ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения земли в России 5
1.1 Экономическая сущность земельного налога 5
1.2 История возникновения и развития земельного налога в России 11
1.3 Механизм исчисления и уплаты земельного налога 23
1.4 Зарубежный опыт налогообложения земли 32
2. Действующая практика налогообложения земли в России 39
2.1 Анализ категорий плательщиков земельного налога 39
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации 49
3. Тенденции развития налогообложения земли в России 62
3.1 Совершенствование механизма исчисления и уплаты земельного налога в России 62
3.2 Возможности применения зарубежного налогообложения земли в России 70
Заключение 82
Список использованных источников 68
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения земли в России 5
1.1 Экономическая сущность земельного налога 5
1.2 История возникновения и развития земельного налога в России 11
1.3 Механизм исчисления и уплаты земельного налога 23
1.4 Зарубежный опыт налогообложения земли 32
2. Действующая практика налогообложения земли в России 39
2.1 Анализ категорий плательщиков земельного налога 39
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации 49
3. Тенденции развития налогообложения земли в России 62
3.1 Совершенствование механизма исчисления и уплаты земельного налога в России 62
3.2 Возможности применения зарубежного налогообложения земли в России 70
Заключение 82
Список использованных источников 68
Приложения
Организация государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится неизбежным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он является, безусловно, важным источником формирования местных бюджетов.
Территория России составляет около одной восьмой части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире по землеобеспеченности и площади земельного участка на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагоприятное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. Поэтому платежи за пользование земельными участками должны стать не только источниками доходов бюджетов, но и стать источником доходов внебюджетного фонда, средства, которого были бы направлены как на восстановительные работы земельных ресурсов, так и охранительного характера.
Для создания стабильного экономического развития страны одной из главных целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для 3
экономического развития страны. В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей.
Целью дипломной работы является исследование земельного налога и его развития в России. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-законодательную базу, регулирующую налогообложение земельных ресурсов;
- раскрыть сущность и социально-экономическое значение земельного налога в России;
- исследовать историю развития налогообложения земельных ресурсов в России и практику применения земельного налога в зарубежных странах;
- изучить действующую систему налогообложения земельных ресурсов;
- провести анализ категорий налогоплательщиков и проанализировать динамику поступления земельного налога за 2011-2014 гг.;
- отразить проблемы и перспективы развития земельного налога в экономике России.
Объектом исследования являются сведения, полученные из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации о поступлении земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации. Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога в России.
Теоретическая и практическая значимость заключаются в применении действующих основ налогообложения земельного налога и внесении соответствующих предложений в целях совершенствования современного механизма налогообложения земельных ресурсов.
Территория России составляет около одной восьмой части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире по землеобеспеченности и площади земельного участка на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагоприятное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. Поэтому платежи за пользование земельными участками должны стать не только источниками доходов бюджетов, но и стать источником доходов внебюджетного фонда, средства, которого были бы направлены как на восстановительные работы земельных ресурсов, так и охранительного характера.
Для создания стабильного экономического развития страны одной из главных целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для 3
экономического развития страны. В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей.
Целью дипломной работы является исследование земельного налога и его развития в России. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-законодательную базу, регулирующую налогообложение земельных ресурсов;
- раскрыть сущность и социально-экономическое значение земельного налога в России;
- исследовать историю развития налогообложения земельных ресурсов в России и практику применения земельного налога в зарубежных странах;
- изучить действующую систему налогообложения земельных ресурсов;
- провести анализ категорий налогоплательщиков и проанализировать динамику поступления земельного налога за 2011-2014 гг.;
- отразить проблемы и перспективы развития земельного налога в экономике России.
Объектом исследования являются сведения, полученные из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации о поступлении земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации. Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога в России.
Теоретическая и практическая значимость заключаются в применении действующих основ налогообложения земельного налога и внесении соответствующих предложений в целях совершенствования современного механизма налогообложения земельных ресурсов.
Для создания условий устойчивого экономического развития страны одной из главных целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Главными причинами, которые препятствуют осуществлению данной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю. Актуальность решения этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц.
Роль земельного налога заключается в том, что он выступает необходимым источником формирования доходной части бюджетов муниципалитетов, а также является финансовым инструментом государственного регулирования земельных ресурсов. Территориальные органы власти заинтересованы в повышении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.
