Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации 6
1.1 Сущность и содержание стратегии развития организации 6
1.2 Процедурные аспекты разработки стратегических направлений развития
организации 11
1.3 Особенности стратегического развития организаций, функционирующих
на рынке социального обслуживания населения 19
2. Анализ проблем стратегического развития КЦСОН «Эмет» 31
2.1 Производственно-экономическая характеристика деятельности
организации 31
2.2 Исследование системы управления организацией 42
2.3 Оценка действующей стратегии развития организации 49
3. Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по
совершенствованию стратегического развития КЦСОН «Эмет» 56
3.1 Оценка внешних факторов влияния среды на стратегическое развитие организации 56
3.2. Оценка влияния факторов внутренней среды на стратегическое развитие
организации 65
3.3. Выработка стратегических направлений развития организации и оценка
их эффективности 70
Заключение 80
Список использованных источников 85
С развитием российского бизнеса на первый план выходят вопросы, которые раньше не были столь актуальны: как должны быть построены бизнес- процессы; какая организационная структура представляется оптимальной; как создать реально функционирующую систему менеджмента качества; что необходимо сделать для уменьшения удельных затрат на единицу продукции без снижения качества самой продукции; каким образом замотивировать сотрудников на достижение поставленных целей. На самом деле это все проекции одной и той же задачи - эффективная реализация намеченной стратегии.
Актуальность обеспечения устойчивости развития компании предопределяет необходимость реализации стратегии, согласующейся с текущей стадией жизненного цикла субъекта хозяйствования. Стратегия устанавливает направление деятельности предприятия, является связующим звеном между имеющимися внутренними ресурсами и постоянно меняющейся внешней средой.
Сложившаяся практика предоставления социальных услуг нацелена в основном на расширение существующей структуры социального обслуживания неблагополучных семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без конкретного учета их потребностей. Она ориентирована на обеспечение выживания, а не на цели развития индивидов, не дает возможности потребителям реализовать свои интересы. Некоторые социальные услуги организуются без учета их социально-экономической обоснованности, без обеспечения рационального сочетания их стоимости и результативности.
Механизмами модернизации системы социального обслуживания являются ее разгосударствление (при сохранении государственных гарантий предоставления социальных услуг людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию), создание реального рынка социальных услуг для предоставления населению свободы выбора поставщика, объема и вида социальных услуг.
Внедрение элементов рыночной экономики в систему социальной защиты населения России, широкое распространение платных услуг в социальном обслуживании жителей страны могут создать основу для повышения качества и расширения перечня предоставляемых услуг, востребованных населением.
Но могут и снизить качество услуг, поскольку социум, да и сама система социального обслуживания, включая все ее компоненты, не в полной мере готова к рыночным преобразованиям. Именно поэтому необходимы: глубокий анализ препятствий внедрения платных услуг, потребностей в таких услугах, определение перспектив и моделей внедрения рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения, под которой мы понимаем деятельность, направленную на предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг по социальному обслуживанию в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей.
Весомый вклад в разработку общеметодологических и отдельных аспектов проблемы разработки стратегии развития социальной сферы сделали Г. Беккер [10, с. 23], М. Доэл [17, c.36], Л.Н. Кочеткова [23, cc.67-79], Н. Луман [28, с. 43], Д.С. Львов [29, с. 60], Дж. Минцер, Н.М. Найбороденко [31, с.52], Т. Парсонс [34, сс.43-44], В. Пэтти, А.Я. Рубинштейн [41, сс. 25-38] и А. Смит и другие.
Объектом исследования является стратегия развития предприятия социальной сферы. Предметом исследования - особенности формирования стратегии развития предприятия социального обслуживания.
Итак, цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию стратегии развития КЦСОН «Эмет».
Поставленная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать сущность и содержание стратегии развития организации;
- провести анализ процедуры разработки стратегии развития организации;
- оценить особенности стратегического развития организаций,
функционирующих на рынке социального обслуживания населения;
- провести анализ системы управления, стратегического положения КЦСОН «Эмет»;
- оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на стратегическое развитие организации;
- предложить мероприятия по совершенствованию стратегии развития КЦСОН «Эмет» и провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления. Методическую основу представляют методы анализа и синтеза, системного подхода, моделирования и др. В работе использовались нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность российских предприятий сферы социального обслуживания.
Структура дипломной работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Дипломный проект посвящен разработке стратегических направлений развития организации социальной сферы на примере Комплексного центра социального обслуживания населения «Эмет».
Характерная черта современного менеджмента организации - это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанными с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешней среды.
