Взаимодействие налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок
|
Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 8
1.1 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 8
1.2 Необходимость и организация взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 21
1.3 Зарубежный опыт взаимодействия налоговых органов и
налогоплательщиков 32
2. Анализ взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в
процессе организации и проведения налоговых проверок 40
2.1 Анализ существующих форм взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 40
2.2 Риски налоговых органов и юридических в процессе проведения
налоговых проверок 51
2.3 Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и
проведения налоговых проверок 62
3. Направления развития взаимодействия налоговых органов юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 74
3.1 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых
органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок 74
3.2 Взаимодействие как мера минимизации рисков при проведении
налоговых проверок 83
Заключение 95
Список использованных источников 99
Приложения 107
1. Теоретические основы взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 8
1.1 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 8
1.2 Необходимость и организация взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 21
1.3 Зарубежный опыт взаимодействия налоговых органов и
налогоплательщиков 32
2. Анализ взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в
процессе организации и проведения налоговых проверок 40
2.1 Анализ существующих форм взаимодействия налоговых органов и
юридических лиц при проведении налоговых проверок 40
2.2 Риски налоговых органов и юридических в процессе проведения
налоговых проверок 51
2.3 Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и
проведения налоговых проверок 62
3. Направления развития взаимодействия налоговых органов юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок 74
3.1 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых
органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок 74
3.2 Взаимодействие как мера минимизации рисков при проведении
налоговых проверок 83
Заключение 95
Список использованных источников 99
Приложения 107
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Основным источником формирования бюджета являются налоговые поступления. В условиях новых экономических вызовов серьезной задачей для федеральных органов исполнительной власти является обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов. На протяжении многих лет государство пыталось повысить уровень собираемости налогов и сборов путем принятия законов и введения инструментов, направленных на обеспечение наказания недобросовестных налогоплательщиков.
Налоговые проверки как основные формы налогового контроля должны обеспечивать надлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей. Однако налоговые проверки несут в себе риски для налоговых органов и налогоплательщиков. Управление рисками является важным элементом эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства. Во-первых, налоговым органам невозможно контролировать и проверять каждого налогоплательщика. Во -вторых, нет необходимости тратить ограниченные трудовые ресурсы на регулярные проверки добросовестных налогоплательщиков с низким уровнем риска. Развитие инструментов и механизмов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков способствует снижению реализации налоговых рисков, а также повышению уровня добровольной уплаты налогов и сборов налогоплательщиками.
Основным направлением совершенствования государственного управления в развитых странах является построение структур управления и использование управленческих подходов, нацеленных, прежде всего, на обеспечение потребностей интересов граждан, регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного осмысления направлений и мер по усилению взаимодействия между государством и налогоплательщиками в процессе организации и проведения налоговых проверок, как одного из приоритетных направлений налоговой политики.
Общие вопросы теории, практики организации и проведения налоговых проверок рассматриваются в работах: Алехина С. Н., Аронова А. В., Гончаренко Л. И., Грунеделл Л. П., Дадашева А. З., Игнатовой Т.В., Кашина В. А., Кваша Ю. Ф., Кириной Л. С., Князевой О. В., Кузьменко В. В., Курбатова Т. Ю., Лапиной М. А., Малиса Н. И., Мироновой О. А., Панского В. Г., Паскачева А. Б., Пинской М. Р., Пономарева А. И., Удалова Р. В., Украинцевой А. И., Ханафеева Ф. Ф., Черника Д. Г., Юткиной Т. Ф. и др.
Теоретические аспекты взаимодействия в сфере налогообложения представлены в работах: Андрющенко С.Н., Артеменко Д.А., Бурцева Д. Г., Викторовой Н.Г., Грищенко А. В., Евстигнеева Е. В., Зрелова А.П., Надточий Е.В., Пономарева М.А., Топорова И.В., Тютюрюкова Н.Н., Цветкова И.В., Черника Д.Г.
Несмотря на серьезность и значимость исследований, приведенных выше авторов, проблема усиления взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе организации и проведения налоговых проверок с целью стимулирования добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей не рассматривалась.
Об этом свидетельствует недостаточная аргументация роли механизмов и инструментов взаимодействия в повышении доверия, открытости и прозрачности между субъектами налоговых отношений, отсутствие в специальной литературе общепринятого терминологического аппарата налогового взаимодействия и всесторонней классификации рисков налоговых проверок, а также методов управления данными рисками.
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование содержания и места взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок и разработка мер по совершенствованию данного взаимодействия.
