Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном, речном)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 7
1.1. Понятие и характеристика договора перевозки грузов 7
1.2. Заключение и исполнение договора перевозки грузов 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА 35
2.1. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом 35
2.2. Договор перевозки грузов водным транспортом 42
2.3. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом 49
2.4. Договор перевозки грузов воздушным транспортом 57
2.5. Договор перевозки грузов морским транспортом 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 7
1.1. Понятие и характеристика договора перевозки грузов 7
1.2. Заключение и исполнение договора перевозки грузов 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА 35
2.1. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом 35
2.2. Договор перевозки грузов водным транспортом 42
2.3. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом 49
2.4. Договор перевозки грузов воздушным транспортом 57
2.5. Договор перевозки грузов морским транспортом 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Транспортная система Российской Федерации - это важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Единая транспортная система включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обусловливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.
Гражданский кодекс Российской Федерации в главе 40 характеризует и регулирует только наиболее принципиальные, важные положения, затрагивающие договор перевозки грузов. Он, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает и к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.
Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами - правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств.
Договор перевозки груза - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Говоря об актуальности темы «Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационным, речном), следует отметить, что анализ и разрешение проблем правового регулирования составления и исполнения сторонами Договора перевозки грузов отдельными видами транспорта представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего, предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять
особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования.
Также актуальность этого исследования состоит в том, что в текущее время становление и реформирование транспортного законодательства исполняется своим путем.
Договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).
Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира), ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза в согласованное место. Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Предмет, цель и задачи исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере договора перевозки. Предметом исследования выступают закрепленные в гражданском праве Российской Федерации договоры, связанные с перевозкой грузов, как способы регулирования отношений субъектов гражданского права, основания возникновения правовых обязательств и их влияние на статус участников договорных отношений, связанных с перевозками.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов договора перевозки различными видами транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, водного и воздушного), а также гражданского законодательства и практики его применения. Достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить понятие и характеристику договора перевозки грузов.
- рассмотреть порядок заключения и исполнения договора перевозки грузов.
- раскрыть особенности правового регулирования перевозки грузов
отдельными видами транспорта: железнодорожного, водного,
автомобильного, воздушного, а также морского.
Степень разработанности темы. Институт договора перевозки уже давно вызывает интерес у различных ученых. Теоретической базой данной дипломной работы являются труды следующих авторов: Б.М. Гонгало, М.В. Карпычева, А.М. Хужина, А.А. Демичев, А.П. Сергеев, А.Е. Суханов, Ю.К. Толстой и многих других. Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативных актов, регулирующих отношения по правовому регулированию договора перевозки отдельными видами транспорта. Эмпирическая основа исследования основана на материалах судебной практики по теме исследования.
Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования состоит из метода теоретического анализа, метода системного анализа, а также частнонаучных методов, таких как, формально-юридический и сравнительно-правовой. Метод теоретического анализа основывается на изучении, анализе, синтезе и обобщении научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности правового регулирования договора перевозки отдельными видами транспорта в соответствии с российским законодательством.
Гражданский кодекс Российской Федерации в главе 40 характеризует и регулирует только наиболее принципиальные, важные положения, затрагивающие договор перевозки грузов. Он, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает и к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.
Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами - правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств.
Договор перевозки груза - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Говоря об актуальности темы «Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационным, речном), следует отметить, что анализ и разрешение проблем правового регулирования составления и исполнения сторонами Договора перевозки грузов отдельными видами транспорта представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего, предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять
особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования.
Также актуальность этого исследования состоит в том, что в текущее время становление и реформирование транспортного законодательства исполняется своим путем.
Договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).
Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира), ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза в согласованное место. Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Предмет, цель и задачи исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере договора перевозки. Предметом исследования выступают закрепленные в гражданском праве Российской Федерации договоры, связанные с перевозкой грузов, как способы регулирования отношений субъектов гражданского права, основания возникновения правовых обязательств и их влияние на статус участников договорных отношений, связанных с перевозками.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов договора перевозки различными видами транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, водного и воздушного), а также гражданского законодательства и практики его применения. Достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить понятие и характеристику договора перевозки грузов.
- рассмотреть порядок заключения и исполнения договора перевозки грузов.
- раскрыть особенности правового регулирования перевозки грузов
отдельными видами транспорта: железнодорожного, водного,
автомобильного, воздушного, а также морского.
Степень разработанности темы. Институт договора перевозки уже давно вызывает интерес у различных ученых. Теоретической базой данной дипломной работы являются труды следующих авторов: Б.М. Гонгало, М.В. Карпычева, А.М. Хужина, А.А. Демичев, А.П. Сергеев, А.Е. Суханов, Ю.К. Толстой и многих других. Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативных актов, регулирующих отношения по правовому регулированию договора перевозки отдельными видами транспорта. Эмпирическая основа исследования основана на материалах судебной практики по теме исследования.
Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования состоит из метода теоретического анализа, метода системного анализа, а также частнонаучных методов, таких как, формально-юридический и сравнительно-правовой. Метод теоретического анализа основывается на изучении, анализе, синтезе и обобщении научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности правового регулирования договора перевозки отдельными видами транспорта в соответствии с российским законодательством.
