Налог на добавленную стоимость (Налоги и налоговая система, Брянский институт управления и бизнеса)
|
Введение 3
1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость 6
2 Характеристика элементов и порядок исчисления налога на добавленную стоимость 10
3 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ 16
Заключение 21
Список использованных источников 24
1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость 6
2 Характеристика элементов и порядок исчисления налога на добавленную стоимость 10
3 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ 16
Заключение 21
Список использованных источников 24
Налог на добавленную стоимость является налогом, занимающим одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации. Это связано с тем, что налог играет большую роль в обеспечении бюджета источниками доходов, в частности, является основным и стабильным источником поступления доходов в федеральный бюджет.
При этом налог выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию в экономике государства: выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ; является способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков; играет значительную роль в социально-экономическом развитии государства. Через налог на добавленную стоимость осуществляется контроль потребления определенных видов продукции или услуг, и ограничение монополии на производство некоторых товаров. С помощью применения этого налога реализуется механизм защиты национальных производителей, ограничивается объем импортной продукции на внутреннем рынке и предотвращается дефицит, предупреждая массовый экспорт продукции, произведенной в стране.
Несмотря на важное экономическое значение, у налога на добавленную стоимость имеется ряд недостатков, в том числе и сложности с администрированием, с возмещением налога и обоснованием налоговых вычетов, что в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. Более того, структура налога, которая позволяет применять налоговые вычеты и возмещение налога используется налогоплательщиками в негативных целях: создание различных схем незаконной минимизации налога; уклонение от налогообложения; прямое незаконное субсидирование из бюджета, в том числе и незаконное возмещение налога из бюджета.
Таким образом, исследование налога на добавленную стоимость является актуальным в условиях современной рыночной экономики.
Сущность налога на добавленную стоимость, его экономическое значение рассматривается в работах многих экономистов. С.П. Колчин, И.С. Землянская, Ю.В. Мельникова, М.В. Чуб рассматривают основные элементы налога, такие как налогоплательщики, объекты обложения, налоговая база и налоговые вычеты, раскрывают порядок исчисления налога. Д.Г. Черник, Е.А Кирова, А.В. Захарова подробно рассматривает порядок применения налоговых льгот по налогу, выражающихся в освобождении отдельных операций от обложения, предъявления налоговых вычетов, а также порядок исчисления налога по отдельным операциям, например, при ввозе и экспорте товаров. И.А. Майбуров, Е.В. Ядренникова, Е.Б. Мишина, помимо прочего рассматривают принцип формирования добавленной стоимости, составляющей основу налога. Все чаще вопросы проблемности взимания налога на добавленную стоимость и актуальные перспективы его реформирования являются предметом исследования в научных статьях, в частности, можно выделить работы К.В. Ахтареевов, М.Ю. Зуенко, О.В. Мандрощенко, А.С. Петренко.
Целью контрольной работы является исследование сущности и экономической роли налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую экономическую характеристику налога на добавленную стоимость;
2. Представить характеристику основных элементов налога на добавленную стоимость;
3. Проанализировать динамику поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Методами исследования в работе выступили: метод сбора и обработки информации, анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения, статистический анализ.
Теоретическую базу исследования в работе составляет учебная литература следующих авторов: С.П. Колчин, И.С. Землянская, Д.Г. Черник, И.А. Майбуров, Ю.В. Клюев и др. Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, статистические данные ФНС России.
Структура контрольной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком использованных источников.
При этом налог выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию в экономике государства: выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ; является способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков; играет значительную роль в социально-экономическом развитии государства. Через налог на добавленную стоимость осуществляется контроль потребления определенных видов продукции или услуг, и ограничение монополии на производство некоторых товаров. С помощью применения этого налога реализуется механизм защиты национальных производителей, ограничивается объем импортной продукции на внутреннем рынке и предотвращается дефицит, предупреждая массовый экспорт продукции, произведенной в стране.
Несмотря на важное экономическое значение, у налога на добавленную стоимость имеется ряд недостатков, в том числе и сложности с администрированием, с возмещением налога и обоснованием налоговых вычетов, что в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. Более того, структура налога, которая позволяет применять налоговые вычеты и возмещение налога используется налогоплательщиками в негативных целях: создание различных схем незаконной минимизации налога; уклонение от налогообложения; прямое незаконное субсидирование из бюджета, в том числе и незаконное возмещение налога из бюджета.
Таким образом, исследование налога на добавленную стоимость является актуальным в условиях современной рыночной экономики.
Сущность налога на добавленную стоимость, его экономическое значение рассматривается в работах многих экономистов. С.П. Колчин, И.С. Землянская, Ю.В. Мельникова, М.В. Чуб рассматривают основные элементы налога, такие как налогоплательщики, объекты обложения, налоговая база и налоговые вычеты, раскрывают порядок исчисления налога. Д.Г. Черник, Е.А Кирова, А.В. Захарова подробно рассматривает порядок применения налоговых льгот по налогу, выражающихся в освобождении отдельных операций от обложения, предъявления налоговых вычетов, а также порядок исчисления налога по отдельным операциям, например, при ввозе и экспорте товаров. И.А. Майбуров, Е.В. Ядренникова, Е.Б. Мишина, помимо прочего рассматривают принцип формирования добавленной стоимости, составляющей основу налога. Все чаще вопросы проблемности взимания налога на добавленную стоимость и актуальные перспективы его реформирования являются предметом исследования в научных статьях, в частности, можно выделить работы К.В. Ахтареевов, М.Ю. Зуенко, О.В. Мандрощенко, А.С. Петренко.