Достижение цели предопределило постановку следующих задач:
- исследовать теоретические основы, уточнить сущность и выявить особенности взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт налогового взаимодействия субъектов налоговых отношений;
- проанализировать существующие формы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок;
- предложить классификацию налоговых рисков субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- провести оценку эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок ;
- обосновать предложения и методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых органов и юридических лиц.
Объект исследования - взаимодействие налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Предмет исследования - программы, стратегии и механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых в области взаимодействия субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок.
В процессе исследования применялись следующие методы научного познания: методы сравнения, анализа, синтеза, индукции дедукции, приемы статистико-экономического, расчетно -конструктивного методов исследования.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам организации и проведения налоговых проверок, справочные материалы и рекомендации налоговых органов; научная литература по отечественному и зарубежному опыту взаимодействия субъектов налоговых отношений, данные и официальные статистические материалы Росстата и ФНС России, публикации международных финансовых организаций.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- предложено понятие налогового взаимодействия как системы отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов;
- проведена группировка рисков и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок;
- построена эконометрическая модель временных рядов доначислений налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0,1576Xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06 — 0,61 X t+ 0,05 X t2).По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Данные прогнозы показывают о повышении аналитической работы налоговых органов и важности добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей во избежание бремени налоговых проверок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ налоговые рисков налоговых проверок и механизмов по их минимизации, позволит повысить результативность и эффективность налогового контроля. Помимо этого, практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты доведены до конкретных предложений по повышению качества взаимодействия субъектов налоговых отношений.
Налоговые проверки как основные формы налогового контроля должны обеспечивать надлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей. Однако налоговые проверки несут в себе риски для налоговых органов и налогоплательщиков. Управление рисками является важным элементом эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства. Во-первых, налоговым органам невозможно контролировать и проверять каждого налогоплательщика. Во -вторых, нет необходимости тратить ограниченные трудовые ресурсы на регулярные проверки добросовестных налогоплательщиков с низким уровнем риска. Развитие инструментов и механизмов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков способствует снижению реализации налоговых рисков, а также повышению уровня добровольной уплаты налогов и сборов налогоплательщиками.
Основным направлением совершенствования государственного управления в развитых странах является построение структур управления и использование управленческих подходов, нацеленных, прежде всего, на обеспечение потребностей интересов граждан, регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного осмысления направлений и мер по усилению взаимодействия между государством и налогоплательщиками в процессе организации и проведения налоговых проверок, как одного из приоритетных направлений налоговой политики.
Общие вопросы теории, практики организации и проведения налоговых проверок рассматриваются в работах: Алехина С. Н., Аронова А. В., Гончаренко Л. И., Грунеделл Л. П., Дадашева А. З., Игнатовой Т.В., Кашина В. А., Кваша Ю. Ф., Кириной Л. С., Князевой О. В., Кузьменко В. В., Курбатова Т. Ю., Лапиной М. А., Малиса Н. И., Мироновой О. А., Панского В. Г., Паскачева А. Б., Пинской М. Р., Пономарева А. И., Удалова Р. В., Украинцевой А. И., Ханафеева Ф. Ф., Черника Д. Г., Юткиной Т. Ф. и др.
Теоретические аспекты взаимодействия в сфере налогообложения представлены в работах: Андрющенко С.Н., Артеменко Д.А., Бурцева Д. Г., Викторовой Н.Г., Грищенко А. В., Евстигнеева Е. В., Зрелова А.П., Надточий Е.В., Пономарева М.А., Топорова И.В., Тютюрюкова Н.Н., Цветкова И.В., Черника Д.Г.
Несмотря на серьезность и значимость исследований, приведенных выше авторов, проблема усиления взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе организации и проведения налоговых проверок с целью стимулирования добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей не рассматривалась.
Об этом свидетельствует недостаточная аргументация роли механизмов и инструментов взаимодействия в повышении доверия, открытости и прозрачности между субъектами налоговых отношений, отсутствие в специальной литературе общепринятого терминологического аппарата налогового взаимодействия и всесторонней классификации рисков налоговых проверок, а также методов управления данными рисками.
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование содержания и места взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок и разработка мер по совершенствованию данного взаимодействия.
Достижение цели предопределило постановку следующих задач:
- исследовать теоретические основы, уточнить сущность и выявить особенности взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- изучить зарубежный опыт налогового взаимодействия субъектов налоговых отношений;
- проанализировать существующие формы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок;
- предложить классификацию налоговых рисков субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок;
- провести оценку эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок ;
- обосновать предложения и методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия налоговых органов и юридических лиц.
Объект исследования - взаимодействие налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Предмет исследования - программы, стратегии и механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц в процессе организации и проведения налоговых проверок.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых в области взаимодействия субъектов налоговых отношений в процессе организации и проведения налоговых проверок.
В процессе исследования применялись следующие методы научного познания: методы сравнения, анализа, синтеза, индукции дедукции, приемы статистико-экономического, расчетно -конструктивного методов исследования.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам организации и проведения налоговых проверок, справочные материалы и рекомендации налоговых органов; научная литература по отечественному и зарубежному опыту взаимодействия субъектов налоговых отношений, данные и официальные статистические материалы Росстата и ФНС России, публикации международных финансовых организаций.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- предложено понятие налогового взаимодействия как системы отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов;
- проведена группировка рисков и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок;
- построена эконометрическая модель временных рядов доначислений налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0,1576Xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06 — 0,61 X t+ 0,05 X t2).По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Данные прогнозы показывают о повышении аналитической работы налоговых органов и важности добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей во избежание бремени налоговых проверок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ налоговые рисков налоговых проверок и механизмов по их минимизации, позволит повысить результативность и эффективность налогового контроля. Помимо этого, практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты доведены до конкретных предложений по повышению качества взаимодействия субъектов налоговых отношений.
В работе рассмотрены основные формы налогового контроля, а также порядок их проведения. Существует два вида налоговых проверок: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки. Существует ряд отличительных черт между камеральными и выездными проверками такие, как место проведения проверки, основание, срок проверки, проверяемый период и дополнительные мероприятия, которые могут проведены в рамках конкретной проверки.
Создание эффективной системы взаимодействия в сфере налогообложения является неотъемлемым условием развития налоговой системы государства. В условиях сложной экономической ситуации взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в процессе организации и проведения налоговых проверок очень важно для обеспечения стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты.
Нами было предложено определение налогового взаимодействия - система отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов. Исследователи в налогообложения сходятся во мнении о том, что современная система взаимодействия в налоговой сфере должна строится с позиции доверия или сотрудничества.
Поведение налогоплательщиков при исполнении налоговых обязательств являлось предметом многих исследований, некоторые из них были разработаны участниками форума по налоговому администрированию ОЭСР. Одним из важных вкладов вышеупомянутого форума является развитие концепции «взаимодействия при исполнении налоговых обязательств». В качестве примеров моделей взаимодействия можно привести Горизонтальный мониторинг в Нидерландах, Соглашение об исполнении налоговых обязательств в Австралии.
Были рассмотрены различные механизмы и инструменты взаимодействия налоговых органов и юридических лиц. Действующие механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок можно разделить на три вида: механизмы взаимодействия; механизмы взаимодействия по окончании проверок; механизмы, освобождающие от проведения налоговых проверок. К примерам действующих инструментов и механизмов взаимодействия относятся Концепция системы планирования налоговых проверок, налоговый мониторинг, досудебное урегулирование налоговых споров, интернет-сервисы «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам».
В процессе проведения налоговых проверок риски возникают как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Автором были сгруппированы риски и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок.
Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок показала действенность принимаемых мер по развитию взаимодействия. В России существует тенденция к снижению отношения суммы задолженности по налогам и сборам к объему поступивших налогов и сборов. Так, в 2015 году по сравнению с 2006 годом данное отношению уменьшилось в два раза и составила 6%. Результативность камеральных налоговых проверок в 2006-2015 гг. в среднем составила 5,27%. Выездные налоговые проверки показывают высокий уровень результативности и в среднем составляет
98,1 % в рассматриваемом периоде. Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам имеет тенденцию к снижению (с 438,9 млрд. руб. в 2006 г. до 270,8 млрд. руб.). Данный результат можно связать с уменьшением количества выездных проверок налогоплательщиков. Доля дополнительно начисленных налогов в общей сумме доначислений составила в рассматриваемом периоде 75,7%. Значительный рост произошел в сумме доначислений на одну выездную проверку. Так, по сравнению с 2006 годом в 2015 данный показать увеличился в 3,6 раза. Сумма дополнительно начисленных платежей по итогам камеральных налоговых проверок имело тенденцию к снижению в период с 2006 по 2014 гг. В 2015 г. произошел рост доначислений на 26,4 млрд. руб. по сравнению с 2014 г. Это можно объяснить финансовыми трудностями, с которыми столкнулись налогоплательщики в связи с введенными в отношении России санкциями. С 2006 года существовала тенденция снижения суммы дополнительно начисленных платежей на одну камеральную проверку, однако с 2012 г. тенденция перешла к росту. Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей в рассматриваемом периоде составила 86,7%.
Нами был осуществлен эконометрический анализ временных рядов по доначислениям налогов по итогам налоговых проверок. Целью данного анализа является построение прогнозных значений сумм дополнительно начисленных налогов на одну налоговую проверку. Построена эконометрическая модель временных рядов по доначислениям налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0-1576xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06- 0,61 X t + 0,05 X t2). По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Повышение уровня доначислений налогов по итогам налоговых проверок свидетельствует об улучшении аналитической работы налоговых органов и эффективности введения риск-ориентированного подхода в налоговом контроле. В тоже данные модели доказывают необходимость добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
На основе проведенного научного исследования предлагаются следующие рекомендации:
- разработка унифицированной системы оценки эффективности механизмов и инструментов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели: структура образования налоговой задолженности в зависимости от поведения налогоплательщиков; доля организаций, подавших налоговую отчетность в срок; доля организаций, уплативших налоги в срок; отношение доначислений по налоговым проверкам на затраты по их проведению; уровень удовлетворенности налогоплательщиков действиями налоговых органов; количество налоговых споров. Введение унифицированной системы позволит оценивать влияние новых механизмов и инструментов на уровень исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а также выявлять существующие проблемные моменты;
- адаптация налогового мониторинга для среднего и малого бизнеса. Для достижения данной цели может быть использован опыт Нидерландов. Налоговые органы Нидерландов взаимодействуют с налогоплательщиками через налоговых консультантов, тем самым обеспечивая высокое качество налоговых деклараций. Введение налогового мониторинга для малого и среднего бизнеса позволит значительно снизить расходы на налоговые проверки, повысить уровень открытости и прозрачности в процессе взаимодействия, а также определенности налогоплательщиков в налоговых последствиях для совершаемых сделок.;
- введение метода альтернативного разрешения споров по опыту Великобритании и США. Участие медиатора в спорных ситуациях между налоговыми органами и налогоплательщиками может помочь устранить камни преткновения между сторонами. Адаптация данного метода позволит снизить риск судебного урегулирования споров, так как в настоящее время большинство решений по итогам досудебного урегулирования принимается в пользу налоговых органов.
Создание эффективной системы взаимодействия в сфере налогообложения является неотъемлемым условием развития налоговой системы государства. В условиях сложной экономической ситуации взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в процессе организации и проведения налоговых проверок очень важно для обеспечения стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты.
Нами было предложено определение налогового взаимодействия - система отношений между субъектами налогообложения, целью которых является максимальное обеспечение баланса интересов сторон. Обеспечение баланса интересов сторон в данном случае означает - такой характер взаимодействия при котором субъекты налоговых отношений имеют равноценные возможности для максимальной реализации своих интересов. Исследователи в налогообложения сходятся во мнении о том, что современная система взаимодействия в налоговой сфере должна строится с позиции доверия или сотрудничества.
Поведение налогоплательщиков при исполнении налоговых обязательств являлось предметом многих исследований, некоторые из них были разработаны участниками форума по налоговому администрированию ОЭСР. Одним из важных вкладов вышеупомянутого форума является развитие концепции «взаимодействия при исполнении налоговых обязательств». В качестве примеров моделей взаимодействия можно привести Горизонтальный мониторинг в Нидерландах, Соглашение об исполнении налоговых обязательств в Австралии.
Были рассмотрены различные механизмы и инструменты взаимодействия налоговых органов и юридических лиц. Действующие механизмы взаимодействия налоговых органов и юридических лиц при проведении налоговых проверок можно разделить на три вида: механизмы взаимодействия; механизмы взаимодействия по окончании проверок; механизмы, освобождающие от проведения налоговых проверок. К примерам действующих инструментов и механизмов взаимодействия относятся Концепция системы планирования налоговых проверок, налоговый мониторинг, досудебное урегулирование налоговых споров, интернет-сервисы «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам».
В процессе проведения налоговых проверок риски возникают как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Автором были сгруппированы риски и выделены дополнительные риски налоговых органов (риск оспаривания решения налогового органа в суде; риск не обнаружения нарушений, которые могут существенно повлиять на эффективность проверки; риск коррупции риск нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки риск неправомерных действий со стороны сотрудников) и налогоплательщиков (проведение выездной проверки; риск доначисления налогов, штрафов, пени; риск неправомерных действий со стороны налогового органа; риск отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом; риск оспаривания налоговым органом решения суда; риск коррупции; риск непредставления деклараций в срок) в процессе проведения налоговых проверок.
