Введение
1. Теоретике - методические основы разработки кредитной политики организации
1.1. Понятие и необходимость кредитной политики организации
1.2. Этапы разработки кредитной политики организации
2. Анализ и оценка кредитной политики организации на примере ООО «СтройУслуги»
2.1. Общая характеристика компании ООО «СтроиУслуги»
2.2. Анализ кредитной политики компании ООО «СтройУслуги»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитной политики компании ООО «СтройУслуги»
3.2 Совершенствование кредитной политики компании ООО «СтроиУслуги»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен тем, что в текущий момент важно обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества компании, которые позволят сохранить темпы развития вне зависимости от воздействия макро- и микросреды организации.
Кредитная политика компании является частью финансовой политики компании и включает различные методы и приемы управления имеющимися финансовыми и инвестиционными ресурсами компании.
Четко выстроенная кредитная политика позволит наиболее эффективно и на долгосрочную перспективу выстроить отлаженный механизм регулирования заемным и оборотным капиталом.
Основной целью кредитной политики является процесс регулирования финансовых отношений между кредитором и заемщиком, направленный на осуществление главных атрибутов и свойств кредита как способа повышения благосостояния собственников бизнеса и усиление конкурентоспособности и рыночных позиций компании - заемщика.
Кредитная политика задает направление финансовой деятельности компании и, используя имеющиеся ресурсы и возможности, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении. Она также заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Кредитная политика проявляется в системе мер и правил мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
В кредитной политике компании, кроме формализации задач управления дебиторской задолженностью, следует установить задачи, решение которых позволит достигнуть различных тактических и стратегических планов компании (например, выход на новые рынки сбыта, увеличение доли нынешнего рынка, достижение определенного уровня имиджа компании, сокращение стоимости использования заемного капитала).
Посредством кредитной политики достигается решение многих задач, например, рост эффективности вложения средств в дебиторскую задолженность компании, увеличение объемов продаж, чистой прибыли, отдачи на вложенные средства и др. В условиях широкого применения различных методов управления, преодоления кризисных ситуаций и перехода к рыночным отношениям предстоит увязать практику планирования (прогнозирования) кредитов с текущими явлениями, происходящими во внешней среде компании, и обеспечить радикальное улучшение использования кредитных средств.
Формулировка важнейших сторон кредитной политики позволяет определить ее следующим образом: кредитная политика представляет собой определенный руководством компании и существующий в рамках действующего законодательства свод правил, методов, мероприятий, которые нацелены на создание условий для наиболее эффективного способа размещения привлекаемых и заемных средств, в целях получения максимально возможного эффекта, который выражается в усилении конкурентоспособности заемщика на соответствующем рынке, укреплении финансовой устойчивости и развития компании, приросте доходов, увеличении рыночной доли компании, осуществлении и реализации поставленных целей, планов и задач руководством компании.
Объектом исследования в данной работе является компания ООО «СтройУслуги», основным видом деятельности которой является деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве, строительство жилой и коммерческой недвижимости.
Предмет исследования - действующая кредитная политика компании ООО «СтройУслуги» в текущем периоде.
Целью данной работы является изучение теоретико-методических аспектов кредитной политики коммерческой организации на примере ООО «СтройУслуги», разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной политики компании.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
- изучить теоретико-методическую базу кредитной политики;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности компании ООО «СтройУслуги» и сформулировать выводы об общем финансовом состоянии, а также показателях, подверженных определенному риску;
- провести анализ действующей кредитной политики компании ООО «СтройУслуги»;
- разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию кредитной политики компании ООО «СтройУслуги».
Информационной базой послужили данные законодательной базы Российской Федерации в области учетной политики, инвестиций и финансовой деятельности, а также статистический материал, содержащийся в различных источниках, публикуемый на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Методической основой исследования явились методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка и выявление причинно-следственных связей, а также традиционные приемы экономического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрывается понятие и сущность кредитной политики, характеристика ее элементов и оценка ее качества.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании ООО «СтройУслуги», а также ее кредитной политики.
В третьей главе разрабатываются и обосновываются рекомендации по совершенствованию кредитной политики компании ООО «СтройУслуги».
В заключении подведены итоги проделанным в выпускной квалификационной работе исследованиям и намечены пути применения рекомендаций в практической деятельности компании ООО «СтройУслуги».
Практически каждое предприятие вынуждено обращаться за помощью к кредиторам, любое из них разрабатывает свою собственную политику взаимоотношения с кредиторами, то есть, кредитную политику. Предметом взаимоотношений кредиторов и заемщиков становится кредит.
Объектами кредитования юридических лиц могут являться товары и услуги, предоставляемые заемщику по определенным контрактам; денежные средства, необходимые для целей инвестирования или для обеспечения нормальной финансово - хозяйственной деятельности компании; оборотные средства в целом, в том числе погашение текущей задолженности по уплате налогов; финансирование производственных затрат заемщика - закупка сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, расходов по транспортировке, хранению, оплате электроэнергии и т.п.; заработная плата работникам организации и т.д.
