ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно-коммуникативных технологий 6
1.1. Особенности речевого развития детей с ОНР III уровня 6
1.2. Сравнительный анализ традиционных методик формирования навыков
связной речи у дошкольников с ОНР III уровня 8
1.3. Обзор современных информационно-компьютерных технологий для
развития связной речи детей с ОНР III уровня 12
Выводы по главе 1 18
Глава II. Экспериментальное изучение связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 20
2.1. Организация экспериментального изучения связной речи у детей 20
2.2. Анализ экспериментальных данных 22
Выводы по главе 2 33
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий в формирующем эксперименте 34
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 34
3.2. Оценка эффективности компьютерной программы по формированию
связной речи у детей речевыми нарушениями 38
Выводы по главе III 51
Заключение 54
Список литературы
Приложение
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно-коммуникативных технологий 6
1.1. Особенности речевого развития детей с ОНР III уровня 6
1.2. Сравнительный анализ традиционных методик формирования навыков
связной речи у дошкольников с ОНР III уровня 8
1.3. Обзор современных информационно-компьютерных технологий для
развития связной речи детей с ОНР III уровня 12
Выводы по главе 1 18
Глава II. Экспериментальное изучение связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 20
2.1. Организация экспериментального изучения связной речи у детей 20
2.2. Анализ экспериментальных данных 22
Выводы по главе 2 33
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий в формирующем эксперименте 34
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 34
3.2. Оценка эффективности компьютерной программы по формированию
связной речи у детей речевыми нарушениями 38
Выводы по главе III 51
Заключение 54
Список литературы
Приложение
Актуальность данной темы исследования обусловливается тем, что навык составления связных высказываний и текстов оказывается наиболее несформированным у детей с ОНР. Развитие речи детей является важным условием успешного обучения. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности. В связи с этим развитие связной речи детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Однако процесс развития связной речи детей с ОНР требует поиска путей повышенной эффективности работы в данном направлении с учетом специфики развития речи у детей с речевыми нарушениями.
Такие авторы, как В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, П.Я. Гальперин,М.М. Кольцова, Н.С.Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А.Ткаченко занимались исследованием связной речи у дошкольников с ОНР. Одним из важных показателей готовности детей к коммуникации является уровень сформированности связной речи.
В настоящее время разработано множество традиционных методик, направленных на формирование связной речи детей (В.П. Глухов [9] и С.Н. Шаховская, Т.А. Ткаченко[27], Л.Н. Ефименкова [10], В.В. Коноваленко, В.К. Воробьева). В большинство методик, для детей с ОНР, включаются различные методические приемы, для более успешного коррекционного воздействия. В качестве современного средства используются информационно - коммуникационные технологии.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Информационные технологии позволяют использовать аудио и видео во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования - изучить процесс развития связной речи у детей с ОНР III уровня посредствам информационно-коммуникативных технологий
Объект исследования - особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования - пути формирования навыков связного высказывания у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что информационно-коммуникативных технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР при соблюдении следующих условий: Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями;
2. Подобрать методику для исследования связной речи;
3. Выявить особенности информационно-коммуникативных технологий по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня;
4. Разработать компьютерную игру для формирования связных высказываний;
5. Провести формирующий эксперимент;
6. Проанализировать результат и перспективность влияния ИКТ на развитие речи детей с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [10]; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [27]; концепция системы формирования коммуникативных качеств личности В.П. Глухова [43]; положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский[11], В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); теория коррекционно-развивающего обучения (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования:
1. биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации);
2. психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации)
3. теоретический (анализ проблемы, обобщение);
4. эмперический (наблюдение, эксперимент).
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференциях: IV
Международная научно-образовательная конференция «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, апрель 2017), Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, апрель 2017), Международный форум студенческой науки «Студенческая наука - инновационный потенциал будущего» (г. Минск, апрель 2017). И отражены в статьях: «Влияние ИКТ на процесс формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи», «ИКТ как средство развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Роль информационно-коммуникативных технологий в работе над связным высказыванием у дошкольников с нарушениями речи».
Практическая значимость работы. Разработанная программа логопедической работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть рекомендована к использованию в логопедической практике в ДОУ специализированного вида и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Внедрение программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, 13 рисунков, 9 таблиц, заключения, списка литературы из 43 источников и 7 приложений.
