Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа управления привлекательностью в городах 7
1.1 Теоретические подходы к анализу привлекательности городов 7
1.2 Процесс управления привлекательностью в городах 15
1.3 Зарубежный опыт управления привлекательностью городов 26
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса управления привлекательностью в городах 38
2.1 Анализ методик оценки привлекательности городов-миллионеров 38
2.2 Сравнительный анализ мониторинга привлекательности в городах-
миллионерах России 52
2.3 Итоги эмпирического исследования привлекательности среды проживания в Казани 72
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования процессов управления привлекательностью в городах 88
3.1 Анализ выявленных проблем в городах и возможные направления их решений 88
3.2 Анализ проблем, возможные направления их решений и прогноз основных показателей, отражающих привлекательность среды проживания в городе Казань 108
Заключение 125
Библиографический список 130
Приложения
Города являются фокусными точками различных по масштабам территорий, местами размещения преобладающей части хозяйствующих субъектов. Для успешного решения вопросов устойчивого развития власти города должны проводить постоянный мониторинг и оценку процессов, в нем происходящих, достаточно оперативно решать возникающие проблемы, тем самым способствуя непрерывному повышению комфорта и качества городской жизни.
Тема данной работы является актуальной в настоящее время, она помогает систематизировать процесс формирования и развития перспектив жизнедеятельности в городах, своевременно выявлять проблемные точки и определять возможные вектора развития. Существуют различные подходы к оценке привлекательности. В данном исследовании мы выбрали привлекательность среды проживания, так как считаем, что в первую очередь город должен быть комфортен для его жителей, и совершенствоваться именно в направлении улучшения условий их жизнедеятельности.
Сегодня, в связи с повышением возможностей миграционных потоков и обострением конкуренции между городами, городские власти должны создавать благоприятную среду для жизнедеятельности населения. Однако столкнувшись с необходимостью конкуренции с другими, аналогичными муниципальными образованиями, городские сообщества часто начинают управлять своей конкурентоспособностью бессистемно, без опоры на имеющиеся теоретические концепции. Необходимо создать такую систему управления, которая обеспечит эффективное и успешное развитие каждой территории.
Проведенные ранее исследования не исчерпывают всей глубины и многообразия управленческих проблем, связанных с решением вопросов развития конкурентоспособности и привлекательности городов, поэтому
возникает необходимость изучения процессов совершенствования управления территориями, в частности городами.
Объектом исследования является привлекательность городов- миллионеров России.
Предметом исследования - управление привлекательностью среды проживания в городах-миллионерах России.
Целью написания работы является проведение сравнительного анализа привлекательности среды проживания в городах-миллионерах России, позволяющего разработать рекомендации по ее повышению.
В соответствии с поставленной целью в работе определено решение следующих задач:
— провести анализ подходов, раскрывающих сущность привлекательности города (конкурентоспособность города, комфортность проживания в городе);
— выделить индикаторы привлекательности среды проживания в городе;
— проанализировать выбранные показатели в динамике за 5 лет, с 2011 по 2015 года;
— провести сравнительный анализ по данным параметрам между городами-миллионерами России (исключая города федерального значения);
— проанализировать результаты анкетного опроса жителей города Казань;
— выявить проблемные и сильные стороны привлекательности среды проживания в городах;
— разработать рекомендации по повышению привлекательности среды проживания в городах;
— спрогнозировать развитие основных параметров, отражающих привлекательность среды проживания в городе Казань.
При написании работы был использован комплексный подход, а так же следующие методы: контент-анализ, сравнительный анализ, анкетный опрос, прогнозирование, синтез, индукция, дедукция.
Научная новизна работы заключается в следующем:
— определенна формулировка понятия «привлекательность среды проживания» и его составляющие;
— разработана авторская методика оценки привлекательности среды проживая;
— разработана анкета, для оценки привлекательности среды проживания жителей города.
