Проектная деятельность учащихся по изучению родного края
|
Введение
Глава 1. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы
Сабинского муниципального района РТ 6
1.1. Физико-географическая характеристика Сабинского района РТ 6
1.2. Природные ресурсы и особо охраняемые природные территории
Сабинского района РТ 15
Глава 2. Организация проектной деятельности младших школьников при изучении родного края. 22
2.1. Проекты как средство развития познавательных учебных действий учащихся. 22
2.2. Возможности использования технологии проектной деятельности при
изучении предмета «Окружающий мир». 31
Глава 3. Формы и методы изучения младшими школьниками родного
края. Школьный проект по изучению природы родного края. 40
Заключение 53
Список литературы 58
Приложение 62
Глава 1. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы
Сабинского муниципального района РТ 6
1.1. Физико-географическая характеристика Сабинского района РТ 6
1.2. Природные ресурсы и особо охраняемые природные территории
Сабинского района РТ 15
Глава 2. Организация проектной деятельности младших школьников при изучении родного края. 22
2.1. Проекты как средство развития познавательных учебных действий учащихся. 22
2.2. Возможности использования технологии проектной деятельности при
изучении предмета «Окружающий мир». 31
Глава 3. Формы и методы изучения младшими школьниками родного
края. Школьный проект по изучению природы родного края. 40
Заключение 53
Список литературы 58
Приложение 62
Изменения, происходящие в мире, касаются и образовательного процесса, в котором пересматриваются приоритеты и происходит поиск других форм обучения, соответствующих требованиям нового тысячелетия. Все отчетливее проявляются тенденции к пересмотру этических и культурных аспектов образования.
Каждый этап развития общества вносит существенные коррективы во все сферы бытия, расставляет акценты в системе ценностей, что сказывается на содержании образования. Гуманистический подход ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности воспитателя, повышающие ценность личностного саморазвития. Гуманистическая парадигма основывается на моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество. В связи с этим возникает реальная потребность в воспитании гуманистически ориентированного человека. Именно поэтому приоритет в образовании отдается воспитанию. Результатом взаимосвязи обучения и воспитания является социализация ученика.
Концепция обновления современной школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного географического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения географии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Основная задача начальной школы в осуществлении краеведческой
подготовки учащихся - формирование у них образа родного края, привлекательного и интересного. Подчеркнём, что одним из направлений Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится воспитание человека, «любящего свой народ, свой край, свою Родину». Использование регионального компонента при знакомстве младших школьников с окружающим миром, согласно требованиям стандарта, возможно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Чтобы учащиеся не были пассивными участниками образовательного процесса, уместны интерактивные формы обучения, среди которых особое внимание уделяется проектной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, способами получения знаний о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта формируется ответственность за свою работу, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами, что способствует достижению не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов.
Исходя из сказанного определяем цель исследования - изучение особенностей проектной деятельности учащихся по изучению родного края.
Объект исследования- изучение «Окружающего мира» в начальной школе
Предмет исследования - проектная деятельность учащихся по изучению родного края.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- дать физико-географическую характеристику Сабинского района РТ;
- рассмотреть проектную деятельность учащихся как средство формирования начальных исследовательских умений;
- обосновать возможности предмета «Окружающий мир» для изучения родного края;
- создать проект по изучению младшими школьниками родного края.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Каждый этап развития общества вносит существенные коррективы во все сферы бытия, расставляет акценты в системе ценностей, что сказывается на содержании образования. Гуманистический подход ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности воспитателя, повышающие ценность личностного саморазвития. Гуманистическая парадигма основывается на моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество. В связи с этим возникает реальная потребность в воспитании гуманистически ориентированного человека. Именно поэтому приоритет в образовании отдается воспитанию. Результатом взаимосвязи обучения и воспитания является социализация ученика.
Концепция обновления современной школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного географического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения географии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Основная задача начальной школы в осуществлении краеведческой
подготовки учащихся - формирование у них образа родного края, привлекательного и интересного. Подчеркнём, что одним из направлений Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится воспитание человека, «любящего свой народ, свой край, свою Родину». Использование регионального компонента при знакомстве младших школьников с окружающим миром, согласно требованиям стандарта, возможно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Чтобы учащиеся не были пассивными участниками образовательного процесса, уместны интерактивные формы обучения, среди которых особое внимание уделяется проектной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, способами получения знаний о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта формируется ответственность за свою работу, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами, что способствует достижению не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов.
Исходя из сказанного определяем цель исследования - изучение особенностей проектной деятельности учащихся по изучению родного края.
