Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАКОННОСТЬ КАК ПРИНЦИП КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Работа №51506

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость5780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
Глава I. Общая характеристика конституционной ответственности в юридической науке 8-46
§1.1. Понятие и признаки конституционной ответственности 8-25
§1.2. Виды конституционной ответственности 26-46
Глава II. Принцип законности конституционной ответственности 46-72
§2.1. Понятие и виды принципов конституционной
ответственности 46-61
§2.2. Принцип законности в системе принципов конституционной
ответственности 62-72
Заключение 73-74
Список использованной литературы 75-90


Актуальность темы магистерского исследования. Конституционная ответственность является одним из важных способов обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, что представляется актуальным в современных условиях формирования демократического правового государства. Не менее важна роль конституционной ответственности в процессе укрепления конституционной законности, и, в первую очередь, для обеспечения соответствия деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц требованиям Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Проблемы принципа законности конституционной ответственности, с одной стороны, представляет собой часть общих проблем законности, а с другой — часть не менее актуальных проблем юридической ответственности. Актуальность данного принципа обуславливается и властной природой конституционной ответственности. Нарушение принципа законности связано с противоправной деятельностью органов власти государственного и муниципального уровней, а также их должностных лиц, что недопустимо в условиях построения правого государства, в котором права и свободы человека являются наивысшей ценностью.
Актуальность темы магистерского исследования предопределена и наличием двух подходов (негативного и позитивного) к пониманию конституционной ответственности. Законность должна присутствовать на всех этапах реализации конституционной ответственности, однако наиболее тесным образом она связана с ее позитивным аспектом, который понимается, как обязанность субъектов конституционных правоотношений соблюдать и исполнять предписания Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Иными словами, от эффективности действия принципа законности юридической ответственности зависит соблюдение и исполнение требований правовых норм, состояние правопорядка, защищенность прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, конституционная ответственность выступает мощным и надежным инструментом поддержания в стране необходимого единства конституционно-правового пространства, утверждения режима законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов власти государственного и муниципального уровня, а также их должностных лиц, неотъемлемым условием укрепления и развития демократии.
Степень научной разработанности темы. Комплексный характер темы магистерского исследования предполагает обращение к различным отраслевым источникам. Так, при написании диссертации использовались фундаментальные труды следующих ученых: С.А. Авакьяна, М.И. Байтина, В.А. Виноградова, Н.А. Бобровой, Д.С. Зарецкой, Т.Д. Зражевской, А.А. Иванова, А.А. Кондрашева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Р.А. Ромашова, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.В. Чепуси другие.
Особенности конституционной ответственности, в том числе в зависимости от субъекта конституционной ответственности выявляют такие авторы, как М.П. Авдеенкова, И.А. Алжеев, М.М. Курманов, А.А. Кондрашев, Б.З. Кушхова, И.С. Манкевич, Д.А. Малахов, А.В. Малько, Л.Е. Попова, В.Н. Прохоров, А.В. Русанов, А.В. Семенов, В.В.Субочев, С.С. Федюнин,
Г.А.Хугаева, А.М. Цалиев, В.И. Червонюк, А.А. Шаповалов, О.В. Щербакова и другие.
Важное значение имеют труды следующих авторов, позволяющие рассматривать принцип законности как один из базовых принципов конституционной ответственности: Д.И. Артемова, Е.В. Березовская, Г.Г. Бернацкий, Н.М. Вагина, А.Н. Гасанова, А.А. Иванов, Е.В. Кошелев, Д.А. Липинский, Д.А. Малый, М.Б.Мироненко, М.В. Шавалеев и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, функционирующие в сфере закрепления и реализации принципа законности конституционной ответственности.
Предметом исследования выступают юридические
нормы, закрепляющие принцип законности конституционной ответственности и теоретико-правовые проблемы принципа законности конституционной ответственности.