Полученные данные, включающие в себя:
— результаты сравнительного анализа социально-экономических показателей городов, отражающих уровень привлекательности среды проживания в них;
— рейтинг городов-миллионеров по уровню привлекательности среды проживания;
— результаты анкетного опроса жителей города Казань;
— разработанные рекомендации по повышению уровня привлекательности среды проживания в городах;
могут быть включены в материалы, которыми будут руководствоваться государственные служащие, при принятии определенных управленческих решений. Разработанная методика может быть использована для оценки привлекательности среды проживания и в других городах России.
По теме диссертации были опубликованы 3 научные статьи:
1) Э.К. Балобанова Практические аспекты анализа привлекательности среды проживания в городах// Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты : материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» (31 марта 2017 г.) - Самара, с. 141-143.
2) Балобанова Э.К. Жилищная политика, как фактор, влияющий на привлекательность среды проживая в городах// Векслинские чтения. География, географическое образование и тризм: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 23-25 марта 2017г.);-Казань:Изд-во: Казан. ун-та, 2017- с.319-324
3) Е.И. Беглова, Р.Р. Садыртдинов, Э.К. Балобанова, Т.Р. Хисматова Оценка шкал эквивалентности для домохозяйств: сравнительный анализ данных РЛМС и ОБДХ// Экономика и предпринимательство.- 2016г. -№11(ч.1) - с. 375-378.
Теоретической основой работы явились исследования известных отечественных ученых, в числе которых: Гринчель Б. М., Костылева Н. Е., Дергачева Е. А. и др. Общетеоретические проблемы управления развитием городов исследованы в работах многих отечественных экономистов: Н.Т.Агафонова, Н.А.Аитова, М.В.Борщевского, Л.А.Велихова, В.А.Воротилова, Ф.Гибберда, М.В.Глазырина, Е.Г.Панченко, и др.
Исследованию проблем социально-экономического развития городов в условиях становления и развития рыночных отношений, их роли в качестве ведущих элементов территориальной организации общества посвящены работы Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова, Р.А. Белоусова, А.М.Брячихина, А.Г.Воронина, А.Л.Гапоненко, Ю.С.Дульщикова, А.М.Лаврова, В.Н.Лексина, А.Н.Швецова., Р.И.Шнипера, Б.М.Штульберга и др.
Информационной основой работы явились статистические данные, эмпирические данные проведенного анкетного опроса жителей города Казань, а также другие данные интернет - ресурсов (информационные сайты городов, администраций, статистические сайты, научные публикации, монографии).
Структура дипломной была определена ее целями и задачами, и состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения библиографического списка и приложений.
Результаты, полученные в рамках данной работы, подтвердили практическую значимость проведенного исследования. При написании дипломной работы были достигнуты все задачи исследования: проанализированны основные понятия, раскрывающие сущность привлекательности города; рассмотрены теоретические аспекты анализа привлекательности среды проживания в городе; проанализирована система управления привлекательностью в городах России и за рубежом; выделены индикаторы привлекательности среды проживания в городах; проанализированны выбранные показатели в динамике за 5 лет, с 2011 по 2015 года в городах-миллионерах России; проведен сравнительный анализ по данным параметрам между городами-миллионерами России; проведен и проанализирован анкетный опроса жителей города Казань; выявлены проблемные и сильные стороны привлекательности среды проживания в городах; разработаны рекомендации по повышению привлекательности среды проживания в городах; спрогнозированны основные параметры, отражающих привлекательность среды проживания в городе Казань; сделаны выводы по изученному и проанализированы материалу по написанию дипломной работы.
Теоретическая и практическая значимость заключается в использовании основных результатов написания работы:
- в возможности пользоваться разработанным инструментарием для проведения оперативного мониторинга привлекательности среды проживания городах;
- в использовании результатов анкетного опроса жителей города по оценке привлекательности города для разработки рекомендаций по развитию города Казани;
- в возможности анализа выявленных проблем и проведении предложенных мероприятий в городах по повышению привлекательности среды проживания в них;
В первой главе данной работы раскрыты теоретические аспекты привлекательности среды проживания в городе. Дано определение «привлекательности среды проживания» и раскрыта его особое значение для развития территорий. Определены различные подходы к изучению привлекательности городов. Выделена необходимость комплексного подхода к изучению факторов развития города и их взаимодействия между собой для достижения определенной сбалансированности в развитии. Была выдвинута следующая гипотеза, о необходимости развития города в разных направлениях, что позволит обеспечить более высокий уровень привлекательности города. Рассмотрен процесс управления привлекательностью города, выявлены основные участники данного процесса.
