Введение 3
Глава 1. Состояние и перспективы развития туризма для лиц третьего возраста в Российской Федерации 8
1.1. Современное состояние туризма в России 8
1.2. Характеристика основных факторов общества, влияющих на
сегментирование рынка туризма 13
1.3. Оценка перспективности направления туризма для лиц третьего возраста 19
Глава 2. Исследование возможностей рынка туризма для лиц третьего возраста в России и разработка турпродукта 23
2.1. Основные особенности туристов группы третьего возраста 31
2.2. Виды туризма, наиболее привлекательные для сектора туристов
третьего возраста 36
2.3. Проектирование туров для лиц третьего возраста и разработка
турпродукта для лиц третьего возраста 36
Глава 3. Разработка тура по г.Казани для лиц третьего возраста
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение
Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал, чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10%. За последние десять лет индустрия туризма сформировалась и получила признание как крупнейшая в мире сфера деятельности по оказанию услуг. Это стало возможным в результате более широкого открытия границ между государствами, появления у населения дополнительных средств, развития инфраструктуры транспорта. Все это позволило сделать путешествия массовым явлением, изменить отношение к самим туристским поездкам, превратившимся из элемента роскоши в фактор повседневной жизни, и тогда страны поняли экономическую выгоду развития этой отрасли. Перевозки, проживание, питание, развлекательный комплекс, структуры общественной и индивидуальной безопасности, воспринимавшиеся ранее как самостоятельные виды услуг, ныне стали составными элементами единого комплекса туризма.
Эта сложная по своему составу отрасль, являющаяся катализатором экономического развития, может обеспечить высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. А сейчас уже можно говорить о необходимости перехода к устойчивому развитию туризма с соответствующими изменениями во всех составляющих туристской индустрии. Как отдельная отрасль туризм подвержен процессам характерным для всего мирового хозяйства: углублению специализации, нарастанию процессов концентрации, переходом на новые технологии. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.
Рационально используя историко-культурные памятники в сочетании с природными ресурсами, международный туризм способствует повышению уровня занятости населения, стимулирует рост производства многих товаров и услуг.
Сейчас в туризме занято 12% трудоспособного населения, расходы на туризм составляют более 11 % от мирового ВНП. В сфере туризма создается каждые 2,5 секунды новое рабочее место и ежедневно 3,2 млрд ам. долл. инвестиций. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов (с 1950 года их количество возросло больше, чем в 20 раз).
Спрос на путешествия растет быстрее, чем вся экономика в целом, и по прогнозам будет удваиваться каждые 10-15 лет. По мнению футуролога Джона Найсбитта, в XXI в. индустрия путешествий и туризма явится одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с телекоммуникациями и информационной технологий. А Билл Гейтс утверждает, что, по мнению сотрудников "Майкрософт", именно эта индустрия, наряду со здравоохранением и образованием, является одной из трех основных целей роста.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России. По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной Туристской Организации, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5 процента мирового рынка выездного туризма. Учитывая разностороннее влияние туризма, государственными актами Российской Федерации он признан одной из приоритетных отраслей экономики страны. Но, тем не менее, в современных условиях состояние туристского бизнеса в России не соответствует, ни потребностям населения в туристских услугах, ни возможностям экономики. Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Сегодня никто не может игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Однако результаты, достигнутые нашей страной в области международного туризма, остаются пока еще очень скромными. В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашенный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны. В связи с вышесказанным особое внимание уделяется исследованию действительного и постоянного спроса на туристском рынке (исследование моды, привязанности, предпочтений и так далее), на основе которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт - ключевой фактор успеха конкуренции, своеобразной битве за покупателей.
При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действительности будет покупать турист, ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов, затем последовательно формируется сам товар - пакет туристских услуг.
Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические.
Как видим, социально-демографический фактор входит в перечень наиболее важных, влияющих на развитие туристической отрасли. Под социально-демографическим фактором понимают комплекс процессов, происходящих в обществе: рост городского населения, изменения соотношения рабочего и свободного времени, повышение интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации. Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар, старение общества,
Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличению удельного веса пожилых людей (в 2006г. в мире насчитывалось 595 млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является очень привлекательным для организаций индустрии туризма, так как пенсионеры обладают практически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательной способностью. Учитывая важность этого сегмента рынка, ВТО посвятила одну из своих конференций вопросам развития туризма для «лиц третьего возраста», в ходе, которой был разработан ряд рекомендаций для работников туристской индустрии.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Проблемы и перспективы развития рынка туризма для лиц третьего возраста» на сегодняшний день актуальной.
