Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №51588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические исследования в области эмотивных предложениий 6
1.1. Определение понятия «эмотивные предложения» разными
учёными 6
1.2. Эмотивность как средство репрезентации эмоций 14
1.3. Структурно-семантическая харакеристика эмотивных
предложений 27
Глава II. Структурно-семантическая организация
эмотивных предложений 30
2.1. Лексическо-семантическое наполнение и структурная
организация эмотивных предложений 30
2.2. Структурно-семантический анализ эмотивных предложений
на примере художественных текстов 34
2.3. Практическое применение эмотивных предложений в
обучении учащихся СОШ 43
Заключение 52
Библиография 55


Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время лингвистика текста достигла значительных успехов в познании законов эмоционального воздействия на читателя. Изучение литературного текста предоставляет исследователю в этом отношении наибольшие возможности, поскольку концентрирует в себе целый комплекс общефилологических и общелингвистических вопросов, позволяющих вскрыть законы текстообразования с наибольшей полнотой и ясностью. В связи с этим открываются новые возможности для изучения иностранного языка, опирающиеся на эмоциональное восприятие текста обучающимися.
Предмет исследования: структурно-семантические особенности особенности эмотивных предложений во французском языке.
Объект исследования: художественная литература
французского языка.
Цель исследования: выявить особенности эмотивных предложений во французском языке и обосновать необходимость их применения в учебном процессе средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) обобщить существующие научные взгляды на понятие «эмотивное предложение»;
2) выявить структурно-семантические характеристики эмотивных предложений;
3) определить типы эмотивных предложений, используемых во французском языке.
Методологической основой исследования послужили труды
3
лингвистов И. В. Арнольд, В. И. Шаховский, Ю. С. Степанов, Л. Г. Бабенко. В работе использованы также идеи таких авторов, как О.А. Турбина, И.И. Синельникова, А.К. Гизатуллина, Г.Н. Ленько.
Методы исследования нашей работы:
Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция.
Лингвистический методы: сопоставление. А также были использованы такие методы, как беседа, наблюдение и опытное обучение.
Этапы исследования:
- выбор темы;
- планирование работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление к защите.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей эмотивных предложений на примере художественных текстов во французском языке, а также в обосновании их изучения в СОШ на уроках по предмету иностранный язык.
Практическая значимость: результаты исследования могут применяться для обучения учащихся школ на уроках французского языка.
Структура работы следующая: введение, две главы, заключение и библиография.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические исследования в области эмотивных предложений, а именно определение разными учёными понятия «эмотивное предложение». Также определено понятие «эмотивности» как репрезентации эмоций, дано структурно¬семантическая характеристика эмотивных предложений.
Во второй главе речь идёт о структурно-семантической организации эмотивных предложений, их наполнении и структурно-семантическом анализе на примере художественных текстов и о практическом применении их в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы.
В заключении обобщены результаты исследования, даны ответы на поставленные задачи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования является выявление особенностей эмотивных предложений во французском языке и обоснование необходимости их применения в учебном процессе в средней общеобразовательной школе.
С помощью методов исследования нами проведена работа согласно поставленным задачам. В первой задаче мы, обобщив существующие научные взгляды на понятие «эмотивное предложение», остановились на следующем определении этого термина. Эмотивное предложение - это языковая категория, которая является семантическим средством репрезентации эмоций. Оно выражает субъективное отношение говорящего и предназначено для вербальной передачи личностью своего эмоционального состояния и отношения к окружающей действительности.
Отвечая на вторую поставленную задачу, мы можем дать характеристики эмотивного предложения:
1) Главная роль при формировании экспрессии принадлежит простому предложению. Эмотивные предложения, особенно простые, используемые в прямой речи персонажей имитирую простоту устной речь и упрощают диалог между читателем и автором.
2) Эмотивность также зависит от однокомпонентных структур: подлежащее и сказуемое. Существуют безличные эмотивные предложения, где субъект, который «отвечает» за происходящее провоцирует ощущение безысходности.
