Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения операций с ценными бумагами 8
1.1. Налоговое регулирование на рынке ценных бумаг 8
1.2. Классификация ценных бумаг для целей налогообложения 19
1.3 Анализ зарубежного опыта налогообложения операций с ценными бумагами. 31
2. Анализ налогообложения доходов от операций на рынке ценных бумаг. 44
2.1. Налогообложение дивидендных доходов 44
2.2. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами 56
2.3 Проблемы системы налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации 71
3. Пути совершенствования налогообложения участников рынка ценных бумаг. 80
3.1. Режим налогообложения операций с финансовыми инструментами
срочных сделок. 80
3.2. Режим налогообложения операций РЕПО с цепными бумагами. 92
Заключение 100
Список использованных источников 107
Приложения
Актуальность темы исследования. Анализ современной налоговой системы России приводит к выводу, что приоритетной целью законодателя при установлении налогов являлось и до сих пор является достижение прямого фискального эффекта. Преобладание фискальной направленности в налогообложении было обусловлено тем, что создание налоговой системы Российской Федерации и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, когда главной задачей неизбежно становилось максимально возможное сокращение дефицита бюджета страны.
Однако очевидное в последние годы преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования. Вместе с тем, нельзя не констатировать, что до сих пор теоретические исследования и практические разработки по налоговому регулированию, в том числе и налогового регулирования рынка ценных бумаг, остаются на периферии научных разработок.
Очевидной тенденцией развития современного рынка - его детальная сегментация. При этом одним из системообразующих сегментов финансового сектора рыночной экономики становится рынок ценных бумаг. На этом сегменте выполняются ключевые экономические задачи, как на макроуровне (эффективное перераспределение финансовых ресурсов между всеми хозяйствующими субъектами, включая государство), так и на микроуровне (построение финансовых потоков предприятия, наилучшим образом обслуживающих и развивающих его деятельность). Отечественный рынок ценных бумаг прошел несколько этапов развития и продолжает эволюционировать в соответствии с потребностями экономики. Настоящий этап его развития характеризуется тем, что сформирована инфраструктура и нормативная база рынка. Все большее значение приобретают косвенные, экономические рычаги воздействия государства на развитие рынка ценных бумаг, в том числе инструменты налогового регулирования.
Проблемам налогообложения операций, совершаемых на рынке ценных бумаг, посвящены многочисленные исследования, однако в большинстве случаев они содержат анализ нормативных и инструктивных документов, но не рассматривают сам механизм воздействия налогообложения на развитие рынка и поведение его участников. Построение системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами без учета особенностей отдельных видов операций не позволяет государству с помощью налогов осуществлять целенаправленное и предсказуемое воздействие на поведение инвесторов и эмитентов. Кроме того, в современных научных исследованиях нет единства в понимании экономической природы самого понятия налогового регулирования и механизма его реализации в рассматриваемом сегменте хозяйственных отношений.
В настоящее время можно выделить ряд операций с ценными бумагами, развитие которых требует разработки особого порядка их налогообложения. Речь идет, прежде всего, об операциях, которые позволяют участникам активных рынков, в том числе государству, эффективнее управлять финансовыми потоками и регулировать ликвидность: операции РЕПО, операции с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги, операции по предоставлению ценных бумаг в заем, обращение облигаций с частичным погашением основного долга. Использованию этих операций участниками рынка на постоянной основе препятствует, в частности, отсутствие отдельного порядка налогообложения, который отвечал бы их экономическому содержанию.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов налогового регулирования применительно к операциям на рынке ценных бумаг обусловливает актуальность темы исследования, предопределяет его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью работы является обоснование необходимости и возможности применения инструментов налогового регулирования для обеспечения эффективного функционирования рынка ценных бумаг и разработка практических направлений его использования для создания благоприятных условий, способствующих развитию операций с ценными бумагами, востребованных национальной финансовой системой.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить состав инструментов механизма налогового регулирования рынка ценных бумаг и их эффективность;
2) определить объект и предмет воздействия налогового регулирования на рынке ценных бумаг;
3) Проанализировать сегментацию ценных бумаг для целей налогообложения;
4) Определить механизмы налогообложения операций с ценными бумагами;
5) Рассмотреть зарубежный опыт налогообложения операций с ценными бумагами;
6) разработать предложения по созданию механизма налогообложения операций новых для российского рынка ценных бумаг: операций РЕПО, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги и др.
