Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №51481

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
556
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно-коммуникативных технологий 6
1.1. Особенности речевого развития детей с ОНР III уровня 6
1.2. Сравнительный анализ традиционных методик формирования навыков
связной речи у дошкольников с ОНР III уровня 8
1.3. Обзор современных информационно-компьютерных технологий для
развития связной речи детей с ОНР III уровня 12
Выводы по главе 1 18
Глава II. Экспериментальное изучение связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 20
2.1. Организация экспериментального изучения связной речи у детей 20
2.2. Анализ экспериментальных данных 22
Выводы по главе 2 33
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий в формирующем эксперименте 34
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 34
3.2. Оценка эффективности компьютерной программы по формированию
связной речи у детей речевыми нарушениями 38
Выводы по главе III 51
Заключение 54
Список литературы
Приложение

Актуальность данной темы исследования обусловливается тем, что навык составления связных высказываний и текстов оказывается наиболее несформированным у детей с ОНР. Развитие речи детей является важным условием успешного обучения. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности. В связи с этим развитие связной речи детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Однако процесс развития связной речи детей с ОНР требует поиска путей повышенной эффективности работы в данном направлении с учетом специфики развития речи у детей с речевыми нарушениями.
Такие авторы, как В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, П.Я. Гальперин,М.М. Кольцова, Н.С.Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А.Ткаченко занимались исследованием связной речи у дошкольников с ОНР. Одним из важных показателей готовности детей к коммуникации является уровень сформированности связной речи.
В настоящее время разработано множество традиционных методик, направленных на формирование связной речи детей (В.П. Глухов [9] и С.Н. Шаховская, Т.А. Ткаченко[27], Л.Н. Ефименкова [10], В.В. Коноваленко, В.К. Воробьева). В большинство методик, для детей с ОНР, включаются различные методические приемы, для более успешного коррекционного воздействия. В качестве современного средства используются информационно - коммуникационные технологии.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Информационные технологии позволяют использовать аудио и видео во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования - изучить процесс развития связной речи у детей с ОНР III уровня посредствам информационно-коммуникативных технологий
Объект исследования - особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования - пути формирования навыков связного высказывания у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что информационно-коммуникативных технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР при соблюдении следующих условий: Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями;
2. Подобрать методику для исследования связной речи;
3. Выявить особенности информационно-коммуникативных технологий по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня;
4. Разработать компьютерную игру для формирования связных высказываний;
5. Провести формирующий эксперимент;
6. Проанализировать результат и перспективность влияния ИКТ на развитие речи детей с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [10]; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [27]; концепция системы формирования коммуникативных качеств личности В.П. Глухова [43]; положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский[11], В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); теория коррекционно-развивающего обучения (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования:
1. биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации);
2. психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации)
3. теоретический (анализ проблемы, обобщение);
4. эмперический (наблюдение, эксперимент).
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференциях: IV
Международная научно-образовательная конференция «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, апрель 2017), Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, апрель 2017), Международный форум студенческой науки «Студенческая наука - инновационный потенциал будущего» (г. Минск, апрель 2017). И отражены в статьях: «Влияние ИКТ на процесс формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи», «ИКТ как средство развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Роль информационно-коммуникативных технологий в работе над связным высказыванием у дошкольников с нарушениями речи».
Практическая значимость работы. Разработанная программа логопедической работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть рекомендована к использованию в логопедической практике в ДОУ специализированного вида и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Внедрение программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, 13 рисунков, 9 таблиц, заключения, списка литературы из 43 источников и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи. Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучены современные представления об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, характеризующая особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, проведен сравнительный анализ традиционных методик и современных технологий для формирования связной речи, рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера в логопедической работе по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРШ уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования выявил, что связная речь старших дошкольников с OHPIII уровня характеризуется недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.
3. Разработана компьютерная игра, направленная на коррекцию недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы: пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения; обогатился лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний; детям стал доступен самый сложный вид рассказа - творческий.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с включением компьютерной игры, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников с OHPIII уровня, что свидетельствует об эффективности использования компьютера в логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: информационно-коммуникативные технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР.
Таким образом, мы изучили влияние компьютерных технологий на развитие связной речи и доказали эффективность их использования в логопедических занятиях по формированию связного высказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня.



1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" /А.М. Бородич. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1998. — 48 с.
2. Васильева В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. — Ульяновск, 2014. — С. 24-29.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи. [Текст]/ В. К. Воробьева. — М., 2006г. - 35-39 с.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - 3-е изд., доп. - СПб.: Лань, 2003. - 351 с.
5. Гаркуша Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина. // Логопед. - 2004. - №2. - С. 22-25.
6. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 20.
7. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 58-79 с.
9. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев,
2012. - 184 с.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименко. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. — М.: Просвещение, 1985. - 14 с.
12. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 228-237 с.
13. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.
С. Жукова. - М.: Педагог, 2004. - 67-70 с.
14. Иващенко Л. Г. Развитие речевой активности детей с использованием ИКТ [Текст] / Л. Г. Иващенко, Ю. А. Резаева, Ю. В. Тарасова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (7).
— С. 34-36.
15. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста/ Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования.— 2008. — № 3 — С. 57-59.
16. Компьютерные игры / под ред. М.Б. Игнатьев. - М.: Лениздат, 2005. - 168 с.
17. Коробейникова С. В. Применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушением речи / С. В. Коробейникова. -M., 2013. - С. 179-183
18. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
19. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет:учебно- методическое пособие/ Л.В. Красильникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010 - 14-16 с.
20. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств/ Е. Н. Кутепова. // Логопедия: методические традиции и новаторство. - М., 2003. - 11-23 с.
21. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий/ / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666669
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. -325-330с.
23. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М. И. Лынская. // Логопед в детском саду. - 2006. - №6. - С. 14-18
24. Минакова А.Д. Влияние ИКТ на процесс формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи / А.Д.Минакова // Специальное образование профессиональный дебют: материалы VII Респ. студ. науч.-практ. конф. (г. Минск, 26 апреля 2017 г.) / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е.Гайдукевич [и др.]. - Минск, БГПУ. - 2017. - С 110-113
25. Минакова А.Д. ИКТ как средство развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Д. Минакова // Материалы итоговой научнообразовательной конференции студентов К(П)ФУ. - 2017. - С. 63-66
26. Минакова А. Д. Роль информационно-коммуникативных технологий в работе над связным высказыванием у дошкольников с нарушениями речи / А. Д. Минакова // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 26 апреля 2017 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 63-65
27. Нищева Н.В.Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 90 с.
28. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 240 с.
29. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение, 1989. - 223с
30. Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками/ А. Н. Павлова // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. — Томск: ТОИПКРО, 2015. — т. 2. — С. 80-84.
31. Помазкова Н. А., Иванченко О. В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.
32. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Педвузов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1999. - 310 с.
33. Салагина Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 750753.
34. Светлова И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2003. - 256 с.
35. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. -С. 86-88
36. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова и др./ под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 153-167 с.
37. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. — 109-112 с.
38. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 112126 с.
39. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5. — 50с
40. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
41. Бармекова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис., канд. пед. наук: 13.00.03 - М., 2000.- 196 с.
42. Аствацатурова Г.О., ШевченкоЛ.Е.Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». - М.: Новый диск, 2000 - Электрон.дан. - I элктрон.опт.диск (CD-ROM)
43. Силкина С. Д. Использование ИТК в развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru/ (дата обращения: 22.03.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