Первая часть дипломного проекта посвящена теоретическим основам разработки стратегии развития организации. В рамках данного раздела было установлено исходное понимание стратегии, сформулированное И.Ансоффом, как отпровная точка при принятии решений. Изучены эталонные (базовые) стратегии М.Портера (стратегия лидерства по затратам, стратегия индивидуализации или дифференциации, стратегия фокусирования) и стратегии роста Ф.Котлера к ним относятся стратегии концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста, а так же стратегия сокращения. Исследованы различные методики разработки стратегии, такие как SWOT-анализ, матрица БКГ, модель жизненного цикла продукта (которые в дальнейшем нашли свое применение в дипломном проекте), а так же были упомянуты матрица «товар- рынок» И.Ансоффа, модель McKinsey, матрица выбора направлений компании Shell, стратегия «голубого океана» У. Чан Кима и Рене Моборн: модель шести путей и др.
Современное социальное обслуживание в том виде, в котором оно существует в настоящее время прошло ряд этапов развития. Историк Е.И.Холостова впервые отслеживает упоминание о примитивных видах помощи и поддержки в дохристианском периоде. Далее социальная поддержка переживает ряд реформ от церковно - монастырского покровительства к государственному презрению через октябрьскую революцию (период государственного обеспечения) к периоду зарождения современной социальной защиты с начала 90-х годов.
В ходе изучения стратегического развития организаций, функционирующих на рынке социального обслуживания, было выявлено, что основные стратегии в формировании конкурентных преимуществ являются стратегия качества и стратегия лидерства в издержках.
В аналитической части была исследована организация КЦСОН «Эмет», которая осуществляет деятельность по социальному обслуживанию и социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, находящихся в социально трудном положении. Данная организация является автономным учреждением поэтому основные финансовые ресурсы центра поступают из государственного бюджета, так в 2015 году было выделено на выполнение государственного задания 30 109,03 тыс.руб. Так же КЦСОН «Эмет» реализует коммерческую деятельность, оказывая платные услуги, в прошедшем году данная сумма составила 2 020,02 тыс.руб.
Была изучена структура персонала КЦСОН «Эмет» по кадровому составу, по образовательному уровню, по стажу. В ходе анализа были выявлены недостатки - низкий показатель высококвалифицированных сотрудников, текучесть кадров (15,5%). Рекомендационными действиями по устранению данных слабых сторон учреждения стали внедрение опции «Круглый стол», «выращивание» своих специалистов, привлечение студентов, рассмотрение возможности гибкого графика для социальных и медицинских работников, проведение корпоративных вечеров и др. Применение данных мероприятий относительно социальной политике центра способны сплотить коллектив, создать базу резерва кадров организации, привлечь новых сотрудников.
Исследование системы управления организацией КЦСОН «Эмет» показало, что центр находится в тесном взаимодействии с государством, где связующем звеном является директор учреждения. Руководитель каждого отдела несет прямую ответственность за деятельность своего подразделения, что положительно влияет на целевой результат. Все субординационные связи центра налажены и работают эффективно, несомненно, положительным моментом является и то, что в «Эмет» имеет возможность тесного общения с непосредственным клиентом через социальных и медицинских работников. Данный факт позволяет проводить постоянный мониторинг: качества предоставляемых услуг, их актуальность, спрос на новые услуги, появление услуг-заменителей и тд.
Анализ стратегических позиций КЦСОН «Эмет» проведен с использованием метода SWOT-анализа. Основные проблемы, выявленные в ходе анализа - это высокая текучесть кадров, низкая квалификация сотрудников, слабый маркетинг, растущие запросы клиентов, нависшая угроза появления услуг - заменителя. Временное отсутствие сильных конкурентов, большой ассортимент предоставляемых услуг, низкие тарифы, выгодное месторасположения - это тот стратегический потенциал, который центру необходимо использовать, что бы была отдача от возможностей внешней среды в частности от государственных гарантий, старения населения, государственной поддержки.
Рекомендационная часть дипломного проекта начинается с оценки внешних и внутренних факторов влияния среды на стратегическое развитие организации.
Анализ внешней среды КЦСОН «Эмет» проведен с использованием метода PESTLE - анализа. В ходе исследования было выявлено, что организация испытывает влияние внешних факторов, а именно государственных, экономических, социальных, технических, экологических и правовых. Так же большую роль играет состояние отросли, в которой функционирует центр. Анализ конку-рентных сил в отрасли был проведен с использованием модели пяти конку-рентных сил по М.Портеру и адаптацией данной модели под специфику КЦСОН «Эмет». Исследование показало, что основное влияние на деятельность учреждения оказывают потребители, они формируют спрос и участвуют в ценообразовании новых коммерческих услугах оказываемых центром. Был опре-делен риск появления продукта (услуг) заменителя. Это могут быть субституты - интернет услуги (доставка медикаментов, продуктов), обучение клиентов медико-психологическим основам и др. Определив влияние различных факторов внешней среды, были предложены рекомендации - ориентация на участковость работы, увеличение продуктового портфеля, поддержка низкой ценовой политики организации, повышение имиджа организации, привлечение внебюджетных средств (спонсорских). Все вышеуказанные действия способны помочь организации КЦСОН «Эмет» эффективно функционировать в условиях нестабильности внешней среды.
