Введение 3
1. Теоретические основы антикризисного управления в коммерческих банках 8
1.1. Сущность, необходимость и функции антикризисного управления в
коммерческих банках 8
1.2. Типология факторов, обуславливающих кризисные ситуации в
банковской деятельности 14
1.3. Инструментарий и методы антикризисного управления в
коммерческих банках 19
2. Анализ применения системы антикризисного управления
в российских банках 34
2.1. Проявление банковских кризисов в российской действительности 34
2.2. Анализ применения российскими кредитными организациями
инструментов антикризисного управления 56
2.3. Исследование опыта антикризисного управления зарубежных стран 67
3. Развитие антикризисного управления в современном банке 79
3.1. Механизм раннего предупреждения банкротства банков в процессе
антикризисного управления 79
3.2. Проблемы финансового оздоровления в коммерческих банках и
пути их решения 86
3.3. Имитационное моделирование и сценарный анализ как инструмент
адекватной системы антикризисного управления в современном банке 91
Заключение 112
Список использованных источников 120
Приложения
Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Во всех странах предотвращению банковских кризисов уделяется большое внимание, и государство оказывает существенную поддержку банкам, переживающим финансовые кризисы, по восстановлению их деятельности и доверия к ним, поскольку совершенно ясно, что без устойчивой банковской системы невозможно развивать экономику страны, решать социальные задачи.
Банковское дело как особый вид предпринимательства в силу своей общественной роли, специфичности функций, рискованности, открытости и зависимости от изменений конъюнктуры рынка, требует особого подхода в управлении, применения профилактических и превентивных мер по недопущению кризисных ситуаций.
В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей кризис в банковской системе в той или иной мере. Последствия, которые влекут за собой как валютные, так и банковские кризисы, делают актуальными проблемы, посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой для нарастания негативных тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственных причин современных банковских кризисов, форм их проявления и последствий, а также для выработки адекватных программ антикризисного управления банковской деятельности.
Осуществление реструктуризации и модернизации банковской отрасли, появление на рынке проблемных банков обусловили потребность в антикризисном управлении коммерческими банками. Отсутствие в системе банковского менеджмента антикризисной составляющей усиливает недоверие к банковской сфере, снижает ее эффективность.
Актуальность антикризисного управления в коммерческих банках обусловлена тем, что смягчает банковские риски и предотвращает возможность возникновения финансовых кризисов, что способствует успешному развитию банковского бизнеса и обеспечению в течение длительного периода времени его конкурентного преимущества.
Целью написания данного исследования является изучение причины возникновения и формы проявления современных банковских кризисов, возможность их минимизации, как профилактики банкротства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и раскрыть сущность антикризисного управления;
- выделить основные инструменты и методы антикризисного
регулирования банковской деятельности;
- выделить факторы, обуславливающие кризисные ситуации в банковской деятельности;
- исследовать опыт антикризисного управления в российской
действительности и в зарубежных странах;
- проанализировать показатели надежности банков, сопутствующие антикризисному управлению;
- выявить тенденции развития антикризисного регулирования банком на современном этапе;
- выработать направления совершенствования антикризисного регулирования коммерческих банков.
Предметом данного исследования являются инструменты, методы антикризисных процедур, применяемых в отношении кредитных организаций.
Объектом данного исследования является банковская деятельность в сфере управления антикризисной ситуацией.
Во время написания работы были использованы общенаучный, экономико-статистический методы научного исследования; в ходе исследования были применены индукция, дедукция, системный и диалектический подходы к рассматриваемым проблемам, анализ документов, графические инструменты для наглядного изображения и моделирования. Также в ходе исследования производился факторный анализ, позволивший изучить условия, активно влияющие на надежность коммерческих банков, с использованием инструментов экономико-математического моделирования. Из использованных методов построения теории необходимо отметить анализ (причинный и сравнительный методы анализа), который способствовал формулировке необходимых для исследования умозаключений, а также синтез, позволивший сформулировать тенденции развития финансового оздоровления коммерческих банков на основе имеющихся статистических данных.
