Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности стратегического развития молокоперерабатывающего предприятия

Работа №51891

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретико-методические основы стратегического развития 8
молокоперерабатывающего предприятия
1.1. Содержание стратегического развития молокоперерабатывающего 8
предприятия
1.2. Основные подходы к разработке стратегии молокоперерабатывающего 17 предприятия
1.3. Особенности стратегического развития молокоперерабатывающего 27
предприятия
2. Анализ стратегического развития молочно-перерабатывающей отрасли в 34 России и в Республике Татарстан
2.1. Зарубежный опыт развития молочного скотоводства 34
2.2. Современные тенденции молочной промышленности в России и 44
Республике Татарстан
2.3. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Лукоз 52
Саба»
3. Разработка стратегии молокоперерабатывающего предприятия ООО 63
«Лукоз Саба»
3.1. Оценка факторов внешней среды предприятия с помощью PEST- 63
анализа
3.2. Разработка стратегических направлений развития с помощью SWOT- 74 анализа
3.3. Разработка продуктовых стратегий с помощью метода И.Ансоффа 78
Заключение 86
Список использованных источников 90


Актуальность темы исследования. Развитие аграрного сектора экономики в условиях усиления конкуренции и глобализации рынков обуславливает возрастание роли стратегического управления хозяйствующими субъектами в агропромышленном комплексе страны. Стремительный переход России к рыночным отношениям привел к разрушению существовавшей системы управления. В результате непродуманных реформ всю национальную экономику, и сельское хозяйство в частности, охватил системный экономический кризис, в ходе которого были разрушены ключевые народнохозяйственные пропорции: воспроизводственные, общеэкономические, отраслевые, территориальные, внутрипроизводственные и т. д.
Применяющиеся сегодня точечные методы регулирования АПК не полностью отражают современную специфику российских условий, распыляют финансовые ресурсы и главное, не учитывают реальные интересы товаропроизводителей и потребителей, что создает угрозу продовольственной безопасности государства.
Недостаточное использование в современных экономических условиях научных методов управления сельским хозяйством на всех уровнях породило неспособность вырабатывать правильное направление его развития, обосновывать рациональную производственную структуру на долгосрочную перспективу, максимально адаптированную к реальным рыночным условиям и обеспечивающую экономическую эффективность. Тем более что сегодня возрастает ответственность менеджмента предприятия как за выбор наилучшего направления достижения своих целей с учетом факторов его внутренней и внешней среды, так и за развитие прилежащих сельских территорий.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по стратегическому управлению сельскохозяйственными предприятиями в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы стратегического управления и стратегии развития, раскрывающие сущность и содержание, в том числе с учетом аграрной специфики;
- раскрыть механизм стратегического развития
молокоперерабатывающего предприятия и дать рекомендации по его реализации в сельскохозяйственных предприятиях;
- оценить технико-экономическое и финансовое состояние сельскохозяйственного предприятия и практику их стратегического управления;
- применить методы стратегического анализа и планирования к стратегическому управлению сельскохозяйственным предприятием.
Предмет, объект и информационно-эмпирическая база исследования.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления сельскохозяйственными предприятиями.
Объектом исследования являются сельскохозяйственное предприятие ООО «Лукоз Саба».
Информационно-эмпирическая база исследования включает Татарстан официальные статистические и другие информационные источники федеральных и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа по Республике Татарстан; материалы Министерства сельского хозяйства России, периодической печати; годовые отчеты, производственно-финансовые планы и другие материалы исследуемых сельскохозяйственных предприятий, электронные сетевые ресурсы, личные наблюдения автора и др.
Теоретико-методологическая основа и методическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды и рекомендации отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные вопросам стратегического управления в сельском хозяйстве; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов в аграрной сфере на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; материалы научно-исследовательских учреждений, научно-практических конференций и др.
В процессе диссертационного исследования использовались различные методы экономического и стратегического анализа: монографический,
абстрактно-логический, статистико-экономический, сравнительного и системного анализа, экспертных оценок и опроса, расчетно-конструктивный, экономико-математического моделирования, SWOT-анализа, PEST-анализа, метода И.Ансоффа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по стратегическому управлению для ООО «Лукоз Саба с целью повышения его конкурентоспособности.
