Введение 3
Глава I. Семейные факторы как показатель возникновения отклоняющегося поведения у подростков 7
1.1. Роль семейных взаимоотношений в развитии ребенка 7
1.2. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением 17
1.3. Проявление отклоняющихся форм поведения в подростковом возрасте.. ..30
Выводы по главе 1 43
Глава II. Экспериментальное исследование влияния семейного взаимодействия на возникновение отклоняющегося поведения у подростков 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Изучение отклоняющегося поведения у подростков 46
2.3. Изучение семейного взаимодействия у детей с отклоняющимся поведением 50
2.4. Влияние семейных факторов в формировании отклоняющегося поведения у подростков 64
Выводы по главе II 71
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения
Актуальность исследования: За последнее время идет резкое увеличение числа подростков с отклоняющимся поведением. Отсюда возрастает интерес и к семьям, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением. В семьях, воспитывающих таких детей, на семью ложится огромная обязанность в плане социализации и адаптации подростка к обществу. От сложившегося психологического микроклимата в семье и правильно выстроенных взаимоотношений между членами семьи зависит насколько благополучно будет складываться эмоциональное развитие ребенка. Важное значение в данном случае приобретают типы и стили семейных взаимодействий. Семья, неспособная грамотно выстроить внутрисемейные отношения, может привести к большим проблемам в психическом развитии ребенка, а также сказаться на успешной социализации в обществе.
Проблеме взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок» в последнее время отводится большое значение. Свой вклад в исследование этой проблемы внесли В.В.Шипицина, А.Г.Ковалев,[13], Ю.И.Эйдемиллер[61], Ю.Б., Е.О.Смирнова, А.С. Спиваковская [57], Ю.Г.Гиппенрейтер[16].
Семья играет значимую и первостепенную роль в жизни ребенка. Институт семьи способен воздействовать на развитие ребенка как с положительной, так и с отрицательной стороны. Именно в семье закладывается личность ребенка. В семье ребенок учиться образцам поведения, манере общения, перенимая все это от членов семьи. Но и родители в свою очередь должны осознавать, что становление личности ребенка во многом зависит от семьи и от взаимоотношений в семье. Поэтому члены семьи должны со всей серьезностью и ответственностью относиться к воспитанию ребенка в семье, контролировать взаимоотношения внутри семьи и другими членами общества. Все это даст возможность воспитать ребенка в наиболее благоприятных условиях, способствующих его гармоничному развитию.
Изучение детско-родительских отношений, установок, позиций, стилей, типов семейного взаимодействия, а также их влияние на дальнейшее развитие ребенка, в рамках нормального и отклоняющегося поведения у ребенка, широко представлены в работах Эйдемиллера Э.Г.[61]; Сагатовской Л.Г.[53]; Юстицкис В.В., 1999 [61]; Мамайчук И.,2000 [36].
В отечественной и зарубежной психологии исследование детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением, отражены в работах Дж.Боулби, Ю.И.Юрички, С.А.. Беличевой, М.Земек.
От сложившихся взаимоотношений в семье, стилей общения зависит эмоциональное развитие ребенка, проявление агрессивности, тревожности, отклоняющегося поведения. От правильно выбранных воспитательных позиций зависит развитие личности ребенка. Ребенок, который воспитывается в адекватно выстроенных взаимоотношения в семье будет более успешен и инициативен, это поспособствует развитию у него творчества и даст потенциал. При неадекватно выбранных позициях в воспитании ребенка, у него может возникнуть агрессивность, сформироваться отклоняющееся поведение. Некоторые родительские позиции, например, как предъявление чрезмерных требований зачастую приводят к снижению самооценки ребенка и он не верит в себя и в свои возможности, возникает неуверенность в себе и чувство робости.
К сожалению, в настоящее время психологи и педагоги не уделяют особого внимания на имеющие отклонения в детско-родительских отношениях, нарушения в которых в дальнейшим сказывается на развитии ребенка и приводит к отклонениям в поведении.
Изучение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением является значимым как в теоретическом, так и в практическом плане, так как на сегодняшний день данная тема является недостаточно разработанной.
Цель исследования: Изучение влияния типов семейного взаимодействия на формирование отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования: Детско-родительские отношения.