3) Эмотивные предложения оставляют простор для фантазии читателя, позволяя ему погрузится в воображаемую автором картину.
4) В этих предложениях также могут присутствовать риторические фигуры: восклицание и вопросы, которые усиливают выразительность речи героя.
В исследовательской работе нам также удалось определить типы эмотивных предложений:
1) междометные эмотивные предложения;
2) субстантивные эмотивные предложения;
3) адвербиальные эмотивные предложения;
4) эллиптические конструкции;
5) сегментированные конструкции;
6) конструкции с изменённым порядком слов.
Также важным моментом, на наш взгляд, является вопрос использования текстов эмотивной окраски в средней общеобразовательной школе на уроках французского языка и в лингвистических кружках. При этом мы рекомендуем изучать отдельные фрагменты художественной литературы, применять на уроках французского языка учебный материал: живопись, музыку, театральные сценки с использование эмотивной лексики.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Эмотивные предложения - это неотъемлемая часть французского языка. Эти языковые средства упрощают, украшают речь человека, делают её более понятной. Без эмоций невозможно представить жизнь людей. Дело в том, что именно они позволяют нам чётче, яснее и интереснее выражать своё мнение, свои взгляды на окружающий мир.
Эта область языкознания на данный момент является перспективной. Многие учёные продолжают изучать глубины лингвистики в разных её аспектах. Эмотивные предложения не являются исключением. Мы надеемся, что в дальнейшем такая область знаний будет лучше рассмотрена и изучена следующем поколением учёных-лингвистов и откроет новые горизонты для своего дальнейшего познания и развития.
Также мы хотим отметить важность использования эмотивных предложений при обучении учащихся средней общеобразовательной школы, так как они напрямую затрагивают область взаимодействия и общения учащихся, которое является существенным элементом при формировании коммуникативной компетенции учащихся.



1. Абакумова Наталия Николаевна, Губа Павел Сергеевич Иноязычная коммуникативная компетентность в современной педагогической практике: компонентный анализ // Язык и культура. Приложение. 2013. №1. С. 24-27.
2. Адмони В. Г. О некоторых закономерностях развития синтаксического строя. «Докл. и сообщ. Ин-та языкознания». Вып. V, 1953. - 81 с.
3. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики [Текст] / Ю. Д. Апресян. - М.: Наука, 2001. - 328 с.
4. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики [Текст]: Модели мира в литературе/ В.П. Белянин. - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
5. Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №50. С. 163-169.
6. Валеева А.Ф., Гизатуллина А.К. Эмоционально¬экспрессивные предложения в татарском и французском языках как результат компрессии синтаксической структуры (эмоции и их природа) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 815-818.
7. Ван Шупин Выражение эмоций на синтаксическом уровне
в русском языке (на материале произведений И. С. Тургенева) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №1-1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-emotsiy-na-
sintaksicheskom-urovne-v-russkom-yazyke-na-materiale-proizvedeniy-i-s- turgeneva (дата обращения: 24.04.2018).
8. Вейхман Г.А. Грамматика текста. / Г. А. Вейхман - М.: Высшая школа, 2005. - 345 с.
9. Вежбицкая, А. Толкование эмоциональных концептов [Текст]: Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1996. - 197 с.
10. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы [Текст]: Избранные труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 362 с.
11. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук: (Выпуск первый. Задачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики, 1978 / Отв. ред. В. П. Григорьев. - М.: Наука, 1981. - С. 3-58.
12. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. -М.: Добросвет, 2000. - 332 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб, пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб, заведений. М., 2004. - 121 с.
14. Герасименко И. Е. Коннотативная семантика единиц в аспекте гендерной лингвистики: Дисс. ... д-ра филол. наук. - М., 2009. - 429 с.
15. Герасименко И. Е., Тютрина О. М. Эмотивность как лингвистическая категория // Молодой ученый. - 2016. - №13.2. - С. 23-25.
