Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №51367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность, цель и задачи управления на основе бюджетирования в
организации 6
1.2 Принципы и методы управления на основе бюджетирования в
организации 12
1.3 Финансовая структура и бюджетный регламент, как основные
инструменты управления на основе бюджетирования в организации 18
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1 Характеристика основных видов деятельности и финансового состояния
организации 28
2.2 Анализ организации управления на основе бюджетирования по центрам
ответственности 39
2.3 Анализ методов управления на основе бюджетирования в организации 47
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 55
3.1. Обобщение результатов проведенного анализа действующей практики
управления на основе бюджетирования в организации 55
3.2. Рекомендации и основные направления совершенствования организации
управления на основе бюджетирования в организации 63
3.3 Оценка экономического эффекта предлагаемых мероприятий по
совершенствованию управления на основе бюджетирования в организации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. В настоящее время немногие российские организации имеют поставленную систему управленческой отчётности, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает значительные затруднения. Это объясняется отсутствием на предприятии стратегии, финансово - экономических целей и критериев. Недостаточно четкое понимание целей руководством, сложность ориентации в рыночных условиях приводит к тому, что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих дел. Кроме того, существующие форма и содержание плановой информации, а также оперативность предоставления часто не позволяют использовать ее для целей управления.
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами предприятия. Выходом из такого положения в условиях рынка является организация на предприятии системы бюджетирования.
Бюджетирование является одним из важнейших направлений управления предприятием, которое способствует укреплению финансовой дисциплины организации и повышению ответственности руководителей различных уровней управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями.
В качестве основного инструмента руководства при разработке системы бюджетирования выступают бюджеты предприятия. Так как именно бюджеты дают четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия.
Актуальность данной темы определяется потребностью в совершенствовании системы бюджетирования на предприятиях в современных рыночных условиях.
Целью настоящей работы является изучение теоретических и практических аспектов управления на основе бюджетирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующих задач:
- рассмотреть сущность, цель и задачи управления на основе бюджетирования в организации;
- изучить принципы и методы управления на основе бюджетирования в организации;
- рассмотреть финансовую структуру и бюджетный регламент, как основные инструменты управления на основе бюджетирования в организации;
- рассмотреть общую характеристику ООО «Ситилифт-С»;
- провести анализ действующей практики организации управления на основе бюджетирования;
- провести анализ методов управления на основе бюджетирования в организации;
- рассмотреть обобщение результатов проведенного анализа действующей практики управления на основе бюджетирования в организации;
дать рекомендации и основные направления совершенствования организации управления на основе бюджетирования в организации;
- провести оценку экономического эффекта предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления на основе бюджетирования в организации.
Объектом исследования является ООО «Ситилифт-С». Предметом исследования является управление на основе бюджетирования в ООО «Ситилифт- С».
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области бюджетирования предприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена организации управления на основе бюджетирования на предприятии. Изучив теоретические и практические аспекты бюджетирования, были сделаны следующие выводы:
Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых на всех уровнях управления с целью достижения определенных результатов деятельности организации. Бюджетирование способствует снижению нерационального, неэффективного использования средств предприятия, благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. В системе корпоративного управления бюджетирование преследует следующую основную цель: увеличение стоимости бизнеса (увеличение стоимости акций).
Бюджетное управление в корпорации - это система отношений по поводу оперативного управления компанией, которая позволяет достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Для создания действенной системы бюджетирования на предприятии необходимы следующие составляющие компоненты:
- организованная бюджетная структура (центр управления и центры финансовой ответственности);
- регламент бюджетирования (положения, бюджетная политика);
- цель и задачи бюджетирования;
- виды бюджетов, их содержание;
- методы составления бюджетов;
- период планирования;
- консолидация и координация всех бюджетов.
Порядок формирования бюджетов, как правило, начинается с формирования бюджета продаж. Далее уже составляются остальные имеющиеся в организации операционные бюджеты. На основании всех операционных бюджетов начинается формирование основных финансовых бюджетов:
а) Бюджет доходов и расходов - соотношение доходов и расходов за планируемый период, отражает результаты планируемой деятельности, показывает эффективность деятельности компании.
б) Бюджет движения денежных средств - показывает планируемые притоки и оттоки денежных средств организации.
в) Прогнозный баланс - это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятии на конец прогнозируемого периода.
Общество с ограниченной ответственностью «Энергия-Лифт создано по решению участников Общества в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и действующим гражданским законодательством РФ.
Организация зарегистрирована 16 марта 2011 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан. Единственным учредителем является ЗАО «Энергия-Сервис».
Основной вид деятельности - торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами.
Дополнительные виды деятельности:
- строительство жилых и нежилых зданий;
- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;
- торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.
Целью деятельности общества является получение прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных организаций и любых других законных образований в предлагаемых товарах, работах и услугах.
Высшим органом ООО «Ситилифт-С» является общее собрание участников Общества. Очередное собрание созывается исполнительным органом Общества один раз в год не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. На очередном общем собрании участников утверждаются годовые результаты деятельности, решаются вопросы распределения прибыли, избрания генерального директора, ревизионной комиссии.
За 2015 год имущество предприятия по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 8 557 тыс.руб. или на 8,8%, а за 2016 год по сравнению с предыдущим годом также уменьшилось и составило 84 400 тыс.руб.. Данное уменьшение произошло в основном за счет уменьшения оборотных активов в 2015 году на 10 912 тыс.руб. и в 2016 году на 2 610 тыс.руб. Отметим, что в структуре активов в рассматриваемом периоде наибольшую долю занимают внеоборотные активы. Если в 2014 году составляли 57,53%, то к концу 2016 года, как мы видим, повысились на 9,47% и составили 67%. Иначе говоря, можно сказать, что за анализируемый период во внеоборотные активы было вложено больше средств, чем в оборотные активы.
Пассивная часть баланса уменьшилась в основном за счет краткосрочных обязательств, если в 2014 году составляли 30 100 тыс.руб., то к концу 2016 года уменьшились на 14 650 тыс.руб. и составили 15 450 тыс.руб. Также в анализируемом периоде наблюдается увеличение капитала и резервов, которые в 2014 году составляли 67 307 тыс.руб., в 2015 году - 67 150 тыс.руб. и в 2016 году 68 950 тыс.руб. То есть за 3 года мы видим увеличение капитала и резервов на 1 643 тыс.руб. Наибольшую долю в структуре пассивов занимают капитал и резервы, которые в 2014 году составляли 69,1%, в 2015 году - 75,58%, в 2016 году 81,69%. Долгосрочных обязательств на предприятии не имеются.
За анализируемый период финансовое состояние ООО «Ситилифт-С» абсолютно устойчивое. Собственные оборотные средства в 2014 году составляли 11 272 тыс.руб., в 2015 году 8 560 тыс.руб. и в 2016 году 12 400 тыс.руб. Тем самым можно сказать, что за этот период собственный капитал превышал внеоборотные активы и это является положительным моментом для организации. Также отметим, что за анализируемый период наблюдается излишек собственных оборотных средств, излишек собственных и долгосрочных источников формирования запасов и излишек общей величины источников формирования запасов. Следовательно, в ООО «Ситилифт-С» наблюдается абсолютная финансовая устойчивость.
Экономическое управление ООО «Ситилифт-С» структурно состоит из трёх отделов: Отдел экономических расчетов и прогнозирования, Отдел цен и смет, Отдел оперативного планирования и учета затрат. Каждый из отделов имеет свои функциональные обязанности. Главной целью деятельности экономического управления является организация эффективной деятельности ООО «Ситилифт-С» на основе оптимального использования ресурсов с целью получения прибыли. Именно Экономическое управление занимается финансовым планированием, бюджетированием и анализом хозяйственной деятельности ООО «Ситилифт-С».
Бюджетная структура - система бюджетов, формирующихся в соответствующих разрезах деятельности (функциональных областях), которые образуют сводный бюджет Компании, являющийся его финансовым планом на следующий период деятельности.
Каждый центр финансовой ответственности (ЦФО) ведет свой операционный бюджет. Операционный бюджет определяет доходы и/или расходы от всех операций, которые будет вести ЦФО в запланированном периоде.
Статьи операционных бюджетов ЦФО, сгруппированные по функциональному признаку, составляют функциональные бюджеты Общества. Функциональные бюджеты определяют потребность в ресурсах функциональных областей деятельности, например, статья прямых затрат на закупку товаров, собранная по всем ЦФО, составляет бюджет закупок товаров всего предприятия, или все накладные по административной деятельности соответствующих ЦФО образуют бюджет административных затрат. В отдельных случаях такой функциональный бюджет может стать операционным бюджетом для какого-либо ЦФО.
Функциональные бюджеты образуют бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты:
а) Бюджет доходов и расходов (БДР). Этот бюджет является прогнозным отчетом о финансовых результатах, устанавливает соотношение доходов и расходов и показывает, с какой эффективностью (рентабельностью) будет работать Общество.
б) Бюджет движения денежных средств (БДДС). Этот бюджет является прогнозным кассовым планом, определяет денежные потоки (выплаты и поступления) для поддержания необходимого уровня ликвидности отдельного предприятия, чтобы избегать как избытка временно свободных денежных средств, так и их дефицита (кассового разрыва). Бюджет показывает, откуда и сколько поступает денежных средств, и куда и в каком количестве они расходуются.
в) Бюджет баланса (Баланс). Этот бюджет является прогнозным балансовым отчетом, формирует будущую структуру активов и пассивов отдельного предприятия и является контрольным инструментом всех остальных бюджетов. Баланс показывает:
- будущую стоимость Общества (чем оно будет владеть и по какой цене) как конечное состояние, к которому оно придет в результате запланированной деятельности за бюджетный период;
- источники средств, их состав и размер - собственные и заемные, их соотношение (рисковость) и цена капитала.
После формирования основных консолидированных бюджетов - БДР, БДДС и Баланса, следует их анализ на соответствие выполнения поставленных руководством целевых показателей (оборот, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и т.д.). Если показатели сформированный сводный бюджет выдерживает, он представляется руководству на утверждение, после чего бюджет из проекта становится директивным и рассылается всем ЦФО для выполнения и контроля.
Согласно Положению «О бюджетировании», а также методам и методикам составлению бюджетов в ООО «Ситилифт-С» составляются краткосрочные бюджеты. Краткосрочные бюджеты предполагают более подробное планирование. Бюджеты составляются сроком на год с разбивкой на кварталы и месяцы. По отношению к периодам планирования процедура бюджетирования не является скользящей, поскольку предусматривается процедура ежемесячного бюджетного планирования, корректирующая квартальные бюджеты в рамках месяца. Однако в ходе бюджетного процесса при планировании бюджетов на квартал планирование должно проводиться в пределах значений утвержденного годового бюджета, т.е. утвержденные показатели годового бюджета не могут корректироваться.
Каждый новый период бюджеты составляются с нуля, преемственность отсутствует. Бюджет с нуля означает, что компания рассчитывает все доходы и расходы исходя из экономической целесообразности и прогноза изменения внешних факторов.
По механизму использования в Обществе составляется гибкий бюджет. Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется для определенного диапазона уровня деловой активности. Им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж и соответственно определенные уровни затрат. То есть в течение хозяйственной деятельности могут вноситься изменения в бюджеты, согласованные с руководством.
Планирование бюджетов осуществляется по принципу «снизу вверх», подразумевающему, что: в первую очередь на основании исходной внешней и внутренней информации формируются операционные бюджеты компаний, во вторую очередь формируется бюджеты по Бизнес-направлениям, в третью очередь формируется БДР, БДДС.
Корректировка бюджетов может осуществляться как по принципу «сверху вниз» - при рассмотрении бюджетов кураторами и согласовании на бюджетном комитете, так и «снизу вверх» - при изменении бюджетных показателей какого- либо предприятия.
Существующая в компании ООО «Ситилифт-С» система финансового управления является малоэффективной и не позволяет полноценно использовать все имеющиеся ресурсы для получения максимально возможного экономического эффекта. Поэтому были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса финансового управления.
Для совершенствования системы бюджетирования предприятия ООО «Ситилифт-С» необходимо регулярное участие предприятия в различных программах обучения персонала.
Предлагается ООО «Ситилифт-С» обратить внимание следующие форматы проведения семинаров по бюджетированию:
- открытый семинар по бюджетированию
- корпоративный семинар по бюджетированию;
- интернет-семинар по бюджетированию.
Наиболее популярной формой обучения является проведение открытых семинаров-практикумов, в которых принимают участие представители разных компаний. Это позволяет не только получить все необходимые знания от лектора, но и пообщаться со своими коллегами из других компаний.
Компании, которые в течение месяца доработают рабочую версию концепции бюджетирования, построенной на семинаре, будут иметь возможность бесплатно получить результаты диагностики разработанной концепции.
Руководство ООО «Ситилифт-С» отправит на открытый семинар 5 сотрудников финансовой службы, в том числе начальника отдела бюджетирования. Соответственно затраты на участие в открытом семинаре составят 136500 рублей
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение разработанных рекомендаций, позволит повысить прибыль предприятия и эффективность ее управления, будет способствовать усилению конкурентных позиций предприятия, будет способствовать улучшению отношений потребителей к данной компании, а также повысит их лояльность и приверженность.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.12.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 20.05.2017г.
2. Адамов Н.А., Тилов А.А. / Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство, 2015. - 386 с.
3. Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании. Современные технологии постановки и развития. -М.: Дело, 2015. - 290 с.
4. Артеменко В.Г., Н.В. Анисимова. Экономический анализ: учебное пособие. - М.: КноРус, 2013. - 288 с.
5. Бабич Т. Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. М.: КноРус, 2014. - 336 с.
6. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 524 с.
7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Ника-Центр,2013. - 212 с.
8. Бородина Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина. - М.: Банки и биржи, 2015. - 208 с.
9. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль: Учебное пособие - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2015. - 309 с.
10. Бутенко К. План как инструмент управления финансами предприятия / К. Бутенко// Проблемы теории и практики управления.- 2016, № 5, с.16.
11. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование / М.И. Бухалков. — М.: Инфра-М, 2014. - 281 с.
12. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. - 112 с.
13. Бюджетирование на микро- и макроуровне: учебное пособие / Попова Л.В., Константинов В.А. М.: Дело и сервис, 2014. - 288 с.
14. Виткалова А.П., Миллер Д.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 304 с.
15. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 272 с.
16. Гаврилов А.А., Руденко О.Н. Проблемы функционирования системы планирования // Финансы и кредит. 2016, №7, с.48.
17. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. — Казань: Изд-во КГФЭИ, 2011. - 512 с.
18. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 276 с.
19. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с.
20. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. 2-е издание. - М., 2013. - 336 с.
21. Дроченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования // Финансовый директор. 2016, №5, с.56.
22. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия): учебное пособие. М.: МИЭМП, 2014. - 200 с.
23. Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 248 с.
24. Карминский А.М. Контроллинг в бизнесе: Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. А.М. Карминский и др. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2012. - 312 с.
25. Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования. Книга 1. «Бюджетирование как инструмент управления» - М.: «Результат и качество»,
2014. - 400 с.
26. Кондратова И.Г. Планирование как инструмент финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. - 2015, №4, с.57.
27. Куранова А.В. Управление финансами. - М.: Приор-издат, 2012. - 476 с.
28. Кучеренко А.И. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации // Справочник экономиста. - 2016, №3, с.29.
29. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - 264 с.
30. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.:ЭКСМО, 2012.- 486с.
31. Масленченков Ю.С. Практика бюджетирования на предприятиях России: практическое пособие. - М.: БДЦ-пресс, 2014. - 392 с.
32. Масленченков Ю.С. Специфика финансов и менеджмента стабильного предприятия в условиях социальной рыночной экономики / Ю.С. Масленченков, О.В. Комиссаров. — М.: БДЦ-Пресс, 2012. - 238 с.
33. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство. - М.: И.Д. Вильямс, 2013. - 512 с.
34. Остапенко, Виктор Васильевич. Финансы предприятия: Учеб. пособие / В.В. Остапенко. - 3-е изд., - М.: Омега-Л, 2014. - 303 с.
35. Попов В.М. Деловое планирование. - М.: Финансы и статистка, 2014. - 368 с.
36. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование / В.П. Савчук - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 432 с.
37. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2013. - 549 с.
38. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. - 2016, №3, с.24.
39. Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 496 с.
40. Трошин А.Н. Разработка финансового плана // Планово¬экономический отдел. 2015, №11, с.75.
41. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под общ. ред. Г. А. Краюхина. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2013. - 277 с.
42. Хайруллин А.Г. Анализ финансового состояния организации в условиях бюджетирования. Экономический анализ: теория и практика. 2015, №9, с.43.
43. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 464 с.
44. Чурин А.В. Как заставить систему планирования работать / А.В. Чурин // Финансовый менеджмент. - 2016, №2, с.38.
45. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие - М.: КноРус, 2014. - 272 с.
46. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. - 544 с.
47. Экономика фирмы. Учебник под редакцией В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандера. М.:«Юнити», 2015. - 411 с.
48. Экономический анализ: учеб. для вузов / Под ред. Л.Т.Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 615 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