Объектом исследования является подсистема налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации.
В качестве предмета исследования взят механизм налогообложения доходов по отдельным операциям с ценными бумагами, естественное развитие которых нуждается в налоговом регулировании.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили труды классиков экономической науки: А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Кенэ, Дж. Кейнса, Ж.. Бодена, Ж.Б. Сэя, Н.И. Тургенева, М.И. Боголепова.
В ходе работы были изучены исследования современных специалистов: Борисова А.Н., Гончаренко Л.И., Караваевой И.В., Макарьевой В.И., Милякова Н.В., Миркина Я.М., Рабиновича А.М., Рябовой Р.Г., Кашина В.А., Мурзина В.Е. и др.
Методологической основой диссертационной работы явились принципы диалектической логики, исторического и системного анализа и синтеза. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировок, сравнений, оценок.
При подготовке использована действующая нормативно-правовая база по налогообложению, бухгалтерскому учету, регулированию рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
Основные положения работы проиллюстрированы расчетами, информационной базой которых послужили открытые статистические данные Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, Федеральной служба по финансовым рынкам, Банка России, а также статистические данные профессиональных участников рынка ценных бумаг - организаторов торговли и депозитариев (ММВБ, РТС, МФБ, НДЦ, ДКК).
Научная новизна состоит в следующем:
7) дано авторское представление о принципах сегментации рынка ценных бумаг с целью определения места каждого из сегментов с точки зрения налоговых последствий работы на них;
8) определена система признаков, позволяющих отслеживать появление новых видов операций и финансовых инструментов на рынке ценных бумаг с целью своевременной разработки механизма налогообложения доходов по этим операциям;
9) предложены способы избежания двойного налогообложения доходов от операций с ценными бумагами;
10) предложены способы налогообложения операций РЕПО, а также операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги отличные от общего порядка налогообложения операций с ценными бумагами.
По результатам исследований в работе сформулированы следующие выводы. Налогообложение операций на фондовом рынке России, как и в других странах, в большой степени зависит от статуса налогоплательщика: является ли он юридическим, физическим лицом, резидентом или нерезидентом. Имеется существенная специфика формирования налоговой базы налога на прибыль организаций различных видов финансовых посредников - коммерческих банков, страховых организаций, Центрального банка.
Источниками доходов на фондовом рынке являются следующие виды деятельности: дилерская, брокерская, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая, депозитарная деятельность, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг. Доходы от операций с ценными бумагами, формирующие налоговую базу налога на прибыль организаций по их экономическому содержание делятся на три группы (потока): это, во-первых, доходы от владения ценными бумагами (начисляемый доход), во-вторых, доходы от операций с ценными бумагами (дифференцированный доход), в- третьих, доходы от посреднической деятельности.
Налогообложение доходов юридических лиц от операций на фондовом рынке в Российской Федерации осуществляется в рамках общего налогообложения прибыли организаций.
Действующий порядок налогообложения доходов юридических лиц от операций на фондовом рынке недостаточно четко определяет процедуру определения цены реализации для ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, которая должна осуществляться на основе информации о рыночных ценах аналогичных ценных бумаг.
Современный порядок налогообложения доходов юридических лиц от операций на фондовом рынке в целом позволяет обеспечить достаточно справедливое налогообложение, но требует совершенствования, прежде всего с точки сближения правил налогового и финансового бухгалтерского учета, а также отдельных процедур, связанных с налоговым учетом операций с ценными бумагами.
Налогообложение юридических лиц по операциям на фондовом рынке может оказывать заметное влияние на развитие экономики страны по следующим направлениям: во-первых, это формирование параметров рынка ценных бумаг; во-вторых, это налоговое поведение инвесторов (получателей доходов), что, в свою очередь, обусловливает собираемость налогов и формирование доходов бюджета.