Цель настоящей работы - изучить современное состояние и перспективы развития туризма лиц «третьего возраста» и разработать турпродукт для туристов этой возрастной группы на основе теоретических рекомендаций.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику такого направления туризма как туризм для лиц «третьего возраста».
2.Оценить перспективность и возможности развития туризма для лиц «третьего возраста».
3. Изучить туристские ресурсы для проектирования туров для лиц «третьего возраста».
4. Разработать турпродукт для лиц «третьего возраста» в г. Казани.
Практика социальной работы многообразна. Она обуславливается значениями различных теоретических подходов в процессе воздействия, как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важнейших мест в практическом труде отделения дневного пребывания, где пожилые люди могут адаптироваться к современным условиям жизни с помощью досуговых мероприятий.
Проблема постарения населения постоянно привлекает внимание научной общественности, и это вполне обоснованно. Последние десятилетия характеризуются увеличением доли пожилых людей в общей популяции всего мира. Российская Федерация не является исключением. Немногим более чем за 40 лет наша страна из демографически молодого государства превратилась в старое. Кроме того, в стране неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних.
Рассматривая вопрос о старении, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально-экономических условий, преобладающих в обществе. Престарелых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие- мигранты. Престарелых надо рассматривать как важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.
Пожилые люди все чаще выбираются на заморские курорты или в экскурсионные туры по Европе. По Статистике самыми грамотными и продвинутыми клиентами являются опять же бабушки и дедушки, которым не сидится на месте. В силу того, что у них есть масса свободного времени, они очень подробно изучают прайсы и предложения многих турагентств, выбирают наиболее подходящие. Это действительно самая подготовленная к путешествиям категория туристов. Они запасаются справочниками, разговорниками и путеводителями, Пожилые люди, наверное, в силу своего интеллектуального багажа и жизненного опыта, едут в путешествия с открытым сердцем и открытыми глазами. И прекрасным местом для путешествия является Казань.
В третьей главе начинается проектирование тура, который включает в себя программу обслуживания туристов на туре, технологическую карту туристского путешествия, который предоставляется потребителю, а так же формирование цены тура на основе составления калькуляции услуг. В ходе исследовательской работы были раскрыты данные подпункты и решены поставленные задачи. Данный тур преимущественно включает в себя посещение культурных мест города Казани. Тур рассчитан для лиц третьего возраста и предлагает окунуться в неповторимую атмосферу одной из красивейших столиц, а также познакомиться с культурой и традициями Казани.
Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется «демографическим старением» общества (в России пожилые люди составляют около 30% населения) и усложнившейся социально - экономической ситуацией в стране (снижением жизненного уровня, недостаточной медицинской помощью пожилым людям, вытеснением этой категории людей «на обочину» жизни). Вследствие всего этого пожилые люди легко дезадаптируются и нуждаются в социально-психологической поддержке близких людей и общества в целом.
В этих условиях возрастает значение социальной политики, формулирование в качестве ее приоритетов повышение уровня и качества жизни пожилых людей. В этом сложном комплексном процессе участвуют учреждения социальной защиты и реабилитации, здравоохранения, общественные объединения, учреждения культуры.
При всем многообразии потребностей пожилых и старых людей в медицинской и социальной помощи большинство исследователей выделяют потребности в оказании услуг по организации досуга для пожилых.
Рассмотренные проблемы социально-психологической адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и именно организация досуга может способствовать более эффективному процессу адаптации.
1. Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов. //Коллектив авторов. Вып. 1-4. - М., 2001-2005.
2. Бабкин А.В._Специальные виды туризма, 2011. — 26стр.
3. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.
4. Бертолаччи А., Романьоли Ф, Ферреро Д._ Чудеса света_АСТ, Астрель, 2015. — 736стр.
5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. — 544 с.
6. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: ПЕРЕВОЗКИ. Издание третье, переработанное и дополненное. — СПб.: Издательский дом Герда, 2007. — 528 с.
7. Боголюбов В. С., Севастьянова С. А. Факторы и условия устойчивого
8. Воскресенский В.Ю._Международный туризм. Инновационные стратегии развития_ Юнити-ДАНА 2012г. 160 стр.
