Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры поведения дошкольников средствами музейной педагогики

Работа №51815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников 7
1.1. Содержание музейной педагогики 7
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание 16
1.3. Анализ программ по формированию культуры поведения в ДОУ
средствами музейной педагогики 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников 24
2.1. Изучение состояния проблемы в практике ДОУ 24
2.2. Экспериментальная работа по формированию культуры поведения в
ДОУ средствами музейной педагогики 39
2.3. Итоги опытно - экспериментальной работы 48
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Приложения 66


Актуальность темы. Основанием для исследования процесса влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников являются теоретические идеи образования, обусловливающие необходимость развития личности, способной адаптироваться в обществе, активно реализовывать свои потребности и способности. Проблема современного воспитания состоит в том, что образовательные дошкольные учреждения недостаточно создают возможностей для воспитания у детей дошкольного возраста опыта культурного поведения. Проблема социализации личности в обществе является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым процессам, как для личности, так и для общества. Содержание и технологии дошкольного образования модернизировались в контексте Концепции дошкольного воспитания и государственного образовательного стандарта, ориентируя дошкольные образовательные учреждения на воспитание у дошкольника ценностей познания, ценностей переживания и ценностей преобразования, а также создание широкой среды социальных взаимодействий как способа постижения ценностей культуры и личности. В принятых ФГОС для дошкольного образования и программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, то есть культуре поведения, что и обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование культуры поведения дошкольников средствами музейной педагогики».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить влияние музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у дошкольников.
Предмет исследования: влияние музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников.
Гипотеза исследования: ознакомление с музейной педагогикой благотворно влияет на процесс формирования культуры поведения у дошкольников.
Задачи:
- изучить содержание музейной педагогики;
-рассмотреть понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание;
- проанализировать программы по формированию культуры поведения в ДОУ средствами музейной педагогики;
- провести опытно-экспериментальную работу по исследованию влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников проводилась в 5 этапа:
- на первом этапе был осуществлен подбор литературы по теме исследования;
- на втором этапе была проведена диагностика исходного уровня сформированности культуры поведения у дошкольников;
- на третьем этапе был разработаны и осуществлены мероприятия по формированию культуры поведения в ДОУ средствами музейной педагогики;
- на четвертом этапе для проверки эффективности проделанной работы была проведена повторная диагностика сформированности культуры поведения;
- на пятом этапе сформулированы выводы и подведен итог проделанной работы.
Методологической основой работы послужили работы таких ученых как: Петерина С.В., Столяров Б.А., Филонов, Ерофеева Т. и др. Так, Петерина Светлана Васильевна, в своей книге «Воспитание детей дошкольного возраста» излагает содержание работы по воспитанию культуры поведения, обосновывает возможность и необходимость формирования культурных навыков начиная с младшего дошкольного возраста, раскрывает методику педагогического воздействия на детей во всех видах их деятельности. В учебном пособии Столярова Б.А. «Музейная педагогика. История, теория, практика» определено содержание понятия «общекультурная
компетентность», предложены педагогические условия ее формирования у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной программе реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности детей дошкольного возраста через использование культурно-образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно-экскурсионной среде. Предложена экспериментальная программа формирования общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей - детский сад», предполагающая обращение к культурным ценностям, использование музейных предметов в процессе обучения и развития дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; беседа; наблюдение; анализ и интерпретации результатов; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы методистами и воспитателями в работе по формированию культуры поведения у дошкольников в ДОУ.
База исследования: МБДОУ ЕМР № 12 «Солнышко» г. Елабуга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Существует две группы методов формирования культуры поведения у дошкольников:
Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта культурного поведения. Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников культурных представлений, суждений, оценок.
Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально. И первая и вторая группы методов включаются широко известные методы: методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания, убеждение ведется через доброе и умное слово, используя художественные произведения, пословицы, поговорки. Используется положительный пример, воспитатель должен помочь осознать ребенку его.
Выделение во многих современных программах разделов работы связанных с музейной педагогикой («Истоки», «Музей и дети», «Здравствуй, музей!» и т.д.) подтверждает актуальность использования музейной педагогики в формировании культуры поведения дошкольников, а наглядно-методическое обеспечение предоставляет воспитателям и родителям разнообразный материал для наиболее эффективного ее решения с детьми дошкольного возраста.
Нами проведена опытно-экспериментальная работу по исследованию влияния музейной педагогики на процесс формирования культуры поведения у дошкольников в МБДОУ ЕМР №12 «Солнышко» г. Елабуга.
Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной работы. Поставленные цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.