Целью контрольной работы является исследование сущности и экономической роли налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую экономическую характеристику налога на добавленную стоимость;
2. Представить характеристику основных элементов налога на добавленную стоимость;
3. Проанализировать динамику поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Методами исследования в работе выступили: метод сбора и обработки информации, анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения, статистический анализ.
Теоретическую базу исследования в работе составляет учебная литература следующих авторов: С.П. Колчин, И.С. Землянская, Д.Г. Черник, И.А. Майбуров, Ю.В. Клюев и др. Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, статистические данные ФНС России.
Структура контрольной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком использованных источников.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который устанавливаемые в виде надбавки к цене, и начисляется на добавленную стоимость. Ряд экономистов рассматривают добавленную стоимость как разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Непосредственным плательщиком налога выступает потребитель, оплачивающий стоимость товаров (работ, услуг). Налог относится к числу федеральных, уплачиваемых экономическими субъектами на территории всей страны.
Целью введения данного налога в налоговую систему Российской Федерации стало пополнение бюджета государства и воздействие на экономику страны. В связи с этим, в качестве функций налога выделяются: фискальная функция, направленная на мобилизацию денежных средств в распоряжение государства, главным образом, с целью осуществления мер, направленных на регулирование экономической сферы; регулирующая функция, предусматривающая воздействие на отдельные экономические отрасли за счет изменения порядка исчисления налога; распределительная функция, позволяющая перераспределять ВВП на территории страны.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Исчисление налога происходит при возникновении объектов обложения, установленных главой 21 НК РФ: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
По налогу на добавленную стоимость предусмотрены налоговые льготы, предусматривающие, что организации и индивидуальные предприниматели могут не уплачивать налог при осуществлении отдельных операций, а также могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей по налогу.
Исчисление налога происходит по процентным налоговым ставкам, действующим в основном размере – 18%, и пониженных размерах – 0% и 10%. Особенностью налога является то, что исчисленная сумма налога может быть уменьшена на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налог на добавленную стоимость занимает в структуре налогов, поступающих в бюджетную систему РФ порядка 18%. Ежегодно происходит увеличение абсолютного показателя уплаты налога. По итогам 2017 г. в бюджет поступило налога на сумму 3 236,3 млрд. руб. Наибольшая часть налога на добавленную стоимость поступает в бюджет РФ от операций по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. На долю этого налога приходится порядка 94%.
На сегодняшний день налог на добавленную стоимость является одним из налогов, подлежащих реформированию. Одной из основных перспектив реформирования налога, которая обсуждается на государственном уровне, является повышение основной ставки налога с 18% до 22%. Многие специалисты при рассмотрении данного вопроса ссылаются на то, что в РФ достаточно низкая ставка НДС относительно иных развитых стран, в частности, стран Европейского союза. Основываясь на опыте этих стран, предполагается, что повышение ставки должно способствовать увеличению доходов федерального бюджета.
Целью введения данного налога в налоговую систему Российской Федерации стало пополнение бюджета государства и воздействие на экономику страны. В связи с этим, в качестве функций налога выделяются: фискальная функция, направленная на мобилизацию денежных средств в распоряжение государства, главным образом, с целью осуществления мер, направленных на регулирование экономической сферы; регулирующая функция, предусматривающая воздействие на отдельные экономические отрасли за счет изменения порядка исчисления налога; распределительная функция, позволяющая перераспределять ВВП на территории страны.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Исчисление налога происходит при возникновении объектов обложения, установленных главой 21 НК РФ: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
По налогу на добавленную стоимость предусмотрены налоговые льготы, предусматривающие, что организации и индивидуальные предприниматели могут не уплачивать налог при осуществлении отдельных операций, а также могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей по налогу.
Исчисление налога происходит по процентным налоговым ставкам, действующим в основном размере – 18%, и пониженных размерах – 0% и 10%. Особенностью налога является то, что исчисленная сумма налога может быть уменьшена на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налог на добавленную стоимость занимает в структуре налогов, поступающих в бюджетную систему РФ порядка 18%. Ежегодно происходит увеличение абсолютного показателя уплаты налога. По итогам 2017 г. в бюджет поступило налога на сумму 3 236,3 млрд. руб. Наибольшая часть налога на добавленную стоимость поступает в бюджет РФ от операций по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. На долю этого налога приходится порядка 94%.
На сегодняшний день налог на добавленную стоимость является одним из налогов, подлежащих реформированию. Одной из основных перспектив реформирования налога, которая обсуждается на государственном уровне, является повышение основной ставки налога с 18% до 22%. Многие специалисты при рассмотрении данного вопроса ссылаются на то, что в РФ достаточно низкая ставка НДС относительно иных развитых стран, в частности, стран Европейского союза. Основываясь на опыте этих стран, предполагается, что повышение ставки должно способствовать увеличению доходов федерального бюджета.
Подобные работы
- Налогообложение юридических лиц в России (Налоги и налоговая система, Брянский институт управления и бизнеса)
Контрольные работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - Управление организацией на основе критерия экономической добавленной стоимости
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ УПЛАЧИВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование операций в отношении товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза
(на примере новооскольского таможенного поста белгородской таможни)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