9. География и туризм. Сборник научных трудов. Вып. 1-3. Пермь, 2005, 2006, 2007.
10. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
11. Журнал «Горячая линия: Туризм»- М.. 2008. - № 3,
12. Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» - М., - 2007.№ 1,
13. Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» - М., 2008.- № 3,
14. Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» -М., 2008. -№ 1,
15. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ № 35 от 4 октября 1996 года.
16. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика,
2005. - 272 с.: ил. - С. 2495.
17. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А._Туризм как вид деятельности. М., 2012
18. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебное пособие. - М. МАТГР, 2005. - 144 с.
19. История туризма: учебник /коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю.С.Путрик. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
20. Календарь сезонности отдыха // Туристический портал tour.com.ua- 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр:/Лоиг.сот.иа/т1?о/зеазопса1/(дата обращения: 13.09.2015)
21. Квартальнов В. А. Туризм: история и современность. Избранные произведения. В 4-х т. М., 2002.
22. Квартальнов В.А. Туризм как сектор экономики [электронный ресурс]. Режим доступа:http://tour1ib.net/books_tourism/kvarta1nov_tourism11 (дата обращения: 08.05.2015)
23. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А. Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 576 с.
24. Новости Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokazan.ru(дата обращения: 06.03.2015)
25. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов ; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
26. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону,
2006.
27. Психология делового общения в туризме и гостеприимстве: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. Е.С. Сахарчук. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 192 с.
28. развития системы туризма: региональный аспект. Монография. - СПб., 2005.
29. Решение Коллегии Ростуризма по проблемам въездного туризма от 06 декабря 2005 года № 2.
30. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.
31. РубертД._Рынок туристских услуг в условиях интеграции России в мировое хозяйство. - СПб: СПбГУСЭ,2007. - 160 с (стр. 7 )
32. Самойленко А. А. География туризма : учеб. пособие/А. А Самойленко;
- Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 368 ISBN 5-222-07366-1
33. Туризм в цифрах. 2009. - М.: Статистика России, 2009.
34. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
35. Ф.Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз_Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.,Юнити-Дана - 2012 год - с.1 071
36. Чудновский А.Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги. - М.: КНОРУС, 2008. - 432с.
37. Шабалина С.А., Рубцов В.А., Трофимов А.М., Солодухо Н.М. Геоситуационная концепция - одно из новых направлений в географии (к итогам международной научной конференции «Геоситуационный анализ», Казань 26 - 29 сентября 2007 г.) // Известия РАН. Серия географическая, № 6, 2008. С. 99 - 100.
38. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.
39. http: //industry60plus .ru/articles/detail .php?id=934
40. http: //uchebnikionline. com/turizm/suchasni_riznovidi_turizmu_-_klyap_mp/klasifikatsiya_turizmu_sotsio-demografichnimi_oznakami.htm
41. http://geum.ru/doc/work/162788/14-ref.html
42. http://www.km.ru/turizm/2011/11/24/turisticheskie-marshruty-i-napravleniya/osobennosti-otdykha-lyudei-pozhilogo-vozra (Дата обращения 2.01.2016)
43. http://www.kmvline.ru/lib/turizm/52.php (Дата обращения 22. 09.2015)
44. http://coolreferat.com (Дата обращения 12.10.2015)
45. http://knowledge.allbest.ru (Дата обращения 5.12.2015)
46. http://neuch.ru (Дата обращения 5.12.2015)
47. http://otherreferats.allbest.ru (Дата обращения 23.11.2015)
48. http://pandia.ru (Дата обращения 18.11.2015)
49. http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 14.10.2015)
50. http://www.knigafund.ru/ (Дата обращения 1.12.2015)
51. http://www.airlinesinform.ru/russian_airlines/Royal_Flight.html(Дата обращения 9.12.2015)
52. http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp (Дата обращения 7.12.2015)
53. http://www.iske-kazan.ru/180-progulka-po-bulaku (Дата обращения 22.12.2015)
54. http://www.photokzn.ru/places (Дата обращения 5.01.201)
55. www.advis.ru (Дата обращения 15. 01.2016)
56. www.uralweb.ru (Дата обращения 7.01.2016)
57. www.100putevok.ru (Дата обращения 26.12.2015)
58. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/
59. http://www.gumilev-center.ru