При исследовании влияния налогообложения на формирование спроса на ценные бумаги следует учитывать общее единство финансовых рынков, свободный перелив капиталов между его сегментами. Выбирая способ размещения временно свободных средств, потенциальный инвестор сравнивает с точки зрения соотношения уровня доходности, риска, налогообложения в первую очередь, банковские вклады и общие условия инвестирования на фондовом рынке, а уж потом, если он предпочел фондовый рынок, делает выбор среди предлагаемых ценных бумаг.
Эффективное совершенствование налогообложения юридических лиц по операциям на фондовом рынке возможно только на основе обобщения существующего российского и зарубежного опыта в этой области. За рубежом применяется широкий спектр налоговых льгот, схем налогообложения доходов по ценным бумагам, которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для развития фондового рынка, привлечения внутренних и иностранных инвесторов.
Представляется необходимым выделить проблему налогового стимулирования инвестиций в ценные бумаги в отдельный подраздел государственной программы развития финансового рынка. Это позволит, с одной стороны, увидеть проблему налогового стимулирования инвестиций в ценные бумаги в контексте общих проблем развития экономики и финансового рынка в целом. С другой стороны, такой подход позволит сосредоточить внимание на конкретных механизмах налогового стимулирования и определить их специфику на различных сегментах финансового рынка, в частности на рынках долевых и долговых ценных бумаг.
Система мероприятий по налоговому стимулированию инвестиций в ценные бумаги должна учитывать положительный зарубежный опыт и строиться на следующих принципах:
1) приоритет целей налогового стимулирования спроса и предложения ценных бумаг над фискальными целями;
2) приоритетное налоговое стимулирование инвестиций неспекулятивного характера - льготное налогообложение, а в некоторых случаях и полное освобождение от налогов инвестиций в уставные капиталы, доходов в виде процентов и дивидендов;
3) консолидация усилий всех заинтересованных участников фондового рынка - государственных органов, саморегулируемых организаций, использование научных разработок; увязка мероприятий по совершенствованию налогообложения на фондовом рынке с пенсионной реформой, что позволит стимулировать новые механизмы коллективного инвестирования;
4) создание налоговых условий для усиления регулирующего воздействия государства на экономику посредством дифференциации налогообложения ценных бумаг эмитентов из отраслей, имеющих приоритетное значение для развития экономики страны;
5) создание привлекательных налоговых условий для иностранных инвесторов.
Совершенствование налогообложения по операциям на фондовом рынке на основе предложенных нами принципов позволит достигнуть главной цели - повышения роли рынка ценных бумаг в финансировании деятельности предприятий реального сектора экономики, что, несомненно, будет содействовать ее развитию.
По нашему мнению, при разработке критериев квалификации срочных сделок, которые закрепляются в учетной политике, целесообразно руководствоваться: (1) типом базисного актива (реальный товар, работа, услуга), (2) сроком исполнения сделки (менее или более 2 дней). При этом очевидно, что момент квалификации срочной сделки налогоплательщиком может не совпадать с датой заключения; последний день для квалификации - это конец отчетного периода, по итогам которого налогоплательщик обязан определить налоговую базу, для чего окончательно выбрать режим налогообложения.
Все заключаемые ФИССы могут использоваться для целей хеджирования, то есть псевдострахования от предпринимательских рисков. Причем для хеджирования может быть использован ФИСС, как обращающийся, так и не обращающийся на рынке. Снизить размер возможных убытков или компенсировать недополученную прибыль возможно лишь при наличии возможности ее реального получения. На наш взгляд, это может считаться одним из основных критериев для отделения спекулятивных сделок от операций хеджирования, которые очень похожи между собой. Например, при определении доходов и расходов, связанных с производством и реализацией по методу начисления: получение доходов, осуществление расходов (платежи за сырье, в погашение полученных долговых обязательств) в иностранной для налогоплательщика валюте - убытки могут возникнуть при уменьшении прибыли в рублевом эквиваленте из-за изменения курсов валют. Кредитная организация может понести аналогичные убытки при наличии у нее открытой позиции по какому-либо активу, обязательству. Спекулятивные сделки отличаются тем, что убытки по ним возникают реальные из-за наличия закрытой позиции в момент заключения ФИССа.
