ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1. Понятия и классификация современных банковских продуктов 7
1.2. Содержание и развитие технологий современного банковского бизнес 16
1.3. Банковские инновации, их роль в современном банковском бизнесе 25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ 30
2.1. Описание продуктов и технологий на российском банковском рынке 30
2.2. Характеристика продуктов и технологий современного банковского
бизнеса на примере АО «Альфа-Банк» 44
2.3. Экономико-математическое обоснование эффективности внедрения современных банковских продуктов и технологий на примере ПАО «Альфа Банк» 59
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ 66
3.1. Проблемы продвижения современных банковских продуктов и
технологий 66
3.2. Рекомендации по повышению эффективности внедрения современных
банковских продуктов и технологий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Достаточно долгое время технологии в банковской сфере, воспринимались исключительно как, операционно-бухгалтерские и технические средства и способы, которые позволяют усовершенствовать и оптимизировать банковскую деятельность. В процессе глобализации процессы автоматизации и теле-коммуникативные ноу-хау были внедрены практически во все сферы жизни общества и стали его составляющей, и указанный выше подход нуждается в актуализации.
С развитием рыночных условий у российской банковской системы появляется необходимость внедрения инновационных технологий, для повышения конкурентоспособности. Успешное экономическое развитие страны определяют темпы роста всей российской экономики, на что оказывает значительное влияние эффективная и результативная деятельность универсальных кредитных организаций страны.
Растущий спрос на технологичные банковские продукты и услуги, должен стимулировать и ориентировать кредитные организации на инновации.
Технологии, внедренные за границей в банковском секторе, для отечественного рынка могут быть новыми и инновационными. Их внедрение позволит российским банкам укрепить свои конкурентные преимущества, привнося на рынок новые интересный продукт. Правительство и Центральный Банк РФ во взаимодействии с Ассоциацией российских банков и Ассоциацией региональных банков «Россия» закладывают в своей концепции развития финансового рынка до 2020 года основы инновационной экономики применительно к финансовой и банковской сферам.
Отечественной банковской системе необходимо повышать инновационный потенциал, внедрять технологии современного банковского бизнеса, что позволит претендовать на лидирующие позиции на международном рынке.
В связи с вышесказанным, тема нашего исследования является актуальной с теоретической и практической точек зрения, так как отечественные банки оказываются перед необходимостью формализации и реализации стратегии инновационного развития на основе понимания универсального банка как банка будущего.
Объективная необходимость разработки и внедрения инноваций обусловлена тем, что они выступают основным механизмом поддержания рентабельности всей деятельности банка. А также положительно влияют на процессы, происходящие в экономике в целом.
Внедрение продуктов и технологий современного банковского бизнеса позволит банкам оптимально распределять свои ресурсы, минимизировать издержки, совершенствовать каналы доставки банковских продуктов до потребителя, улучшить качество предлагаемых услуг и тем самым повысить эффективность банковской деятельности и обеспечить рост конкурентоспособности банка на финансовом рынке.
Перед российскими банками поставлена также задача интеграции в мировую финансовую систему. Поэтому основным содержанием нового этапа в развитии банковского сектора должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса.
Таким образом, разработка и внедрение финансовых инноваций в банковском секторе экономики обретает особую актуальность.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций для повышения эффективности деятельности кредитных организаций на основе внедрения продуктов и технологий современного банковского бизнеса.
Для достижения обозначенной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• уточнить определение понятий и сущность банковского продукта и банковской технологии;
• рассмотреть продукты и технологии, существующие на современном банковском рынке;
• более детально изучить продукты и технологии, ориентированных для корпоративных клиентов современного банковского бизнеса;
• выявить проблемы продвижения современных банковских продуктов и технологий;
• выявить особенности современного банковского бизнеса.
• сформулировать рекомендации по повышению внедрения эффективности современных банковских продуктов и технологий для усиления конкурентной позиции банка.
Объектом работы является деятельность коммерческих банков России. Предметом исследования является система экономических, организационных и финансовых механизмов повышения эффективности деятельности банка на основе использования продуктов и технологий современного банковского бизнеса.
В работе планируется рассмотреть продукты и технологии банковского бизнеса как розничного, так и корпоративного сегмента. При этом акцент будет сделан именно на современные услуги, предоставляемые юридическим лицам, так как данная сфера является наименее исследованной.
