АНАЛИЗ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 7
1.1. Понятие, виды и источники инвестиций в человеческий капитал и их
отдача 7
1.2. Модель распределения личных доходов Беккера 15
1.3. Оценка экономической эффективности инвестиций 18
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Финансирование образования в мире 24
2.2. Эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в
Зарубежных странах 41
2.3. Влияние индекса человеческого развития на человеческий капитал 62
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 69
3.1. Характеристики накопленного человеческого капитала и структура
распределения населения по различным уровням образования 69
3.2. Институциональное проектирование развитие человеческого капитала в
современной России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 7
1.1. Понятие, виды и источники инвестиций в человеческий капитал и их
отдача 7
1.2. Модель распределения личных доходов Беккера 15
1.3. Оценка экономической эффективности инвестиций 18
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Финансирование образования в мире 24
2.2. Эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в
Зарубежных странах 41
2.3. Влияние индекса человеческого развития на человеческий капитал 62
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 69
3.1. Характеристики накопленного человеческого капитала и структура
распределения населения по различным уровням образования 69
3.2. Институциональное проектирование развитие человеческого капитала в
современной России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Человеческий капитал является одним из самых важных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики. В развитых странах, по сравнению со странами которые находятся на низких ступенях экономического развития, уровень человеческого капитала заметно выше, а отдача от него по сравнению с отдачей от физического капитала значительно выше. Человеческий капитал увеличивает конкурентные преимущества работников на рынке труда: от улучшения образовательной подготовки повышается уровень экономической активности, снижается риск безработицы, а также ее продолжительность, увеличиваются конкурентоспособность и заработки на рынке труда, территориальная и профессиональная мобильность.
Современная глобальная экономика постоянно прибывает в состоянии динамичного развития, увеличивается мобильность рабочей силы, работникам нужно периодично повышать свою квалификацию. Государству же нужно осознавать высокую значимость развития человеческого капитала и постоянно стимулировать работников для развития их навыков. Работники с более высоким уровнем образования очень хорошо адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем инвестиций в человеческий капитал посвятили свои работы многие российские и зарубежные ученые, труды которых можно сгруппировать следующим образом:
- концепция человеческого капитала в экономической теории (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер и др.);
- проблемы финансирования образования (Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М.).
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам человеческого капитала.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, данных статистических служб, материалов рейтинговых агентств, бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия.
Процесс переориентации российской экономики от преимущественно сырьевого типа на инновационную, социально-ориентированную экономику сопровождается переосмыслением роли человека в данном процессе. На сегодняшний момент существуют инициативы правительства, направленные на качественное развитие человеческого капитала. Подтверждением этому может являться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой основное внимание уделяется значительному увеличению темпов роста инвестиций в человеческий капитал. В Концепции подчеркивается, что условием совершения рывка в повышении конкурентоспособности российской экономики является рост качества человеческого капитала.
Новизна диссертационного исследования. В ходе диплома были проведены эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в Зарубежных странах, были даны характеристики накопленного человеческого капитала и структура распределения населения по различным уровням образования. Также были предложены мероприятия для рационального использования затрат на персонал в организациях.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
- уточнено и расширено определение инвестиций в человеческий капитал;
- проведена эмпирическая оценка отдачи от инвестиций в образовании в России и в Зарубежных странах;
- рассмотрено институциональное проектирование развитие человеческого капитала в современной России.
Таким образом, в условиях смещения вектора проводимой государственной экономической политики в сторону социальной направленности возникает необходимость углубления теоретических и практических знаний по проблемам человеческого капитала.
Целью работы является анализ количественных характеристик человеческого капитала и оценка норм отдачи от инвестиций в общий и специфический человеческий капитал в современной российской экономике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал, его свойства, а также источники и виды инвестиций в человеческий капитал;
2) проанализировать количественные характеристики накопленного человеческого капитала, которым обладают различные социально-демографические группы российского общества и структуру распределения населения по различным уровням образования;
3) оценить отдачу от человеческого капитала в терминах надбавки к заработной плате в России и сравнить ее с основными мировыми тенденциями.
Решение поставленных задач также позволит получить представление о состоянии человеческого капитала в России и в мире в настоящий момент, его структурных характеристиках и экономической отдаче, а также его влиянии на поведение индивидов в сфере образования и на рынке труда. Полученная информация может быть важна для формирования образовательной политики, которая соответствовала бы сегодняшнему этапу развития российского общества.
Объектом исследования является человеческий капитал, его развития в процессе становления в России экономики, основанной на знаниях.
Предметом исследования: процесс инвестиций в человеческий капитал.