В ходе проведения исследования были изучены труды отечественных и зарубежных экономистов по изучаемой теме: А.М. Тавасиев, Э.М. Короткова, З.А. Авдошина, А.М. Прохоров, М.Б. Попова, А.Г. Грязнова, А. Саркисянц, А.М. Тарасова, В.А. Тарана, А.А. Тедеева, и других.
В данной работе в качестве источников информации были использованы: отечественные, законодательная и нормативная базы; учебные пособия; статьи; результаты статистических исследований российских и зарубежных компаний; материалы исследований независимых аналитических организаций; статистические данные Федерального агентства государственной статистики и данные международной статистики; электронные библиотечные системы и ресурсы глобальной информационной сети Интернет по теме исследования, позволившие получить необходимую для исследования информацию.
Теоретическая значимость данной работы заключается в следующем:
- раскрыта сущность понятия антикризисного управления в коммерческом банке, проанализированы основные факторы, обуславливающие кризисные ситуации в банках;
- определены методы и инструменты антикризисного управления в коммерческих банках;
- проведен детальный анализ развития систем антикризисного управления в банках России;
- изучен зарубежный опыт функционирования аналогичных систем;
- аргументированы преимущества и перспективы развития антикризисного управления в кредитных организациях Российской Федерации..
Научная новизна работы состоит в следующем:
- дополнено определение антикризисного управления;
- выявлены мировые тренды в области FinTech (финансово-технологических инноваций) и использования цифровых технологий, дающих возможность банкам предоставлять клиентам высокотехнологический финансовый сервис
- с использованием инструментов корреляционно-регрессионного анализа доказано влияние системы факторов на объем чистой прибыли коммерческих банков.
- уточнена методика диагностирования кризисных явлений в
коммерческих банках;
- приведена классификация лимитов деятельности коммерческих банков с учетом показателей надежности банков деятельности.
Структура данного исследования включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Содержание данного исследования дает возможность логически рассмотреть теоретические и методологические вопросы, связанные с антикризисным управлением коммерческих банков, а также вопросы, касающиеся практики создания и функционирования систем антикризисного управления в банках, перспективы их совершенствования в России.
Во всех странах предотвращению банковских кризисов уделяется большое внимание, и государство оказывает существенную поддержку банкам, переживающим финансовые кризисы, по восстановлению их деятельности и доверия к ним, поскольку совершенно ясно, что без устойчивой банковской системы невозможно развивать экономику страны, решать социальные задачи.
Банковское дело как особый вид предпринимательства в силу своей общественной роли, специфичности функций, рискованности, открытости и зависимости от изменений конъюнктуры рынка, требует особого подхода в управлении, применения профилактических и превентивных мер по недопущению кризисных ситуаций.
Необходимость антикризисное управление коммерческими банками обусловлена рядом причин, основным из которых является то, что антикризисное управление смягчает банковские риски и предотвращает возможность возникновения финансовых кризисов, что способствует успешному развитию банков и обеспечению в течение длительного периода времени его конкурентного преимущества.
В современных условиях в банковской практике существует два подхода к пониманию антикризисного управления. Первый подход вытекает из узкого толкования понятия: "управление по выводу банка из кризиса". Второй - из более широкого понимания антикризисного управления, которое трактуется как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение кризиса, а также организацию и проведение работы по выводу банка из кризисной ситуации. В этом случае антикризисное управление становится неотъемлемой частью банковского менеджмента и должно осуществляться на постоянной основе. Практика показывает, что в условиях механизма рыночной экономики при существующих особенностях деятельности банков, большинство из них не единожды сталкиваются с проблемами, способными привести на грань банкротства. Учитывая, что открытая стадия кризиса наступает при стечении целого ряда факторов и причин, получивших достаточное развитие, очень важно быть готовыми своевременно выявлять проблемы и вовремя принимать адекватные меры, чтобы не допустить банкротства.
