Введение 3
1. Теоретические основы налогового регулирования малого бизнеса 6
1.1. Малый бизнес и его характеристики 6
1.2. Налоговое регулирование малого бизнеса в системе мер
по его развитию
1.3. Инструментарий налогового регулирования малого бизнеса 28
2. Оценка результатов налогового регулирования малого бизнеса 40
2.1. Действующая система налогообложения малого бизнеса 40
2.2. Оценка влияния уровня налогообложения на развитие малого бизнеса
2.3. Тенденции формирования налогового потенциала малого бизнеса
3. Совершенствование налогового регулирования малого бизнеса 64
3.1. Развитие механизма налогового регулирования малого бизнеса 64
3.2. Регрессионная модель прогнозирования значения показателя
налоговых поступлений от малых предприятий в РФ
3.3. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях
кризисной экономики
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложения
Страны с развитой экономикой характеризуются высоким уровнем развития условий для обеспечения перспективного развития субъектов малого бизнеса, где они играют весомую роль в развитии экономической системы государств в целом. Так, в соответствии с опытом развитых стран сектор малого бизнеса обеспечивает занятость более, чем 2/3 экономически активного населения, отчасти решая тем самым проблемы занятости населения, поддерживает конкурентную среду в экономике и способствует более активному внедрению инновационных технологий.
Характерные для малого бизнеса гибкость, динамичность и способность к адаптации к технологическим изменениям обусловливают его быструю реакцию на конъюнктурные изменения и способность в более полной мере удовлетворять индивидуальные потребности со стороны заказчиков.
Однако сам факт существования и дальнейшее устойчивое развитие малого бизнеса не представляется возможным в отсутствие его государственной поддержки, которая выражается в разработке, внедрении и активном применении программ поддержки и содействия развитию субъектов малого предпринимательства, формирующихся, в частности, посредством применения мер налоговой политики в целях стимулирования их развития.
Современное положение в экономических процессах, которые наблюдаются в обществе, в числе которых налоговые отношения между субъектами хозяйствования и государством, требуют разработки и применения более совершенных форм управления хозяйственной деятельностью.
Анализ современного положения дел позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время на повестке дня, в частности, находится требование о целенаправленном и осознанном управлении налоговыми отношениями с позиций обеих сторон взаимоотношений - как со стороны государства, так и со стороны субъектов хозяйствования. В этой связи вопросы налогового планирования и прогнозирования становятся чрезвычайно актуальными в современном контексте.
Целью исследования является обобщение и анализ практики налогового регулирования малого бизнеса, разработка перспективных направлений совершенствования механизма налогового регулирования малого бизнеса. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- изучить сущность и структуру малого бизнеса как объекта налогового регулирования;
- рассмотреть инструменты налогового регулирования малого бизнеса;
- дать оценку современному состоянию налогообложения субъектов малого бизнеса;
- определить резервы и возможности дальнейшего совершенствования налогового регулирования малого бизнеса в России.
Объектом исследования выступает малый бизнес и инструменты его налогового регулирования. Предметом исследования является экономические отношения, которые возникают в процессе налогообложения субъектов малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение научных принципов и методов научного познания, использование положений теории и методики налогообложения, теории государственных финансов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, системность и комплексность, абстракция, сравнение и обобщение. Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации и критической оценке полученных знаний в области отечественной и зарубежной теории и практики налогообложения малого бизнеса, стимулирования инновационной деятельности, а также анализе и апробации отдельных концептуальных положений диссертационной работы.
Информационную основу исследования составили статистические данные Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации и статистические данные их территориальных органов по Республике Татарстан; законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, налоговая и финансовая отчётность субъектов малого бизнеса Республики Татарстан.
Магистрантом получены следующие теоретические, методические и практические результаты, определяющие новизну работы:
- уточнено понятие субъект малого бизнеса для целей налогообложения. Субъект малого бизнеса как объект налогового регулирования представляет собой малое предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации и, таким образом, является объектом налогового регулирования региональных властей.
