ВВЕДЕНИЕ 4
1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТЕЙКХОЛДЕРСКОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ 7
1.1. Стейкхолдерская модель организации корпоративных финансов и
формирование акционерной стоимости 7
1.2. Понятие и основы организации корпоративной социальной
ответственности 18
1.3. Взаимосвязь политики компании в области корпоративной социальной ответственности и ее рыночной стоимости 25
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ КСО КАК
ФАКТОРА СОЗДАНИЯ АКЦИОНЕРНОЙ СТОИМОСТИ 36
2.1. Анализ политики социальной ответственности ОАО «ЕлАЗ» 36
2.2. Рабочие гипотезы и исследование влияния КСО на создание акционерной стоимости 48
2.3. Результаты эконометрического моделирования влияния КСО на создание
акционерной стоимости в контексте основных теорий корпоративного управления 52
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ КСО ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КАК ФАКТОРА ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА 63
3.1. Специфические особенности формирования политики КСО
промышленных предприятий 63
3.2. Повышение эффективности стоимостного управления промышленным
предприятием на основе внедрения социальных программ 68
3.3. Практические проблемы внедрения программ социальной ответственности на промышленных предприятиях 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложения 83
В настоящее время корпоративная социальная ответственность (КСО) - одно из актуальных направлений в управлении компанией. Вопрос о роли ответственности бизнеса в современных условиях хозяйствования, характеризующихся ускорением научно-технического прогресса, возрастанием роли творческого труда при создании экономических благ, усилением взаимозависимости результатов деятельности экономических субъектов друг от друга, исчерпанием природных ресурсов, сложен и неоднозначен, тем не менее, корпоративная политика социальной ответственности становится все более востребованной российским бизнес-сообществом в качестве фактора устойчивого развития как отдельных компаний, так и экономики в целом.
Возросшее внимание к социальным вопросам деятельности компаний со стороны мирового инвестиционного сообщества уже подтвердило свой высокий уровень влияния, породив широкий класс рыночных инструментов, объединенных стратегией социально ответственного инвестирования. В академической сфере это нашло отклик в виде целого направления эмпирических исследований и прикладных теорий, изучающих взаимосвязь социальной ответственности и финансовой эффективности компаний.
Необходимо отметить, что концептуально политика социальной ответственности является продолжением так называемой стейкхолдерской теории, или теории заинтересованных сторон, возникшей в 1970-х гг. как альтернатива агентской теории. Основы теории стейкхолдеров были заложены в работе Р.Фримена [Freeman] «Strategic Management: A Stakeholder Approach».
Особую роль в реализации программ социальной ответственности играют промышленные предприятия, поскольку они зачастую являются ключевыми работодателями на региональном и федеральном уровнях и оказывают значительное влияние на развитие местных сообществ, определяют перспективы развития рынка труда отдельных городов и локальную экологическую обстановку.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В российских условиях стратегическое значение приобретает полноценное развитие социальной ответственности, прежде всего - в рамках обучения и развития своих сотрудников, предоставления дополнительных возможностей социального роста для отдельных категорий промышленного персонала, управления их капиталом здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает поиск и рациональное обоснование ключевых направлений социального финансирования, учет потенциальных рисков и проработка социальной ответственности
Объектом исследования является практика применения КСО российскими компаниями. Предмет исследования - взаимосвязь между КСО и стоимостью компании.
Целью данного проекта является определение влияния реализации политики КСО в компании на ее акционерную стоимость.
Цель определила ряд следующих задач:
1. Выявить особенности формирования политики КСО современных компаний.
2. Провести анализ эффективности реализации политики КСО как фактора создания акционерной стоимости.
3. Исследовать опыт и перспективы развития принципов социальной ответственности на промышленных предприятиях в России.
В рамках написания данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, новостных публикаций по исследуемой тематике, законодательных актов России, а также годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии компаний.
Концепция социальной ответственности является результатом эволюции традиционных взглядов на природу менеджмента в связи с оценкой влияния деятельности организации на внешнюю среду; подходом, показавшим свою эффективность и результативность в течении десятилетий практики. Наряду с вкладом экологических проблем в становление социально ответственных моделей поведения значительный вклад в развитие данной концепции вносит пересмотр облика организаций и их места в жизни общества, понимание скрытой власти над формированием благоприятных экономических условий и определение сложных мотивов, определяющих их филантропические склонности. В современных условиях концепция социальной ответственности является одним из важнейших стратегических инструментов менеджмента, используемых в целях поддержания конкурентоспособности предприятия, она находит практическое применение на предприятиях для оценки и планирования деятельности, вносящей вклад в гармоничное развитие внутренней и внешней социальной среды. Вне зависимости от формы собственности, с каждым годом число предприятий, делающих свой выбор в пользу применения практик КСО, увеличивается.
Социально ответственное поведение затрагивает основу всех внутренних бизнес-процессов в организации, формируя новые представления о правилах и принципах ведения бизнеса. Приоритетным направлением деятельности предприятий на современном этапе является интеграция принципов социальной ответственности в стратегию предприятия для достижения системных эффектов в области социальной активности. В целях реализации стратегических намерений каждая организация определяет для себя портфель социально значимых проектов, требующих определенных управленческих компетенций и дополнительного финансирования. Разработка и реализация социальных проектов представляет собой один из способов планирования социальных вложений на системной основе, вносит определенный вклад в объективное формирование инвестиционной привлекательности компаний, оказывая прямое влияние на стоимость акционерного капитала.