Объект исследования- изучение «Окружающего мира» в начальной школе
Предмет исследования - проектная деятельность учащихся по изучению родного края.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- дать физико-географическую характеристику Сабинского района РТ;
- рассмотреть проектную деятельность учащихся как средство формирования начальных исследовательских умений;
- обосновать возможности предмета «Окружающий мир» для изучения родного края;
- создать проект по изучению младшими школьниками родного края.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Природные условия Сабинского района весьма благоприятные. Агроклиматические ресурсы Сабинского района характеризуются следующим образом: продолжительность солнечного сияния на изучаемой территории составляет 1946 часов, что соответствует географическому положению района: сумма активных температур составляет около 1600°; увлажнение территории - около 75% (что характеризует район как слабо засушливый). Учитывая, что зима характеризуется как холодная (изотерма самого холодного месяца в году равна 13,3°), можно оценить агроклиматические условия района как благоприятные для возделывания однолетних сельскохозяйственных культур с коротким вегетационным периодом, таких как пшеница, рожь, зернобобовые, картофель, плодовые, ягодники.
В основном климат района является умеренно континентальный с холодной зимой, теплым летом и достаточным количеством осадков.
Гидрографическая сеть района является составной частью бассейна Волги и представлена Большой и Малой Мешой и их притоками.
Сток рек формируется за счет весенних талых вод, подземных и дождевых вод, т.е. питание смешанное, с преобладанием снегового.
Расчлененность района оврагами и балками, наличие залегания водоупорных пермских пород близко к поверхности благоприятствуют выходу подземных вод. Поэтому в оврагах и балках очень часто встречаются родники, воды которых питают реки.
Озера на территории района немногочисленны и малы по размерам. Располагаются они в поймах рек и занимают в общей сложности 31 га.
Болота на территории района встречаются в притеррасной части рек в понижениях среди пашен. Они занимают 0,12% площади района.
Таким образом, Сабинский район сравнительно обеспечен водными ресурсами, но требуется проводить мероприятия по регулированию весеннего временно стока для улучшения обеспечения водой.
Лесные ресурсы в хозяйстве района занимают видное место (24,8% территории района занято лесами). Леса района входят в зону смешанных
лесов. У северной границы территории они постепенно переходят в таежные леса. Главными лесообразующими породами являются сосна, ель, дуб, береза, осина. Здесь находится Сабинский леспромхоз, который по общим запасам древесины занимает второе место по республике.
Важным показателем характеристики лесного фонда является его возрастная структура.
Средний возраст лесов Сабинского района - 38 лет. Преобладание молодняков и средневозрастных насаждений свидетельствует об истощительных рубках в прошлом. Вместе с тем экологический потенциал молодых лесов значительно выше, чем у старовозрастных насаждений.
Итак, Сабинский район обладает разнообразными и значительными природными ресурсами (равнинный рельеф, благоприятный климат, наличие земельных, почвенных и водных ресурсов при полном отсутствии каких-либо других, в том числе полезных ископаемых республиканского значения), которые позволяют успешно развивать некоторые отрасли народного хозяйства и создают хорошие условия для жизни, работы и отдыха ее жителей.
Таким образом, характерные для района природные ресурсы, в сочетании с трудовыми, обуславливают аграрную специализацию района.
В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах. При соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории, природы родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью в формировании у учеников знаний о родном крае.
В работе было показано, что сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельности творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего, учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников. [4]. Была принята следующая структура проектной деятельности младших школьников:
- целеполагание,
- планирование процесса,
- реализация процесса, согласно плана,
- рефлексия проделанной работы,
- коррекция [27].
На основании данной структуры были выделены этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками, подэтапы и сформулированы вопросы, на которые необходимо ответить в результате реализации каждого из этапов. Этапы работы над проектом:
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проектирование-процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
Поиск информации- сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности- конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация- публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта.
Формирование универсальных логических действий, т. е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность — в процессе изучения окружающего мира. Именно в предмете «Окружающий мир» логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом предмета «Окружающий мир», позволяют также упорядочить и систематизировать имеющиеся естественнонаучные знания, вывести и конструировать новые знания. Именно «Окружающий мир» и другие предметы естественнонаучного цикла позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах. Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Они же открывают широкие возможности для организации различных форм учебной деятельности по изучению родного края. Наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой.
Наш проект можно назвать успешным, потому что дети задумались о том, что в настоящее время природа во многом зависит от человека. Село Лесхоз, которое окружено густым лесом, особенно полюбилось детям, участвовшим в проекте. Здесь можно встретить кабана, лося, лису, зайца, бобра и т.п., но их становится всё меньше и меньше. И для того, чтобы люди задумались о последствиях своей деятельности, ребята провели акцию «Берегите природу!», выпустили стенгазеты и другие наглядные материалы (фотоальбомы, фотоколлажи и др.).