В особую группу выделили жителей - важнейших участников создания надежного и устойчивого города, ведь именно они способствуют его успешному развитию. Удовлетворенность жителей - основной показатель привлекательности города. Определили необходимость совместного обсуждения перспектив города, руководствуясь при этом чувством общности, доверия, сочувствия в решении городских проблем. Это способствует улучшению общественного климата, процветанию гражданского сообщества, повышения благосостоянию людей, усиливает их привязанность к месту.
Были выделены основные критерии, которые необходимо учитывать, для развития комфорта проживания, а следовательно повышения степени привлекательности среды проживания в городе.
Вторая глава посвящена анализу привлекательности среды проживания в городах-миллионерах России, анализу статистических данных, а так же анализу результатов исследования привлекательности среды проживания, по мнению жителей города Казань. В ходе исследования мы выявили, что лучшие позиции городов-миллионеров по группе показателей привлекательности среды проживания заняли Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск. Они характеризуются высокими уровнем жизни, состоянием экономики, обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры. Чуть ниже привлекательность среды проживания в Нижнем Новгороде, Казани и Красноярске, за ними располагаются Пермь, Омск, Волгоград и Самара, разница в индексе между этой группой городов минимальна. В аутсайдерах оказались Ростов-на-Дону, Уфа и Воронеж.
Заняв пятую позицию в рейтинге, Казань была в числе лидеров среди следующих анализируемых показателей: естественный прирост населения, размер назначенных пенсий, средние потребительские цены на основные продукты питания, число дневных общеобразовательных учреждений, инвестиции в основной капитал. Хуже ситуация складывается с уровнем безработицы в городе, со средним размером заработной платы, с числом больничных и поликлинических учреждений, так же с доходами и расходами консолидированного бюджета, и в целом весь блок «Экология» можно отнести к отстающим аспектам города.
Оценив данные опроса, мы можем констатировать, что абсолютное большинство респондентов удовлетворены жизнью в городе. Наибольшие процент положительных ответов оставили жители Вахитовского и Московского районов. Почти половина всех опрошенных коренные жители города, а большая часть второй половины респонденты «переехавшие по своему желанию». Большинство опрошенных «специалисты с высшим образованием» или «служащие со средним и средне-специальным образованием», что говорит о достаточной образованности жителей города. При оценке материального положения большинство горожан предпочли вариант ответа «В основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг», что может свидетельствовать о среднем экономическом положении жителей.
Мы выяснили, что на достаточно высоком уровне жители оценили медицинский, образовательный и транспортный кластеры жизни города. Максимально высоко оценили деятельность спортивных центров, культурно - развлекательной сферы и доступность основных продуктов питания.
В аутсайдерах оказались услуги ЖКХ, экология и деятельность органов местной власти. Среди параметров необходимых к улучшению были отмечены «создание новых рабочих мест» и «борьба с криминалом и коррупцией».
Оценив полученные данные, третью главу мы посвятили разработке возможных направлений развития привлекательности среды проживания в городах-миллионерах России, с учетом выявленных в ходе исследования проблемных точек.
Можно предложить некоторые рекомендации для решения выявленных в ходе исследования проблем в городах:
- сохранение стабильности городского сообщества через корректировку стихийных процессов поляризации общества, недопущение того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы;
- повышение уровня комфортности города населения через улучшение экологической обстановки в городах, улучшение качества дорог, расширение зеленых зон в городах, снижение платы за жилищнокоммунальные услуги;
- расширение разнообразия рабочих мест для повышения возможностей поиска работы;
- улучшение условий для ведения бизнеса;
- развитие доверия к органам городской власти через активную коммуникационную работу с гражданами города;
- повышение активности граждан через информационную работу и проведение массовых городских мероприятий по благоустройству города.