1. Ажимова, Е. Мы входим в мир Прекрасного/ Е.Ажимова // Мир музея. -
2010. - N 10. - С. 49.
2. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов - М: Академия, 2011. - 240 с.
3. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре. - М.: Эксмо,
2011. - 143 с.
4. Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-культурных ценностных ориентаций/Т.Е.Васильева //Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 37-41.
5. Васильченко, Н. Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики/Н.Р.Васильченко // Дошкольная педагогика. - 2009.
- N 5. - С. 6-7.
6. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От Рождения До Школы» ФГОС. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015. - 368 с.
7. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?/Л.А.Венгер. - М.: Эксмо, 2011. - 289 с.
8. Виниченко, В. Ребенок в пространстве музея/В.Виниченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 5. - С. 38-40.
9. Гелло, В. Учите беречь книгу / В. Гелло // Дошкольное воспитание. -
2011. - №1. - С. 11-14.
10. Добрынина, Н. Первый в жизни музей/Н.Добрынина // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 6. - С. 73-77.
11. Дорохов, А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения.
- М.: Гардарики, 2009. - 251 с.
12. Дудина, Е. А. Занятия о космосе в краеведческом музее : для старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 3. - С. 26-31.
13. Дудникова, С. А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста/С.А.Дудникова // Детский сад от А до Я. -
2011. - № 6. - С.66-71.
14. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами/Т.Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 32-35.
15. Запорожец, А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог.труды: В 2т. - М.: Гардарики, 2011.
- 285 с.
16. Иванова,Т. Воспитание культуры речи/Т.Иванова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 6-12.
17. Коджаспирова, Г.М.; Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Академия, 2010, - 176 с.
18. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С.А.Козлова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 98-103
19. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2012. - 416 с.
20. Котырло, В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей/В.К.Кутырло // Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 2010. - С.28-30.
21. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете/И.Н.Курочкина //Дошкольное воспитание № 10 - 2012. - С. 96-103.
22. Кутьина, Н. На пути к музею/Н.Кутьина // Дошкольное воспитание. -
2012. - N 5. - С. 13-21.
23. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ. - М.: Вагрис, 2010. - 256 с.
24. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев - М.: Педагогика,- 2011. - 463 с.
25. Лукашева, Т. Я., Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся/Т.Я.Лукашева // Начальная школа. 2011 № 9. - С. 29-31.
26. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Гардарики,2011.-412с.
27. Макаренко, А.С. Соч.т.5. - М.: Просвещение, 2011. - 404 с.
28. Мащенко, Т. Юрга: красота и дети/Т.Мащенко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 66-71.
29. Морозова, С. С. Музейная педагогика/С.С.Морозова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 2. - С. 78-82.
30. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько - М.: Эксмо, 2011 - 106 с.
31. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина - М.: Гардарики, - 2011. - 239 с.
32. Никандров, Н.Д. Ценности - как основа целей воспитания/Н.Д.Никандров // Педагогика. 2008, №4. - С.43
33. Одинцова, Л. Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника/Л.Г.Одинцова //Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С.19-21
34. Они, И.А. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - М.: Эксмо, 2012. - 237 с.
35. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская - М.: Гардарики, 2011. - 143 с.
36. Островская, Л.Ф. Азы воспитанности/Л.Ф.Островская//Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С. 61-65
37. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская - М.: Вагриус, 2012. - 168 с.
38. Откроем детям двери музеев : музейное воспитании в детских садах г. Екатеринбурга // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2011. - № 10. - С. 21.
39. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М.: Академия, 2011. - 160 с.
40. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Гардарики, 2011. - 247 с.
41. Петрова, И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста / И.А. Петрова - М.: Эксмо, 2008. - 195 с.
42. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый - М.: Академия, 2011. 1часть, - 576 с.
43. ПортянкинаПримерное планирование работы по воспитанию культуры поведения/Портянкина // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С.11-16
44. Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. - М.: Вагриус, 2011. - 340 с.
45. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания // Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Академия, 2011. - 361 с.
46. Русакова, О. Л. Музей, дети и культура/О.Л.Русакова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 11. - С. 90-93.
47. Рязанцева, Л. Большой секрет для маленьких/Л.Рязанцева // Мир музея. -
2011. - № 3. - С. 36.
48. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский - М.: Эксмо, 2012. - 144 с.
49. Сенновская, И. Дошкольники и музеи/И.Сенновская // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 98-100.
50. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. - СПб.: Питер,2010. - 180 с.
51. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин - М.: Академия, 2012. - 96 с.
52. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб.пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. - М.: Высшая школа ,
2011. - 216 с.
53. Столяров, Б. А. Педагогическая деятельность музея/Б.А.Столяров // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 66-71.
54. Тиханчикова, Т. Л. Музейная педагогика/Т.Л.Тиханчикова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 69-71.
55. Ушинский, К.Д. Соч., т. 9. - М.: Просвещение, - 1950. - 775 с.
56. Фесенко, Г. Музей хлеба/Г.Фесенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 4. - С. 28.
57. Филонов, Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. - М.: Вагриус, 2012. - 159 с.
58. Чебукина, Н. К. Воспитание культуры чувств старших дошкольников средствами музейной педагогики/Н.К.Чебукина // Распахни окно в мир прекрасного. - Ульяновск, 2010. - Вып.4. - С. 49-55.
59. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников/Т.Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 44-50.
60. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени/Т.Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63.
61. Шакуров, Р.Х. Человек формируется с детства. М.: Вагриус, 2012. - 362 с.
62. Шипицина, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. - СПб.: Питер,
2012. - 289 с.
63. Яковенко, Т., Ходонецких, З. О воспитании культурно-гигиенических навыков/Т.Яковенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. - С. 6-11
64. Ясинская, Л. Я расскажу вам про музей/Л.Я.Ясинская // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - С. 73-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