Известно, что при установлении цены для целей налогообложении операций с ФИССами, не обращающимися на ОРЦБ, следует ориентироваться на аналогичные (однородные) Фисы. Однако, как и в отношении ценных бумаг (ст.280 НК РФ), конкретных критериев определения аналогичного (однородного) ФИССа в ст. 305 не приведено. При этом, по нашему мнению, представляет определенные трудности использование для налогообложения п. 1.2.6 Положения ЦБР от 24.09.1999 № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков», в соответствии с кото -рым под однородными Фисами понимаются такие инструменты, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям: выпущены одним эмитентом; имеют одинаковую рыночную стоимость; имеют одинаковую текущую доходность, то есть такую доходность, уровень которой на отчетную дату различается не более чем на 10 базисных пунктов; имеют одинаковую срочность (для инструментов, подверженных процентному риску).
Данная трудность заключается не столько в том, что проблематично найти финансовый инструмент срочных сделок, выпущенный тем же эмитентом, сколько в том, что рыночная стоимость, а также текущая доходность, необходимые для сравнения, являются одним из критериев определения однородности указанных финансовых инструментов срочных сделок.
По нашему мнению, при определении аналогичного финансового инструмента срочных сделок должна учитываться идентичность базисного актива, сроков исполнения финансового инструмента срочных сделок (например, одинаковый минимальный отчетный период - месяц), условий поставки базисного актива, объема поставки, поставщиков. В зависимости от того, на каком рынке происходит обращение финансовых инструментов срочных сделок, а также в зависимости от базисного актива в качестве процентной ставки могут быть использованы ставки ЦБ РФ, LIBOR, FIBOR, MIACR и т.д. с поправкой в случае необходимости на кросс -курсы ЦБР.
Порядок определения однородности ФИССов целесообразно изложить в учетной политике для целей налогообложения.
Доходы по операциям РЕПО следует облагать по итогам обеих частей сделки (что отражает экономическое содержание данного вида операций как операций по привлечению/предоставлению активов на срок). Это нашло отражение в нормах ст. 282 НК РФ. Вместе с тем, законодательно установленный в настоящее время порядок обложения доходов по операциям РЕПО не учитывает все особенности данного вида операции. В этой связи предлагается:
1) включать выплату эмитентом купона владельцу облигации в период между исполнением первой и второй частей операции РЕПО в налоговую базу одного из контрагентов по этой сделке в зависимости от того, кто является конечным получателем купонного дохода в соответствии с соглашением между контрагентами;
2) при неблагоприятном изменении рыночных цен на ценные бумаги формирование налоговой базы должно осуществляться без учета дополнительного обеспечения исполнения второй части сделки, которое передается контрагентами друг другу (как в форме денежных средств, так и в форме ценных бумаг);
3) для целей налогообложения рассматривать уплату заемщиком кредитору денежных средств в виде процентов за пользование привлеченными ресурсами в период между исполнением первой и второй частей операции как доходы кредитора и расходы должника.
1. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.
2. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.00 г.№ 117-ФЗ.
3. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (действующая редакция, 2016)
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918
5. Приказ ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-66/пз-н «Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 1 дек.
6. Комментарий к Федеральному закону от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении измене-ний в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (комментарий к изменениям, внесенным в статью 282 главы 25 НК РФ (особенности определения налоговой базы по сделкам РЕПО с ценными бумагами)) // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2005, № 11
7. <Информационное письмо> Минфина России "Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 01.01.2013"
8. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.
9. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2006. С. 151.
10. А. Смит. Исследование о природе и причине богатства народов. М., 1962. С. 617.
11. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учеб. пособие по специальному курсу: В 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 128.
12. Буренин А.Н. Управление портфелем ценных бумаг - М., НТО им. акад. С. И.Вавилова
14. Волошин Д.А. Все новое о налоге на прибыль. - М.: Главбух, 2006
15. Габов А.В. Ценные бумаги. Вопросы теории и правового регулирования рынка. М., 2011. С. 290-311.
16. Даниэл Митчел. Конкуренция налоговых законодательств и
налоговой реформы: налоговая реформа должна способствовать экономическому росту // 2011
17. Дернберг, Р.Л. Международное налогообложение; М.: Юнити, - 2011. - 375 с.
