиций в проекты, по количествам реализованных проектов, по срокам реализации проектов и основным участникам проектов;
4) рассмотрение алгоритма разработки ГЧП-проекта и его реализации в Республике Татарстан. Здесь был рассмотрен алгоритм принятия ГЧП- проекта и его реализация в Республике Татарстан. Он предусматривает 4 этапа - это подготовка; организация ГЧП-проекта; поддержка принятия решения о реализации проекта необходимыми органами исполнительной и законодательной власти; выбор частного партнера;
5) рассмотрение возможности применения зарубежного опыта по развитию государственно-частного партнерства в регионах России. Была изучена практика зарубежного опыта государственно-частного партнерства. Также, рассмотрена возможность внедрения зарубежного опыта в российскую практику.
6) предложение ГЧП-проекта на примере Республики Татарстан. В качестве ГЧС-проекта на примере Республики Татарстан, был предложен проект построения кремационного комплекса на территории Республики Татарстан. Здесь были поставлены цель и задачи проекта, а также была раскрыта ее актуальность. Были определены основные участники проекта, построен календарный и бюджетный план реализации проекта, проведен SWOT-анализ, выявлены основные риски.
7) выявление проблем и предложение пути их решения.
Анализ теоретических основ взаимоотношений власти и бизнеса и определений государственно-частного партнерства показывает, что оно заключается во взаимодействии государственного и частного сектора. Это явление, которое имеет социальный, экономический и политический характер. Государственно-частное партнерство по своей сути является видом инвестиционной деятельности. Необходима конкретизация норм в отношении государственно-частного партнерства.
Также рассмотрев зарубежный опыт в рамках анализа теоретических основ взаимоотношений власти и бизнеса, можно сделать вывод о том, что заключение и реализация крупных концессионных соглашений должны сопровождаться принятием специальных законов на территории присутствия, усиление инструментов и механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств, вовлеченных в ГЧП-проекты. Важно повышение качества товаров, работ и услуг, производимых в рамках заключенных контрактов.
Также, необходимо фокусирование на закреплении основных принципов ГЧП, формирование глобальных управленческих механизмов для массовой реализации общественно направленных индустриальных проектов. Нужно обратить особое внимание на проекты, направленные на создание импортозамещающих производств, в том числе с привлечением иностранного капитал стран-членов ЕврАЗэс и БРИКС.
Из анализа нормативно-правового регулирования института государственно-частного партнерства следует то, что развитие государственно-частного партнерства как на федеральном, так и на региональном уровне вызывает необходимость установления более гибких форм взаимодействия публичной власти и бизнеса, юридического закрепления сторон. На данный момент между государством и бизнесом устанавливаются некие «партнерские», черты, которые находятся на начальном этапе развития.
Рассмотрев тенденции развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа его развитие является устойчивым. Округ опирается на улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа.
Также выявлен высокий потенциал Приволжского федерального округа Он обладает такими преимуществами как: большой потребительский рынок, развитое сельское хозяйство, низкие операционные издержки бизнеса по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, развитая промышленность.
В настоящее время регламентация ГЧП в нашей стране не отличается развитостью и единообразием.
Из проведенного мною анализа ГЧП-проектов регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации следует, что наиболее развитое государственно-частное партнерство преобладает в городе Москва далее идет Самарская область, ниже ступень занимает город Санкт-Петербург, за ней идет Нижегородская область и регион с наименее развитым гчп является Республика Татарстан.
Данное ранжирование регионов было составлено путем анализа по 6 показателям: сферы реализации проектов, привлеченные финансовые ресурсы в проекты, отрасли реализации проекта, количество реализованных проектов, сроки реализации проекта, по участникам.
Также, для развития ГЧП в регионах был предложен МЧП-проект по построению кремационного комплекса. Данный проект является уникальным и новым. Он позволит получить новый опыт регионами и тиражировать его в другие регионы. Данный проект отличается своим масштабом и финансированием.
Для данного проекта мною был разработан бюджетный и календарный план и возможный местный офис, проведен SWOT-анализ, сформулированы 20 возможных рисков, а также была раскрыта актуальность данного проекта.
На основе изученных выше вопросов были выявлены проблемы и особенности развития государственно-частного партнерства в регионах такие как:
1) отсутствие единой формы и модели реализации ГЧП-проектов;
2) неразвитость механизмов ведения и использования моделей ГЧП;
3) недостаточная распространенность российской практики применения ГЧП, особенно на территориях страны.
Для решения вышеуказанных проблем мною предлагаются следующие мероприятия:
1) разработать единую методологическую базу по подготовке и реализации проектов ГЧП;
2) мониторинг реализации проектов ГЧП;
3) проведение оценки эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов.