Методология исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного, структурного и системного подходов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость научного исследования определяется возможностями применимости государством предложений по модернизации процесса инвестиций в человеческий капитал. Целесообразно использование предложенных в работе методов и инструментов для повышения уровня образования населения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложении. В первой главе освещены теоретические аспекты человеческого капитала, инвестиций в человеческий капитал и отдачи от них. Во второй главе рассматривается динамика финансирования образования и тенденции к повышению уровня образования в мире, обсуждаются эмпирические исследования отдачи от инвестиций в образование. В третьей главе приводится характеристика накопленного человеческого капитала, структура распределения населения по уровням образования.
В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 63 наименований. Основной текст работы изложен на 103 листах и включает 14 рисунков, 16 таблиц и 1 формулы. Структура диссертационного исследования определена в соответствии с поставленными задачами.
Современная глобальная экономика постоянно прибывает в состоянии динамичного развития, увеличивается мобильность рабочей силы, работникам нужно периодично повышать свою квалификацию. Государству же нужно осознавать высокую значимость развития человеческого капитала и постоянно стимулировать работников для развития их навыков. Работники с более высоким уровнем образования очень хорошо адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем инвестиций в человеческий капитал посвятили свои работы многие российские и зарубежные ученые, труды которых можно сгруппировать следующим образом:
- концепция человеческого капитала в экономической теории (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер и др.);
- проблемы финансирования образования (Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М.).
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам человеческого капитала.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, данных статистических служб, материалов рейтинговых агентств, бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия.
Процесс переориентации российской экономики от преимущественно сырьевого типа на инновационную, социально-ориентированную экономику сопровождается переосмыслением роли человека в данном процессе. На сегодняшний момент существуют инициативы правительства, направленные на качественное развитие человеческого капитала. Подтверждением этому может являться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой основное внимание уделяется значительному увеличению темпов роста инвестиций в человеческий капитал. В Концепции подчеркивается, что условием совершения рывка в повышении конкурентоспособности российской экономики является рост качества человеческого капитала.
Новизна диссертационного исследования. В ходе диплома были проведены эмпирические оценки отдачи от инвестиций в образование в России и в Зарубежных странах, были даны характеристики накопленного человеческого капитала и структура распределения населения по различным уровням образования. Также были предложены мероприятия для рационального использования затрат на персонал в организациях.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
- уточнено и расширено определение инвестиций в человеческий капитал;
- проведена эмпирическая оценка отдачи от инвестиций в образовании в России и в Зарубежных странах;
- рассмотрено институциональное проектирование развитие человеческого капитала в современной России.
Таким образом, в условиях смещения вектора проводимой государственной экономической политики в сторону социальной направленности возникает необходимость углубления теоретических и практических знаний по проблемам человеческого капитала.
Целью работы является анализ количественных характеристик человеческого капитала и оценка норм отдачи от инвестиций в общий и специфический человеческий капитал в современной российской экономике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал, его свойства, а также источники и виды инвестиций в человеческий капитал;
2) проанализировать количественные характеристики накопленного человеческого капитала, которым обладают различные социально-демографические группы российского общества и структуру распределения населения по различным уровням образования;
3) оценить отдачу от человеческого капитала в терминах надбавки к заработной плате в России и сравнить ее с основными мировыми тенденциями.
Решение поставленных задач также позволит получить представление о состоянии человеческого капитала в России и в мире в настоящий момент, его структурных характеристиках и экономической отдаче, а также его влиянии на поведение индивидов в сфере образования и на рынке труда. Полученная информация может быть важна для формирования образовательной политики, которая соответствовала бы сегодняшнему этапу развития российского общества.
Объектом исследования является человеческий капитал, его развития в процессе становления в России экономики, основанной на знаниях.
Предметом исследования: процесс инвестиций в человеческий капитал.
Методология исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного, структурного и системного подходов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость научного исследования определяется возможностями применимости государством предложений по модернизации процесса инвестиций в человеческий капитал. Целесообразно использование предложенных в работе методов и инструментов для повышения уровня образования населения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложении. В первой главе освещены теоретические аспекты человеческого капитала, инвестиций в человеческий капитал и отдачи от них. Во второй главе рассматривается динамика финансирования образования и тенденции к повышению уровня образования в мире, обсуждаются эмпирические исследования отдачи от инвестиций в образование. В третьей главе приводится характеристика накопленного человеческого капитала, структура распределения населения по уровням образования.
В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 63 наименований. Основной текст работы изложен на 103 листах и включает 14 рисунков, 16 таблиц и 1 формулы. Структура диссертационного исследования определена в соответствии с поставленными задачами.
