ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 9
1.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СВОЙСТВА И
ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 9
1.2. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ, КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ 35
1.3. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 49
2. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 54
2.1. СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ПОТРЕБНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСАХ 54
2.2. АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СПОРТИВНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 66
2.3. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ... 80
3. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ К
ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 86
3.1. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА КОНЕЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 86
3.2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА В ИНДУСТРИИ СПОРТА,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СПОРТИВНОМ РЫНКЕ 92
3.3. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ К МАРКЕТИНГОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационной работы «Информационная система профессионального спортивного клуба» определяется современными приоритетами, принципами и направлениями в области использования информационных технологий для повышения эффективности управления организациями в индустрии спорта.
При переходе к рыночной экономике для многих предприятий в различных сферах деятельности стал актуальным вопрос повышения эффективности управления. В современных условиях одним из основных направлений повышения эффективности управления является использование информационных систем, способных помочь как в автоматизации бизнеспроцессов организации, так и в принятии управленческих решений. Теперь споры и дискуссии ведутся не о необходимости автоматизации, а на тему способов ее осуществления. Каждый проект внедрения информационной системы должен рассматриваться организацией как стратегическая инвестиция средств, которая должна окупиться за счет улучшения управленческих процессов, повышения эффективности взаимодействия с внутренней и внешней средой, сокращения расходов, отказ от убыточных направлений организации. В выборе правильного решения должно быть, в первую очередь, заинтересовано руководство спортивной организации. С сегодняшней скоростью развития Интернета и интернет-технологий необходимость создания и внедрения эффективной информационной системы должно быть первостепенно.
Процесс автоматизации определенных бизнес-процессов и выработка долгосрочной стратегии развития начинается с анализа деятельности организации, её внутренней и внешней среды и выработки основных (или минимальных) требований к будущей информационной системе. Только после этого решается вопрос выбора той или иной готовой системы или разработки собственной. В России гораздо чаще, чем за рубежом, принимается решение о проведении разработки собственной информационной системы. В этом случае, приходится решать целый ряд технических проблем таких как выбор базового программного и аппаратного обеспечения, проектирование функциональной структуры информационной системы, проектирование распределенной базы данных и расчет параметров ее функционирования.
Информационная поддержка принятия решений является ключевой задачей информатизации организационного управления и объединяет комплекс наукоемких исследований, включающих многокритериальный маркетинговый анализ рынка, создание, наполнение и использование баз знаний, интеллектуальную обработку данных, формирование объединенных информационных ресурсов, ситуационное управление и др.
Специфика принятия решений в организационном управлении может определяться необходимостью оперативной подготовки решения; ограничениями, определенными нормативами организации и установленными рынком; повышенными требованиями к актуальности данных.
Представленная диссертационная работа посвящена вопросам разработки общих и специальных требований и рекомендаций к информационной системе, включающей функции мониторинга рынка спортивных услуг и товаров, работы с целевой аудиторией спортивной организации, работы с потенциальными спонсорами, уведомления об изменениях политики ведения бизнеса конкурентов, поддержки принятия решений, базирующиеся на специфике управленческой деятельности и информационных ресурсах доступных организации. Информационная система, соответствующая разработанным критериям, повысит эффективность маркетинговой управленческой деятельности спортивной организации и, следственно, позволит увеличить прибыль.
Тема работы соответствуют современным приоритетам, принципам и направлениям в области использования информационных технологий и корпоративного маркетингового управления, что позволяет отнести ее к актуальным научным исследованиям, вносящим существенный вклад в развитие систем организационного управления.
Степень разработанности темы. Проблемы теории и практики разработки информационных систем для повышения эффективности управления спортивными организациями как на мировом, так и на национальном уровне находятся в фокусе интересов исследователей сравнительно недавно - с момента резкого скачка в развитии всемирной глобальной сети Интернет и интернет-технологий в целом.
В то же время зарубежные специалисты уже более полувека занимаются проработкой данной темы и практическим применением теорий в области развития информационных систем.