Такие авторы, как В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, П.Я. Гальперин,М.М. Кольцова, Н.С.Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.А.Ткаченко занимались исследованием связной речи у дошкольников с ОНР. Одним из важных показателей готовности детей к коммуникации является уровень сформированности связной речи.
В настоящее время разработано множество традиционных методик, направленных на формирование связной речи детей (В.П. Глухов [9] и С.Н. Шаховская, Т.А. Ткаченко[27], Л.Н. Ефименкова [10], В.В. Коноваленко, В.К. Воробьева). В большинство методик, для детей с ОНР, включаются различные методические приемы, для более успешного коррекционного воздействия. В качестве современного средства используются информационно - коммуникационные технологии.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Информационные технологии позволяют использовать аудио и видео во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования - изучить процесс развития связной речи у детей с ОНР III уровня посредствам информационно-коммуникативных технологий
Объект исследования - особенности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования - пути формирования навыков связного высказывания у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что информационно-коммуникативных технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР при соблюдении следующих условий: Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями;
2. Подобрать методику для исследования связной речи;
3. Выявить особенности информационно-коммуникативных технологий по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня;
4. Разработать компьютерную игру для формирования связных высказываний;
5. Провести формирующий эксперимент;
6. Проанализировать результат и перспективность влияния ИКТ на развитие речи детей с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [10]; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [27]; концепция системы формирования коммуникативных качеств личности В.П. Глухова [43]; положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский[11], В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); теория коррекционно-развивающего обучения (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования:
1. биографический (изучение и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации);
2. психолого-педагогический (игры, беседы, занятия, консультации)
3. теоретический (анализ проблемы, обобщение);
4. эмперический (наблюдение, эксперимент).
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были обсуждены на конференциях: IV
Международная научно-образовательная конференция «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, апрель 2017), Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, апрель 2017), Международный форум студенческой науки «Студенческая наука - инновационный потенциал будущего» (г. Минск, апрель 2017). И отражены в статьях: «Влияние ИКТ на процесс формирования связного высказывания детей с общим недоразвитием речи», «ИКТ как средство развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Роль информационно-коммуникативных технологий в работе над связным высказыванием у дошкольников с нарушениями речи».
Практическая значимость работы. Разработанная программа логопедической работы по формированию связанной речи у дошкольников с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть рекомендована к использованию в логопедической практике в ДОУ специализированного вида и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Внедрение программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, 13 рисунков, 9 таблиц, заключения, списка литературы из 43 источников и 7 приложений.
У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи. Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучены современные представления об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, характеризующая особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, проведен сравнительный анализ традиционных методик и современных технологий для формирования связной речи, рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера в логопедической работе по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРШ уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования выявил, что связная речь старших дошкольников с OHPIII уровня характеризуется недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.
3. Разработана компьютерная игра, направленная на коррекцию недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы: пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения; обогатился лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний; детям стал доступен самый сложный вид рассказа - творческий.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с включением компьютерной игры, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников с OHPIII уровня, что свидетельствует об эффективности использования компьютера в логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: информационно-коммуникативные технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР.
Таким образом, мы изучили влияние компьютерных технологий на развитие связной речи и доказали эффективность их использования в логопедических занятиях по формированию связного высказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования достигнута: изучен процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
1. Изучены современные представления об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, характеризующая особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, проведен сравнительный анализ традиционных методик и современных технологий для формирования связной речи, рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера в логопедической работе по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР.
2. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРШ уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования выявил, что связная речь старших дошкольников с OHPIII уровня характеризуется недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.
3. Разработана компьютерная игра, направленная на коррекцию недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Нами проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы: пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения; обогатился лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний; детям стал доступен самый сложный вид рассказа - творческий.
Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с включением компьютерной игры, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников с OHPIII уровня, что свидетельствует об эффективности использования компьютера в логопедических занятиях.
Гипотеза исследования получила подтверждение: информационно-коммуникативные технологии могут способствовать развитию связной речи детей с ОНР.
Таким образом, мы изучили влияние компьютерных технологий на развитие связной речи и доказали эффективность их использования в логопедических занятиях по формированию связного высказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня.