Субъектами кредитования на предприятии являются собственники, а также кредиторы (банки, поставщики и др.). Предметом процесса кредитования являются экономические отношения, возникающие в результате предоставления средств в кредит.
Наличие продуманной кредитной политики - залог успешности и стабильности предприятия, предоставляющего товары и услуги на условиях отложенного платежа.
Грамотно проводимая кредитная политика помогает поднять на качественно новый уровень платежную дисциплину клиентов, значительно улучшить качество денежного потока и, как результат, повысить показатели эффективности деятельности предприятия.
С целью минимизации рисков возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности в условиях функционирования предприятия необходимо предпринять комплекс мер, направленных на принятие решения об условиях предоставления кредита. Одной из таких мер является формирование кредитной политики. В ее основе лежит сравнение потенциальных выгод от увеличения объема продаж за счет реализации в кредит со стоимостью обслуживания этого кредита.
Итак, кредитную политику коммерческой фирмы можно определить как совокупность приемов и методов управления таким оборотным активом как дебиторская задолженность с целью повышения прибыльности деятельности организации и повышения благосостояния ее собственников. В плане расчетов с покупателями кредитная политика может выражаться в виде рассрочки или отсрочки платежей за поставленные товары и услуги.
Кредитная политика как часть финансовой политики компании отражает механизм контроля за взаимоотношениями между кредитором и заемщиком в вопросе формирования и использования кредитных и финансовых ресурсов.
К основным функциям кредитной политики организации можно отнести:
- контроль за уровнем кредитного риска;
- формирование определенных системы требований к дебиторам и заемщикам;
- формирование системы условий кредитования для покупателей.
Основные задачи кредитной политики организации состоят в следующем:
- формирование наиболее оптимального с точки зрения уровня кредитного риска и доходности соотношения условий кредитования;
- обеспечение наиболее конкурентоспособных условий кредитования для покупателей;
- минимизация финансовых рисков;
- следование наиболее современным тенденциям кредитования;
- наиболее эффективный способ управления инвестициями в дебиторскую задолженность.
Кредитная политика состоит из следующих основных элементов:
- инструменты кредитной политики (кредитный период, кредитный лимит, условия применения скидок и штрафных санкций);
- стандарты оценки кредитоспособности и платежеспособности заемщиков;
- условий предоставления кредитов и займов как типовых, так и индивидуальных в зависимости от уровня кредитоспособности заемщика.
Формирование кредитной политики проводится в несколько этапов:
- проводится анализ дебиторской задолженности, оценивается ее уровень и динамика, определяется состав и величина сомнительной и просроченной задолженности, эффект от инвестиций в дебиторскую
задолженность;
- формируются принципы кредитной политики организации в сфере взаимоотношений с покупателями;
- формируются кредитные условия и стандарты оценки
кредитоспособности заемщиков;
- определяются процедуры процесса инкассации дебиторской задолженности;
- построение наиболее эффективного механизма контроля за
движением ссудного капитала и обеспечением необходимого уровня дебиторской задолженности.
Можно сделать вывод о том, что четко выстроенная и эффективная кредитная политика является одним из способом реализации потенциала компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, роста ее конкурентоспособности.
Компания ООО «СтройУслуги» как и многие другие компании, работающие в сфере строительства, нуждается привлечении кредитов и займов. Объясняется это сферой деятельности компании, ведь в сфере строительства коммерческие проекты генерируют доходы в будущем.
Для наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами в форме оборотного капитала, компания разрабатывает кредитную политику.
К фундаментальным основам кредитной политики ООО «СтройУслуги» относятся необходимость оценки финансовой устойчивости компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе, оценка кредитоспособности и платежеспособности компании, методы управления дебиторской задолженностью и заемным капиталом.
Механизмы управления финансовой деятельностью компании в рамках кредитной и инвестиционной деятельности реализуются через систему лимитов.
К таким лимитам компания относит: лимит по среднесрочной ликвидности, лимит по финансовому рычагу, лимит по покрытию долга и лимит по покрытию обслуживания долга.
При расчете лимитов оцениваются краткосрочный заемный капитал, долгосрочный заемный капитал и суммарный заемный капитал. Оценка происходит посредством расчета целевых и максимальных значений лимитов.
Далее целевые и максимальные значения лимитов соотносятся с размерами заемного капитала, и руководство общества делает вывод о категории кредитоспособности компании. Как говорилось выше, под категорией кредитоспособности компании понимается ее кредитный рейтинг. На основе данного рейтинга компания прогнозирует и оценивает свои возможности получения кредита и займа.
Для высокой финансовой устойчивости должно соблюдаться следующее условие:
г КЗК < ЛСЛ,
I СЗК < ЛФР,
ДЗК < ЛПД,
< СЗК < ЛПОД.
В данном случае, в компании выполняется только первое условие, что говорит о высокой доле кредитного риска. Исходя из кредитного рейтинга, компания получила рейтинг «В». Поэтому, одним первых путей решения данной проблемы является разработка плана перспективного развития.
