МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Мультимедийные технологии в обучении 5
1.1. Формирование информационной культуры у учащихся 5
1.2. Возможности мультимедийных технологий при обучении информатике 7
1.3. Мультимедийные технологии обучения информатике и развитие
познавательной активности учащихся 8
Глава 2. Методика применения мультимедиа технологий при изучении растровой и векторной графики в основной школе 24
2.1. Урок информатики и его структура 24
2.2. Примеры разработок уроков информатики с использованием
мультимедийных технологий 30
2.3. Экспериментальная работа и ее анализ 51
2.4. Результаты педагогического эксперимента 59
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложения
Глава 1. Мультимедийные технологии в обучении 5
1.1. Формирование информационной культуры у учащихся 5
1.2. Возможности мультимедийных технологий при обучении информатике 7
1.3. Мультимедийные технологии обучения информатике и развитие
познавательной активности учащихся 8
Глава 2. Методика применения мультимедиа технологий при изучении растровой и векторной графики в основной школе 24
2.1. Урок информатики и его структура 24
2.2. Примеры разработок уроков информатики с использованием
мультимедийных технологий 30
2.3. Экспериментальная работа и ее анализ 51
2.4. Результаты педагогического эксперимента 59
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложения
В настоящее время современная образовательная тенденция направлена на внедрение в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств. Согласно целям Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», необходимо увеличить долю педагогов, использующих современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, и как показывает практика, без них уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой учебной информации и успешность их обучения.
Цель современного урока состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории, в развитии его способностей к познавательной деятельности. В этой связи учитель должен являться не только источником информации о преподаваемом предмете, но и создавать эффективные формы социального взаимодействия, организовывать деятельность учащихся.
Традиционное обучение, которое ориентировано на процесс запоминания и воспроизведения, не в силах в полном объеме соответствовать заданным требованиям. При «сообщающем» стиле передачи информации знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления учащихся, напротив, они лишают его творческого начала. У учеников нет возможности для проявления их индивидуальности, активности, самостоятельности, независимости и инициативности, а значит, они не могут стать полноправными субъектами учения. Кроме того, репродуктивное обучение неспособно повысить интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Одним из эффективных методов, позволяющим повысить познавательную активность учащихся и успешного усвоения изучаемого материала, является использование ИКТ в обучении информатике. Этим и определяется актуальность выбранной темы: «Методика обучения работе с графической информацией в основной школе».
Объект исследования - процесс обучения информатики в основной школе.
Предметом исследования является применение ИКТ при изучении графической информации в основной школе.
Цель работы- выявить методические особенности обучения работе с графической информацией с использованием ИКТ в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную, учебно-методическую литературу поданной теме;
- изучить возможности ИКТ при обучении работе с графической информацией;
- разработать цикл уроков по изучению темы «Растровая и векторная графика», на примере программы Adobe Photoshop;
- разработать цикл уроков по изучению темы «Системы компьютерного черчения», на примере программы КОМПАС;
- провести анализ влияния ИКТ на качество знаний учащихся при обучении информатике.
Практическая значимость выполненной работы, заключается в том, что разработанные циклы уроков могут быть применены учителями и полезна для студентов - будущих учителей информатики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, и как показывает практика, без них уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой учебной информации и успешность их обучения.
Цель современного урока состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории, в развитии его способностей к познавательной деятельности. В этой связи учитель должен являться не только источником информации о преподаваемом предмете, но и создавать эффективные формы социального взаимодействия, организовывать деятельность учащихся.
Традиционное обучение, которое ориентировано на процесс запоминания и воспроизведения, не в силах в полном объеме соответствовать заданным требованиям. При «сообщающем» стиле передачи информации знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления учащихся, напротив, они лишают его творческого начала. У учеников нет возможности для проявления их индивидуальности, активности, самостоятельности, независимости и инициативности, а значит, они не могут стать полноправными субъектами учения. Кроме того, репродуктивное обучение неспособно повысить интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Одним из эффективных методов, позволяющим повысить познавательную активность учащихся и успешного усвоения изучаемого материала, является использование ИКТ в обучении информатике. Этим и определяется актуальность выбранной темы: «Методика обучения работе с графической информацией в основной школе».