Большой вклад в исследования по теме диссертационной работы внесли известные российские и зарубежные ученые: А.Б. Антопольский, В.Л. Арлазаров, Ф. Брукс, В.Н. Бурков, В.М. Вишневский, Р.С. Гиляревский, Т.А. Гаврилова, Д.М. Гвишиани, Р. Драго, П. Друкер, С.В. Емельянов, B. С. Жданов, А.Л. Журавлев, Г.З. Залаев, Н.Е. Каленов, Т.В. Кузнецова, В.В. Кульба, М.В. Ларин, О.И. Ларичев, Д.А. Новиков, А. Ньюэл, Г.С. Осипов, Д.А. Поспелов, А.Б. Петровский, Г. Пятецкий-Шапиро, Т.Л. Саати, Г. Саймон, В.Ф. Хорошевский, B. А. Цветкова, Я. Л. Шрайберг.
Несмотря на значительный вклад ученых в разработку теоретических основ и практических рекомендаций для информационных систем, решающих самые разнообразные вопросы, следует отметить, что проблема создания системы, полностью разрешающей подавляющее большинство возникающих трудностей ведения бизнеса в индустрии спорта, в мировой практике исследована недостаточно полно, а в российских работах рассмотрена ещё меньше. Значимость данной темы в условиях рыночной экономики, расширения глобальной конкуренции, включения российской экономики в процессы глобализации и ускорения научно-технического прогресса определила цель и задачи диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является проведение анализа и сравнение информационных систем спортивных организаций, и, в частности, маркетинговых информационных систем профессиональных спортивных клубов, и разработка общих и специальных требований и рекомендаций для создания и внедрения информационной системы; рекомендаций, зависящих от вида спорта и масштаба поставленных целей и необходимых и достаточных для повышения эффективности маркетингового управления спортивной организацией и принятия стратегических решений в области маркетинга и онлайн-коммерции.
Для достижения цели диссертационной работы были определены следующие задачи:
- концептуализировать понятие «информационная система», выделить
основные задачи, свойства и процессы в информационных системах, провести классификацию информационных систем, рассмотреть
пользователей информационных систем и показать степень значимости информационной системы в структуре управления организацией;
- провести анализ управленческих процессов в спортивных организациях и выявить информационные ресурсы, прямо и косвенно влияющих на эффективность управления спортивной организацией в области маркетинга;
- исследовать специфику информационных систем организаций в индустрии спорта и сравнить маркетинговые информационные системы профессиональных спортивных клубов;
- разработать требования и рекомендации к информационной системе спортивной организации, учитывая уникальность и сложность деятельности организации, вид спорта, масштаб мероприятия, а также те цели, достижения которых ставятся конкретной спортивной организацией.
Объектом исследования является спортивная организация, включающая свои маркетинговые управленческие процессы, которые отражены в информационной системе организации.
Предмет исследования — информационная система организации, направленная на совершенствование маркетинговых управленческих процессов, повышающая эффективность работы организации, предоставляющая информационную поддержку принятия управленческих решений.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретическо-методическую основу исследования составляют научные, методические, практические и учебные работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, затрагивающих проблемы создания, внедрения и развития информационных систем, способных помочь в реальном бизнесе, и методы их решения, направленные на совершенствование таких систем в условиях реальной конкуренции и глобализации мировых и национальных рынков. Были использованы монографии и статьи, посвященные проблемам развития интернет-технологий, инновационного развития на микро- и макроуровне, вопросам маркетингового управления и принятия решений, корпоративного управления. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, социологические и статистические
методики, методы аналогий, системного анализа, объектноориентированного анализа и моделирования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- концептуально уточнено понятие «маркетинговая информационная система спортивной организации», выявлена её специфика в отношении профессиональных спортивных клубов;
- определены и классифицированы критерии информационной системы, необходимые и достаточные для повышения эффективности управления спортивной организацией в области маркетинга;
- разработаны новые подходы в работе с целевой аудиторией спортивного клуба (посетителями и фанатами спортивного клуба), с потенциальными спонсорами и конкурентами при помощи интегрированного функционала информационной системы.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведённая в диссертации работа по сравнению и анализу информационных систем спортивных организаций позволила разработать рекомендации, которые могут служить основой как для создания новой информационной системы или изменения уже существующей, так и для дальнейших исследований в области информационных технологий, корпоративного менеджмента и онлайн-коммерции.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как методическая и учебная литература при изучении дисциплин «Спортивный менеджмент», «Информационные технологии в спорте», «Маркетинговые исследования и информационные системы» и др. Разработанные средства обладают гибкостью и адаптивностью, что обеспечивает возможность их использования при проектировании информационных систем для широкого класса управленческих организаций.