Как показывает опыт многих стран, кризисы, как правило, начинаются с возникновения некоторых проблем в отдельных банках, которые из-за отсутствия достаточных средств, конфликта интересов собственников и менеджеров и других конкретных причин не были своевременно решены либо в силу существенной детерминированности влияние указанных проблем не было нивелировано и положило начало кризису.
Причины кризисов банков и банковских систем следует классифицировать по различным основаниям. Причины возникновения кризисной ситуации разделяют на три вида факторов: институциональные, микроэкономические и макроэкономические. Макроэкономические факторы влияют на деятельность банка с внешней стороны, к микроэкономическим факторам относят причины возникновения кризисной ситуации в коммерческом банке, которые произошли по вине самого банка. Институциональные факторы можно отнести и к внешним и к внутренним причинам возникновения кризисных ситуаций в коммерческом банке.
В целом организация антикризисного управления в банках исходит из следующих предположений:
- кризисы в банках можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризы в банках можно отодвигать или ускорять;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемые и контролируемые;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
- управление процессами выхода из кризиса способно минимизировать его последствия.
В связи с этим выделяют следующие виды антикризисного управления: упреждающее антикризисное управление, которое призвано прогнозировать и предотвращать развитие кризиса; управление в условиях кризиса, направленное на стабилизацию неустойчивого состояния; управление процессами выхода из кризиса, целью которого является минимизация потерь и упущенных возможностей. Таким образом, антикризисное управление в широком смысле понимания предполагает специфическую деятельность, включающую в себя подготовительную, профилактическую работу и работу в условиях кризиса и выхода из него.
Мировой финансовый кризисы можно предвидеть и ожидать его развития, однако, для большей части государств кризисы банковского сектора были неожиданным, в том числе и для США, поэтому никаких антикризисных программ заранее подготовлено не было. Несмотря на это многие правительства самостоятельно, совместно с правительствами других государств и международными финансовыми институтами достаточно быстро смогли отреагировать на возникающие проблемы и оперативно принимать адекватные решения по выработке стратегий и конкретных действий по стабилизации банковской системы в течение кризиса. Оперативно были разработаны программы по преодолению негативных последствий в США, странах Европы, однако в силу недостатка временных ресурсов, антикризисная деятельность некоторых государств характеризовалась избыточными действиями (например, США, Китай).
Многие инструменты преодоления кризиса являются общими для программ различных правительств. Большинство предпринятых шагов имеют в период кризиса кейнсианскую направленность. Активно используются инструменты денежно-кредитной и фискальной политики, такие как, например, изменение учетной ставки и нормативов обязательного резервирования, введение налоговых льгот, к которым прибегают практически все государства.
Регулирование денежной массы в обращении, регулирование ликвидных активов является очень важной функцией не только в периоды неблагоприятной конъюнктуры, но и является неотъемлемой постоянной составляющей регулирования деловой активности в обществе. Данные инструменты являются основными и наиболее оперативными в использовании, также они были в числе других мер рекомендованы МВФ в борьбе с анализируемым кризисом. Например, снижение ставок рефинансирования Центральными банками и нормативов обязательного резервирования увеличивает ликвидные средства банковских структур и снижает стоимость кредитных продуктов для заемщиков средств, что в дальнейшем вызывает цепную реакцию, приводящую к оживлению деловой активности.
А такой шаг, как увеличение страховой суммы по депозитам вкладчиков, направлен на предотвращение банковской паники среди клиентов банка, а также на увеличение банковских ресурсов.
Однако финансовые кризисы оказываются очень тяжелым для банковской системы и порой требует неординарных решений. Так, для смягчения последствий кризиса и стабилизации состояния финансовой отрасли были разработаны и осуществлены такие новые меры, как введение лимитов на объемы кредитования, национализация (полная или частичная) банковских организаций, запрет на выплату высоких зарплат, а также различных бонусов и дивидендов и некоторые другие. Национализация банков проводилась с целью оздоровления банковской системы с помощью ее очищения от плохих активов.
Посредством введения и корректирования величины квот на кредитные операции для банков можно было частично регулировать деловую активность, а также «остужать» или «разогревать» экономические процессы.