Оценка влияния факторов внутренней среды на стратегическое развитие организации была проведена путем анализа внутренних переменных: целей, задач, технологий, люди и т.д. В ходе анализа было выявлено, что основным фактором внутренней среды являются люди, точнее персонал, поэтому были предложены рекомендации направленные на повышение уровня квалификации сотрудников, путем проведения дополнительных аттестаций и семинаров, так же было предложено проведение различных тематических мероприятий, выездных экскурсий для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Разработка стратегического направления развития организации КЦСОН «Эмет» проведена относительно ее продуктового портфеля. Инструментом послужила методика БКГ. В ходе проведения портфельного - анализа были выявлены два вида услуг (социально-медицинские, социально - бытовые) находящиеся в поле «Звезды», но постепенно начинающие снижать темпы роста переходя в поле «Дойные коровы». Так же данные услуги были охарактеризованы относительно своего жизненного цикла, установив свои позиции на завершающей фазе роста, переходя в фазу зрелости. Что касается услуг социально-экономических и социально - педагогических, то здесь ситуация складывается неоднозначно так как они находятся в поле «Дикие кошки». Либо данные услуги будут популярными и перейдут в зону «Звезды» при правильном целевом воздействии на них, либо они не найдут своего потребителя и переместятся в поле «Дохлые собаки», что повлечет за собой ликвидацию данной коммерческой деятельности до минимума определенного государством как бесплатная услуга. Итогом данного анализа стали рекомендации направленные на увеличение всех видов представленных услуг с целью поддержания популярных (бытовые, медицинские), формирования инвестиционной базы для развития услуг поля «Дикие кошки». Ими стали «Домашний помощник», «Санаторий на дому», «Фостерная семья», «Тревожная кнопка», «Социальный туризм».
Относительно новой услуги «Домашний помощник» был проведен ряд исследований. В ходе которых были проанализированы организации, оказывающие подобную услугу, была выявлена средняя стоимость и средний показатель спроса на данную услугу. Проведен анкетный опрос клиентов центра на тему: «Исследование перспектив новой услуги», по результатам которого 422 опрошенных респондента из 500 заинтересовались данной услугой. Так же был просчитан коэффициент экономической эффективности, составив 0,54 долей, что характерно для эффективной деятельности к внедрению в перечень предоставляемых услуг КЦСОН «Эмет».
Так же в ходе работы были предложены следующие рекомендации:
1. Доработать веб-сайт, содержащий необходимую информацию о льготах и условиях их получения с возможностью добавления заявки на получение помощи.
2. Создать колл-центр, как возможность для людей, не имеющих доступа в интернет, получить необходимую консультацию по телефону о перечне предоставляемых услуг и др.
3. Внедрение опции «Выездная бригада» для деревень Высокогорского района, с целью тесного общения клиентов с представителями КЦСОН «Эмет».
4. «Выращивание» своих специалистов, привлечение студентов.
5. Проведение «Дней открытых дверей» для ознакомления потенциальных и существующих клиентов с ассортиментом имеющихся, а так же с различными видами инновационных услуг.
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г. № 442-ФЗ.Режим доступа: http://www.rg.ru
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 650 План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) » Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru
3. Приказ Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 14.11.2007 № 28. Режим доступа: kcsonemet.ru
4. Приказ Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 2.06.2010 № 370. Режим доступа: kcsonemet.ru
5. Приказ Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4.07.2012 № 506. Режим доступа: kcsonemet.ru
6. Приказ ГАУСО «КЦСОН «Эмет» МТЗ и СЗ РТ в Высокогорском муниципальном районе» от 29.04.2013 г. № 50. Режим доступа: kcsonemet.ru
7. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Вотлерс Клувер, 2010. С. 84-85, С. 92-94.
8. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф СПб.: Питер, 1986. 8 с.
9. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф переизд. СПб.: Питер, 2009. 44 с.,80с.
10. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. 23 с.
11. Бородушко И.В. Лукашевич В.В. Основы менеджмента/ Бородушко И.В. Лукашевич В.В. 2-ое издание, - М.: - ЮНИТИ, 2012. 84с.
12. Бурмистров, М.П. Синявина, О.В. Калинина. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / М.П. Бурмистров, О.В. Синявина. СПб.: Изд-во По-
литехн. ун-та, 2012. 22 с.
13. Бусыгин А.В. Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики, 2-е издание - Проспект, 2015. 190 с.