Российские промышленные предприятия используют разнообразные технологии для развития социальной ответственности, которые включают новые подходы к работе с персоналом, к данной области можно отнести развернутые программы адаптации, активную политику кадрового обновления за счет привлечения молодежи, формирование необходимых жилищных условий для повышения привлекательности профессий, связанных с промышленностью и т.п. В сфере работы с локальным сообществом предприятия, как правило, делают основной акцент на благотворительных программах, которые на большинстве предприятий реализуются на проектной основе.
В данном проекте нами было проведено исследование с целью обнаружения связи между политикой корпоративной социальной ответственности и стоимостью компании, для чего мы проанализировали деятельность 27 крупных российских компаний за период с 2012 по 2015 год. По результатам исследования видимой связи между исследуемыми данными обнаружено не было, что, скорее всего, стало результатом существующих ограничений в данной модели. Данное заключение также может быть свидетельством степени возрастания неопределенности в кризисной экономике.
Несмотря на это, дальнейшее изучение данной темы требует новых тестирований по мере увеличения числа наблюдений в разрезе панельной структуры данных, ведь ощутимые результаты применения практик социально-ответственного ведения бизнеса могут быть получены только в долгосрочной перспективе.
1. Анкудинов А.Б., Борисов Д.М. Корпоративная социальная ответственность как фактор долгосрочного роста / Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 109-114.
2. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления / Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»). - 2011 г. - С. 53.
3. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - С. 1342.
4. Долгопятова Т.Г., Томашук И.О. Управление российскими предприятиями с иностранными собственниками: эмпирический анализ / Российский журнал менеджмента. - Том 11. - №4. - 2013. С. 3-30.
5. Елисеева И.И. Эконометрика для магистров / Второй издание, переработанное, дополненное. Гриф МО, 2014г. - С. 449.
6. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф.Котлер. - М.:Вильямс,
2011. - С. 581.
7. Куфель Т. Эконометрика: Решенеие задач с применением пакета программ GRETL. М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - С. 188.
8. Осмоловская С.П. Социальные инвестиции в бизнес России / Экономика региона: реальность и перспективы. - Выпуск 3. - 2011 г.
9. Скотт, М.К. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. М.: «Олимп-Бизнес», 2005г. - С. 432.
10. Яровинская М.С. Инвестиции в социальную ответственность как опцион роста / Научно-образовательный журнал «Управленческие науки» №1 (6). - 2013 г.
11. Andreadakis, S. Towards an enlightened shareholder value: The tension between shareholder and stakeholder models in modern corporate governance / EIASM 8th Workshop On Corporate Governance, Brussels: Working paper. - 2011.
12. Bai, Y. Determinants of cross-sectional stock return variations in emerging markets / Y. Bai, C. J. Green // Empirical Economics. - 2011. - № 41(1). - С. 81¬102.
13. Berman, S.L., Wicks, A.C., Kotha, S., Jones, T.M., 1999. Does stakeholder orientation matter? The relationship between stakeholder management models and firm financial performance. Academy of Management Journal. - 2005. - С.488-506.
14. Boguslavskiy, V., Arkhipov, A., Perryman, A.A. A stakeholder approach to business schools. International Business: Research, Teaching and Practice, 6 (2). -
2012. - С. 59-63.
15. Bonini S., Timothy M. Koller, and Philip H. Mirvis. Valuing social responsibility programs. Article McKinsey Quarterly. - 2009.
16. Charles W.L.Hill, Thomas M.Jones. Stakeholder-agency theory / Jornal of Management Studies 29:2. - March 1992.
17. Dahlsrud A. How corporate social responsibility is defined: an analysis of 37 definitions / Corporate Social Responsibility and Environmental Management, Vol. 15. - 2008. -C. 1-13.
18. Fernandez, P. Valuation methods and shareholder value creation / P. Fernandez / Academic Press, 2002. - C. 631.
19. Garriga E. Beyond Stakeholder Utility Function: Stakeholder Capability in the Value Creation Process // Journal of Business Ethics. - Apr2014, Vol. 120 Issue 4. - C. 489-507.
20. Mauboussin, M. Competitive advantage period: the neglected value driver / M. Mauboussin, P. Johnson // Financial Management. - 1997. - № 26(2). - С. 67-74.
20. Michael C. Jense, Value Maximization, Stakeholder Theory, and the Corporate Objective Function. - October 2001.
21. Rappaport, A. Creating shareholder value: the new standard for business performance / A. Rappaport. - 2nd Ed. - New York, Free Press, 1998. - C. 224.
22. AA1000 Accountability Principles Standard 2008
23. AA1000 Assurance Standard 2008
24. AA1000 Stakeholder Engagement Standard 2011 (Final Exposure Draft)
25. http://www.ibm.com/us-en/
26. https://www.telefonica.com/es
27. http://www.rspp.ru/