На основании проведенных исследований были решены такие задачи как:
1) раскрытие понятия и сущности государственно-частного партнерства. Также, были рассмотрены основные формы и существующие модели ГЧП в современной России. Были изучены такие механизмы ГЧП (ВОТ, ВООТ, ВОО, ВОМТ, DBOOT, DBFO);
2) рассмотрение нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в современной России. Здесь был рассмотрен основной федеральный закон от 1.01.2016 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон дает четкое понятие о государственно-частном партнерстве. Также, были просмотрены законы субъектов о государственно- частном партнерстве;
3) анализ проектов государственно-частного партнерства и условия их реализации в регионах ПФО Российской Федерации. Был проведен анализ реализованных ГЧП-проектов ПФО. Здесь с помощь сравнительного анализа было проведено ранжирование регионов по сферам реализации, количеству привлеченных инвестиций в проекты, по количествам реализованных проектов, по срокам реализации проектов и основным участникам проектов;
4) рассмотрение алгоритма разработки ГЧП-проекта и его реализации в Республике Татарстан. Здесь был рассмотрен алгоритм принятия ГЧП- проекта и его реализация в Республике Татарстан. Он предусматривает 4 этапа - это подготовка; организация ГЧП-проекта; поддержка принятия решения о реализации проекта необходимыми органами исполнительной и законодательной власти; выбор частного партнера;
5) рассмотрение возможности применения зарубежного опыта по развитию государственно-частного партнерства в регионах России. Была изучена практика зарубежного опыта государственно-частного партнерства. Также, рассмотрена возможность внедрения зарубежного опыта в российскую практику.
6) предложение ГЧП-проекта на примере Республики Татарстан. В качестве ГЧС-проекта на примере Республики Татарстан, был предложен проект построения кремационного комплекса на территории Республики Татарстан. Здесь были поставлены цель и задачи проекта, а также была раскрыта ее актуальность. Были определены основные участники проекта, построен календарный и бюджетный план реализации проекта, проведен SWOT-анализ, выявлены основные риски.
7) выявление проблем и предложение пути их решения.
Анализ теоретических основ взаимоотношений власти и бизнеса и определений государственно-частного партнерства показывает, что оно заключается во взаимодействии государственного и частного сектора. Это явление, которое имеет социальный, экономический и политический характер. Государственно-частное партнерство по своей сути является видом инвестиционной деятельности. Необходима конкретизация норм в отношении государственно-частного партнерства.
Также рассмотрев зарубежный опыт в рамках анализа теоретических основ взаимоотношений власти и бизнеса, можно сделать вывод о том, что заключение и реализация крупных концессионных соглашений должны сопровождаться принятием специальных законов на территории присутствия, усиление инструментов и механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств, вовлеченных в ГЧП-проекты. Важно повышение качества товаров, работ и услуг, производимых в рамках заключенных контрактов.
Также, необходимо фокусирование на закреплении основных принципов ГЧП, формирование глобальных управленческих механизмов для массовой реализации общественно направленных индустриальных проектов. Нужно обратить особое внимание на проекты, направленные на создание импортозамещающих производств, в том числе с привлечением иностранного капитал стран-членов ЕврАЗэс и БРИКС.
Из анализа нормативно-правового регулирования института государственно-частного партнерства следует то, что развитие государственно-частного партнерства как на федеральном, так и на региональном уровне вызывает необходимость установления более гибких форм взаимодействия публичной власти и бизнеса, юридического закрепления сторон. На данный момент между государством и бизнесом устанавливаются некие «партнерские», черты, которые находятся на начальном этапе развития.
Рассмотрев тенденции развития государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа его развитие является устойчивым. Округ опирается на улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа.
Также выявлен высокий потенциал Приволжского федерального округа Он обладает такими преимуществами как: большой потребительский рынок, развитое сельское хозяйство, низкие операционные издержки бизнеса по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, развитая промышленность.
В настоящее время регламентация ГЧП в нашей стране не отличается развитостью и единообразием.
Из проведенного мною анализа ГЧП-проектов регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации следует, что наиболее развитое государственно-частное партнерство преобладает в городе Москва далее идет Самарская область, ниже ступень занимает город Санкт-Петербург, за ней идет Нижегородская область и регион с наименее развитым гчп является Республика Татарстан.
Данное ранжирование регионов было составлено путем анализа по 6 показателям: сферы реализации проектов, привлеченные финансовые ресурсы в проекты, отрасли реализации проекта, количество реализованных проектов, сроки реализации проекта, по участникам.
Также, для развития ГЧП в регионах был предложен МЧП-проект по построению кремационного комплекса. Данный проект является уникальным и новым. Он позволит получить новый опыт регионами и тиражировать его в другие регионы. Данный проект отличается своим масштабом и финансированием.
Для данного проекта мною был разработан бюджетный и календарный план и возможный местный офис, проведен SWOT-анализ, сформулированы 20 возможных рисков, а также была раскрыта актуальность данного проекта.
На основе изученных выше вопросов были выявлены проблемы и особенности развития государственно-частного партнерства в регионах такие как:
1) отсутствие единой формы и модели реализации ГЧП-проектов;
2) неразвитость механизмов ведения и использования моделей ГЧП;
3) недостаточная распространенность российской практики применения ГЧП, особенно на территориях страны.
Для решения вышеуказанных проблем мною предлагаются следующие мероприятия:
1) разработать единую методологическую базу по подготовке и реализации проектов ГЧП;
2) мониторинг реализации проектов ГЧП;
3) проведение оценки эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов.
Подобные работы
- Государственно - общественное партнерство в социальной сфере на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



