ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 7
1.1. Понятие, виды и источники инвестиций в человеческий капитал и их
отдача 7
1.2. Модель распределения личных доходов Беккера 15
1.3. Оценка экономической эффективности инвестиций 18
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Финансирование образования в мире 24
2.2. Эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в
Зарубежных странах 41
2.3. Влияние индекса человеческого развития на человеческий капитал 62
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 69
3.1. Характеристики накопленного человеческого капитала и структура
распределения населения по различным уровням образования 69
3.2. Институциональное проектирование развитие человеческого капитала в
современной России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Человеческий капитал является одним из самых важных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики. В развитых странах, по сравнению со странами которые находятся на низких ступенях экономического развития, уровень человеческого капитала заметно выше, а отдача от него по сравнению с отдачей от физического капитала значительно выше. Человеческий капитал увеличивает конкурентные преимущества работников на рынке труда: от улучшения образовательной подготовки повышается уровень экономической активности, снижается риск безработицы, а также ее продолжительность, увеличиваются конкурентоспособность и заработки на рынке труда, территориальная и профессиональная мобильность.
Современная глобальная экономика постоянно прибывает в состоянии динамичного развития, увеличивается мобильность рабочей силы, работникам нужно периодично повышать свою квалификацию. Государству же нужно осознавать высокую значимость развития человеческого капитала и постоянно стимулировать работников для развития их навыков. Работники с более высоким уровнем образования очень хорошо адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем инвестиций в человеческий капитал посвятили свои работы многие российские и зарубежные ученые, труды которых можно сгруппировать следующим образом:
- концепция человеческого капитала в экономической теории (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер и др.);
- проблемы финансирования образования (Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М.).
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам человеческого капитала.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, данных статистических служб, материалов рейтинговых агентств, бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия.
Процесс переориентации российской экономики от преимущественно сырьевого типа на инновационную, социально-ориентированную экономику сопровождается переосмыслением роли человека в данном процессе. На сегодняшний момент существуют инициативы правительства, направленные на качественное развитие человеческого капитала. Подтверждением этому может являться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой основное внимание уделяется значительному увеличению темпов роста инвестиций в человеческий капитал. В Концепции подчеркивается, что условием совершения рывка в повышении конкурентоспособности российской экономики является рост качества человеческого капитала.
Новизна диссертационного исследования. В ходе диплома были проведены эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в Зарубежных странах, были даны характеристики накопленного человеческого капитала и структура распределения населения по различным уровням образования. Также были предложены мероприятия для рационального использования затрат на персонал в организациях.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
- уточнено и расширено определение инвестиций в человеческий капитал;
- проведена эмпирическая оценка отдачи от инвестиций в образовании в России и в Зарубежных странах;
- рассмотрено институциональное проектирование развитие человеческого капитала в современной России.
Таким образом, в условиях смещения вектора проводимой государственной экономической политики в сторону социальной направленности возникает необходимость углубления теоретических и практических знаний по проблемам человеческого капитала.
Целью работы является анализ количественных характеристик человеческого капитала и оценка норм отдачи от инвестиций в общий и специфический человеческий капитал в современной российской экономике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал, его свойства, а также источники и виды инвестиций в человеческий капитал;
2) проанализировать количественные характеристики накопленного человеческого капитала, которым обладают различные социально-демографические группы российского общества и структуру распределения населения по различным уровням образования;
3) оценить отдачу от человеческого капитала в терминах надбавки к заработной плате в России и сравнить ее с основными мировыми тенденциями.
Решение поставленных задач также позволит получить представление о состоянии человеческого капитала в России и в мире в настоящий момент, его структурных характеристиках и экономической отдаче, а также его влиянии на поведение индивидов в сфере образования и на рынке труда. Полученная информация может быть важна для формирования образовательной политики, которая соответствовала бы сегодняшнему этапу развития российского общества.
Объектом исследования является человеческий капитал, его развития в процессе становления в России экономики, основанной на знаниях.
Предметом исследования: процесс инвестиций в человеческий капитал.
Методология исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного, структурного и системного подходов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость научного исследования определяется возможностями применимости государством предложений по модернизации процесса инвестиций в человеческий капитал. Целесообразно использование предложенных в работе методов и инструментов для повышения уровня образования населения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложении. В первой главе освещены теоретические аспекты человеческого капитала, инвестиций в человеческий капитал и отдачи от них. Во второй главе рассматривается динамика финансирования образования и тенденции к повышению уровня образования в мире, обсуждаются эмпирические исследования отдачи от инвестиций в образование. В третьей главе приводится характеристика накопленного человеческого капитала, структура распределения населения по уровням образования.