Предмет исследования: влияние семейного взаимодействия на формирование отклоняющегося поведения у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование отклоняющегося поведения у подростков зависит от таких типов взаимодействия в семье как гиперпротекция, неустойчивый стиль воспитания, отвержение.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:
1. Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детско-родительских отношений, подросткового возраста.
2. Подбор диагностического инструментария, позволяющего выявить склонность к отклоняющемуся поведению у подростков, а также особенности семейного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением;
3. Организация и проведение диагностического обследования отклоняющегося поведения подростков, а также особенностей детско-родительских отношений в их семьях;
4. Выявление влияния семейного взаимодействия на формирование отклоняющегося поведения у подростков.
Методологическая база исследования:
Исследования особенностей подросткового возраста С.Холл(психологические особенности подросткового возраста); Э.Шпангер (изучение подросткового возраста с точки зрения культурно-исторического контекста), Л.С. Выготского( концепция о развитии высших психических функций, научные позиции о закономерностях психического развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии. Учения о проблемах взаимоотношений детей и родителей, типов взаимодействия в семье (Ткачева В.В., Шипицина Л.М.,Левченко Ю.И.,Эйдемиллер Э.Г. Варга А.Я.).
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел),
3. Опросник Анализ семейных взаимоотношений (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис),
4. Тест-опросник родительского отношения ( А.Я. Варги, В.В. Столина).
База исследования:
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа № 7». Испытуемыми выступили 90 семей: 90 родителей и 90 детей, возраст которых составил 14-17 лет. Из них 42 мальчика 48 девочек.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для педагогического и психологического просвещения учителей, воспитателей и родителей детей с отклоняющемся поведением, а также для разработки рекомендаций по вопросам воспитания детей с отклоняющимся поведением и работой с их семьями.
Апробация работы: Результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в секции «Психология девиантного поведения» 2016 г.; на XI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 25 апреля 2017 г; Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Психология девиантного поведения» 2017 г.
Структура работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, включающего 75 источников. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 7 рисунками. Общий объем работы 80 страниц машинописного текста
В работе рассмотрена проблема влияния типа семейного взаимодействия на формирование отклоняющегося поведения у подростков. В результате работы над темой был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный в психологической, педагогической литературе. Изучались отечественные, зарубежные работы, посвященные проблемам детско-родительских отношений, типов взаимодействия в семье, стилям семейного воспитания, а также их влияния на формирование отклоняющихся форм поведения у подростков.
На сегодняшний день у разных авторов существуют свои классификации стилей и типов семейного воспитания и семейного взаимодействия.
Исследование детско-родительских отношений является крайне важными, так как от него зависит возможность благоприятного развития личности подростка. Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения внутри семьи имеют огромное значение для формирования его личности, становления психики. От выбранных позиций родителей зависит и поведение ребенка. От установленных взаимоотношений в семье зависит каким вырастит ребенок, как будет формироваться его личность. Подростковый возраст выступает переломным возрастом в жизни ребенка. В этот период происходит перелом, замена личностных качеств, появляются новообразования. Чувство взрослости у подростков часто становится причиной различных конфликтов. В подростковом возрасте важно усвоение социальных норм и отношений, овладение способами вхождения в социальную среду, происходит заострение имеющихся акцентуаций характера, что в последствии отражается на всех сферах жизнедеятельности личности, а именно на сфере межличностного взаимодействия, на системе ценностей и мотивов, идентичности, отношениях с родителями. Исходя из большого количества запретов и противоречий в подростковый возраст является фактором риска к возникновению отклоняющихся форм поведения. В подростковом возрасте большое распространение имеет агрессия, тревожность, низкий уровень эмпатии. На это
оказывает влияние целый ряд факторов, одним и важнейшим из которых выступает семья, ведь именно семья выполняет основную воспитательную функцию и первично социализирует ребенка.
