Введение 3
1. Общая характеристика таможенного тарифа 5
1.1 Историческое развитие функций таможенного тарифа 5
1.2 Понятие, признаки и цели таможенного тарифа 12
2. Классификация функций таможенного тарифа 17
2.1 Фискальная функция таможенного тарифа 17
2.2 Защитная функция таможенного тарифа 19
2.3 Регулирующая функция таможенного тарифа 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Важной стратегической задачей России на среднесрочную и долгосрочную перспективу выступает создание механизма стимулирования развития конкурентоспособной национальной экономики, адаптированной к условиям глобализации, которое может быть обеспечено посредством сбалансированного развития всех отраслей экономики и установления рационального соотношения между им¬портом и экспортом товаров.
Таможенные тарифы считаются классическим инструментом регулирования внешней торговли, они выступают одним из важнейших инструментов торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком, позволяющим как осуществлять защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции, так и стимулировать развитие отдельных секторов национальной экономики.
Актуальность исследуемой проблемы определяется недостаточной разработанностью теоретических вопросов, охватывающих особенности применения таможенного тарифа, его влияния на внешнеторговую деятельность и экономическое развитие страны.
Цель исследования – рассмотреть функции таможенного тарифа.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие функций таможенного тарифа;
- проанализировать понятие, признаки и цели таможенного тарифа;
- изучить классификацию основных функций таможенного тарифа.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования таможенного тарифа.
Предмет работы – исследования современных тенденций развития законодательства, касающихся вопросов функций таможенного тарифа.
Методическую основу исследования составили следующие методы: исторический, нормативный, метод анализа.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Феде-рации от 12 декабря 1993 г., Закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др. федеральное законодательство РФ.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: М.Ю. Егоров, С.А. Живодрова, А.Ю. Осетров, Ю.В. Рожкова, Е.В. Труш, О.В. Тиницкая, С.В. Халипов, А.Г. Чернявский и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, таможенный тариф в современных условиях выступает основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.
Важным аспектом таможенно-тарифной политики, имеющим как теоретическое, так и прикладное значение, является методология установления уровня таможенных пошлин. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономическое развитие страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, поскольку решение этой задачи связано с учетом всей совокупности возможных экономических и социальных последствий. В основе ввозных и вывозных таможенных пошлин лежат мировые и национальные цены. Поэтому изменения, происходящие в мировой и национальной экономиках, определяют необходимость пересмотра национальной тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей. Эти изменения могут осуществляться как путем реформирования всей системы таможенных пошлин, так и посредством общей или частичной корректировки тарифных ставок на отдельные виды и группы товаров. При этом важно учитывать не только существующие пропорции издержек и цен, но и тенденции их изменения, а также приоритеты и принципы внешнеэкономической политики государства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о сложности и многомерности функций, целей и задач налогово-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В зависимости от ситуации таможенная политика государства может выступать как: средство защиты национальных производителей, стимулятор развития конкуренции, средство решения социальных проблем, источник получения государственных доходов, выполнять многие другие социально-экономические функции. Иначе говоря, финансово-экономический механизм регулирования внешнеэкономической деятельности несет множественную нагрузку. В то же время интересы разноплановых, зачастую разнонаправленных задач, решение которых должен обеспечивать регуляторный механизм, могут противоречить друг другу. Не менее важным аспектом, к сожалению, до сих пор не имеющим должного теоретического обоснования в нашей стране, является проблема несогласованности таможенно-тарифной и налоговой политики. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.
Переходный характер механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России и, в частности, неразвитость финансовых отношений в этой сфере, сохраняющаяся чрезмерно высокая роль нетарифных методов регулирования является причиной несоответствия результатов функционирования этого механизма интересам государства и реальным потребностям экономики. В результате меры регулирования зачастую носят запаздывающий характер, отсутствует гибкость и оперативность в действиях регулирующих органов, а принимаемые меры недостаточно результативны с точки зрения их воздействия на ситуацию. Сохраняющаяся неэффективность финансово-экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость его дальнейшего совершенствования.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
2. Российская Федерация. Законы. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [федер. закон принят 27 ноября 2010 г.) с изм. и доп. от 11 июля 2011 г., 30 декабря 2012, 05 апреля 2013, 12 марта 2014, 08 марта 2015 г., 06 апреля 2015 г., 23 июня 2016, 28 декабря 2016, 29 июля 2017) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 29.07.17 г.
3. Российская Федерация. Законы. «О таможенном тарифе» [закон принят 21 мая 1993 г.) с изм. и доп. от 25 ноября 1995 г., 05 февраля 1997 г., 10 февраля 1999 г., 27 мая 2000 г., 08 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 06 июня 2003 г., 07 мая 2004 г., 21 июля 2005 г., 08 ноября 2005 г., 10 ноября 2006 г, 01 декабря 2007 г., 03 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 08 декабря 2010 г., 28 ноября 2011 г., 03 декабря 2012 г., 23 июля 2013 г., 04 марта 2014 г., 28 ноября 2016 г., 28 декабря 2016 г.) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 28.12.16 г.
Учебники, монографии, брошюры
4. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: учебник для вузов / П.Н. Афонин. - СПб.: Троицкий мост, 2014. -352 с.
5. Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2014.
6. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. М.:«Норма», 2014. – 382 с.
7. Горчак М.О. Некоторые направления развития таможенного тарифа РФ // Сборник статей. V Международной научно-практичекой конференции «Право. Бизнес. Население». - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2015
8. Дудкова В. На пути к электронной таможне // Таможня. 2016, № 7. С. 10.
9. Дудкова В. Информационные технологии: приближение к междуна-родным стандартам // Таможня. 2015, № 2 С. 48-50.
10. Дудкова В. Таможня меняет идеологию //Таможня - информационно-аналитическое обозрение. 2015. № 20. С. 3-5
11. Егоров М.Ю. Функции таможенного тарифа в Российской империи в XIX веке // Экономический журнал. 2013, Т. 18. № 2. С. 86-90.
12. Живодрова С.А. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований. 2012, № 3. С. 40-44.
13. Кнобель А.Ю. Закономерности формирования уровня тарифов в международой торговле. Учебник. – Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. М.2012.
14. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: «Омега-Л», 2010. – 192 с.
15. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. Курс лекций. – М.: Флинта, 2013.
16. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика.- М.: Дело и Сервис, 2010.-340с.
17. Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 87 с.
18. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2014.
19. Осетров А.Ю. Особенности фискальной деятельности таможенных органов // Финансовое право. 2017, № 4. С. 41 - 44.
20. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368с
21. Право ВТО: теория и практика применения: Монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 528 с.
22. Рожкова Ю.В. Роль таможенного тарифа в развитии экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016, № 1. С. 32-36.
23. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: эко-номика и управление. Минск: Современная школа, 2016. 52 с.
24. Труш Е.В. Таможенный тариф в Российской Федерации // Молодежь и наука. 2017, № -4.3. С 51.
25. Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. - М.: Приоритет, 2013.
26. Тиницкая О.В. К вопросу об усилении регулирующей функции единого таможенного тарифа ЕАЭС // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017, № 2 (63). С 216-232.
27. Халипов С.В. Таможенное регулирование и таможенное дело (правовой анализ ключевых понятий) // Таможенное дело. 2012, № 4. С. 12 - 15.
28. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. 556 с.
29. Шагаев А. Современная таможня - это новейшие информационные технологии // Таможенное обозрение. 2015. № 2. С. 12-14.
30. Шевякин А.С. Информационные таможенные технологии / А.С. Ше-вякин . - СПб.: Интермедия, 2015.- 200 c.