16. Гизатуллина А.К. Оценочность как одна из форм проявления экспрессивности: эмоционально-экспрессивные предложения в татарском и французском языках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №9-1 (63). С.73-75
17. Гизатуллина А.К. Экспрессивные инфинитивные предложения как автономные единицы синтаксической системы татарского и французского языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №6-2 (60). С. 50-53
18. Гизатуллина А.К. Эмоционально-экспрессивные предложения в татарском и французском языках: волеизъявление и эмоции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-2 (62). URL: С. 67-70
19. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб, пособие для школьников педвузов . — М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
20. Горелов И.Н., Седов К.Ф. . Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. - Издательство "Лабиринт", М., 2001. - 304с.
21. Дебердеева Елена Евгеньевна, Саянная Наталья
Николаевна Отражение национального менталитета в языке // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-natsionalnogo-mentaliteta-v- yazyke-na-primere-russkih-i-angliyskih-poslovits-s-metaforicheskim-i- konnotativnym-komponentami-1 (дата обращения: 21.04.2018).
22. Долинин К.А. Стилистика французского языка. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
23. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. / Л. Ельмслев. -M.:URSS, 2006.- 213 с.
24. Кондратьева М.А. Эмотивный потенциал сравнительных конструкций в немецком языке (на материале немецкоязычного публицистического дискурса) // Вестник МГОУ. 2013. №1. - С. 88-91
25. Коростова Светлана Владимировна Эмотивность как функционально-семантическая категория: к вопросу о терминологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotivnost-kak-funktsionalno- semanticheskaya-kategoriya-k-voprosu-o-terminologii (дата обращения: 24.04.2018).
26. Кустова Е. Ю. Функционально-семантическое поле
французских интеръективов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-
semanticheskoe-pole-frantsuzskih-interektivov (дата обращения: 24.04.2018).
27. Ленько Г.Н. Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kategorii-emotivnosti-i-smezhnyh-s- neyu-ponyatiy (дата обращения: 24.04.2018).
28. Ленько Г.Н. К вопросу изучения специфики эмоционального состояния (на примере французских произведений конца xx-xxi в.)//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2011. № 1. С. 91-95.
29. Ленько Г.Н. Категория эмотивности: интердисциплинарный подход//Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения Сборник научных трудов международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере»: в 2-частях. 2017. С. 256-260.
30. Ленько Г.Н. Особенности изучения эмоциональных состояний: психологический и лингвистический подходы (на материале французского языка)//Тенденции развития науки и образования. 2017. № 32-2. С. 37-42.
31. Ленько Г.Н. Синтаксические способы выражения эмоций. //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2008. № 4. С. 53-56.
32. Ленько Г.Н. Синтаксические средства выражения эмотивности (на материале текстов художественных произведений современных английских, французских и немецких авторов) //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 2. С. 171 -177.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 320 с.
34. Орлова Н.Н. Языковые средства выражения эмоций: синтаксический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19,10.02.04 / Орлова Наталья Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 188 с.
35. Сергеев, И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности [Текст]: Практическое пособие /И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М.: АРКТИ,2009. - 132 с.
36. Синельникова И.И. Эмотивные фразеологизмы
французского языка в полевом аспекте: моногр. / И.И. Синельникова. - Белгород: ИД «Белго-род» НИУ «БелГУ», 2013. - 188 с.
37. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики
номинативных единиц. / В.Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 86 с.
38. Турбина Ольга Александровна Природа эмотивного синтаксиса и его категорий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-emotivnogo- sintaksisa-i-ego-kategoriy (дата обращения: 24.04.2018).
39. Чернышов С.В. Эмотивно-концептная модель обучения иностранным языкам в лингвистическом вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Нижний Новгород, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2016. - 450 с.
40. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. Монография. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
41. Шаховский, В. И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность [Текст] / В. И. Шаховский. - Сб.: Коммуникативные аспекты значения. - Волгоград: Волгр. пед. ин-т, 1990.- 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