Целью данной работы было изучить влияние типа взаимодействия в семье на формирование отклоняющегося поведения у подростков. Проведения анализ полученных результатов нами было выявлено:
• девочки более склонные к проявлению различных форм отклоняющегося поведения, в особенности агрессивному, деликвентному;
• в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением, встречаются такие нарушения процесса воспитания в семье, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, неустойчивый стиль воспитания, также родители предъявляют к ребенку минимальное количество требований и санкций, а также преобладает такой тип семейного взаимодействия, как “авторитарная гиперсоциализация”, “отвержение” и “симбиоз”;
• мы получили, что склонность к преодолению норм и правил в наибольшей степени встречается при таком типе взаимодействии в семье, как «отвержение,», «кооперация», «симбиоз», при неустойчивом стиле воспитания и гиперпротекции. Аддиктивное поведение было выявлено при таком типе взаимодействие в семье, как авторитарная гиперсоциализация и при таком патологическом типе воспитания как доминирующая гиперпротекция. Саморазрушающееся поведение у подростков в основном выявлено при таком типе взаимодействия, как «отвержение» и «симбиоз», предъявление к ребенку минимальность санкций и требований, неустойчивости стиля воспитания в семье; Нарушение волевого контроля эмоциональных состояний встречается почти при всех типах взаимодействия в семье «отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». Деликвентное поведение встречается в основном в семьях с гиперпротекцией, потворствующей протекцией и минимальными требованиями по отношению к подросткам. Все это в свою очередь отрицательно сказывается на развитии ребенка, становлении его личности.
В процессе выполнения работы были выполнены цели и задачи исследования. В целом, по результатам проведения исследования, мы сделали вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза о том, что формирование отклоняющегося поведения у подростков зависит от таких типов взаимодействия в семье как гиперпротекция, неустойчивый стиль воспитания, взаимодействие по типе «отвержение» подтвердилась. Структура работы подчинена логике исследования, что позволило решить все поставленные задачи.
Таким образом, данные результаты дают основание для разработки коррекционной программы для семей, воспитывающих детей с отклоняющимся поведением по нормализации и оптимизации внутрисемейных отношений, разработки программ по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2009. - 374 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основания семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высш. Учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зыряноваи др.: Под ред. Е.Г. Силяевой .-3-е изд.,- М.: Издательский центр «Академия»,2005.-192 с.
4. Артемьева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей :Учебное пособие/Т.В. Артемьева- - Казань, 2011.-315 с.
5. Асанова Н.К. Жесткое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты. / Н.К. Асанова. - М.: Владос, 1997. - 512 с.
6. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Д. Байярд . - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 181-120 с.
8. Бернаус З.В. Опыт социально-педагогического исследования подростка- правонарушителя. Автореф.дис.. .канд.пед.наук. -М., 1972.
9. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М. Феникс, 1994. - С. 75-77.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И.Божович. - М., 1997. - 352с.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - С. 215 - 246.
12. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогики, 1972. - С. 259-350.
13. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дисс. канд. психологических наук / А. Я. Варга. — М., 1986. — 17 с.
14. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях
социальной регуляции поведения / Ю.А. Васильева. - М.:
Психологический журнал. - 1997. - Т.13. - № 2. - С. 58-78.
15. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т /Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1983. - 36 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю. Б. Гиппенрейтер-М.,, 1995.-76 с.
17. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева. - М.: Совершенство, 1997. - 254 с.
18. Долговых М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / М.П. Долговых; Тольятенск. гос. ун-т. - Тольятти, 2009. - 189 с.
19.Земска М. Семья и личность/ Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.- 178 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И.Я. Зимняя.
- Ростов н/Д.: "Феникс ", 1997. С. 92-135.
21.Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения/Е.Н.Зинченко. - М.: «Мир», 1993. - 231 с.
22. Илешева Р.Г. Нарушение поведения у детей и подростков / Р.Г. Илешева.
- Алма-ата: Наука, 1990. - С. 132-160.
23. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. С. 67-98.
24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М., 2001. - 160 с.
25. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клеберг. - М., 2004. С. 141-154.
26. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. С. 109-152.
27. Ковалев Г.А. Психология семейного воспитания/ Г.А.Ковалев.- Минск,
1980. -130с.
28. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников / Я.Л. Коломнинский. - Минск, 1972. - С. 215-218.
29. Кон И. С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - С. 152-212.
30. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. - С. 130-133.
31. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2009. - 232 с.
32. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. 992 с.