Объект исследования - процесс обучения информатики в основной школе.
Предметом исследования является применение ИКТ при изучении графической информации в основной школе.
Цель работы- выявить методические особенности обучения работе с графической информацией с использованием ИКТ в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную, учебно-методическую литературу поданной теме;
- изучить возможности ИКТ при обучении работе с графической информацией;
- разработать цикл уроков по изучению темы «Растровая и векторная графика», на примере программы Adobe Photoshop;
- разработать цикл уроков по изучению темы «Системы компьютерного черчения», на примере программы КОМПАС;
- провести анализ влияния ИКТ на качество знаний учащихся при обучении информатике.
Практическая значимость выполненной работы, заключается в том, что разработанные циклы уроков могут быть применены учителями и полезна для студентов - будущих учителей информатики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Единого определения мультимедийного обучения на сегодняшний день не существует, однако ученые сходятся на том, что в его основе лежит взаимодействие, которое предполагает изменение в каждом из субъектов.
При мультимедийном обучении информация задействует сознание учащихся, вызывают активную деятельность учащихся и порождают обратный информационный поток, от учащегося к педагогу или другому учащемуся.
В настоящее время, несмотря на тавтологию, выделяют понятие «мультимедийное взаимодействие», особенностью которого является способность субъектов образовательного процесса «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия в системе диалога
Таким образом, именно диалог выступает формой мультимедийного взаимодействия. Он предполагает умение слушать и слышать другого, принимать его таким, какой он есть, признавать его равноправность и равноценность. Таким образом, учащийся и учитель становятся равноправными участниками образовательного процесса.
Мультимедийное обучение способствует становлению учащегося как субъекта своей деятельности, т.е. формированию в нем таких качеств как: активность, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность за результаты своей активности, способность к конструктивному взаимодействию с окружающей средой и др.
Это достигается в том числе за счет того, что учащиеся перенимают часть функций педагога. Роль учителя перестаёт быть центральной, он выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Учитель отказывается от передачи готовых знаний и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Это способствует повышению мотивации у учащихся.
Проявление активности учащихся предполагает сочетание физической (когда учащиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, рисуют и т.д.), социальной (учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.), познавательной (учащиеся вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, выступают как один из источников нового опыта, сами находят решение проблемы и т.д.) активности.
В настоящее время мультимедийное обучение многими учеными рассматривается только с точки зрения внешнего, межличностного взаимодействия, однако, по нашему мнению, внутриличностное взаимодействие является его первичной и неотъемлемой частью. Оно предполагает наделение информации личностным смыслом, «пропускание» ее через себя. Только после этого учащийся способен на конструктивный обмен информацией, который, в свою очередь, может оказать значительное влияние на первичную позицию учащегося. Поэтому для осмысления произошедших изменений вновь необходим внутренний диалог, в данном случае рефлексия, которой в мультимедийном обучении отводится важная роль.
Наше исследование позволяет сделать вывод, что эффективность мультимедийного обучения достигается при соблюдении следующих условий:
- Организационно-педагогических (Организация взаимодействия учащихся в зависимости от их количества; организация учебного пространства; определение регламента урока, тайм-менеджмент каждого мультимедийного этапа; установление правил работы на мультимедийном уроке);
- Методических (Деление учебного материала на смысловые единицы в зависимости от целей интерактивных этапов урока; сочетание индивидуальных форм организации урока с парными и (или) групповыми; разработка дидактического материала);
- Личностных (Подготовленность преподавателя к мультимедийному обучению; психологическая подготовка учащихся к взаимодействию в процессе взаимодействия; создание мотивационной среды; создание благоприятного психологического климата среди учащихся).
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность мультимедийного обучения в 7-м классе на уроках информатики будет обеспечена при соблюдении вышеупомянутых условий.
В ходе исследования было выявлено, что при выполнении рассмотренных условий мультимедийное обучение дает положительный эффект по 4 из 5 исследуемым критериям: мотивации; прочности усвоения знаний, умений, навыков; количеству учеников, вовлеченных в учебно-познавательную деятельность; уровню сформированности коммуникативной компетенции.
Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что поставленные цели решены, гипотеза доказана, цель достигнута.
Следует отметить, что мультимедийное обучение выводит школьное образование на новый уровень, поэтому заслуживает дальнейшего изучения и проработки.
При мультимедийном обучении информация задействует сознание учащихся, вызывают активную деятельность учащихся и порождают обратный информационный поток, от учащегося к педагогу или другому учащемуся.
В настоящее время, несмотря на тавтологию, выделяют понятие «мультимедийное взаимодействие», особенностью которого является способность субъектов образовательного процесса «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию, конструировать собственные действия в системе диалога
Таким образом, именно диалог выступает формой мультимедийного взаимодействия. Он предполагает умение слушать и слышать другого, принимать его таким, какой он есть, признавать его равноправность и равноценность. Таким образом, учащийся и учитель становятся равноправными участниками образовательного процесса.
Мультимедийное обучение способствует становлению учащегося как субъекта своей деятельности, т.е. формированию в нем таких качеств как: активность, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность за результаты своей активности, способность к конструктивному взаимодействию с окружающей средой и др.
Это достигается в том числе за счет того, что учащиеся перенимают часть функций педагога. Роль учителя перестаёт быть центральной, он выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Учитель отказывается от передачи готовых знаний и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Это способствует повышению мотивации у учащихся.
Проявление активности учащихся предполагает сочетание физической (когда учащиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, рисуют и т.д.), социальной (учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.), познавательной (учащиеся вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, выступают как один из источников нового опыта, сами находят решение проблемы и т.д.) активности.
В настоящее время мультимедийное обучение многими учеными рассматривается только с точки зрения внешнего, межличностного взаимодействия, однако, по нашему мнению, внутриличностное взаимодействие является его первичной и неотъемлемой частью. Оно предполагает наделение информации личностным смыслом, «пропускание» ее через себя. Только после этого учащийся способен на конструктивный обмен информацией, который, в свою очередь, может оказать значительное влияние на первичную позицию учащегося. Поэтому для осмысления произошедших изменений вновь необходим внутренний диалог, в данном случае рефлексия, которой в мультимедийном обучении отводится важная роль.
Наше исследование позволяет сделать вывод, что эффективность мультимедийного обучения достигается при соблюдении следующих условий:
- Организационно-педагогических (Организация взаимодействия учащихся в зависимости от их количества; организация учебного пространства; определение регламента урока, тайм-менеджмент каждого мультимедийного этапа; установление правил работы на мультимедийном уроке);
- Методических (Деление учебного материала на смысловые единицы в зависимости от целей интерактивных этапов урока; сочетание индивидуальных форм организации урока с парными и (или) групповыми; разработка дидактического материала);
- Личностных (Подготовленность преподавателя к мультимедийному обучению; психологическая подготовка учащихся к взаимодействию в процессе взаимодействия; создание мотивационной среды; создание благоприятного психологического климата среди учащихся).
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность мультимедийного обучения в 7-м классе на уроках информатики будет обеспечена при соблюдении вышеупомянутых условий.
В ходе исследования было выявлено, что при выполнении рассмотренных условий мультимедийное обучение дает положительный эффект по 4 из 5 исследуемым критериям: мотивации; прочности усвоения знаний, умений, навыков; количеству учеников, вовлеченных в учебно-познавательную деятельность; уровню сформированности коммуникативной компетенции.
Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что поставленные цели решены, гипотеза доказана, цель достигнута.
Следует отметить, что мультимедийное обучение выводит школьное образование на новый уровень, поэтому заслуживает дальнейшего изучения и проработки.
Подобные работы
- Обучение учащихся 7 класса обработке графической информации посредством редактора Gimp в курсе информатики и ИКТ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методических материалов для обучения школьников основам обработки графической информации в базовом курсе информатики и ИКТ 8-9 классов
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ОПОРНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Методика изучения темы «Графическая информация и компьютер» в школьном курсе информатики и ИКТ(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Методика изучения функций в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Раскрытие творческих способностей у младших школьников средствами графического редактора Tux Paint
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изучение конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