Цель работы заключается в исследовании принципа законности конституционной ответственности, обобщении выводов по данной проблеме и установлении особенностей применения принципа законности
конституционной ответственности.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
- раскрыть понятие конституционной ответственности;
- раскрыть содержание принципа законности конституционной ответственности;
- рассмотреть принцип законности конституционной ответственности во взаимосвязи с иными принципами конституционной ответственности и уяснить его роль;
- проанализировать практику конституционных судов в Российской Федерации по вопросу применения принципа законности конституционной ответственности.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический методы научного познания, а также метод изучения и обобщения судебной практики.
Теоретической основой исследования послужили работы в области конституционного права следующих ученых: С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, И.А. Алжеев, М.И. Байтин, В.А. Виноградов, Н.А. Боброва, Д.С. Зарецкая, Т.Д. Зражевская, А.А. Иванов, А.А. Кондрашев, Е.И. Козлова, М.М. Курманов, О.Е. Кутафин, Б.З. Кушхова, Р.А. Ромашов, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л. Е. Попова, В.Н. Прохоров, А.В. Русанов, А.В. Семенов, В.В. Субочев, С.С. Федюнин, Г.А. Хугаева, А.М. Цалиев, А.В. Чепус, В.И. Червонюк, А.А. Шаповалов, О.В. Щербакова и другие.
Эмпирическую основу исследования составляют практика Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в сфере применения принципа законности конституционной и иных видов юридической ответственности.
Результаты магистерской работы обуславливаются ее целью и заключаются в выработке целостного научного представления о принципе законности конституционной ответственности, установлении особенностей его применения конституционными судами Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные выводы вносят вклад в учение о конституционной ответственности в целом, принципе законности конституционной ответственности в частности.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе написания диссертации положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем конституционной ответственности, возникающих в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Материалы и представленные выводы можно использовать в ходе учебного процесса при преподавании учебных курсов по «Конституционному праву», «Конституционному судебному процессу» и при разработке учебно¬методической и учебной литературы по указанным дисциплинам.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и включает в себя введение, две главы, объединяющие 4 параграфа, заключение, библиографический список используемых нормативных правовых актов и литературы.
В первой главе «Общая характеристика конституционной ответственности в юридической науке» освещаются основные этапы становления конституционной ответственности в Российской Федерации. Автор обращается к трудам теоретиков права и конституционалистов для раскрытия содержания понятия конституционной ответственности, как вида юридической ответственности, устанавливает основные признаки и особенности конституционной ответственности.
Во второй главе «Принцип законности конституционной ответственности» представляются основные принципы, присущие конституционной ответственности. Автор подробно останавливается на принципе законности конституционной ответственности, анализирует его место в системе принципов конституционной ответственности, раскрывает его содержание, основываясь на решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и трудах конституционалистов.
В заключении квалификационной работы подводятся итоги, представляются основные и промежуточные выводы, сделанные в ходе работы.
Список использованной литературы содержит перечень нормативных правовых актов, актов судебной практики, периодических изданий, учебных и монографических работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью современного государства должно стать достижение такого правового режима, в рамках которого государственные органы власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность исключительно на основе соответствующих законов. Только при неукоснительно соблюдении принципа законности, в том числе принципа законности конституционной ответственности, может существовать демократия и развиваться гражданское общество.
Принцип законности и конституционная ответственность взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку, с одной стороны, конституционная ответственность преследует цель в виде обеспечения и охраны режима законности в государстве, а, с другой - сама конституционная ответственность реализуется на основе принципа законности.
Принцип законности конституционной ответственности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и реализации государственными органами и их должностными лицами, а также иными компетентными субъектами конституционной ответственности Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в процессе установления и применения мер конституционной ответственности.
Привлечение к конституционной ответственности является прерогативой государства в лице его компетентных органов власти и должностных лиц. Законодательное закрепление принципа законности конституционной ответственности обязывает этих субъектов руководствоваться при осуществлении конституционной ответственности только Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц призвана, в конечном счете, обеспечить безопасность, личности и оградить общество от общественно опасных проявлений с их стороны. Данным обстоятельством в значительной степени обуславливается ее ведущая роль в процессе возникновения, существования и осуществления института юридической ответственности.