В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 63 наименований. Основной текст работы изложен на 103 листах и включает 14 рисунков, 16 таблиц и 1 формулы. Структура диссертационного исследования определена в соответствии с поставленными задачами.
'Масштабные глобальные изменения, происходящие в настоящий момент во всем мире, затрагивают и нашу страну. С учетом этого в современной России происходит модернизация социально-экономической политики. Мировой опыт показывает, что наиболее важной областью политики являются инвестиции в человеческий капитал. Развитие национальных систем образования - важнейший элемент государственной общеобразовательной политики. Развитие и модернизация требуют крупных вложений в человеческий капитал. Для обоснования тех или иных решений экономической политики необходимо постоянно проводить исследования оценок норм отдачи от инвестиций в образование. Оценки позволяют выявить области, требующие особой концентрации внимания, они являются полезными при определении эффективности отдачи от образования, помогают принимать решения об инвестировании в человеческий капитал как отдельным домохозяйствам, так и государству.
В ходе выполненной работы были проанализированы основные количественные характеристики человеческого капитала в 2016 году и представлена образовательная структура занятого населения страны. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Сопоставительный анализ доли населения с высшим образованием «самых образованных» стран мира и успехов государства (ВВП и качество жизни) не выявляет прямой зависимости названных факторов. Тем не менее расходы государств на образование в целом, а также данные по качеству образования, приведенные в рейтингах эффективности высшего образования и стран с лучшей системой высшего образования, указывают на его взаимосвязь с развитием экономики и качества жизни в стране. Об этом свидетельствуют приведенные выше статистические данные по ВВП на душу населения, ВВП по паритету покупательной способности и Индексу человеческого развития.
2. Несмотря на то, что по итогам 2016 г. Россия по-прежнему занимает первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием (94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего, 53,5 % граждан трудоспособного населения с высшим образованием), страна занимает 49-е место в рейтинге стран по Индексу человеческого развития. Возникает дискуссионный вопрос.
Если образование не только связано с экономикой, но и в значительной степени детерминирует ее развитие; если показатели экономического развития общества и благосостояния народа обусловлены образованием людей, которое рассматривается как вектор и сильный рычаг развития экономики, почему наличие высшего образования у большинства трудоспособного населения не оказывает непосредственного влияния на качество жизни и состояние экономики в России? Причины данного противоречия требуют исследования на междисциплинарном уровне.
3. Финансовые ресурсы государственных программ развития образования до 2020 г. дают основание надеяться, что отечественное образование способно сделать резкий скачок в сторону подлинного качества, подтвержденного показателями роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.
4. Отдача от высшего образования, достаточно высока. Необходимо, чтобы государство и общество в целом направляло и стимулировало индивида затрачивать свои средства и силы в свой человеческий капитал. Также нужно, чтобы среди населения распространялось посещение дополнительных курсов, например по изучению иностранных языков или курсов по повышению квалификации, в особенности для «старшего» поколения квалификации работников в области информационных технологий.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями от 1 мая 2017 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 31 марта 2017 г.)
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Монографии, диссертации
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Дрофа, 2011. - 567 с.
6. Диденко Д. В. Статистика финансирования российского образования и науки: о чем свидетельствуют исторические данные (конец ХХ - начало XXI века) // Финансы и кредит. 2013. № 34 (562)
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. - 1328 с.
8. Радаев В.В., Юдин Г.Б. Классика новой экономической социологии. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. - 384 с.
9. Becker G.S. Нитап Сарйа1. New York: Со1итЫа University Press, 1964. - 34 p.
Учебники и учебные пособия
10. Аникина Е.А. Анализ методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал / Е.А. Аникина // Современные концепции развития науки. - 2015. - №1. - С. 101-106.
11. Бакирова Р.Р., Салимова Г.А. Общая теория статистики. Учебное пособие/ Р.Р.Бакирова, Г.А.Салимова. -М.:ООО «Издательский дом Центросоюза», 2012
12. Беккер Г. С. (2003). Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. под ред. Капелюшникова Р. И., Левина М. И. Москва: ГУ-ВШЭ, 672 с.
13. Голованова Е.Н., Лочан С.А., Хавин Д.В.; Инвестиции в человеческий капитал предприятия: Учебное пособие / - М.: ИНФРА-М, 2011. - 88 с.