Перечисленные мероприятия будут способствовать повышению привлекательности среды проживания городов-миллионеров России.
С одной стороны, города - это положительное явление. Они являются центрами культуры, искусств, науки и образования. С другой стороны, города - это явление отрицательное: ведь крупные города России, будучи важными промышленными, научными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п.
Появляются вопросы: как соединить воедино эти две противоположных характеристики любого крупного города? Ведь отменить города нельзя. Тогда как сделать так, чтобы снизить влияние их отрицательных сторон на все общество в целом?
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993; М.: Юридическая литература, 2016.)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Перми до 2030 года утверждена решением Пермской городской Думы от 22.04.2014 № 85// URL: http://invest.gorodperm.ru/o- gorode/strategy_2030/
5. Стратегия развития города Челябинска до 2020 года// URL: http://docs.cntd.ru/document/432948268 (дата обращения: 2.05.2017)
6. Стратегический план устойчивого развития Новосибирска URL: http://novo-sibirsk.ru/municipal/plan/ (дата обращения: 1.05.2017)
7. Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода// URL: https://www.admgor.nnov.ru/gorod/biznes/strategicheskoe- planirovanie/dokumenti-strategicheskogo-planirovaniya/strategiya-sotsialno- ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-nizhne/ (Дата обращения: 27.04.2017)
8. Стратегический план социально-экономического развития городского
округа город Воронеж до 2020 года// URL: https://www.voronezh- city.ru/strategiya_soc-econ_razvitiya_vrn_do_2020goda.doc (Дата
обращения: 15.04.2017)
9. Стратегический план развития Екатеринбурга// URL: https://екатеринбург.рф/официально/стратегия (Дата обращения
25.04.2017)
10. Стратегия Волгограда 2030// URL:
http: //www. volgadmin. ru/d/strategy2030/index (Дата обращения 25.04.2017)
11. Стратегия развития Казани -2030// URL: http://www.kzn.ru/kzn-2030 (Дата обращения 25.04.2017)
12. Стратегия социально-экономического развития Красноярска 2020// URL: http://www.krskstate.ru/2030/plan (Дата обращения 27.04.2017)
13. Социально-экономического развитие Омска// URL:
http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/socioeconomic (Дата обращения
28.04.2017)
14.0гратегия комплексного развития города Самара до 2025 года // URL: http://www.samara2025.ru (Дата обращения 25.04.2017)
15. Стратегия развития города Уфы// URL: http://ufa2030.ru (Дата обращения
21.04.2017)
Монографии, учебные пособия
16. Балабанов И.Т. Экономика города: Учеб. пособие для вузов /
И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
17. Биржаков М.Б. Индустрия городов федерального значения / М.Б. Биржаков, В.И.Никифоров; Нац. Акад. туризма. - М.: "Изд. дом Герда",2011. - 400 с.
18. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионолистика. - М.: Г ардарики, 2009. - 711 с.
19. Веденин Ю.А. Оценка природных условий для организации отдыха. - М.: Меркурий, 2010. - 425 с.
20. Гаврильчак И.Н. Туризм в России: концептуальные основы
стратегических направлений развития - СПб.: Изд-во СПб ГИСЭ, 2010. - 547 с.
21. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма. -М.: Финансы и статистика, 2011. - 297 с.
22. Гражданское общество, государственная власть и местное
самоуправление: материалы межрегиональной научно-практич.
конференции. - Казань: Изд-во КГТУ, 2001. -360 с.
23. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е., Дергачева Е. А. Важнейшие факторы обеспечения конкурентоспособности городов. Научные материалы XIV международной конференции местных властей ЕВРОГРАД 2004 «Инновация для городского развития: электронное управление и стратегические проекты». - СПб.: Ин-т «ЕВРОГРАД», 2011. - С. 137.
24. Дулина Н.В. Социально-пространственная модификация современного
российского крупного города: автореф. дисс. док.социол.наук. -
Волгоград, 2007.
25. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылевой. -М.: «Экономпресс», 2009. - 457 с.