Теоретической основой исследования являются сформулированные в фундаментальных монографических работах отечественных и зарубежных авторов, в научных статьях в ведущих экономических журналах методологические и теоретические положения по различным аспектам управления банковскими инновациями, технологиями банковского бизнеса и маркетингу банковских продуктов и услуг. Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Банка России, статистические выкладки Центрального банка Российской Федерации, а также отчетные материалы по кредитным организациям.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализируя основные и наиболее актуальные, проблемы динамично развивающейся банковской сферы, мы можем убедиться, что интернет- технологии с течением времени занимают все более существенную нишу в развитии банковских услуг и заслуживают пристального внимания как явление, способное в будущем кардинальным образом изменить банковское дело в целом.
Необходимо отметить, что инновационная деятельность банков в России носит догоняющий характер по отношению к развитым западным странам.
Рассматривая многообразие банковских продуктов и услуг необходимо отметить, что перечень этих услуг быстро растет. В связи с этим резко возросло значение выбранной стратегии развития кредитной организации, маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменились в последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентами. Сегодня маркетинговая стратегия банка предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентов.
Стремление обойти конкурентов, происходящие периодические кризисные ситуации в банковской сфере стимулируют или даже вынуждает кредитные организации на внедрение информационных технологий.
В современном мире технологии - сильная сторона кредитных организаций.
По итогам первой теоретической части исследования, был сделан ряд важных выводов. Во-первых, было определено, что банковские продукты, услуги и технологии являются единым взаимосвязанным элементом. Во- вторых, все они подвержены инновациям. В-третьих, кредитные организации вынуждены привносить на рынок новые инновационные продукты и технологии для поддержания и завоевания лидирующей позиции среди конкурентов.
Нами сформулированы и определены разница и сходство понятий банковский продукт, услуга и операция.
трем моделям поведения на рынке, а также обосновали наш выбор. В данной главе нам удалось выбрать наиболее эффективную бизнес-модель на современном банковском рынке.
В третей главе затронут один из важнейших аспектов управления современного банковского бизнеса - продвижение банковских продуктов и услуг.
Выявлены проблемы и представлены рекомендации по совершенствованию организационных технологий, применяемых в кредитных организациях. Рассмотрели проблему разработки и внедрения новых банковских услуг и обеспечение их безопасности. Выделили проблемой не высокое качество менеджмента, не достаточный уровень квалификации сотрудников. Затронули слабую адаптацию управленческой деятельности в изменениям внешней среды.
В качестве рекомендаций мы выделим внедрение опыта развитых зарубежных стран. Для повышения рентабельности банков необходимо разрабатывать и внедрять новые банковские продукты и технологии. Для построения эффективного бизнеса - сегментировать своих клиентов, а также использовать пакетные и перекрестные продажи. Стратегия кредитной организации должна быть клиенто-ориентированной. Высокое качества менеджмента - является залогом эффективной работы.
Поставленная цель, состоящая в разработке рекомендаций для повышения эффективности деятельности кредитных организаций на основе внедрения продуктов и технологий современного банковского бизнеса достигнута.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 6.05.2017.
2. Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)// Письмо ЦБР от 30 августа 2006 г. N 115-Т
3. О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)// Письмо ЦБР от 5 апреля 2007 г. N 44-Т
4. Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)// Письмо ЦБР от 27 апреля 2007 г. N 60-Т
5. О рисках при дистанционном банковском обслуживании// Письмо ЦБР от 7 декабря 2007 г. N 197¬
6. О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга // Письмо ЦБР от 31 марта 2008 г. N 36-Т
7. О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании системинтернет-банкинга // Письмо ЦБР от 30 января 2009 г. N 11-Т
8. О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания // Письмо ЦБР от 26 октября 2010 г. N 141-Т
9. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.; М.; Харьков, Минск, 2011.-303с
10. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело / Под ред. СПб., 2012
11. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 58-66.
12. Викулов В. С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегий коммерческого банка //Финансовый менеджмент. — 2010. — № 5. — С. 106.
13. Друкер П. Бизнес и инновации / Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2009
14. Серия «учебники высшей школы» Деятельность коммерчеких банков по редакцией А.В.Калтырина. ростов на дону 2004 г. Феникс
15. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по финансово-экономическим специальностям / Г. Г. Коробова [и др.]; ред. Г. Г. Коробова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2012. - С. 425.