Оценка эффективности взаимодействия в процессе организации и проведения налоговых проверок показала действенность принимаемых мер по развитию взаимодействия. В России существует тенденция к снижению отношения суммы задолженности по налогам и сборам к объему поступивших налогов и сборов. Так, в 2015 году по сравнению с 2006 годом данное отношению уменьшилось в два раза и составила 6%. Результативность камеральных налоговых проверок в 2006-2015 гг. в среднем составила 5,27%. Выездные налоговые проверки показывают высокий уровень результативности и в среднем составляет
98,1 % в рассматриваемом периоде. Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам имеет тенденцию к снижению (с 438,9 млрд. руб. в 2006 г. до 270,8 млрд. руб.). Данный результат можно связать с уменьшением количества выездных проверок налогоплательщиков. Доля дополнительно начисленных налогов в общей сумме доначислений составила в рассматриваемом периоде 75,7%. Значительный рост произошел в сумме доначислений на одну выездную проверку. Так, по сравнению с 2006 годом в 2015 данный показать увеличился в 3,6 раза. Сумма дополнительно начисленных платежей по итогам камеральных налоговых проверок имело тенденцию к снижению в период с 2006 по 2014 гг. В 2015 г. произошел рост доначислений на 26,4 млрд. руб. по сравнению с 2014 г. Это можно объяснить финансовыми трудностями, с которыми столкнулись налогоплательщики в связи с введенными в отношении России санкциями. С 2006 года существовала тенденция снижения суммы дополнительно начисленных платежей на одну камеральную проверку, однако с 2012 г. тенденция перешла к росту. Доля налогов в общей сумме дополнительно начисленных платежей в рассматриваемом периоде составила 86,7%.
Нами был осуществлен эконометрический анализ временных рядов по доначислениям налогов по итогам налоговых проверок. Целью данного анализа является построение прогнозных значений сумм дополнительно начисленных налогов на одну налоговую проверку. Построена эконометрическая модель временных рядов по доначислениям налогов по итогам выездных налоговых проверок (Y = 1406,8 X e0-1576xt) и камеральных налоговых проверок (Y = 3,06- 0,61 X t + 0,05 X t2). По данным моделям получены прогнозы доначислений налогов на три периода по выездным проверкам (в 2016 г. - 7962,53 тыс. руб., 2017 г. - 9321,57 тыс. руб., 2018 г. - 10912,56 тыс. руб.) и камеральных налоговым проверкам (в 2016 г. - 2,476 тыс. руб., 2017 г. - 3,029 тыс. руб., 2018 г. - 3,684 тыс. руб.). Повышение уровня доначислений налогов по итогам налоговых проверок свидетельствует об улучшении аналитической работы налоговых органов и эффективности введения риск-ориентированного подхода в налоговом контроле. В тоже данные модели доказывают необходимость добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
На основе проведенного научного исследования предлагаются следующие рекомендации:
- разработка унифицированной системы оценки эффективности механизмов и инструментов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели: структура образования налоговой задолженности в зависимости от поведения налогоплательщиков; доля организаций, подавших налоговую отчетность в срок; доля организаций, уплативших налоги в срок; отношение доначислений по налоговым проверкам на затраты по их проведению; уровень удовлетворенности налогоплательщиков действиями налоговых органов; количество налоговых споров. Введение унифицированной системы позволит оценивать влияние новых механизмов и инструментов на уровень исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а также выявлять существующие проблемные моменты;
- адаптация налогового мониторинга для среднего и малого бизнеса. Для достижения данной цели может быть использован опыт Нидерландов. Налоговые органы Нидерландов взаимодействуют с налогоплательщиками через налоговых консультантов, тем самым обеспечивая высокое качество налоговых деклараций. Введение налогового мониторинга для малого и среднего бизнеса позволит значительно снизить расходы на налоговые проверки, повысить уровень открытости и прозрачности в процессе взаимодействия, а также определенности налогоплательщиков в налоговых последствиях для совершаемых сделок.;
- введение метода альтернативного разрешения споров по опыту Великобритании и США. Участие медиатора в спорных ситуациях между налоговыми органами и налогоплательщиками может помочь устранить камни преткновения между сторонами. Адаптация данного метода позволит снизить риск судебного урегулирования споров, так как в настоящее время большинство решений по итогам досудебного урегулирования принимается в пользу налоговых органов.
Подобные работы
- Особенности организации и проведения налоговых проверок юридических лиц по видам экономической деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В
РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Права и обязанности налогоплательщиков, экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых при проведении налоговых проверок (Налогообложение бюджетных организаций, Алтайский институт экономики (филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики))
Контрольные работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Досудебное урегулирование налоговых споров (на примере ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