Также активно используемым инструментом стала адресная финансовая поддержка банков. В большинстве случаев средства предоставлялись на платной и возвратной основе с целью увеличения ресурсов банков для последующего кредитования ими предприятий реального сектора, малого и среднего бизнеса. Однако перенаправить средства в реальный сектор удалось только китайским властям, что объяснялось спецификой их экономики и насыщенностью финансовыми ресурсами банков в предкризисный период вследствие закрытости национального финансового рынка и ограниченной возможности как вложения средств с целью сбережения, гак и последующего кредитования.
Пакеты антикризисных мер принимались государственными властями с четким разграничением обязанностей, конкретными размерами финансовых ресурсов, выделяемых на то или иное мероприятие, и регламентированным периодом времени, в течение которого они должны были быть осуществлены. Правительства не всех государств смогли придерживаться четкой регламентации (например, в Китае средства, выделенные на преодоление кризиса, закончились раньше, и антикризисную программу начали сворачивать еще до полного восстановления экономики, почти на год раньше от планируемого срока). Однако в США, несмотря на все обилие принятых программ, направленных на стабилизацию банковской системы, прозрачность всех действий государственных органов привела к практически полной окупаемости всех программ.
Помимо государственного регулирования в период кризиса, самым эффективным является инструмент упреждающего управления, в основу которого лежит анализ показателей надежности банка. Данный анализ позволяет выявить проблемные точки коммерческого банка и всей банковской системы и одновременно с тем устранить эти проблемы.
из основных методов антикризисного управления рисками является лимитирование деятельности кредитной организации. Установление лимитов и нормативов находится в группе профилактических мер антикризисного управления, точнее в упреждающем управлении коммерческим банком. Лимиты устанавливаются на двух уровнях:
- государство (со стороны Центрально Банка РФ);
- отдельных кредитных организаций (внутри банковской политики).
Нормативы регулирования деятельности коммерческого банка можно разделить на 3 группы в зависимости от характера применения данных показателей: обязательные нормативы ЦБ, оценочные нормативы и внутрибанковские нормативы.
Обязательные нормативы. Обязательные нормативы ЦБ выступают в качестве антикризисного управления коммерческим банком. ЦБ устанавливает обязательные нормативы для ограничения уровня рисков банковской деятельности, что в последствии сдерживает развитие факторов кризиса. Обязательные нормативы выполняют так называемую надзорную функцию, которая реализуется через механизм надзора за деятельностью банка. Данный механизм закреплен в российской банковской системе федеральными законами и нормативными актами Центрального банка, в которых прописаны обязательные для коммерческих банков нормативы регулирования, порядок и сроки их выполнения и оценки. На основе принятых нормативов ЦБ предъявляет требования коммерческим банкам, невыполнение которых может отрицательно повлиять на их финансовое положение, в том числе и на чистую прибыль коммерческого банка. ЦБ может принимать предупредительные или принудительные меры по отношению к коммерческим банкам в зависимости от характера допущенных нарушений.
Оценочные нормативы. Для оценки финансовой устойчивости банка ЦБ разработал российскую методику "О методах оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточности для участия в системе страхования банка от 11 июня 2014 г. N 3277-У". Согласно данному документу финансовое положение банка определяется на основе таких факторов, как капитал, активы, ликвидность, соблюдение обязательных нормативов и лимитов, установленных Банком России, качество управления, прозрачность структуры собственности
Внутрибанковские нормативы. К данной группе относятся нормативы самостоятельно установленные коммерческими банками. Данные показатели определяются в целях оперативного управления рисками концентрации деятельности, причем у каждого банка будет свой достаточный уровень устойчивости.
Соблюдение вышесказанных нормативов и лимитов позволит коммерческим банкам своевременно избежать кризиса банка, а также более эффективно провести посткризисные мероприятия. Во время кризиса данный анализ поможет определить основные проблемы и причины утраты стабильности банка, а также вовремя составить план антикризисного управления и своевременно выйти из кризисной ситуации.