Под планом перспективного развития понимается стратегический план развития компании, нацеленный на достижение удовлетворительного финансового состояния компании. Его основной задачей является нормализация хозяйственной деятельности компании в рамках управления заемным капиталом и достижения целевых значений всех лимитов.
Данный план может включать такие разделы, как план управления издержками, план реструктуризации пассивов, план управления оборотным капиталом, меры по повышению технологической эффективности и т.д.
Любая коммерческая структура всегда ограничена в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита.
Можно отметить, что вопросы управления дебиторской задолженностью и кредитной политикой, поиска эффективных методов совершенствования кредитной политики актуальны для любой компании, в том числе и компании строительной отрасли. При эффективном управлении задолженностью компания может достоверно оценивать свое финансовое состояние и планировать конкретные шаги, направленные на решение стратегических задач по усилению своего положения на рынке и снижению затрат.
Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).
Найти оптимальную точку в кредитной политике - это значит найти равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики уместна до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с издержками по предоставляемому кредиту.
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. М.: Издательство «Дело и сервис». 2008. 502 с.
2. Аврошков Л.Л. Экономика предприятий: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Аврошков Л.Л. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2008. 331 с.
3. Багорский А.Р. Финансы: Учебник / А.Р. Багорский. М.: ИД ФБК- ПРЕСС. 2002. 320 с.
4. Баканов М.И. Теория анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.И. Баканов. М.: Финансы и статистика. 2003. 415 с.
5. Белолипецкий К.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под. ред. И.П. Мерзлякова. М.: ИНФРА-М. 2003. 318 с.
6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. / И.А. Бланк. К.: Эльга, Ника - Центр. 2004. 624 с.
7. Богаров В.В. Финансовой анализ / В.В. Богаров. СПб: Питер. 2002. 245 с.
8. Большаков С.В. Основы управления финансами : Учебное пособие / С.В. Большаков. М.: ИД ФБК-ПРЕСС. 2000. 368 с.
9. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков. М.: ИНФРА-М. 2005. 280 с.
10. Володин А.А. Управление финансами (финансы предприятий). М.: ИНФРА-М. 2011. 510 с.
11. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2006. 336 с.
12. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / В.Я. Горфинкель. М.: Инфра-М. 2009. 670 с.
13. Грачев А.И. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие / А.И. Грачев. М.: Издательство «Фин - пресс». 2002. 135 с.
14. Иванов А.И. Финансовый анализ: методы и процедуры / А.И. Иванов. М.: Финансы и статистика. 2005. 560 с.
15. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент : Учебно-справочное пособие / А.Г. Каратуев. М .: ИД ФБК-ПРЕСС. 2001.
16. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности / Л.И. Кравченко. М.: Высшая школа 2009. 209 с.
17. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев. М.: Проспект. 2003. 313 с.
18. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТА. 2008. 240 с.
19. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 3-е изд. / И.А. Либерман. М.: Издательство ПРИОР. 2010. 198 с.
20. Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента. М.: ТЕИС.
2006. 120 с.
21. Лихачев О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие / О.Н. Лихачев. М. ООО «ТК Велби». 2009. 415 с.
22. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТА-ДАНА. 2008. 350 с.
23. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Н. Павлова. М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2004. 345 с.
24. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. / Л.Н. Павлова. М.: Финансы, ЮНИТИ. 2008. 248 с.
25. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен. 2005. 254 с.
26. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. 527 с.
27. Пястолов Н.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 2-е изд. / Н.Г. Пястолов. М.: Академия. 2010. 100 с.
28. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учебное пособие / Е.Е. Румянцова. М.: ИНФРА-М. 2008. 459 с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА - М. 2009. 420 с.
30. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. 3-е изд., испр. / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА-М. 2005. 320 с.
31. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е.С. Стоянова. М.: Перспектива. 2010. 656 с.
32. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие / Л.Ф. Сухова. М.: Финансы и статистика. 2011. 330 с.
33. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие / Н.Н. Тренев. М.: Финансы и статистика. 2008. 113 с.
34. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. 6-е изд. М.: Перспектива. 1998. 656 c.
35. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Шохина. М.: ИД ФБК-ПРЕСС. 2003. 640 с.
36. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Шепеленко. Ростов-на-Дону: «МарТ». 2002. 214 с.
37. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.А. Приходько. 3-е изд., стер. М.: КноРус. 2009. 272 с.
38. Исаченко М.Б. Управление дебиторской задолженностью и разработка кредитной политики компании // Успехи современного естествознания. 2014. № 12 (2). С. 123-126.
39. Зимин Н.Е., Дидманидзе Д.О. Совершенствование кредитной политикой предприятий путем управления дебиторской задолженностью // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. № 7 С. 97-104.
40. Юдина, Л.Н. Финансовая отчетность организации как источник финансового анализа / Л.Н. Юдина // Финансовый менеджмент. 2011. №3. С. 28-32.
41. Официальный сайт компании «Унистрой». Режим доступа: http://www.unistroyrf.ru/(дата обращения 01.06.2016).