26. Егоров В. Российский регион в центре Европы // Вопросы экономики. -
2011. - № 11. - С.80-87.
27. Ефимов В., Честнов Ю. Социально-экономическая привлекательность российских городов; сравнительный анализ// Городское управление. -2003. - № 11 - С. 29-44.
28. Ефремова М. Экономика туризма и оценки ее динамики // Экономист.-2010. - № 12. - С. 72-75.
29.Заккис А.А. Некоторые аспекты развития внутреннего города// Проблемы управления. - 2013. - № 2.- С. 94-96.
30. Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм», 2-е издание, стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
31. Кабушкин Н.И. Менеджмент городов: Учебник для вузов /
Н.И.Кабушкин. - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2012. - 416 с.
32. Казанцев В.И., Светуньков М.Г. Социология города: учеб.-мет.пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 140 с.
33. Квартальнов В.А. Города великие: Учебник для вузов / В.А.Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
34. Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. - № 2 (30).- С. 15.
35. Наука и инновации в решении актуальных проблем города. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Казань: Издательство КФУ, 13-14 декабря 2013 г., - 90 с.
36. Порадовский В.А. Совершенствование организационных и управленческих мероприятий по выходу белорусских здравниц на международный рынок услуг // Проблемы управления. - 2011. - №3. - С.57.
37. Регионы России: управление социально-экономическими процессами и безопасность: сб. научн. статей. В 2х частях. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2007.
38. Савчук Т. В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
39. Соколова Т. Государственная жилищная политика. Социальное измерение. - М.: Либроком, 2009. - 288 с.
40. Финансы: Учебник / Под ред А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.— М.: Финансы и статистика, 2010. - 504 с.
41. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой.— М.: Финансы и статистика, 2010. - 512 с.
42. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Под ред.
М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат., 2012. - 543 с.
43. Харрис Г. Стимулирование международного туризма в ХХ1 веке: Пер. с англ. / Г.Харрис, К.Кеннет. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 240 с.
44.Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций, 2-е изд. - М.: Дело, 2010. - 420 с.
45. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Перевод с англ. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 1028 с.
46. Шаповал Г.Ф. История города: Учеб. пособие для вузов / Г.Ф.Шаповал.-
2- е изд. - Мн.: РИВШ БГУ, 2012. - 256 с.
47.Экономическая оценка инвестиций: Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 342 с.
48. Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 353 с.
49. Кабушкин Н.И. Менеджмент городов: Учебник для вузов / Н.И. Кабушкин. - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2012. - 416 с.
50. Кейт Динни «Брендинг территорий. Лучшие мировые практики», изд. Манн. Иваново, Фербер 2013. 190с.
51. СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. Прим. ред. 24 Часть I. Теория мотивацию и отношение к данному месту.
52. Издана на русском языке: Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: ПИТЕР,2011.- 353 с.
53. Най Дж. Гибкая власть. Новосибирск - Москва, 2006. С. 194
54. Анхольт С.,Хильдрет Д. Бренд Америка:мать всех брендов.М.,2010. С. 21.
55. Т.В. Ускова, А.Н.Нестеров Управление современным городом: направленная модернизация под ред. д.э.н., проф. В.А. Ильина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 196 с.
56. М.А. Скворцова Моделирование новых подходов к региональному
развитию: синтез объективных и субъективных оценок уровня
социальной комфортности проживания населения// Вестник Самарского государственного экономического университета № 7(81),2011Г., - 84 с.
57. Ляпоров В.Н. Бренд-политка как основа внешнеполитической стратегии // Власть. 2007. No 7, С. 68
58. Глебова И.С. Имидж Республики Татарстан сегодня и завтра//РЯ- технологии в информационном обществе: Материалы 11 Всероссийской
научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. Ун-та, 2004. С. 104-107
59. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы/ Ф. Котлер, К.Асплунд, И.Рейн. СПб.: Издательство Стокгольмская школа экономики в Санк-Петербурге, 2005г. 384с.
60. Гердт Т. Формирование имиджа города средствами рекламы и
РКУ/Электронный журнал “Русский бренд” URL: http://www.
mssbrand.ru/2007/09/10city-image-reklama-pr001/ Режим доступа: свободный. Дата обращения: 9.10.2016г.