14. Весенин В.Р. Стратегическое управление. Издательство Проспект,2014. 89 с.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб и доп. М.: Экономист, 2013. С. 234-235
16. Виханский О.С. Наумов А.И., Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 5-е изд. стериотипн. - М.: Магистр: ИНФРА - М, 2014. 31 с., 40 с., С. 84-85.
17. Доэл М. Практика социальной работы: управление и методика разработки для обучения и повышения квалификации соц. работников/ М. Доэл, С. Шадлоу; пер. с англ.; под ред. Б.Ю. Шапиро - М.,1995. 36 с.
18. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Магистр, 2009. 26 с.
19. Карминский А.М. Оленев Н.И., Примак А.Г. Фалько С.Г.. Контроллинг в бизнесе // Методологические и практические основы построения кон-троллинга в организациях, 2002. 39 с.
20. Кастарная А.А. История становления и развития социального обслуживания в России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2011. - №4. 154с.
21. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру / Ф. Котлер // Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер,
2015. 32 с., 132 с.
22. Котлер Ф., Келлер К.Р. Маркетинг/ Менеджмент: экспресс-курс. 3-е изд. Спб.: Питер, 2012. 56 с.
23. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: цели и функции / / Соц.- гуман. знания. 2008. № 3. С. 68-79.
24. Крупчина Е. В. История социальной службы в России / Е. В. Круп- чина // Молодой ученый. 2014. №15. С. 62-64.
25. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века). - М.: Академический проект, 2011. 24 с.
26. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Пи-тер, 2010. С. 78-79.
27. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Стратегическое развитие организации. - М.: Кнорус, 2013. 39 с.,42с.
28. Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории: пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. 43 с.;
29. Львов Д.С., Егоршин А.Г., Гранберг А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. - М,: Экономика, 2010. 60с.
30. Мескон Майкл Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Х. Мескон Майкл - М.: Вильямс, 2012. 31с.
31. Найбороденко, Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России / Н. М. Найбороденко. - 2-е изд. М.: Маркетинг, 2003.52с.
32. Осадчая Г.И. Модернизация социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. 2013. 49 с.
33. Парахина В.Н., Максименко Л.С. и др. Стратегический менеджмент./ В.Н. Парахин., Л.С. Максименко М.: КноРус. 2013. 47 с.
34. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии /Л. С. Котрелл (ред.). М.: Прогресс, 1965. С. 43-44.
35. Петоров А.Н. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов/ А.Н. Петров. СПб, 2015.С. 23-25, С. 77- 79, 91с.
36. Попов В.Н., Касьянов В.С.,Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте.- КноРус, 2013. 109с., 157 с.
37. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер с англ. М.: - Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 73-78, 89с.
38. Портер М., Самплер Д., Прахалад С.К. Курс МВА по стратегическому менеджменту./ Майкл Е. Портер, С.К. Прохлад. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 587с.
39. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина Паблишер, 2011. 43с.
40. Расиел Итан. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2013. 18с.
41. Рубинштейн А.Я. и А Смит. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере // Экон. наука соврем. России. 2009. № 1. С. 25-38.;
42. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 37-38, 81с., 101с.,107с.
43. У. Чан Ким, Рене Моборн Стратегия голубого океана: Пер. с англ. И. Ющенко 4-е издание /. М.:Манн Иванов и Фербер, 2014. С. 41-42, С. 71- 109, 129 с., 198с.
44. Фирсов М.В. История социальной работы в России - М., 2009. 90с.
45. Фомичев А.Н. Риск-Менеджмент: Учебник / А.Н. Фомичев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 276 с.
46. Хамел Г., Прахлад К.К. Конкурируя за будущее. / Олимп-Бизнес, 2014. 34с.
47. Хамел Г., Томас Г., Божук С.Г. Стратегическая гибкость / Г. Хамел, Г. Томас, С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2009. 384с.
48. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика : учебное пособие / Е. И. Холостова. Москва : Юрайт, 2016. С. 15, 20, 25, 27, 82, 90, 121, 135.
49. Чабанюк О.В. Актуальные проблемы экономики и управления. Сборник материалов международной научной конференции Вып.-2.-Киров: МЦНИП, 2013. 120-123с.
50. Чандлер А. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Ameri-can Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962. -Р. 13.
51. Широков Л.А. Исследование систем управления: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2014. 11с.
52. Домашний помощник URL: http://www.pom-dom.ru
53. Корпоративная социальная отчетность ГАУСО КЦСОН «Эмет» URL: http://kcsonemet.ru
54. КЦСОН Лермонтовский URL: http://лкцсон.рф
55. КЦСОН Новоселецкий URL: http://www.gbusonsel.ru
56. Политика и стратегия в области качества ГАУСО КЦСОН «Эмет» URL: http://kcsonemet.ru/o-centre.
57. Служба быта URL: http://kazansb.ru
58. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru