Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 8
1.1 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 8
1.2 Необходимость и организация взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 21
1.3 Зарубежный опыт взаимодействия налоговых органов и
налогоплательщиков 32
2. Анализ взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в
процессе организации и проведения налоговых проверок 40
2.1 Анализ существующих форм взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 40
2.2 Риски налоговых органов и юридических в процессе проведения
налоговых проверок 51
2.3 Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и
проведения налоговых проверок 62
3. Направления развития взаимодействия налоговых органов юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 74
3.1 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых
органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок 74
3.2 Взаимодействие как мера минимизации рисков при проведении
налоговых проверок 83
Заключение 95
Список использованных источников 99
Приложения 107
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Основным источником формирования бюджета являются налоговые поступления. В условиях новых экономических вызовов серьезной задачей для федеральных органов исполнительной власти является обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов. На протяжении многих лет государство пыталось повысить уровень собираемости налогов и сборов путем принятия законов и введения инструментов, направленных на обеспечение наказания недобросовестных налогоплательщиков.
Налоговые проверки как основные формы налогового контроля должны обеспечивать надлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей. Однако налоговые проверки несут в себе риски для налоговых органов и налогоплательщиков. Управление рисками является важным элементом эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства. Во-первых, налоговым органам невозможно контролировать и проверять каждого налогоплательщика. Во -вторых, нет необходимости тратить ограниченные трудовые ресурсы на регулярные проверки добросовестных налогоплательщиков с низким уровнем риска. Развитие инструментов и механизмов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков способствует снижению реализации налоговых рисков, а также повышению уровня добровольной уплаты налогов и сборов налогоплательщиками.
Основным направлением совершенствования государственного управления в развитых странах является построение структур управления и использование управленческих подходов, нацеленных, прежде всего, на обеспечение потребностей интересов граждан, регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного осмысления направлений и мер по усилению взаимодействия между государством и налогоплательщиками в процессе организации и проведения налоговых проверок, как одного из приоритетных направлений налоговой политики.
Общие вопросы теории, практики организации и проведения налоговых проверок рассматриваются в работах: Алехина С. Н., Аронова А. В., Гончаренко Л. И., Грунеделл Л. П., Дадашева А. З., Игнатовой Т.В., Кашина В. А., Кваша Ю. Ф., Кириной Л. С., Князевой О. В., Кузьменко В. В., Курбатова Т. Ю., Лапиной М. А., Малиса Н. И., Мироновой О. А., Панского В. Г., Паскачева А. Б., Пинской М. Р., Пономарева А. И., Удалова Р. В., Украинцевой А. И., Ханафеева Ф. Ф., Черника Д. Г., Юткиной Т. Ф. и др.
Теоретические аспекты взаимодействия в сфере налогообложения представлены в работах: Андрющенко С.Н., Артеменко Д.А., Бурцева Д. Г., Викторовой Н.Г., Грищенко А. В., Евстигнеева Е. В., Зрелова А.П., Надточий Е.В., Пономарева М.А., Топорова И.В., Тютюрюкова Н.Н., Цветкова И.В., Черника Д.Г.
Несмотря на серьезность и значимость исследований, приведенных выше авторов, проблема усиления взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе организации и проведения налоговых проверок с целью стимулирования добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей не рассматривалась.
Об этом свидетельствует недостаточная аргументация роли механизмов и инструментов взаимодействия в повышении доверия, открытости и прозрачности между субъектами налоговых отношений, отсутствие в специальной литературе общепринятого терминологического аппарата налогового взаимодействия и всесторонней классификации рисков налоговых проверок, а также методов управления данными рисками.
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование содержания и места взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок и разработка мер по совершенствованию данного взаимодействия.
Достижение цели предопределило постановку следующих задач:
- исследовать теоретические основы, уточнить сущность и выявить особенности взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт налогового взаимодействия субъектов налоговых отношений;
- проанализировать существующие формы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок;
- предложить классификацию налоговых рисков субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- провести оценку эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок ;
- обосновать предложения и методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых органов и юридических лиц.
Объект исследования - взаимодействие налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Предмет исследования - программы, стратегии и механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых в области взаимодействия субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок.
В процессе исследования применялись следующие методы научного познания: методы сравнения, анализа, синтеза, индукции дедукции, приемы статистико-экономического, расчетно -конструктивного методов исследования.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам организации и проведения налоговых проверок, справочные материалы и рекомендации налоговых органов; научная литература по отечественному и зарубежному опыту взаимодействия субъектов налоговых отношений, данные и официальные статистические материалы Росстата и ФНС России, публикации международных финансовых организаций.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- предложено понятие налогового взаимодействия как системы отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов;
- проведена группировка рисков и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок;
- построена эконометрическая модель временных рядов доначислений налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0,1576Xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06 — 0,61 X t+ 0,05 X t2).По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Данные прогнозы показывают о повышении аналитической работы налоговых органов и важности добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей во избежание бремени налоговых проверок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ налоговые рисков налоговых проверок и механизмов по их минимизации, позволит повысить результативность и эффективность налогового контроля. Помимо этого, практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты доведены до конкретных предложений по повышению качества взаимодействия субъектов налоговых отношений.
В работе рассмотрены основные формы налогового контроля, а также порядок их проведения. Существует два вида налоговых проверок: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки. Существует ряд отличительных черт между камеральными и выездными проверками такие, как место проведения проверки, основание, срок проверки, проверяемый период и дополнительные мероприятия, которые могут проведены в рамках конкретной проверки.
Создание эффективной системы взаимодействия в сфере налогообложения является неотъемлемым условием развития налоговой системы государства. В условиях сложной экономической ситуации взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в процессе организации и проведения налоговых проверок очень важно для обеспечения стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты.
Нами было предложено определение налогового взаимодействия - система отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов. Исследователи в налогообложения сходятся во мнении о том, что современная система взаимодействия в налоговой сфере должна строится с позиции доверия или сотрудничества.
Поведение налогоплательщиков при исполнении налоговых обязательств являлось предметом многих исследований, некоторые из них были разработаны участниками форума по налоговому администрированию ОЭСР. Одним из важных вкладов вышеупомянутого форума является развитие концепции «взаимодействия при исполнении налоговых обязательств». В качестве примеров моделей взаимодействия можно привести Горизонтальный мониторинг в Нидерландах, Соглашение об исполнении налоговых обязательств в Австралии.
Были рассмотрены различные механизмы и инструменты взаимодействия налоговых органов и юридических лиц. Действующие механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок можно разделить на три вида: механизмы взаимодействия; механизмы взаимодействия по окончании проверок; механизмы, освобождающие от проведения налоговых проверок. К примерам действующих инструментов и механизмов взаимодействия относятся Концепция системы планирования налоговых проверок, налоговый мониторинг, досудебное урегулирование налоговых споров, интернет-сервисы «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам».
В процессе проведения налоговых проверок риски возникают как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Автором были сгруппированы риски и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок.
Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок показала действенность принимаемых мер по развитию взаимодействия. В России существует тенденция к снижению отношения суммы задолженности по налогам и сборам к объему поступивших налогов и сборов. Так, в 2015 году по сравнению с 2006 годом данное отношению уменьшилось в два раза и составила 6%. Результативность камеральных налоговых проверок в 2006-2015 гг. в среднем составила 5,27%. Выездные налоговые проверки показывают высокий уровень результативности и в среднем составляет
98,1 % в рассматриваемом периоде. Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам имеет тенденцию к снижению (с 438,9 млрд. руб. в 2006 г. до 270,8 млрд. руб.). Данный результат можно связать с уменьшением количества выездных проверок налогоплательщиков. Доля дополнительно начисленных налогов в общей сумме доначислений составила в рассматриваемом периоде 75,7%. Значительный рост произошел в сумме доначислений на одну выездную проверку. Так, по сравнению с 2006 годом в 2015 данный показать увеличился в 3,6 раза. Сумма дополнительно начисленных платежей по итогам камеральных налоговых проверок имело тенденцию к снижению в период с 2006 по 2014 гг. В 2015 г. произошел рост доначислений на 26,4 млрд. руб. по сравнению с 2014 г. Это можно объяснить финансовыми трудностями, с которыми столкнулись налогоплательщики в связи с введенными в отношении России санкциями. С 2006 года существовала тенденция снижения суммы дополнительно начисленных платежей на одну камеральную проверку, однако с 2012 г. тенденция перешла к росту. Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей в рассматриваемом периоде составила 86,7%.
Нами был осуществлен эконометрический анализ временных рядов по доначислениям налогов по итогам налоговых проверок. Целью данного анализа является построение прогнозных значений сумм дополнительно начисленных налогов на одну налоговую проверку. Построена эконометрическая модель временных рядов по доначислениям налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0-1576xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06- 0,61 X t + 0,05 X t2). По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Повышение уровня доначислений налогов по итогам налоговых проверок свидетельствует об улучшении аналитической работы налоговых органов и эффективности введения риск-ориентированного подхода в налоговом контроле. В тоже данные модели доказывают необходимость добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
На основе проведенного научного исследования предлагаются следующие рекомендации:
- разработка унифицированной системы оценки эффективности механизмов и инструментов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели: структура образования налоговой задолженности в зависимости от поведения налогоплательщиков; доля организаций, подавших налоговую отчетность в срок; доля организаций, уплативших налоги в срок; отношение доначислений по налоговым проверкам на затраты по их проведению; уровень удовлетворенности налогоплательщиков действиями налоговых органов; количество налоговых споров. Введение унифицированной системы позволит оценивать влияние новых механизмов и инструментов на уровень исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а также выявлять существующие проблемные моменты;
- адаптация налогового мониторинга для среднего и малого бизнеса. Для достижения данной цели может быть использован опыт Нидерландов. Налоговые органы Нидерландов взаимодействуют с налогоплательщиками через налоговых консультантов, тем самым обеспечивая высокое качество налоговых деклараций. Введение налогового мониторинга для малого и среднего бизнеса позволит значительно снизить расходы на налоговые проверки, повысить уровень открытости и прозрачности в процессе взаимодействия, а также определенности налогоплательщиков в налоговых последствиях для совершаемых сделок.;
- введение метода альтернативного разрешения споров по опыту Великобритании и США. Участие медиатора в спорных ситуациях между налоговыми органами и налогоплательщиками может помочь устранить камни преткновения между сторонами. Адаптация данного метода позволит снизить риск судебного урегулирования споров, так как в настоящее время большинство решений по итогам досудебного урегулирования принимается в пользу налоговых органов.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146- ФЗ (ред. от 05.04.2016).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016)
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 г., N 227-ФЗ
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320
5. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")
«Совершенствование налогового администрирования»: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. №162-р
6. Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013
- 2018 годы: Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@
7. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012)
8. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
9. О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015)
10. Об использовании интернет-сервиса "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков": Письмо ФНС России от 20.02.2014 N ПА-4-6/3003
11. О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
12. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 544 с.
13. Горбенко А. О. Информационные технологии в налогообложении: Учебное пособие / А.О. Горбенко, А.В. Мамасуев. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
14. Грунделл Л. П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России: Учебник / Л. П. Грундел, Н. И. Малис - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
15. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М,
2013.
16. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д. В. Дмитриева. -М.: Астрель: АСТ, 2003.
17. Евстигнеев Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2014. - 270 с.
18. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова.
— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
19. Кашин В. А. Россия в кризисе и современное налогообложение: проблемы,
тенденции, перспективы: Монография/В.А.Кашин, Н.В.Пономарева - М.:
Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.
20. Кваша Ю. Ф. Налоговое право: краткий курс лекций / Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 161 с.
21. Кожевина О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов: Учебное пособие / О.В. Кожевина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
22. Крысько В. Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г.
Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014
23. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров; Отв. ред. Ю.А. Крохина. - 5-e изд., испр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 704 с.
24. Кузьменко В. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 186 с.
25. Лапина. М. А. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др.; под ред. М.А. Лапиной. - М.: ВГНА Минфина России, 2012. - 346 с.
26. Маслова В. М. Управление персоналом: Толковый словарь / Авт.-сост. В. М. Маслова. - М.: Дашков и К, 2013. - 120 с.
27. Малис Н. И.Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия: Учебное пособие / Н.И. Малис; Под ред. Н.И. Малиса; Сост. С.А. Анисимов, И.В. Горский. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 152 с.
28. Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 796 с.
29. Погорелова М. Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2015. - 205 с.
30. Райзберг Б. А.Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг и др.; Под общ. ред. Б.А. Райзберга. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
31. Сабитова Н. М. Государственный финансовый контроль: учебник / Сабитова Н. М., Орлова М. Е., Шавалеева Ч. М. и др. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 с.
32. Смолина О.С. Арбитражный процесс: доказывание и доказательства по делам об оспаривании результатов налоговых проверок: Монография / О.С. Смолина. - М.: Норма, 2015.
33. Тютин Д. В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав
103
налогоплательщиков: монография / Тютин Д. В. - М.: Контракт, 2014. - 216 с.
34. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д. Г. Черника. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 393 с.
35. Ядрихинский С. А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики/С. А. Ядрихинский, отв. ред. Е. Ю. Грачева - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
36. Алехин С.Н. К вопросу о повышении уровня взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков / С. Н. Алехин, А. М. Шаухина // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. - 2014. - № 1. - с. 57-59.
37. Алехин С. Н. Основные направления реализации прав налогоплательщиков при подготовке и проведении выездных налоговых проверок / С.Н. Алехин, Т.Е. Устинова // Известия Тульского государственного университета. - №2.1 -2015.
38. Андрющенко С. Н. Партнерство в сфере налогового контроля / С. Н. Андрющенко // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 12. - с 17-20.
39. Баймуратов Т.М. Налоговые риски: источники возникновения и пути их минимизации / Т. М. Баймуратов // Вестник современной науки. - 2016. - № 4¬1 (16). - с. 83-88
40. Бондарева Н.А. Баланс интересов государства и налоговых органов в современном налоговом контроле / Н. А. Бондарева // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2014. - № 1 - 2 (9). - с. 68 - 76
41. Брянцева Л. В. Сущность налогового мониторинга как нового вида налогового администрирования [Текст] / Л.В. Брянцева, И.В. Оробинская, И.Н. Маслова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - № 4 (43). - С. 189-198.
42. Бурцев. Д. Г. Проблемы взаимодействия государства и общества в налоговой сфере / Д. Г. Бурцев // Социология власти. -№ 4. -2008. - с. 53-63
43. Вольвач Д. В., Голишевский В.И. Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов / Д. В. Вольвач, В. И. Голишевский //
Налоговая политика и практика. - 2012. - № 3. - с. 18-22.
44. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения / Гончаренко Л.И. // Налоги и налогообложение. - 2009. - № 1. - с. 17-24
45. Грищенко А.В. Налоговые риски в системе управления налоговыми отношениями / А. А. Грищенко // Вестник МГУУ. - 2015. - № 2. - с. 31-36.
46. Гурдзибеева А.А. Значение досудебного урегулирования налоговых споров / А. А. Гурдзибеева // Известия Горского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 52. - № 4. - с. 262-267.
47. Курбатов Т. Ю. Налоговый контроль как вид внутреннего государственного финансового контроля / Т. Ю. Курбатов // Налоги. - № 6. - 2013. - с. 36-41
48. Миронова О.А. О сущности налоговой политики, налогового администрирования и налогового менеджмента / О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 4(21). - с. 13-19
49. Морозова Г. В. Будем повышать налоговую культуру. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Г. В. Морозова // Российское предпринимательство. 2009. № 3-2. С. 118-123.
50. Надточий Е. В. Классификация типов взаимодействия в налоговой сфере Е. В. Надточий // Налоги и налогообложение. - № 7. - 2013. с. 491-503.
51. Пансков. В. Г. Налоговые риски: налогоплательщики и государство [Текст] / Пансков В. Г. // Налоговый вестник. - 2009. - № 1. - с. 3-7
52. Пинская М. Р. Налоговый риск: сущность и проявления / Пинская М. Р. // Финансы. - 2009. - № 2. - с. 43-46
53. Пономарев М. А. Особенности современной системы управления
налоговыми отношениями / М. А. Пономарев, И. В. Топоров // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление. - 2015. - № 5(60).
54. Потокин К. С. Налоговый мониторинг как функция налогового администрирования и как форма налогового контроля: перспективы развития / К. С. Потокин // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 3 (27). - с. 68- 70.
55. Сарычева Н. В. Развитие взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками / Н. В. Сарычева // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 5 (29). - с. 38-39.
56. Удалов Р. В. Применение аналитических инструментов при осуществлении налогового контроля (предпроверочный анализ) / Р. В. Удалов // Налоги и налогообложение. - 2012. - 5. - с. 33 - 37.
57. Украинцева А. И. Сущность, формы и методы налогового контроля /А. И. Украинцева // Административное и муниципальное право. - М.: Nota Bene, 2011, № 6 (42). - с. 79-84
58. Фетисов П.С. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных налоговых проверок [Текст] / П.С. Фетисов // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 3 (27). - с. 56-59
59. Цветков И.В. Партнерство в налоговой сфере: миф или реальность? / И. В. Цветков // Налоговед. - № 6. - 2008. - с. 22-27
60. Цвилий-Букланова А. А. К вопросу о полномочиях налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок / А. А. Цвилий -Букланова // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19. - с. 99-106
61. Цыганова Т.Д. Институт предварительного налогового контроля в России: проблемы и перспективы развития / Т. Д. Цыганова, Ж. И. Лялина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 11-1 (42). - с. 128-130.
62. Чайковская Л.А. Механизм налогового взаимодействия государства и налогоплательщиков / Л. А. Чайковская // Плехановский научный бюллетень. - 2014. - № 1 (5). - с. 130-146.
63. Штиллер М. В. Теоретико -методологические аспекты управления налоговыми рисками / М. В. Штиллер // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. - с. 182-184
64. Katharina Gangl, Eva Hofmann, Erich Kirchler. Tax authorities' interaction with taxpayers: A conception of compliance in social dilemmas by power and trust. New Ideas in PsychologyVolume 37, Pages 1-32 (February 2015)
65. Dan Misutka and Lauchlin MacEachern. The CRA’s Tax Transparency Initiatives: Implications for a Corporate Governance Response. Canadian tax journal. 2013
66. Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования /
Группа Всемирного банка - Официальный сайт.
http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016
67. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2015 г. / Федеральная налоговая служба Российской Федерации - Официальный сайт. - Режим доступа:
https://www. nalog. ru/rn16/related_activities/statistic s_and_analytic s/effectivenes s/
68. Единая межведомственная информационно - статистическая система. - Режим доступа: https://fedstat.ru/
69. Информационно -аналитическая система мониторинга качества государственных услуг "Ваш контроль" - Официальный сайт. - Режим доступа: www.vashkontrol.ru
70. Налоговая служба Австралии - Официальный сайт. - Режим доступа: www.ato.gov.au
71. Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов / Министерство финансов Российской Федерации - Официальный сайт. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=62450
72. Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации за 2010 - 2014 годы / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - Официальный сайт. - Режим доступа: www.cdep.ru
73. Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2016 год / Федеральная налоговая служба Российской Федерации - Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/activities_fts/
74. Федеральная налоговая служба Российской Федерации - Официальный сайт. - Режим доступа: www.nalog.ru
75. Compliance risk management guide for tax administrations. - Режим доступа: http ://ec. europa. eu/taxation_customs/resources/documents/common/publications/info _docs/taxation/risk_managt_guide_en.pdf
76. Fast Track Settlement. - Режим доступа: https://www.irs.gov/businesses/fast- track-settlement
77. Guide to horizontal monitoring within the SME segment; Tax providers, NTCA.
- Режим доступа: http://download.belastingdienst.nl/
78. Horizontal monitoring within the medium to very large businesses segment. - Режим доступа: http://download.belastingdienst.nl/
79. Internal Revenue Manual. - Режим доступа: https://www.irs.gov/irm/
80. IRS Strategic Plan FY2014-2017. - Режим доступа: https://www.irs.gov/pub/irs- pdfZp3744.pdf
81. Measuring tax gaps 2015 edition. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/47054 0/HMRC-measuring-tax-gaps-2015-1. pdf
82. OECD 2013 Co-operative Compliance: A Framework: From Enhanced Relationship to Co-operative Compliance, OECD Publishing. - Режим доступа: www.dx.doi.org/10.1787/9789264200852-en
83. TADAT Field guide 2015. - Режим доступа: http://www.tadat.org/
84. Tax disputes: Alternative Dispute Resolution (ADR). - Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/tax-disputes-alternative-dispute-resolution-adr
85. THE CONCEPT OF TAX GAPS Report on VAT Gap Estimations. - Режим доступа:http ://ec.europa. eu/taxation_customs/resources/documents/common/publicat ions/studies/tgpg_report_en.pdf