Основными элементами научной новизны являются:
- уточнено определение стратегического развития предприятия, под которым понимается целенаправленный и устойчивый рост производственной деятельности, подкрепленное своевременной диагностикой внешней среды и соответствующими изменениями в системе управления;
- раскрыт механизм стратегического управления
молокоперерабатывающем предприятием, включающий пять взаимосвязанных процессов (стратегический анализ, выбор миссии и целей, стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль), сочетающий элементы стратегического, тактического и оперативного планирования;
- на основе PEST-анализа систематизированы как положительные (увеличение объемов производства продукции за счет роста урожайности и продуктивности животных, обновление материально-технических ресурсов, более широкое использование информационных технологий управления, и др.), так и отрицательные тенденции в развитии молокоперерабатывающих предприятий (сокращение количества предприятий и их работников, финансовая неустойчивость большинства из них, отток из села квалифицированных кадров, недостаточный уровень подготовки руководителей и специалистов предприятий в области стратегического управления, и др.);
- применен SWOT-анализ и подход И.Ансоффа деятельности предприятия, что позволило обосновать стратегические направления развития.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней методические разработки, выводы по результатам исследования и практические рекомендации позволят
сельскохозяйственным предприятиям поддерживать свою
конкурентоспособность в перспективе.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены в научных статьях, докладывались и обсуждались на всероссийских, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях в 2016-2017 годах.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования. Развитие аграрного сектора экономики в условиях усиления конкуренции и глобализации рынков обуславливает возрастание роли стратегического управления хозяйствующими субъектами в агропромышленном комплексе страны. Стремительный переход России к рыночным отношениям привел к разрушению существовавшей системы управления. В результате непродуманных реформ всю национальную экономику, и сельское хозяйство в частности, охватил системный экономический кризис, в ходе которого были разрушены ключевые народнохозяйственные пропорции: воспроизводственные, общеэкономические, отраслевые, территориальные, внутрипроизводственные и т. д.
Применяющиеся сегодня точечные методы регулирования АПК не полностью отражают современную специфику российских условий, распыляют финансовые ресурсы и главное, не учитывают реальные интересы товаропроизводителей и потребителей, что создает угрозу продовольственной безопасности государства.
Недостаточное использование в современных экономических условиях научных методов управления сельским хозяйством на всех уровнях породило неспособность вырабатывать правильное направление его развития, обосновывать рациональную производственную структуру на долгосрочную перспективу, максимально адаптированную к реальным рыночным условиям и обеспечивающую экономическую эффективность. Тем более что сегодня возрастает ответственность менеджмента предприятия как за выбор наилучшего направления достижения своих целей с учетом факторов его внутренней и внешней среды, так и за развитие прилежащих сельских территорий.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по стратегическому управлению сельскохозяйственными предприятиями в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы стратегического управления и стратегии развития, раскрывающие сущность и содержание, в том числе с учетом аграрной специфики;
- раскрыть механизм стратегического развития
молокоперерабатывающего предприятия и дать рекомендации по его реализации в сельскохозяйственных предприятиях;
- оценить технико-экономическое и финансовое состояние сельскохозяйственного предприятия и практику их стратегического управления;
- применить методы стратегического анализа и планирования к стратегическому управлению сельскохозяйственным предприятием.
Предмет, объект и информационно-эмпирическая база исследования.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления сельскохозяйственными предприятиями.
Объектом исследования являются сельскохозяйственное предприятие ООО «Лукоз Саба».
Информационно-эмпирическая база исследования включает Татарстан официальные статистические и другие информационные источники федеральных и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа по Республике Татарстан; материалы Министерства сельского хозяйства России, периодической печати; годовые отчеты, производственно-финансовые планы и другие материалы исследуемых сельскохозяйственных предприятий, электронные сетевые ресурсы, личные наблюдения автора и др.
Теоретико-методологическая основа и методическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды и рекомендации отечественных и зарубежных ученых-экономистов,
посвященные вопросам стратегического управления в сельском хозяйстве; законодательные и нормативные акты Российской Федерации,
регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов в аграрной сфере на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; материалы научно - исследовательских учреждений, научно-практических конференций и др.
В процессе диссертационного исследования использовались различные методы экономического и стратегического анализа: монографический,
абстрактно-логический, статистико-экономический, сравнительного и системного анализа, экспертных оценок и опроса, расчетно-конструктивный, экономико-математического моделирования, SWOT-анализа, PEST-анализа, метода И.Ансоффа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по стратегическому управлению для ООО «Лукоз Саба с целью повышения его конкурентоспособности.
Основными элементами научной новизны являются:
- уточнено определение стратегического развития предприятия, под которым понимается целенаправленный и устойчивый рост производственной деятельности, подкрепленное своевременной диагностикой внешней среды и соответствующими изменениями в системе управления;
- раскрыт механизм стратегического управления
молокоперерабатывающем предприятием, включающий пять взаимосвязанных процессов (стратегический анализ, выбор миссии и целей, стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль), сочетающий элементы стратегического, тактического и оперативного планирования;
- на основе PEST-анализа систематизированы как положительные (увеличение объемов производства продукции за счет роста урожайности и продуктивности животных, обновление материально-технических ресурсов, более широкое использование информационных технологий управления, и др.), так и отрицательные тенденции в развитии молокоперерабатывающих предприятий (сокращение количества предприятий и их работников, финансовая неустойчивость большинства из них, отток из села квалифицированных кадров, недостаточный уровень подготовки руководителей и специалистов предприятий в области стратегического управления, и др.);
- применен SWOT-анализ и подход И.Ансоффа деятельности предприятия, что позволило обосновать стратегические направления развития.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней методические разработки, выводы по результатам исследования и практические рекомендации позволят
сельскохозяйственным предприятиям поддерживать свою
конкурентоспособность в перспективе.


1. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013.
- № 19. - С. 16 - 18.
2. Алексеенко А.А. Выбор стратегии управления предприятием на основе SWOT-анализа // Социальные науки. - 2015. - № 1. - С. 63 - 66.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 2012. - 453 с.
4. Астафьева Л.И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №
5. - С. 59 - 62.
5. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для
6. Балакина, Л. Х. Повышение эффективности молочного скотоводства (на материалах Рязанской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Л. Х. Балакина. - М., 2011. - 26 с.
7. Безносова А.С. Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 121 - 124.
8. Богданова, О. В. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка молока / О. В. Богданова, О. С. Никонорова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4 (226). - С. 107-113.
9. Божко Л.М. Комбинированные научные подходы к управлению изменениями // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 77-83.
10. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / К.
Боумэн. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007. - 175 с.
11. Валиахметов, С. В. Стратегическое развитие сельскохозяйственных
предприятий на базе маркетингового подхода (на материалах Ленинградской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. В. Валиахметов. - СПб., 2009. - 22 с.
12. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.
13. Волкова Т.С. Затратообразующие факторы в молочной промышленности/ Л.А. Александрова, Т.С. Волкова// Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вави лова. - 2013, №10. - С. 64-70.
14. Волкова Т.С. Использование концепции отраслевой цепочки ценности в
управлении затратами молочной промышленности /Т.С.
Волкова//Управленческий учет - 2013, №11. - С. 16-26.
15. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2015. - 464 с.
16. Гапоненко, М. С. Организационно-экономический механизм трансферта инноваций в животноводстве: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. С. Гапоненко. - М., 2010. - 24 с.
17. Гришин В.В., Гришина В.Г. Разрабатываем бизнес стратегию фирмы. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 208 с.
18. Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108.
19. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента №11 2016 г. С. 3-29.
20. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегическое управление. 2014, №4. С. 304¬314.
21.Загвозкин М.В. Особенности реализации и взаимосвязи компонентов стратегического менеджмента в сельском хозяйстве / М.В. Загвозкин // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - № 1(32). - 2012 г. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. - С.
123-126.
22. Загвозкин М.В. Особенности реализации и взаимосвязи компонентов стратегического менеджмента в сельском хозяйстве / М.В. Загвозкин // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - № 1(32). - 2012 г. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. - С.
123-126.
23.Закшевская Е.В. Повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственных предприятий на основе стратегического управления их развитием / Е.В. Закшевская, Загвозкин М.В., Закшевская Т.В., Федулова И.Ю. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 8. - С. 25-27.
24. Капитонов С.В. Предпосылки возникновения стратегии управления организациями (предприятиями) // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 2. - С. 64 - 66.
25. Капустина, Е. И. Экономическая эффективность информационного обеспечения управления технологическими процессами производства молока / Е. И. Капустина // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - № 4. - С. 76-79.
26. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 184 с.
27. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Кнорус, 2014. - 256 с.
28. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. - 2015. - № 1. - С. 293 - 296.
29. Парахина В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. - М.: Кнорус, 2012. - 496 с.
30. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 382 с.
31. Санина, Н. В. Основные направления повышения эффективности системы стратегического планирования в регионе / Н. В. Санина
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2016-
1/pdf/13 Sanina.pdf.
32. Стороженко В.В. Современный подход к стратегическому управлению промышленным предприятием, использующий модульное моделирование // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 26. - С. 185 - 188.
33. Стороженко В.В. Современный подход к формированию стратегии управления инфраструктурой предприятия // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 17. - С. 35 - 40.
34. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 320 с.
35. Тихонов А.А. Стратегическое управление развитием предприятия в контексте эволюции теории стратегического управления // Перспективы науки. - 2013. - № 7. - С. 98 - 103.
36. Шептиева О.Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1. - С. 255 - 259.
37. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
38.Sauer, Johannes Efficient Innovation in Dairy Production -Empirical Findings for Germany / Johannes Sauer, Uwe Latacz-Lohmann // Vortrag anlasslich der 52. Jahrestagung der GEWISOLA "Herausforderungen des globalen Wandels fur Agrarentwicklung und Welternahrung" Hohenheim, 26.09. - 28.09.2012. Р. 17.
39. SmitHan, T. J. Strategic Investment: Real Options and Games / T. J. SmitHan, I. Trigeorgis. Princeton University Press, 2004. 471 p.
40.Steinfeld, H. Livestock development strategies / H. Steinfeld, S. Mack // World Animal Review. 1995. No. 84/85. P. 18-24.
41.Steinfeld, H. Livestock's long shadow : Environmental issues and options / H. Steinfeld, P. Gerber, T. Wassenaar, V. Castel, M. Rosales, C. Haan. Rome: Food and agriculture organization of the united nations, 2006. - 392 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