Результатом работы над любым проектом является личностное продвижение детей, а также приобретение опыта социально-значимой деятельности, главным в котором является способность представлять, создавать и защищать собственный результат.
В основном климат района является умеренно континентальный с холодной зимой, теплым летом и достаточным количеством осадков.
Гидрографическая сеть района является составной частью бассейна Волги и представлена Большой и Малой Мешой и их притоками.
Сток рек формируется за счет весенних талых вод, подземных и дождевых вод, т.е. питание смешанное, с преобладанием снегового.
Расчлененность района оврагами и балками, наличие залегания водоупорных пермских пород близко к поверхности благоприятствуют выходу подземных вод. Поэтому в оврагах и балках очень часто встречаются родники, воды которых питают реки.
Озера на территории района немногочисленны и малы по размерам. Располагаются они в поймах рек и занимают в общей сложности 31 га.
Болота на территории района встречаются в притеррасной части рек в понижениях среди пашен. Они занимают 0,12% площади района.
Таким образом, Сабинский район сравнительно обеспечен водными ресурсами, но требуется проводить мероприятия по регулированию весеннего временно стока для улучшения обеспечения водой.
Лесные ресурсы в хозяйстве района занимают видное место (24,8% территории района занято лесами). Леса района входят в зону смешанных
лесов. У северной границы территории они постепенно переходят в таежные леса. Главными лесообразующими породами являются сосна, ель, дуб, береза, осина. Здесь находится Сабинский леспромхоз, который по общим запасам древесины занимает второе место по республике.
Важным показателем характеристики лесного фонда является его возрастная структура.
Средний возраст лесов Сабинского района - 38 лет. Преобладание молодняков и средневозрастных насаждений свидетельствует об истощительных рубках в прошлом. Вместе с тем экологический потенциал молодых лесов значительно выше, чем у старовозрастных насаждений.
Итак, Сабинский район обладает разнообразными и значительными природными ресурсами (равнинный рельеф, благоприятный климат, наличие земельных, почвенных и водных ресурсов при полном отсутствии каких-либо других, в том числе полезных ископаемых республиканского значения), которые позволяют успешно развивать некоторые отрасли народного хозяйства и создают хорошие условия для жизни, работы и отдыха ее жителей.
Таким образом, характерные для района природные ресурсы, в сочетании с трудовыми, обуславливают аграрную специализацию района.
В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах. При соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории, природы родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью в формировании у учеников знаний о родном крае.
В работе было показано, что сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельности творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего, учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников. [4]. Была принята следующая структура проектной деятельности младших школьников:
- целеполагание,
- планирование процесса,
- реализация процесса, согласно плана,
- рефлексия проделанной работы,
- коррекция [27].
На основании данной структуры были выделены этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками, подэтапы и сформулированы вопросы, на которые необходимо ответить в результате реализации каждого из этапов. Этапы работы над проектом:
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проектирование-процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
Поиск информации- сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности- конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация- публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта.
Формирование универсальных логических действий, т. е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность — в процессе изучения окружающего мира. Именно в предмете «Окружающий мир» логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом предмета «Окружающий мир», позволяют также упорядочить и систематизировать имеющиеся естественнонаучные знания, вывести и конструировать новые знания. Именно «Окружающий мир» и другие предметы естественнонаучного цикла позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах. Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Они же открывают широкие возможности для организации различных форм учебной деятельности по изучению родного края. Наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой.
Наш проект можно назвать успешным, потому что дети задумались о том, что в настоящее время природа во многом зависит от человека. Село Лесхоз, которое окружено густым лесом, особенно полюбилось детям, участвовшим в проекте. Здесь можно встретить кабана, лося, лису, зайца, бобра и т.п., но их становится всё меньше и меньше. И для того, чтобы люди задумались о последствиях своей деятельности, ребята провели акцию «Берегите природу!», выпустили стенгазеты и другие наглядные материалы (фотоальбомы, фотоколлажи и др.).
Результатом работы над любым проектом является личностное продвижение детей, а также приобретение опыта социально-значимой деятельности, главным в котором является способность представлять, создавать и защищать собственный результат.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ Г. КРАСНОЯРСКА В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Проектная деятельность как средство развития культуры личности
учащихся младшего и среднего возраста
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методические условия организации учебных исследований растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Организация проектной деятельности обучающихся 5-7 классов как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Образовательный туризм как механизм международного сотрудничества стран в контексте проектной деятельности обучающихся по географии
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020