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29Л2.2015)[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2016)
2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2016)
3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от
07.08.2001 N 115-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2016)
4. О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от
10.07.2002 N 86-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2016
Книги, монографии, диссертации
5. Анализ надежности банка / под ред. Иванов В. В. - М.: Русская Деловая Литература, 2000. - 153 с.
6. Анализ финансового состояния коммерческого банка / под ред. Панова Г. С. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 215 с.
7. Антикризисное управление / под ред. Короткова Э.М. - М.: Издательство ЭКМОС, 2005. - 11 с.
8. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики / под редакцией З. А. Авдошина - М.: Издательство КОНОРУС, 2015. - 27 с.
9. Антикризисное управление: учеб.пособие / под редакцией Демчук О. Н., Ефремова Т. А. - М.: Издательство Флинта, 2009. - 256 с.
10. Антикризисное управление: учеб.пособие. / Под редакцией Баринов В.А. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2012. - 125 с.
11. Антикризисное управление: учебное пособие./ Под редакцией А. М.Прохоров- М.:Издательство «Советская Энциклопедия», 1972. - 93 с.
12. Антикризисное управление: учебное пособие./ Под редакцией Балашов А.П. - М.: ГУПРПО СО РАСХН, 2004. - 56 с.
13. Антикризисный менеджмент. / Под редакцией проф. Грязновой А.Г. - М.: Издательство ЭКМОС, 2010. - 450 с.
14. Банковские риски: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. - М.: КНОРУС, 2013. - 292 с.
15. Банковский менеджмент: уеб. Пособие / Н. И. Куликов, И. Р. Унанян, Л.
С. Тимшина. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 89 с.
16. Банковское дело: конспект лекций для студентов экономических специальностей / сост. И. Ф. Елфимоап. - Воронеж: АОНО ВПО «ИММиФ», 2009. - 53 с.
17. Банковское дело: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова, Ю.Ф. Соколова. - М. :Юрайт, 2012. - 590 с.
18. Банкротство кредитных организаций. / Под редакцией Алтанова А.П. - М.: ГУПРПО СО РАСХН, 2011. - 241 с.
19. Диагностика банкротства / под редакцией Ковалев А. П. - М.:
Финстатинформ, 2011. - 263 с.
20. История финансовых потрясений. / Под редакцией А.Аникин. - М.: Пресс, 2013. - 304 с.
21. Компьютеризация финансового анализа и прогнозирования в банке / под ред. Солянкин А. А. - М.: Финстатинформ, 2013. - 76 с.
22. Кризис 1998 года и восстановление банковской системы. / Л. Сычева, Л. Михайлов, Е. Тимофеев и др.; Под ред. М.А. Дмитриева и С.В. Васильева; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2001. — 308 с.
23. Методологические аспекты прогнозирования банкротства банков в период финансового кризиса / под редакцией Плещицер М.В.- М.: Гендальф, 2010. - 161-166 с.
24. Совершенствование банковского регулирования и надзора как средство обеспечения устойчивости банковской системы. / по редакцией Ахмедов Р.Н. М.: Гендальф, 2001. - 73 с.
25. Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб.пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -32 с.
26. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки / под редакцией Фетисов Г. Г. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 218 с.
27. Финансовые кризисы: теория, история, политика / под редакцией Рудый К.В. - М.: Новое знание, 2009. - 399 с.
28. Финансовый анализ в коммерческом банке / Черкасов В. Е. - М.: Инфра- М, 2013. - 168 с.
29. Финансовый анализ в коммерческом банке / Шеремет А. Т., Щербакова Г. Н. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 312 с.
30. Экономический анализ деятельности банка / под редакцией Мамонова И. Д. - М.: Инфра-М, 2000. - 98 с.
31. Экспертная система анализа банков на основе методики CAMEL / под ред. Буздалин А. В., Британишский А. А - М.: Бизнес и банки, 2000. - 54 с.