В процессе работы над диссертационным исследованием был проведен сравнительный анализ информационных систем спортивных организаций разных масштабов и разных видов спортивной деятельности, а также на его основе разработаны требования и рекомендации к информационным системам, соблюдение которых повысит эффективность управления организацией и окажет поддержку принятия стратегических решений в области маркетинга и онлайн-коммерции.
В процессе решения поставленных в работе задач, формулирующих элементы новизны, было концептуально уточнено понятие маркетинговой информационной системы спортивной организации - это совокупность людей, технических средств и оборудования, программного и методического обеспечения, объединенных в единое целое, позволяющее собирать, анализировать и обрабатывать информацию в целях ее дальнейшего использования при обосновании, принятии и оценке маркетинговых решений в индустрии спорта.
В результате проведенного исследования было выявлено, что создание и внедрение информационной системы спортивной организации, а также набор её функциональных возможностей зависит от ряда условий и факторов - масштаб спортивной организации, вид спорта (личный или командный), наличие и количество болельщиков, необходимость работы с партнерами и спонсорами, уровень конкурентоспособности, требования к упрощению или оптимизации внутренних бизнес-процессов организации. Была выявлена специфика информационных систем в отношении профессиональных спортивных клубов.
В рамках диссертационной работы были рассмотрены современные развивающиеся подходы в работе с целевой аудиторией спортивного клуба (посетителями и фанатами спортивного клуба) для сбора и анализа информации и для ведения коммерческой деятельности, а именно регистрация пользователей, механизм предоставления членства в спортивном клубе, способы ведение билетного бизнеса, предоставление подписок и коммерческой передачи информационных ресурсов, реализация интернет-магазина спортивных товаров и атрибутики, продажа онлайн- трансляций. Были предложены функциональности информационной системы, позволяющие повысить эффективность по работе с рекламной деятельностью, работе с партнерами и спонсорами, а также работе по повышению конкурентоспособности спортивной организации. Дополнительно были проведены маркетинговые исследования рынка в индустрии спорта, поиски дополнительных источников информации о спортивном рынке с целью получения новой достоверной и полной информации о всех интересующих участниках и явлениях.
Полученные результаты и выводы могут быть использованы в качестве рекомендательных положений для разработки новой или выбора готовой маркетинговой информационной системы спортивной организации, с целью совершенствования управления спортивной организацией, а также повышения эффективной поддержки принятия решений.
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.06.201).
Монографии, диссертации
3. Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 356 с.
4. Алешин В.В., Кузьмичева Е.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: Методическое пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 240 с.
5. Бондаренко М.П., Лях М.П. Совершенствование процесса организации деятельности физкультурно-оздоровительных клубов: монография. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 287 с.
6. Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Терехов А.В., Чернышев В.Н. Информационные системы. - Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 321 с.
7. Вакалов Л. Г., Гетман Е. П. Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное пособие. - Краснодар: КГАФК, 2013. - 241 с.
8. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 185 с.
9. Гаврилов О.А. Основы правовой информатики: учебное пособие. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2008. - 174 с.
10. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 360 с.
11. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2009. - 250 с.
12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: «Финпресс», 2012. - 182 с.
13. Гришина В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Дашков и К, 2010. - 311 с.
14. Джон Бич, Саймон Чедвик Маркетинг спорта. - М.: Альпина паблишерз, 2010. - 708 с.
15. Золотов М.И., Кутепов М.Е, Кузин В.В. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 312 с.
16. Зотов В.В., Маслов Ю.Н., Пядочкин А.Е. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. - М.: Высшая школа, 2009. - 244 с.
17. Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. - Информационные системы: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011. - 268 с.
18. Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии, НИУ ВШЭ, 2011. - 235 с.
19. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА» , 2014. - 230 с.
20. Крупский А.Ю., Феоктистова Л.А. Информационный менеджмент: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 312 с.
21. Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. М.: Москва, 2009. - 185 с.
22. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2009. - 214 с.
23. Малхорта М., Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2010. - 617 с.
24. Маннинг К., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск. - М.: Вильямс, 2011. - 216 с.
25. Матяш С.А. Информационные технологии управления. - М.: Берлин, 2014. - 222 с.
26. Мокров А.В., Масленников С.В. Развитие корпоративных маркетинговых информационных систем. - М.: "Market", 2012. - 243 с.
27. Орел А.А., Ромакина О.М. Информационные системы. - Саратов: Саратов. гос. ун-т, 2014. - 211 с.
28. Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций: Учебное пособие. - М: Физкультура и спорт, 2006. - 434 с. - 185 с.
29. Персианов В.В., Логвинова Е.И. Информационные системы. - М.: Берлин, 2016. - 352 с.
30. Полынская Г. А. Информационные системы маркетинга. - М.: Юрайт, 2014. - 308 с.
31. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 228 с.
32. Раков В.И. Системный анализ. - М.: Академия Естествознания, 2012. - 301 с.
33. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие. - М. : Эксмо, 2009. - 241 с.
34. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2005. - 276 с.
35. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта:
Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2012. - 314 с.
36. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2009. - 187 с.
37. Суркова Е. В. Основы маркетинга: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 246 с.
38. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 399 с.
39. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практическое пособие. - М.: Юристъ, 2011. - 246 с.
40. Томашевский О.М. Информационные технологии и моделирование бизнес-процессов. - М.: Высшая школа, 2010. - 320 с.
41. Новикова Г.М., Корпоративные информационные системы - М.: РУДН, 2010. - 341 с.
42. Ракитина Е.А., Пархоменко В.Л. Информатика и информационные системы в экономике: учебное пособие. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та,
2008. - 214 с.
43. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. - М.: Форум, Инфра-М, 2010. - 414 с.
44. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2009. - 301 с.
45. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Инфра, 2012. - 240 с.
46. Филип Котлер, Джон Боуэн. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 448 с.
47. Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и
направления регулирования: Монография. - СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2006. - 200 с.
48. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2010. - 621 с.
49. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
50. Юрченко Т. В. Информационные системы в экономике и управлении: учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 197 с.
Статьи и материалы периодической печати
51. Арлазаров В.Л., Журавлев Ю.И., Ларичев О.И Теория и методы создания интеллектуальных компьютерных систем // Информационные технологии и вычислительные системы. 2008. № 1. С. 13.
52. Башминов А.В. Построение информационной системы принятия управленческих решений в спортивных организациях // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 30. С. 43.
53. Борщенко А. С. Стратегическая роль информационных систем в управлении // Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук. 2012. № 4. С. 153.
54. Волкова В. Н., Голуб Ю. А. Информационная система: к вопросу определения понятия // Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук. 2009. № 5. С. 112.
55. Косогорцев В. И. Подходы к классификации услуг физкультурноспортивных организаций // Российское предпринимательство. 2016. № 4. С. 573.
56. Литвин A.B. Экономика спорта: теоретический аспект // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 16.
57. Пудовкина О.В., Ашмарина С.И. Развитие маркетинговой информационной системы промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 79. С. 47.
58. Скворцова Е.В. Качественные исследования в маркетинге, или прямой способ добычи первичной информации // Маркетинг: идеи и технологии (Производственно-практический журнал). 2012. № 8. С. 32.
59. Уколова А.Б. Интеллектуальные информационные технологии управления социально-экономическими объектами // Применение информационных технологий в социально-экономической сфере. 2011. № 5.
С. 43
Электронные ресурсы
60. Академия словарей и энциклопедий, 2016. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/101791 (дата обращения 20.06.2016)/
61. Национальный открытый университет "ИНТУИТ". Системы управления ресурсами предприятия. URL:
http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14235, свободный. (дата обращения 20.06.2016)