16. Кох Л.В. Эффективность инновационной деятельности банка: теория и методология. Монография. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. - С. 24
17. Л.В. Инновации в банковском бизнесе. /Л.В. Кох, Е.Н. Смольянинова, В.С.Просалова. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. - 49 с
18. Банковские операции. Часть 1 / под общ. ред. Лаврушина О.И. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 96 с
19. Ловянников Д.Г. Инструментальные методы анализа систем дистанционного банковского обслуживание/ Автореф. Дисс. ... канд. экон. наук. Ставраполь 2012.
20. Банковская энциклопедия / Под ред. С. И. Лукаш, Л. А. Малютиной. Днепропетровск, 1994.
21. Маслеченков Ю. С. Технология и организация работы банка: Теория и практика. М., 1998.
22. Муравьева А.В. Банковские инновации: мировой опыт и российская практика:дис. ... к.э.н. - М., 2005. - С. 12.
23. Охлопков А.В. Инновации в сфере предоставления банковских услуг: автореферат дис. ... к.э.н. - Москва, 2011.- 19 с.
24. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США // Банковский ритейл. 2009. №2.
25. Банковское дело: стратегическое руководство / под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. 2-е изд. - М.: Консалбанкир, 2001. - 432 с.
26. Продукты и технологии современного банковского бизнеса / Под ред. д.э.н., профессора Г.Н. Белоглазовой и д.э.н., профессо-ра Н.П.Радковской.- СПб.: Изд-во СПбГЭУ 2013. - с.
27. Рысёв Н.Ю. Активные продажи / Н.Ю. Рысёв. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С. 44. - Далее ссылки на это издание даются в круглых скобках с указанием номеров страниц.
28. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. — М.: Прогресс,2010. - С. 95.
29. Соколов В.И. Проблемы развития банковской системы в России в современных условиях// Деньги и кредит. 2014
30. Уткин Э. А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковский бизнес России. М., 1998.
31. 6. Бровкина Н.Е. Основные этапы развития и современные тенденции банковского обслуживания физических лиц // Финансы, деньги, инвестиции, анал. журн. - М., №39, 2011. - С. 20-26.
32. Булатов А.И. Особенности современных технологий продвижения новых банковских продуктов и услуг// Международный научный журнал «Инновационная наука» №11 2015 с.60-70
33. Дзансолова Б.С. Новые банковские продукты и проблемы их внедрения на Российском рынке// Экономика и право/ 2013
34. Евдокимова Е. Как повысить эффективность работы с клиентами // Аналитический банковский журнал. - М., №10, 2011. - С. 84.
35. Ермоленко О.М., Научный вестник ЮИМ №1' Банковские инновации, как фактор повышения конкурентоспособности кредитных организаций на современном этапе их функционирования, г. Краснодар, 2014. С. 59
36. Исаев Р.А. Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка // Методы менеджмента и качества, проф. журн. - М., №6, 2011.- С. 4-10.
37. Зенов В.В., Нестеренок Е.А.// Организационные основы современной системы продаж банковских продуктов, 2012г.
38. Исаев Р.А. Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка // Методы менеджмента и качества, проф. журн. - М., №6, 2011.- С. 4-10.
39. Кузнецова И.А. Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях//Экономические новости, 2015, с306-309
40. Оробинский С.С. Проблемы разработки новых банковских продуктов//Вестник Омского университета, 2012, №4 с27-32
41. Подложёнов И.М. Рынок инновационных кредитов в России: проблемы и перспективы// известия Пензенского университета 2014 с.468-476
42. Черныкашев Р.Ю. Использование современных информационных технологий в дистанционном обслуживании клиентов коммерческого банка// Социальный и экономический феномен и прогресс, 2015 с.131-140
43. Банковские инновации и новый банковский продукт. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://bizcom.ru
44. Отчетные материалы ПАО «Альфа-Банк» http://alfabank.ru/
45. Финансовые показатели и отчеты. Режим доступа:http://analizbankov.ru/(дата обращения 20.04.2017).
46. Финансовые показатели и отчеты. Режим доступа: http://banki.ru/(дата обращения 10.04.2017).
47. Финансовые показатели и отчеты. Режим доступа: http://bankir.ru/(дата обращения 25.03.2017).
48. Официальный сайт ЕБРР (Европейского Банка реконструкции и развития). (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ebrd.ru(дата обращения 6.04.2017).
49. Рейтинги . Режим доступа: http://markswebb.ru/ (дата обращения 6.04.2017)
50. Финансовые показатели и отчеты. Режим доступа:http://cbr.ru/(дата обращения 6.04.2017).
51. ИТ в банках 2016 Режим доступа: http://tatviser.ru/(дата обращения 3.05.2017)