В заключение дипломной работы, подводя итоги и результаты исследования, следует отметить следующее. В данной работе мы проанализировали договор перевозки груза различными видами транспорта: железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном и речном.
Общие условия перевозки регулируются законами, транспортными уставами и кодексами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, которые утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются.
Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон по договору. Но для отдельных видов транспортных перевозок следует учитывать такие особенности транспорта, как безопасность, массовость, технологические особенности и прочее. Для этого законодательством были установлены определенные рамки - соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Подавляющее большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, т.е. не дают нам возможности выбора.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Из приведенного определения можно определить, что договор перевозки груза — двусторонне-обязывающий, возмездный и реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.
Сторонами в договоре перевозки грузов являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель (получатель). Перевозчиком может выступать транспортная организация, юридическое лицо, автопредприятие, железная дорога либо пароходство. Для осуществления данной деятельности необходима лицензия. Грузоотправителем является юридическое фактическое либо уполномоченное лицо. Грузополучатель (получатель) принимает участие в договоре как третье лицо, которое вследствие него приобретает права и обязанности.
Договор перевозки заключается в простой письменной форме. Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная. Разная для каждого отдельного вида транспорта, например, железнодорожная накладная — на железнодорожном транспорте, грузовая накладная — на воздушном, товарно-транспортная накладная — на автомобильном, коносамент — на морском транспорте, а также при перевозках грузов морем в международном сообщении - чартер. Накладная содержит все существенные условия договора. Такие как, наименование и количество груза, способ определения веса и т.д., а также сведения об отправителе, получателе, расстоянии перевозки и ее стоимости. Это — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки.
За пределами исследования в нашей работе остались такие вопросы, как международные перевозки грузов. Тем не менее, в рамках исследования данной темы, считаем необходимым указать следующее.
В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы) ; и, наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления.
Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.
Итак, проблематикой договора перевозки грузов различными видами транспорта является то, что законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса и с организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. ГК РФ также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.
Также проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.
Необходимо, прежде всего, отрегулировать закон в сфере договора перевозки груза, а именно, ужесточить ответственность, то есть в первую очередь увеличить штрафные санкции и размер неустоек, далее можно говорить о возмещении упущенной выгоды и увеличении имущественной ответственности.
Решив данные задачи, можно будет сказать, что договор перевозки грузов и его законодательная основа обеспечены строго регламентированными правилами перевозки грузов, в связи, с чем требуется неукоснительное выполнение требований закона.
Общие условия перевозки регулируются законами, транспортными уставами и кодексами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, которые утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются.
Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон по договору. Но для отдельных видов транспортных перевозок следует учитывать такие особенности транспорта, как безопасность, массовость, технологические особенности и прочее. Для этого законодательством были установлены определенные рамки - соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Подавляющее большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, т.е. не дают нам возможности выбора.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Из приведенного определения можно определить, что договор перевозки груза — двусторонне-обязывающий, возмездный и реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.
Сторонами в договоре перевозки грузов являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель (получатель). Перевозчиком может выступать транспортная организация, юридическое лицо, автопредприятие, железная дорога либо пароходство. Для осуществления данной деятельности необходима лицензия. Грузоотправителем является юридическое фактическое либо уполномоченное лицо. Грузополучатель (получатель) принимает участие в договоре как третье лицо, которое вследствие него приобретает права и обязанности.
Договор перевозки заключается в простой письменной форме. Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная. Разная для каждого отдельного вида транспорта, например, железнодорожная накладная — на железнодорожном транспорте, грузовая накладная — на воздушном, товарно-транспортная накладная — на автомобильном, коносамент — на морском транспорте, а также при перевозках грузов морем в международном сообщении - чартер. Накладная содержит все существенные условия договора. Такие как, наименование и количество груза, способ определения веса и т.д., а также сведения об отправителе, получателе, расстоянии перевозки и ее стоимости. Это — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки.
За пределами исследования в нашей работе остались такие вопросы, как международные перевозки грузов. Тем не менее, в рамках исследования данной темы, считаем необходимым указать следующее.
В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы) ; и, наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления.
Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.
Итак, проблематикой договора перевозки грузов различными видами транспорта является то, что законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса и с организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. ГК РФ также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.
Также проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.
Необходимо, прежде всего, отрегулировать закон в сфере договора перевозки груза, а именно, ужесточить ответственность, то есть в первую очередь увеличить штрафные санкции и размер неустоек, далее можно говорить о возмещении упущенной выгоды и увеличении имущественной ответственности.
Решив данные задачи, можно будет сказать, что договор перевозки грузов и его законодательная основа обеспечены строго регламентированными правилами перевозки грузов, в связи, с чем требуется неукоснительное выполнение требований закона.
Подобные работы
- Организация транспортной и информационной логистики в государственных корпорациях (на примере ОАО «РЖД»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Договор перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Транспортные обязательства и транспортные договоры
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Договор аренды транспортного средства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