18. Иванов А.П., Бунина Е.М. Налогообложение доходов и операций с корпоративными облигациями // Финансы, № 11, 2004
19. Клык Н.Л. Ценные бумаги как результат эволюции имущественных прав. 2014.
20. Лалаев Г.Г. Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сде-лок // Финансы, 2006, № 7
21. Мурзин В.Е., Романова М.В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): Ежегодный справочник-альманах. Часть I. Налогообложение. М.: Регламент, 2006
22. Мурынов А. А. Налогообложение операций с государственными и муниципальными бумагами: мировой опыт и возможные направления совершенствования в России. - М.:ПАИМС, 2001. С. 9.
23. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2014. - 503 с.;
24. Определение рыночной цены для целей налогообложения. Практическое пособие. - М.: Эксмо, - 2006.
25. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. 2013, Ч. 3. С. 538.
26. Погребс А. Учет и налогообложение операций по выплате дивидендов // Бухгалтер-ское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2006, № 13
27. Семенова М. Налогообложение доходов по ценным бумагам. Обзор изменений с 1 января 2014 г.//Рынок ценных бумаг. - 2014. - №1. - С. 21-26;
28. Сердинов Э.М. Международная налоговая конкуренция и планирование налогов // Банковское дело М
29. Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998. С. 110.
30. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. - М.: Экономистъ, -
2006.
31. Соколова И.Н. Обязанности налогового агента по налогу на прибыль // Налоговое планирование, 2005, № 4
32. Суханов Е.А. Вещные права и права на нематериальные объекты // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. № 7. С. 24.
33. Танимов О.В. Юридическое лицо - классическая фикция в праве // Юридический мир. 2013. № 5. С. 45П47.
34. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд. М.,2011. С. 300.
35. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). 1994. С. 241.
36. Налогообложение доходов от сделок с ценными бумагами
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ec-
gro up. ru/pres s/pres s/detail.php ?ID= 1784;
37. Strnad, J. Taxing new financial products: a conceptual framework.- Stanford law rev. Vol. 46, № 3. Stanford, 1994. P. 570.
38. European Parliament, «Personal and company taxation» Fact Sheet no. 3.4.8, October 19, 2000.., 2004. №4. С. 25.
39. Kristin J. Forbes. Comment on «Securities Transaction Taxes and Financial Markets» // IMF Staff Papers. Vol. 50. Special issue. 2003.
40. Securities Transaction Taxes and Financial Markets .Karl Habermeier and Andrei Kirilenko // IMF Working Paper, WP/01/51. 2001. P. 3.
41. Securities Transaction Taxes and Financial Markets .Karl Habermeier and Andrei Kirilenko // IMF Working Paper, WP/01/51. 2001. P. 27.
42. Сайт Министерства финансов Японии.
www. mof. go. jp/english/ze i/report/zc 001 a. htm
43. Dether J., John C. The taxation of capital income in Hungry from the perspective of European integration. World Bank, 1998.p.2.
44. Chris Edwards. Dividend Tax Relief: Long Overdue/ FoxNews.com. 08.01.2003; Ashta, Arvind. Double Taxation Avoidence: International and Dividends. - Burgundy School of Business, 2007; Steven A.Bank. The Story of Double Taxation: A Clash Over the Control of Corporate Earnings. - Business Tax Stories, Foundation Press, 2005.
45. Сборы за операции с ценными бумагами отменят [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/news/132887;
46. Dividend Taxation: Nearly All Major Nations Relieve Double Taxation // Statement of Chris Edward, Direstor of Fiscal Policy,Cato Institute. - 21.01.2003.
47. Официальный сайт NYSE. http ://www. nyse.com/
48. Официальный сайт LSE. www.londonstockexchange.com
49. Официальный сайт DB http://deutsche-boerse.com
50. http ://www. adr.com
51. http ://www. adrbny.com
52. http://www.bankofny.com/adr
53. http://www.rbc.ru
54. http ://invest-news. ru
55. http ://www. finansmag. ru
56. http://www.russianipo.com
57. http ://www. finmarket. ru