33. Кулагина И.Ю., Личность школьника Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. Заведений/ Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
35. Леви Л.В.Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок Издательский дом: Торобоан Год издания: 2006
36. Левченко И.Ю.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии./И.Ю.Левченко,В.В.Ткачева.-М.:Издательство «Просвещение»,2008.-240 с.
37. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.Ф.Лесгафт.
- М.: «Педагогика», 1991.-176 с.
38. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е.Личко.
- М.: 1983. - 382 с.
39. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Н. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 119-256 с.
40. Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С.Макаренко. - Л.: «Лениздат»,
1981. - 356 с.
41. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
42. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 432 с. 34.
43. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. Диагностико-коррекционный аспект/ В.М.Минияров. — М.: «Модэк», 2000.— 256 с.
44. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология
развития/В.С.Мухина,-М.:2006-608с.
45. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. Заведений/ Р.С.Немов.- М.: «Владос», 2000. - 420 с.
46. Палагина Н.Н .Психология развития и возрастная
психология/Н.Н.Плагина/.- М.:2005.-288с.
47. Поливанова И.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /И.Н. Поливанова // Вопросы психологии, 1996. - № 1. - 20-34 с. 37. Психологические особенности виктимной личности: Вопросы психологии.
- 2012. - №3. - 14-19 с.
48. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/А.М.Прихожан. — М.: «Модэк», 2000. — 304 с.
49. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.
50. Птичкина Е. Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Дисс... канд. психол. н. - М.: 2001. - 119 с.
51. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
52. Рокицкий М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. №1. - 18-19 с.
53. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива/ Л.Г.Сагатовская. -Томск.: «Университет», 1971. —64 с.
54. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжк . — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
55. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000. 416 с.
56. Соколова В.В. Влияние семейного воспитания на формирование
девиантного поведения/ В.В.Соколова. Вестник Челябинского
государственного университета. Образование и здравоохранение. 2015. №
1. С. 102-105. УДК 373 ББК 74.2
57. Спиваковская A.C. Как быть родителями/ A.C. Спиваковская- М.: Педагогика, 1986. - 154 с.
58. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей/ С.С. Степанов. - М.: «Академия», 1996. - 123 с.
59. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности/ В.Я. Титаренко. — М.: «Мысль»,1987-352 с.
60.Чарова О.Б. Коррекция внутрисемейных отношений - важнейший фактор развития и формирования личности ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 1997.
61.Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи/ Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд.- Спб.: «Питер»,2008. - 672 с.
62.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии, 1971. - №4. 64. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996. - 344 с. 65. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева - СПб, 1996.
63. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь/ В.В.Юрчук. - М.:
«Просвещение», 1996. - 277 с.
64. Carlson А “How Parents Influence Deviant Behavior among Adolescents: An Analysis of their Family Life, their Community, and their Peers/ ACarison . 2000
65. Ackerman N.W. The Psychodynamics' of Family Life. N.Y.: Basic Books, 1958.
66. Barcai A. Normative Family Development. // Journal of marriage and the family Therapies. 1981. Vol 7 - #3 - p 353-360
67. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Develop. Psychol. Monoyr. 1971. -4 /1/ -pt 2-p.1-103.
68. Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development / D. Baumrind // Lerner P.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. Encyclopedia of adolescence. Vol.
2. - N.Y., 1991. - P.746-758.
69. Becker N. Consequences of different kinds of parental discipline // Review of Child Development Riseach. N.Y.: 1964. Vol -1 - p 169-200.
70. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental Punishment for aggression and child aggression // Child Development. 1963.
71. Kazdin A.E. Conduct disorders in childhood and adolescence. London: Sage. 1995.
72. Maccoby, E.E. Social Development. Psychological groups and parent-child relationship / E.E. Maccoby. N.Y.: Harcourt B.J., 1980. - 436 p.
73. Nilzon, K.R. The influence of familiar factors on anxiety and depression in childhood and early adolescence / K.R. Nilzon, K. Palmerus // Adolescence Winter' 97. Vol.32. -Issue 128. - p. 935.
74. Piaget J., Inhelder B. The psyhology of the child. London. 1971.
75. Poss M., Clayer J., Campbell R. Parental rearing patterns and suicidal thoughts // Acta, Psychiatr. Scand N 67 - 1983. - p. 429 - 433