61. Старинщиков Н. Формирование и продвижение имиджа города// Научно -
практический журнал «Деловая имиджелогия» URL: http://www.ci-
journal.ru/article/413/200804_image_novosibirsk Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.10.16
62. Е.И. Чарушина Оценка привлекательности территории// Вестник НГИЭИ.-2014.- №3(34)-С. 99
Электронные ресурсы
63. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.03.2017)
64.Официальный городской портал Нижнего Новгорода/AURL: http://www.admgor.nnov.ru Режим доступа: свободный. (дата обращения: 20.05.2017)
65. Официальный сайт администрации Волгограда// URL:
http://www.volgadmin.ru/d/Home/Index (дата обращения: 20.05.2017)
66.Официальный сайт города Воронежа// URL: http://www.voronezh-city.ru (дата обращения: 20.04.2017)
67. Информационный портал Екатеринбурга// URL: http://www.ekburg.ru (дата обращения: 20.04.2017)
68. Официальный портал органов местного самоуправления города Казань// URL: http://www.kzn.ru (дата обращения: 20.04.2017)
69. Официальный сайт администрации города Красноярск// URL:
http://www.admkrsk.ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 20.04.2017)
70.Официальный сайт Нижнего Новгорода// URL: https://www.nn.ru (дата обращения: 20.04.2017)
71. Официальный сайт города Новосибирск// URL: http://novo-sibirsk.ru (дата обращения: 20.04.2017)
72. Официальный портал Администрации города Омска// URL:
http://омск.рф/web/guest/main (дата обращения: 20.04.2017)
73.Официальный сайт муниципального образования город Пермь// URL: http://www.gorodperm.ru (дата обращения: 20.04.2017)
74.Официальный сайт Администрации города Ростова-на-Дону// URL: http://rostov-gorod.info (дата обращения: 20.04.2017)
75.Официальный сайт городского округа Самара// URL: http://samadm.ru (дата обращения: 20.04.2017)
76.Официальный сайт города Уфа// URL: http://ufa1.ru (дата обращения:
20.04.2017)
77. Официальный сайт Администрации города Челябинск// URL:
http://cheladmin.ru (20.04.2017)
78. Музафаров А.А. Комфортность проживания в городе // Электронный научный журнал «Экономика региона». URL: http://joumal.vlsu.ru/ Режим доступа: свободный. (дата обращения: 20.03.2017)
79. Единая справочная Казани. URL: http://kazan.ros-spravka.ru/ Режим
доступа: свободный. (Дата обращения: 3.04.2017)
80. Аналитический сервис «Яндекс.Пробки» URL: http://yandex-probki.ru/ Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 31.03.2017)
81. Рейтинг «30 лучших городов для бизнеса-2013»// URL:
http://www. forbes.ru/rating/30-luchshih- gorodov-dlya-biznesa-2013/2013
(Дата обращения: 1.02.2017)
82. Рейтинг «Топ 100 лучших городов России»// URL: http://www.kommersant.ru/doc/2158894 (Дата обращения: 1.02.2017)
83. Рейтинг «Самые привлекательные для бизнеса города России// URL:
http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/10/27/32600137 (Дата обращения:
1.02.2017)
84. Интегральный рейтинг ста крупнейших городов России.// URL: http://urbanica.spb.ru/?p=3821 (Дата обращения: 15.01.2017)
85. Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания)по итогам деятельности за 2011 год// URL: http://www.российский-союз-инженеров.рф/ (Дата обращения: 12.01.2017)
86. Николаева Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных
ученых // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2011. - № 6 - http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-6/07.shtml/ Режим доступа:
свободный. (дата обращения: 26.03.2017)
87JolitaSinkien, SauliusKromalcasConcept, Directions and Practice of City Attractiveness Improvement//MykoloRomerioUniversitetas. URL: http: //www. mruni. eu/lt/mokslo_darbai/vpa/archyvas/dwn. php?id=241395 Режим доступа: свободный. (дата обращения: 20.03.2015)