Статьи и материалы периодической печати
32. Иванов, В. В. Разработка планов антикризисного управления банком /
В.В. Иванов //Банковское дело. - 2010. - № 6. - с. 31-33.
33. Ковалев В. В. Проблемы предупреждения кризисов на финансовом рынке / В. В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2013. - с. 5-6
34. Комиссаров Г.А. Банковский «кризис доверия»: прививка или болезнь? / Комиссаров Г.А. // Аналитический банковский журнал. 2015. - с. 24-25
35. Костиков О.В. Грани банковских рисков: Банковские риски / О.В. Костиков, М.К. Михайлов // Банковское дело. 2009. - с. 54-59
36. Курочкин, В.А. Центральный и коммерческие банки [Текст] / В.А. Курочкин // Национальный банковский журнал. - 2011. - №9. - с. 46-49.
37. Морозова Т.Ю. Совершенствование организации внутреннего контроля как условие развития рыночной дисциплины / Морозова Т.Ю. // Деньги и кредит. 2006. - с. 13-17
38. Овчинникова Н. Э. Адаптивная устойчивость банковской системы в условиях глобальной финансовой нестабильности / Н. Э. Овчинникова. - Орел, 2014. - с. 87-95
39. Официальный сайт Агенства по страхованию вкладов. URL: Шр:/А№№^а8У.ог§.ги/(дата обращения 22.04.2016)
40. Официальный сайт Банка России. URL:http://www.cbr.ru/ (дата обращения 22.04.2016)
41. Официальный сайт ПАО «Бинбанк». URL: https://www.binbank.ru/ (дата обращения 22.04.2016)
42. Официальный сайт ПАО «БМ-Банк». URL: http://www.bm.ru/(дата обращения ( 22.04.2016)
43. Портной М.А. Уроки финансового кризиса в США / М.А. Портной // Бизнес и банки. № 13 (898) 2008, апрель. - с. 3
44. Садыкова А. Э. Основы антикризисного управления в коммерческом банке / А. Э. Садыкова // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - 2015. - С. 91-93.
45. Саркисянц А.Г. Проблемы банковской безопасности и отмывания денег / А.Г. Саркисянц // Бизнес и банки. 2008. № 38 (923). - с. 5.
46. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. - 2014.
Иностранные источники
47. Abiad A. Early Warning Systems for Currency Crises: A Markov-Switching Approach with Applications to Southeast Asia / A. Abiad // Preliminary draft of Ph.D. dissertation in Economics, Department of Economics, University of Pennsylvania, 2914. - 60 p.
48. Borio C., Furfine C., Lowe P. Procyclicality of the Financial System and Financial Stability: Issues and Policy Options // BIS Papers. - 2014. - № 1. - р. 19.
49. Dorn W. Early warning: an introduction / W. Dorn // Research at Royal Military College of Canada, 2014. - 13 р.
50. Estrella A., Park S., Peristiani S. Capital Ratios as Predictors of Bank Failure // FRBNY Economic Policy Review. - 2015. - July. - p. 17.
51. Foster H. D. Disaster Planning: The Preservation of Life and Property. / H. D. Foster. - New York : Springer Verlag, 2015. - p. 67.
52. Jagtiani J. A. Predicting Inadequate Capitalization: Early Warning System for Bank Supervision / J. A. Jagtiani - Federal Reserve Bank of Chicago. - September,2015. - 35 p.
53. Jagtiani J.A., Kolari J.W., Lemieux C.M., Hwan Shin G. Predicting Inadequate Capitalization: Early Warning System for Bank Supervision // Emerging Issues Series, Federal Reserve Bank of Chicago, S&R. - 2013. - 10R. - p. 37.
54. Mishkin F. S. How Big a Problem is Too Big to Fail? A review of Gary Stern and Ron Feldman’s Too Big to Fail: The Hazards of Bank Bailouts // Journal of Economic Literature. - 2014. - Vol. XLIV. - р. 988
55. Risk Early Warning System: Practical Ways to Embed Risk Management. - Deloitte &Touche, 2013. - 23 p.