14. Гохберг М. Л.. Индикаторы образования: 2016 год: Статистический сборник / М. Л. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
15. Моргунов В.П. Инновационная экономика как составная часть развития человеческого капитала [Текст] / Моргунов В.П. // Актуальные проблемы развития современной экономики России : сборник материалов науч. конф. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2012. - С. 85-89.
16. Моргунов В.П. Управление развитием человеческого капитала в условиях становления в России экономики, основанной на знаниях / Г.М. Залозная, В.П. Моргунов // Управление инновациями: теория и моделирование : труды XII Всерос. совещания по проблемам управления. - Москва : ИПУ РАН,
2014. - С. 5984-5995.
Статьи и материалы периодической печати
17. Асланова Л.О. Человеческий капитал как фактор роста производительности труда// Проблемы современной экономики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009.
18. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-3. - С. 546-550
19. Гареев Б.Р. Учетно-аналитическое обеспечение финансового контроллинга в условиях доминирующего участия персонала / Б.Р. Гареев // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №1. - с. 29-32.
20. Горчакова-Сибирская М. П. Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (18), 2017
21. Диденко Д. В. Статистика финансирования российского образования и науки: о чем свидетельствуют исторические данные (конец ХХ - начало XXI века) // Финансы и кредит. 2013. № 34 (562)
22. Дубик Е.А., Митяков С.Н. Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла // Креативная экономика. - 2013. - №9 (81). - С. 3-13.
23. Егорова Е.О. Региональные особенности стимулирования
инновационной активности предприятий [Электронный ресурс] //
Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых / Томск: Изд-во ТПУ, 2014. Ч. 4. С. 61-64. URL: http://www.lib.tpu.rU/fulltext/c/2014/C47/V4/013.pdf(дата обращения: 10.05.2016)
23. Ефремов А.В. Планирование расходов на подбор, содержание и развитие персонала/ Ефремов А.В. // Кадры предприятия.- 2014. - №4. - C. 321¬326.
24. Качество человеческого капитала как фактор экономического роста / О. Л. Гузакова, С. Н. Фурсик, С. А. Андронович. Вологда: ВГПУ, 2011. 118 с.
25. Марченко И.П. Концептуальная модель организации социального управления по целям и результатам / И.П. Марченко // Кадровик. - 2011. - №4.- С. 45-48.
26. Моргунов В.П. Инновационная экономика как составная часть развития человеческого капитала [Текст] / Моргунов В.П. // Актуальные проблемы развития современной экономики России : сборник материалов науч. конф. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2012. - С. 85-89.
27. Моргунов В.П. Эволюция теоретических концепций человеческого капитала [Текст] / Г.М. Залозная, В.П. Моргунов // Журнал экономической теории. - 2014. - № 1. - С. 67-78.
28. Морева А.Л., Бакирова Р.Р.Сравнительный анализ динамики расходов на образование в Российской Федерации и Республике Башкортостан Статистические методы в гуманитарных и экономических науках// Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28-29 января 2016 г.)- Спб: Нестор-История, 2016.-364 с.
29. Трубников А.В. Инвестиции в образование как основополагающее направление повышения качества человеческого капитала // Теория и практика общественного развития. 2015. №13. С.81
30. Вау, Serhiy I; Ко/шан, Анна M. АкШаТш Problemy Ekonomiky АсШак Problems in Economics 174 (2015): 248-257
Электронные ресурсы
31. А.Аганбегян Сокращение затрат на человеческий капитал снижает экономический рост //http://ruskline.ru/opp/2017/ауцш1/01/аЬе1 адапЬедуап
sokrаwenie zаtrаt па chelovecheskij kgpitnl snizhnet ekonomicheskij rost/
32. Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования. URL:http: //www. акуоЬг.ги/Ьийце1 2014 2016 .htmlhischool .j ofo .me
33. Доклад о человеческом развитии. Человеческое развитие для всех и каждого. - URL:http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016? RU Overview_Web.pdf
33. Доклад о человеческом развитии. Человеческое развитие для всех и
каждого. - URL:
http://hdr.undp. org/sites/defаult/files/HDR2016 RU Overyiew Web.pdf
34. Моргунов В.П. Управление развитием человеческого капитала в условиях становления в России экономики, основанной на знаниях [Электронный ресурс] / Г.М. Залозная, В.П. Моргунов // Управление инновациями: теория и моделирование : труды XII Всерос. совещания по проблемам управления. - Москва : ИПУ РАН, 2014. - С. 5984-5995.
35. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации ййр://ЬибдеЕдоу.ги/ерЬ8/1асе8/р/Бюджет/Расходы/Расходы%20по%20отраслям?afrLo
36. Интернет ресурс. РБК. - URL:
http://www.гЬc.гu/гЬcfгeenews/562аЬf3Ь9а794742аЬ5980Ь2.
37. Как возобновить социально-экономический рост в России? // http://www.rаdnews.ru/как-вoзoбнoвить-coциальнo-экoнoмиче/
38. Модели финансирования высшего образования и эффективность
деятельности университетов [электронный ресурс] // 2015. -URL
ййр8://уо.Й8е.гн/ба1:а/2017/10/05/1159524144 /Сйегпоуа.рбГ(дата обращения: 06.06.2017)
38. Носкова К.А. Многоуровневая система оценки человеческого капитала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 4. URL: й11р://екопош1ка.8паика.ги/2014/04/4842
39. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - URL: ййр://минобрнауки.рф.
40. Расходы на образование в разных странах. URL:http ://www. ехашеп. ru
41. Расходы на образование. Министерство образования и науки. URL: http://fin.edu.ru
42. Развитие образования. Государственная Программа Российской
Федерации. URL:
Гйр://минобрнауки.рф/проекты/438/файл/3039/Государственная %20программа %20Российской %20Федеpации.pdf
43. Рейтинг самых образованных стран мира. URL:
http: //ЬазеФр .ги/геуГпц-зашуШ-оЬгагоу аппуф- 8йап-шйа/
44. Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования. 2016. РИА Новости. URL:https://гiа.гu/sn edu/20160518/1432025012.htшl
45. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных
технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL:
http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
46. Рейтинг эффективности национальных систем образования.
Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL:
http://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info
47. Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования. 2016. РИА Новости. URL:https://ria.ru/sn edu/20160518/1432025012.html
48. Российские университеты в мировых
pейтингaxhttp://studyinrussia.ru/why-russia/world-university-rankings/qs/
49. Самые образованные страны - 2014. URL:
http: //rate 1.com.ua/obshchestvo/obrazovanie/3062/
50. Список стран по ВВП по паритету покупательной способности ИНС),
2016. URL:http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-pps-na-dushu-naseleniya-2016
51. Список стран по ВВП на душу населения, 2016. URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2016
52. ТОП-20 лучших систем образования в мире. Почему Южная Корея находится на вершине рейтинга //https://operkor.wordpress.com/2016/08/30/ron-20-лучших-систем-образования-в-мире/
53. Удалова Е.М. Совершенствование существующей образовательной системы: общие положения // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №
4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6585
54. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. URL:http ://минобрнауки. рф/документы/5930/фaйл/4787/FCPRО na 2016¬2020 gody.pdf
55. Эмпирическое исследование отдачи от инвестиций в образование [электронный ресурс] // 2014.URL: [https ://vuzlit. ru/2709/empiricheskoe issledovanie_otdachi_investitsiy_obrazovanie] (дата обращения: 30.09.2017)
55. Чернова Е. Г, Ахобадзе Т. Д., Малова А. С., Салтан А. А. Модели финансирования образования и эффективность деятельности университетов // Вопросы образования/ЕбиеаЕона! Studies Moscow. 2017. № 3
56 .Budget 2016-2017http: //budget. gov. аu/pаst budgets .htm
57. Bundesministerium der Franzenhttps: //www.buнdeshаushаlt-iнfo .de/#
58. Р1КАКБВЕРАВТЕМЕКГЕТ Stаtsbudsjettethttp://www.stаtsbudsjettet.no/
59. Educаtioн аt а glutce 2014. URL: http://www.oecd-
ilibrary. org/content/book/eаg-2014-en
60. United Notions Development Programme Human Development Reports http://hdr.uнdp.org/eн/dаtа
61. □r^mento Federalhttp: //www. orcаmentofederal .gov.br/orcаmento s-аnuаis/orcаmento-2015-2/orcаmentos аnuаis view?аno62.
62. Pruvot E.B., Ckeys-Kulik АХ., Estermанн T. (2015) Designing Strategies for Efficient Funding of Universities in Europe. DEFINE Project Pаper. Brussels: Europern University Аssociаtion.
63. QS world university Rаnkings 2016-2017. URL:
https://www.topuniversities.com/university-raнkings/world-university-raнkings/2016