'Масштабные глобальные изменения, происходящие в настоящий момент во всем мире, затрагивают и нашу страну. С учетом этого в современной России происходит модернизация социально-экономической политики. Мировой опыт показывает, что наиболее важной областью политики являются инвестиции в человеческий капитал. Развитие национальных систем образования - важнейший элемент государственной общеобразовательной политики. Развитие и модернизация требуют крупных вложений в человеческий капитал. Для обоснования тех или иных решений экономической политики необходимо постоянно проводить исследования оценок норм отдачи от инвестиций в образование. Оценки позволяют выявить области, требующие особой концентрации внимания, они являются полезными при определении эффективности отдачи от образования, помогают принимать решения об инвестировании в человеческий капитал как отдельным домохозяйствам, так и государству.
В ходе выполненной работы были проанализированы основные количественные характеристики человеческого капитала в 2016 году и представлена образовательная структура занятого населения страны. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Сопоставительный анализ доли населения с высшим образованием «самых образованных» стран мира и успехов государства (ВВП и качество жизни) не выявляет прямой зависимости названных факторов. Тем не менее расходы государств на образование в целом, а также данные по качеству образования, приведенные в рейтингах эффективности высшего образования и стран с лучшей системой высшего образования, указывают на его взаимосвязь с развитием экономики и качества жизни в стране. Об этом свидетельствуют приведенные выше статистические данные по ВВП на душу населения, ВВП по паритету покупательной способности и Индексу человеческого развития.
2. Несмотря на то, что по итогам 2016 г. Россия по-прежнему занимает первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием (94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего, 53,5 % граждан трудоспособного населения с высшим образованием), страна занимает 49-е место в рейтинге стран по Индексу человеческого развития. Возникает дискуссионный вопрос.
Если образование не только связано с экономикой, но и в значительной степени детерминирует ее развитие; если показатели экономического развития общества и благосостояния народа обусловлены образованием людей, которое рассматривается как вектор и сильный рычаг развития экономики, почему наличие высшего образования у большинства трудоспособного населения не оказывает непосредственного влияния на качество жизни и состояние экономики в России? Причины данного противоречия требуют исследования на междисциплинарном уровне.
3. Финансовые ресурсы государственных программ развития образования до 2020 г. дают основание надеяться, что отечественное образование способно сделать резкий скачок в сторону подлинного качества, подтвержденного показателями роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.
4. Отдача от высшего образования, достаточно высока. Необходимо, чтобы государство и общество в целом направляло и стимулировало индивида затрачивать свои средства и силы в свой человеческий капитал. Также нужно, чтобы среди населения распространялось посещение дополнительных курсов, например по изучению иностранных языков или курсов по повышению квалификации, в особенности для «старшего» поколения квалификации работников в области информационных технологий.
В ходе выполненной работы были проанализированы основные количественные характеристики человеческого капитала в 2016 году и представлена образовательная структура занятого населения страны. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Сопоставительный анализ доли населения с высшим образованием «самых образованных» стран мира и успехов государства (ВВП и качество жизни) не выявляет прямой зависимости названных факторов. Тем не менее расходы государств на образование в целом, а также данные по качеству образования, приведенные в рейтингах эффективности высшего образования и стран с лучшей системой высшего образования, указывают на его взаимосвязь с развитием экономики и качества жизни в стране. Об этом свидетельствуют приведенные выше статистические данные по ВВП на душу населения, ВВП по паритету покупательной способности и Индексу человеческого развития.
2. Несмотря на то, что по итогам 2016 г. Россия по-прежнему занимает первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием (94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего, 53,5 % граждан трудоспособного населения с высшим образованием), страна занимает 49-е место в рейтинге стран по Индексу человеческого развития. Возникает дискуссионный вопрос.
Если образование не только связано с экономикой, но и в значительной степени детерминирует ее развитие; если показатели экономического развития общества и благосостояния народа обусловлены образованием людей, которое рассматривается как вектор и сильный рычаг развития экономики, почему наличие высшего образования у большинства трудоспособного населения не оказывает непосредственного влияния на качество жизни и состояние экономики в России? Причины данного противоречия требуют исследования на междисциплинарном уровне.
3. Финансовые ресурсы государственных программ развития образования до 2020 г. дают основание надеяться, что отечественное образование способно сделать резкий скачок в сторону подлинного качества, подтвержденного показателями роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.
4. Отдача от высшего образования, достаточно высока. Необходимо, чтобы государство и общество в целом направляло и стимулировало индивида затрачивать свои средства и силы в свой человеческий капитал. Также нужно, чтобы среди населения распространялось посещение дополнительных курсов, например по изучению иностранных языков или курсов по повышению квалификации, в особенности для «старшего» поколения квалификации работников в области информационных технологий.
Подобные работы
- Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения
эффективности внедрения инноваций на предприятии
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - КОРПОРАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Моделирование инвестиций в человеческий капитал (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе здравоохранения
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе образования
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