Стимулирующие возможности земельного должны быть заложены в самом порядке его начисления на единицу или массу используемых земельных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.
Земельный налог в Российской Федерации имеет долгую историю становления. Он является одним из налогов, элементы которого существовали с древнейших времен, так как земля была главным источником богатства. Данный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре он начал взиматься на постоянной и регулярной основе, что облегчило работу налоговых органов, обеспечило поступление налоговых платежей в бюджет.
При постепенном развитии сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, наибольшую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Только земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством, хотя объектом обложения на Руси она стала лишь в конце XI—начале XII веков. В нашей стране введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, является новым налоговым механизмом в налогообложении земель.
В настоящее время правительство России старается создать эффективную систему налогообложения земельных ресурсов. Совершенствование земельного обложения в России должно происходить с учетом исторического опыта, способствующему укреплению
налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличению поступлений от налога в местные бюджеты, и, как следствие, повышению уровня их фискальной автономии, эффективному социально-экономическому развитию конкретной местности. Для усовершенствования налогового
законодательства необходимо использовать зарубежный опыт развитых стран.
Таким образом, изучение зарубежного опыта налогообложения земельных ресурсов показало, что в большинстве промышленно развитых государств существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных,
благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли и больниц. Также большинство стран в качестве приоритетного направления налогового стимулирования выбрало сферу малого инновационного предпринимательства, так как видит в нем генератора будущего развития всех отраслей экономики.
В действующей налоговой системе суммы исчисленного земельного налога поступают в бюджет муниципальных образований. Основной проблемой, с которой сегодня сталкиваются руководители местных бюджетов, является недостаточность средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос доходной базы местных бюджетов.
Существующие проблемы, связанны с взиманием земельного налога разнообразны и в большинстве своем они влияют на пополнение доходной части бюджета, требуя изменений в законодательство как на федеральном, так и на местном уровнях. Для решения ряда проблем, таких как: наличие неоформленной земли под многоквартирными жилыми домами, большого количества неучтенных земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, нужно принятие решающих мер со стороны органов власти с целью привлечения лиц, для оформления указанных земель или участков в соответствии с действующим законодательством.
Важнейшей задачей местных властей остается формирование налоговой базы на основе кадастровой стоимости земли. Для того чтобы собрать воедино сведения обо всех земельных участках с их кадастровой оценкой и правоустанавливающими документами на эти участки, требуется координация действия ряда федеральных структур, таких как налоговая инспекция, управление земельного кадастра, регистрирующих органов и др.
Целью взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления является обеспечение финансовых органов местных администраций информацией, которая необходима для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В этом плане, финансовые органы местных администраций обязаны предоставлять необходимую информацию в налоговые органы. Обмен данной информацией нужно производить в электронном виде. Проблемы, которые связаны с установлением ставок и льгот, должны решаться непосредственно в каждом муниципалитете отдельно, так как решение этой проблемы на федеральном уровне не даст желаемых результатов.
Меры по совершенствованию механизма взимания земельного налога, должны способствовать увеличению налогооблагаемой базы, росту платежей по земельному налогу в местные бюджеты и, как следствие, укреплению собственной доходной базы муниципалитетов, увеличения уровня их фискальной автономии. На основании проведенного исследования рекомендуются следующие пути совершенствования земельного налога в России:
1. Необходимо увеличение необлагаемого минимума с 10 до 50 тысяч рублей, но с разрешением использовать данную льготу только для одного земельного участка на территории России.
2. Целесообразно предоставить возможность увеличения
финансирования выпадающих доходов муниципалитетов путем поднятия ставок. Целесообразно проиндексировать и переоценить действующие ставки земельного налога в сторону повышения, установив их в таком размере, который будет соответствовать дифференциальной ренте, связанной с плодородием и местоположением земель. Данные действия будут способствовать лучшему использованию земель.
3. Следует проводить в каждом муниципальном образовании специальные мероприятия по взаимодействию налоговых органов и органов местной власти по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу.
Роль земельного налога заключается в том, что он выступает необходимым источником формирования доходной части бюджетов муниципалитетов, а также является финансовым инструментом государственного регулирования земельных ресурсов. Территориальные органы власти заинтересованы в повышении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.