- предложены критерии классификации инструментов налогового регулирования субъектов малого бизнеса, в том числе, в разрезе полномочий уровней власти;
- проведена оценка налогового потенциала субъектов малого бизнеса и потери налоговых поступлений вследствие введения мер по изменению условия налогообложений по упрощенной системе налогообложения;
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные положения и выводы, сформулированные в работе, развивают представление о налоговом регулировании малого бизнеса. Полученные выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы для изучения процесса развития налогового регулирования малого бизнеса.
Практическая значимость заключается в том, что использование основных рекомендаций позволит скорректировать политику, реализуемую в настоящее время в налоговом регулировании малого бизнеса.
Структура работы. Структура магистерской диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.
В теории налогообложения принято выделять фискальную, экономическую, стимулирующею, экологическую, контрольную и международную цели налоговой политики.
Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
В результате проведенного диссертационного исследования было уточнено понятие субъекта малого бизнеса для целей налогообложения, предложены две классификации: классификация в разрезе сущностных критериев инструментов налогового регулирования и классификация в разрезе полномочий уровней власти.
Также рассмотрев и обобщив ретроспективные данные налоговый поступлений от субъектов малого предпринимательства Республики Татарстан была произведена оценка налогового потенциала субъектов малого предпринимательства на 2016-2017гг. В качестве меры стимулирования было предложено снижение ставок по упрощенной системе налогообложения и оценены налоговые потери для бюджета Республики Татарстан на 2016-2017гг.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что критерием эффективности налоговой политики государства является ее способность достижения следующих ориентиров:
1. оздоровление внутриэкономических процессов на предприятиях- налогоплательщиках, в том числе:
- стабилизация их финансового состояния;
- стимулирование их инвестиционной деятельности в целях обновления и развития производственной базы;
- способствование осуществлению ими разумной политики в вопросах ценообразования;
- формирование благоприятных условий по реструктуризации задолженностей по возникающим налоговым платежам;
2. создание условий для развития и укрепления субъектов малого предпринимательства, в том числе возможность последовательного снижения налоговой нагрузки на них;
3. оптимизация налоговых льгот;
4. формирование положительного восприятия обществом факта уплаты налогов, укрепление понимания этого как конституционной обязанности граждан.
Проблем, связанные с формированием и реализацией государственной политики в области налогообложения, приобретают особую актуальность в условиях финансово-экономической нестабильности, выступая серьезным испытанием для предпринимательской среды. Такие условия диктуют требования по облегчению для предпринимательства финансовой нагрузки и содействия снижению их издержек посредством снижения налоговой нагрузки на бизнес. Главной целью реализации налоговой политики государства в кризисных условиях выступает создание такой налоговой системы, которая эффективно обеспечивает условия для устойчивого экономического развития и повышения благосостояния населения. Таким образом, безусловный приоритет Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе сохраняется за дальнейшим повышением эффективности функционирования налоговой системы.
1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. 2012. №9.
2. Артемьев Н.В. Формирование экономических, организационных и социальных условий развития малого предпринимательства в России: дис... канд. экон. наук. М., 2002.
3. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. С. 176-177.
4. Блинов А.О. Малое предпринимательство в экономике развивающихся стран // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: материалы Всероссийской научно -практической конференции 13-14 ноября 2003 г. / ред. Н.П. Макаркин, Н.Д. Гуськова, А.Н. Салмов, В.В. Митрохин и др. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. 384 с.
5. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: Учебное пособие. М., 2002.
6. Большие возможности малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим до ступа:http ://www. elitarium. ru/2008/03/19/vozmozhno sti malo go biznesa. html
7. Борисова Л.Е. Учет "входного" НДС по материалам и товарам при "упрощенке" // Консультант бухгалтера. 2006, №4
8. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право [Текст]: Учебник для вузов / А.В. Брызгалин. М.: ИНФРА-М, 2012. 232с.
9. Брызгалин А.В., Богданова А.А., Ильиных Д.А., Головина С.Ю. Контроль за трансфертными ценами // Налоги и финансовое право, 2012, № 5
10. Бушинская Т.В. Налоговая политика как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Материалы Международной научно-практической конференции "Инновации в качественной подготовке профессиональных кадров" 8-9 апреля 2009 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009
11. В.И. Ляшенко, В.В. Хахулин. Экономико -правовое обеспечение развития субъектов малого предпринимательства (Зарубежный опыт и перспективы его использования в Украине). Донецк, 2001.
12. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн. 1999.
13. Ведомости, 2008, 29 авг.
14. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства. Экономический журнал ВШЭ. №2 2004. 246-254
15. Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения // Консультант
бухгалтера, 2008, №4
16. Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения // Консультант
бухгалтера. 2008, №5
17. Волгина Л.А. Учет расходов при применении упрощенной системы
налогообложения // Консультант бухгалтера. 2008, №2
18. Волков А.А. Ориентация на стимулирующую (регулирующую) функцию как одно из приоритетных направлений развития системы налогообложения в России // Социальная политика и социальное партнерство. 2008. №8.
19. Галкин, В.Ю. Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета [Текст] / В.Ю. Галкин. М., Минфин РФ, 2014. 567с.
20. Гараев, И.Г. Переход на администрирование налога на прибыль по консолидированной группе как новое направление налоговой политики государства [Текст] / И.Г. Гараев// Финансовое право. 2013. № 2. С. 29-33.
21. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.С.9
22. Гоголев, А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования [Текст] / А.М. Гоголев // Финансовое право. 2013. № 5. С. 28-33.
23. Горовцова М.А. Налоговое стимулирование малого предпринимательства в зарубежных странах // Налоги и финансовое право, 5/2012
24. Грисимова, Е.Н. Налогообложение [Текст] / Е.Н. Грисимова. СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2011. 348с.
25. Грудына Л.Ю., Климовский Р.В. Упрощенная система налогообложения: результаты применения и перспективы развития //Законодательство и экономика. 2008, №3
26. Долгих И.Н. Налоговое регулирование малого бизнеса. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.lib.tpu.rU/fulltext/c/2012/C23/V1/0023.pdf.
27. Дуканич, Л.В.Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Дуканич. Ростов- на-Дону.: Феникс, 2013. 416с.
28. Дьячкина Л. А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом//Все для бухгалтера. 2007. No 4. С.42-52.
29. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие для вузов [Текст] / Е.Н. Евстигнеев. М.: ИНФРА-М, 2011. 120 с.
30. Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие. / Л.Л. Ермоович. Мн.: Книжный дом, 2011. 425 с.
31. Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» / Счетная палат Республики Татарстан - Официальный сайт. - режим доступа: www. sprt.tatar/files/zakl_ 15-17_b .pdf
32. Зангеева С.Б., Романова Е.М. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит. 2004. No 14. С. 63-71.
33. Зубкова А. Выгодно ли быть "упрощенцем"? //Практическая бухгалтерия. 2006, №3
34. Ильин, А.Ю. Основные направления и формы реализации государственной налоговой политики налоговыми органами [Текст] / А.Ю. Ильин // Налоги. 2013. № 2. С. 6-13.
35. Интерфакс, 15 января 2009 г.
36. Киперман, Г. Я., Белялов, А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации [Текст] / Г.Я. Киперман, А.З. Белялов. М., 2012. 157с.
37. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.А. Москва: «Новый Логос». 2000 г. С. 190
38. Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 2009.
39. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2009.
40. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение в России [Текст] / Л.Н. Ликова. М: БЕК, 2012. 384с.
41. Лынник Н., Еременко В.К. К созданию системы правового регулирования инноваций//Российский экономический журнал. 1993. No 2. С.48-58.
42. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М., 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014.
43. Малый бизнес в России сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. kreditbus iness. ru/rus s ianbusiness 3. html
44. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа:http ://www. kreditbus iness. ru/ro le. html
45. Мамруков, О.С Налоги и налогообложение [Текст] / О.С. Мамруков. М: Финансы и статистика, 2012. 244с.
46. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // КонсультантПлюсРегион: справочная правовая система.
47. Морозов Ю. А. Налоговое стимулирование как один из эффективных
методов государственной поддержки малого инновационного
предпринимательства // Машиностроитель. 2008. No 4. С. 2-8.
48. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://nalo gpro. ru/kursovaya- zarubegnij-opit-nalo gooblo geniya-malo go-biznesa/
49. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Ч. 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
50. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
51. Оптимизация и выбор системы налогообложения: Практическое руководство / Под общ. ред. В.В. Семенихина. М.: Эксмо, 2006. С. 10.
52. Орлова Е.Н., Быков С.С. Роль налоговых расходов местных бюджетов в
формировании налогового потенциала // Проблемы экономики . 2012. №3. Режим доступа: http ://cyberleninka. ru/article/n/rol-nalo govyh-rashodov-mestnyh-
byudzhetov-v-formirovanii-nalo govo go -potentsiala
53. Орлова О.Е. Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015
и 2016 годов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Изд. «Аюдар Пресс», 2013. Режим доступа:
http ://www. reghelp. ru/artic le/perspektivi nalo govoy. shtml
54. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый
период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 126727/
55. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [электронный ресурс]:http ://www. nalo g. ru/
56. Официальная статистика по предпринимательству РТ / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - Официальный сайт. - режим доступа:
http ://tatstat. gks. ru/wps/wcm/connect/ro sstat_ts/tatstat/ru/statistic s/
57. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. М., 2010. 178 с.
58. Перов, А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение [Текст] / А.В. Перов, А.В. Толкушин. М.: ИНФРА-М, 2012. 567с.
59. Планирование и прогнозирование в системе налогового регулирования // Экономические и гуманитарные науки. 2010. №2
60. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. kreditbus iness. ru/rus s ianbus iness. html
61. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансиста. М.: МЦФЭР, 2003. С. 170.
62. Рубе В.А.: Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. 231 С.
63. Самойлов, А. Фискальная политика в ходе экономического цикла
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modern-
econ.ru/makro/stabilizaciya/fiksalnaya-politika/ekonom-cikl.html
64. Смирнов, Г. Налоговая система: перезагрузка [Текст] / Г. Смирнов // ЭЖ - Юрист, 2012. № 47. С. 1, 4-5.
65. Смирнова С.А. Учетная и налоговая политика организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2006. С. 240-259
66. Совершенствование налогового инструментария в системе малого предпринимательства РФ / Окунь А.С., Стешенко Ю.А. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. No 30 (216). С. 35-45.
67. Терешин А.В. Стимулирование предпринимательской активности посредством управления налоговым климатом территории // Сибирская фин. школа. 2008. №5.
68. Ткаченко, Е.М. Взаимозачеты. Налогообложение [Текст]: Практическое пособие / Е.М. Ткаченко. М.: ПРИОР, 2012. 355 с.
69. Управление малым бизнесом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finlib.biz/biznes-malyiy/upravlenie-malyim-biznesom-rukovodstvo-dlya.html
70. Учет по новому плану счетов. Разъяснения и рекомендации. Типовые проводки [Текст] / Под ред. И.Д. Юцковской. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. 473 с.
71. Федеральная налоговая служба - Официальный сайт. - режим доступа: https://www. nalog. ru/rn16/related_activities/statistic s_and_analytic s/forms/
72. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. gks. ru/b gd/regl/b 13 47/Main. htm
73. Федеральный закон №34-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Текст] // Российская газета. 2014. № 6550.
74. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
75. Федорова, Г.В. Налоговая система России. [Текст]. М.: Омега-Л, 2011. 524 с.
76. Чабановская В.С. Особенности налоговой политики России в современных экономических условиях // Вестник Рос. академии естественных наук, 2009. №1.
77. Чайковская, Л.А. Налоги и налогообложение [Текст]: Учеб. пособие / Л.А. Чайковская. М.: Экзамен, 2011. 375 с.
78. Чекулаева Е.Н. Значение налоговой политики государства в снижении налоговых рисков // Вестник ЧГУ . 2014. №1. С.275-281.
79. Черник, Д. Г. Налоги. [Текст] / Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 2012. 120с.
80. Черник, Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы [Текст]: Учебник для вузов / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 511с.
81. Шеремет, А.Д. Аудит [Текст]: Учеб. Пособие. М.:ИНФРА-М, 2011. 511 с.