От реализации принципа законности конституционной ответственности зависит реализация других принципов конституционной ответственности. Принцип законности находится в тесной взаимосвязи с принципами индивидуализации, неотвратимости, целесообразности, справедливости, соразмерности ответственности и не может осуществляться сам по себе.
Анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации приводит к выводу, что принцип законности, как правило, не нарушается сам по себе, его нарушение влечет за собой и нарушение иных принципов конституционной ответственности, то есть носит системный характер. Поэтому именно на соблюдение данного требования должно обращаться наибольшее внимание.



I. Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета.1993. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. № 13. Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 №1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1Гражданский кодекс Российской
Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (часть первая) // Российская газета. 1994. № 238-239;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (часть вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. № 5. Ст. 410.
5. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30.Ст. 1792.
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
7. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506
8. Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1994. № 88.
9. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 27 сентября 1993. № 39. Ст. 3597.
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2016 г. N 9180-6 ГД «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пономарева Ильи Владимировича». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант»
11. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 // «День Республики». 1996. № 33 (15785);
12. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 №ВС-
22/15 // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики
Башкортостан. Апрель 1994. № 4 (22). Ст. 146;
13. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года// «Советская Татария».12 декабря 1992. № 246-247;
14. Конституции Республики Удмуртия от 7 декабря 1994 // «Известия Удмуртской Республики». 21 декабря 1994. № 4;
15. Устав города Москвы от 28 июня 1995 // «Московская правда». - 18 июля 1995;
16. Устав Иркутской области от 17 апреля 2009 № 1 // «Областная». 24 апреля 2009. № 45;
17. Устав Кемеровской области от 9 апреля 1997 // «Кузбасс». 11 июня
1997. № 102;
18. Устав Пермского края от 27 апреля 2007 № 32-ПК // «Российская газета» (Региональный выпуск «Прикамье»). 4 мая 2007. № 94;
19. Устав Ямало - Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56 - ЗАО // «Красный север». 15 января 1999. Спецвыпуск.
20. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года N ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1993. № 1. Ст.
1.
21. Конституционный Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002
года 16-З N 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве». - Официальный сайт Конституционного Суда Республики Саха (Якутия). -
URL ://https: //ks. sakha. gov. ru/uploads/ckfinder/userfiles/files
II. Судебные решения
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2000 № 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант»
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант»
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27
декабря 2012 года № 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». - Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. - URL://
http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision119346.pdf
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант»
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта "б" части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вологодского областного суда и жалобой граждан Н.В. Королева и В.В. Королевой». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант»
6. Постановлению Конституционного Суда Республики Башкортостан от
14 мая 2002 года № 20-П «По делу о толковании пункта 24 статьи 86 и статьи 87 Конституции Республики Башкортостан в связи с запросом Президента Республики Башкортостан». - Официальный сайт Конституционного Суда Республики Башкортостан. - URL:// http://www.ks-
rb .ru/acts/orders/detail .php?ID=451
7. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 г. N 3-П «По делу о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)». - Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант».
III. Специальная и научная литература
1. Авакьян С.А. Санкции в советском государственном праве / С.А. Авакьян // Советское государство и право. - 1973. - № 11. - С. 29-36.
2. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность / С.А. Авакьян // Советское государство и право. - 1975. - № 10. - С. 16-24.
3. Авдеенкова М.П. Конституционно-правовая ответственность в
России: проблемы становления и реализации: автореф.дис. ...
канд.юрид.наук.Москва, 2003. 26 с.
4. Алжеев И.А. Конституционно-правовая ответственность
должностных лиц местного самоуправления // Право и современные государства. 2014. № 5. С. 23-30.
5. Артемова Д.И. Законность - основной принцип конституционного судопроизводства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28). С. 53 - 62.
6. Ахъядов Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4.
7. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 106-108.
8. Баршев С.И. О мере наказания. М., Университетская типография. 1840. 283 с.
9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 84 - 107.
10. Березовская Е.В. Принципы юридической ответственности как системное образование // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. С. 84 - 90.
11. Бернацкий Г.Г. Законность и целесообразность в конституционной юстиции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8. С. 34-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