Стимулирующие возможности земельного должны быть заложены в самом порядке его начисления на единицу или массу используемых земельных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.
Земельный налог в Российской Федерации имеет долгую историю становления. Он является одним из налогов, элементы которого существовали с древнейших времен, так как земля была главным источником богатства. Данный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре он начал взиматься на постоянной и регулярной основе, что облегчило работу налоговых органов, обеспечило поступление налоговых платежей в бюджет.
При постепенном развитии сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, наибольшую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Только земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством, хотя объектом обложения на Руси она стала лишь в конце XI—начале XII веков. В нашей стране введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, является новым налоговым механизмом в налогообложении земель.
В настоящее время правительство России старается создать эффективную систему налогообложения земельных ресурсов. Совершенствование земельного обложения в России должно происходить с учетом исторического опыта, способствующему укреплению
налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличению поступлений от налога в местные бюджеты, и, как следствие, повышению уровня их фискальной автономии, эффективному социально-экономическому развитию конкретной местности. Для усовершенствования налогового
законодательства необходимо использовать зарубежный опыт развитых стран.
Таким образом, изучение зарубежного опыта налогообложения земельных ресурсов показало, что в большинстве промышленно развитых государств существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных,
благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли и больниц. Также большинство стран в качестве приоритетного направления налогового стимулирования выбрало сферу малого инновационного предпринимательства, так как видит в нем генератора будущего развития всех отраслей экономики.
В действующей налоговой системе суммы исчисленного земельного налога поступают в бюджет муниципальных образований. Основной проблемой, с которой сегодня сталкиваются руководители местных бюджетов, является недостаточность средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос доходной базы местных бюджетов.
Существующие проблемы, связанны с взиманием земельного налога разнообразны и в большинстве своем они влияют на пополнение доходной части бюджета, требуя изменений в законодательство как на федеральном, так и на местном уровнях. Для решения ряда проблем, таких как: наличие неоформленной земли под многоквартирными жилыми домами, большого количества неучтенных земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, нужно принятие решающих мер со стороны органов власти с целью привлечения лиц, для оформления указанных земель или участков в соответствии с действующим законодательством.
Важнейшей задачей местных властей остается формирование налоговой базы на основе кадастровой стоимости земли. Для того чтобы собрать воедино сведения обо всех земельных участках с их кадастровой оценкой и правоустанавливающими документами на эти участки, требуется координация действия ряда федеральных структур, таких как налоговая инспекция, управление земельного кадастра, регистрирующих органов и др.
Целью взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления является обеспечение финансовых органов местных администраций информацией, которая необходима для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В этом плане, финансовые органы местных администраций обязаны предоставлять необходимую информацию в налоговые органы. Обмен данной информацией нужно производить в электронном виде. Проблемы, которые связаны с установлением ставок и льгот, должны решаться непосредственно в каждом муниципалитете отдельно, так как решение этой проблемы на федеральном уровне не даст желаемых результатов.
Меры по совершенствованию механизма взимания земельного налога, должны способствовать увеличению налогооблагаемой базы, росту платежей по земельному налогу в местные бюджеты и, как следствие, укреплению собственной доходной базы муниципалитетов, увеличения уровня их фискальной автономии. На основании проведенного исследования рекомендуются следующие пути совершенствования земельного налога в России:
1. Необходимо увеличение необлагаемого минимума с 10 до 50 тысяч рублей, но с разрешением использовать данную льготу только для одного земельного участка на территории России.
2. Целесообразно предоставить возможность увеличения
финансирования выпадающих доходов муниципалитетов путем поднятия ставок. Целесообразно проиндексировать и переоценить действующие ставки земельного налога в сторону повышения, установив их в таком размере, который будет соответствовать дифференциальной ренте, связанной с плодородием и местоположением земель. Данные действия будут способствовать лучшему использованию земель.
3. Следует проводить в каждом муниципальном образовании специальные мероприятия по взаимодействию налоговых органов и органов местной власти по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу.
Подобные работы
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Земельный налог и арендная плата за землю (Санкт-Петербургский университет Технологий Управлении и Экономики)
Контрольные работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019



