ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Сущностная характеристика понятия лидерства 6
1.2 Особенности лидерских компетенций в организации 14
1.3 Роль лидерства в развитии конкурентоспособной организации 20
2. АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИДЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АРХИВА КФУ 32
2.1 Общая характеристика КФУ 32
2.2 Анализ конкурентной среды ФГАОУ ВО К(П)ФУ 37
2.3 Анализ хозяйственной деятельности ФГАК ВО Казанский (Приволжский)
федеральный университет 42
2.4 Анализ компетенций лидерства в К(П)ФУ 47
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВОМ В АРХИВЕ КФУ 57
3.1 Предложения по совершенствованию управления в К(П)ФУ 57
3.2 Социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В настоящее время вопросы лидерства в организации является одним из самых наиболее динамично исследуемых в научном сообществе. В Российской практике сейчас можно найти не менее 4000 книг публикаций, связанных с данной тематикой. Однако, следует отметить, что согласно исследованиям Галлапа в современной практике только 30% сотрудников действительно заинтересованы и активно вовлечены в работу. Остальные 70%, не являются достаточно мотивированными. Данная статистика основана на исследованиях в США, ситуация на российском рынке труда ситуация еще более худшее, это связано с особенностями национальной культуры и менталитета, управление с учетом которых является сложным и трудоемким процессом.
Вышеуказанные причины являются серьезным основанием для тщательного анализа изучение проблем лидерства и лидерского потенциала руководителей на российском рынке, как фактора развития конкурентоспособной и устойчивый компания. Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются проблемы особенности реализации эффективного менеджмента на основе лидерства в Российской практике.
Объектом исследования данной работы являются особенности управления персоналом архива КФУ.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение компетенции лидера в организации. Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
—рассмотрена сущностная характеристика лидерства;
—выявлены особенности лидерских компетенций;
—определена роль лидерства в развитии конкурентоспособной организации;
—дана краткая характеристика КФУ;
— проведен финансово-экономический анализ исследуемой организации;
—проведена оценка конкурентной среды организации;
—проанализировать компетенции лидерства в К(П)ФУ;
—представлены предложения по совершенствованию управления в архиве К(П)ФУ;
—приведен социально-экономический эффект предложенного комплекса мероприятий.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики управления лидерством на предприятиях.
Эти ранние исследования ставили своей целью выявить личностные характеристики эффективных руководителей, определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. Известные теории лидерских качеств: теория Ф. А. Вудс; Р. Кеттел и Г. Стайс; Р. Стогдилл; Р. Манн; А. Лоутон и Э. Роуз.
При написании работы был собран статистический материал, сделаны необходимые выписки из служебной документации предприятия собран и подготовлен графический материал, изучены инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время документы и регламентирующие работу предприятия.
Выпускное квалификационное исследование осуществлялось на основе системного подхода к проблеме анализа и совершенствования управления лидерством. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификаций, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Структура работы определена особенностями темы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении представлена актуальность темы исследования, цели и задачи, предмет, объект и методы исследования, практическая значимость и структура работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты лидерства и его роли в развитии предприятия. Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика КФУ, проведен финансовый анализ и анализ конкурентной среды организации, выявлены компетенции лидерства в организации. Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена выявлению направлений оптимизации управления лидерством в архиве КФУ. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
В данной дипломной работе были рассмотрены вопросы компетенций лидера в организации. В первой главе был проведен анализ теоретических аспектов лидерства в организациях, в результате которого были сделаны следующие выводы.
Лидерство и руководство - два разных понятия со схожим смыслом. Лидер - это человек с определенным набором личностных качеств, способный вести за собой других и нести ответственность не только за свои решения, но и за действия, которые произвела группа.
Модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением организацией. Для успешного осуществления профессиональных лидерских функций руководителям разных уровней управления необходимо обладать различными лидерскими качествами (компетенциями).
Результативность лидерства зависит, главным образом, от способности самого лидера к эффективному руководству и способности лидера к продуктивным межличностным коммуникациям. Лидер должен уметь формировать и поддерживать доверительные отношения с партнерскими организациями и сотрудниками, так как коалиционное взаимодействие является одним из главных факторов продуктивной работы компании.
Во второй главе был проведен анализ Казанского федерального университета в целом, и отдела архива КФУ в частности. В ходе анализа было установлено, что Казанский университет - один из старейших университетов России. В целях своевременного приема архивных документов от структурных подразделений Казанского Федерального Университета, обеспечения их учета, сохранности, упорядочения и использования со дня снования ВУЗа в составе службы документационного обеспечения создается архив. В задачи архива входит прием, учет, хранение документации, а также выдача документации по запросам для нужд студентов, управляющего аппарата. Архив имеет небольшой штат, состоящий из 8 человек, два из которых являются руководителями и линейную организационную структуру, которая четко отвечает потребностям отдела.
Что касается конкурентных позиций Казанского Федерального Университета, то по оснащению, и по преподавательскому составу, и по ресурсной базе КФУ уже конкурирует с выдающимися столичными университетами - и с московским, и с санкт-петербургским. Таким образом, не смотря на наличие слабых сторон у университета и наличие угроз во внешней среде, деятельность университета можно рассматривать как достаточно эффективную.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Коллектив архива КФУ можно назвать сплоченным, притом политика руководства различна. Руководящие должности в коллективе заняты специалистами, обладающими различными лидерскими компетенциями, что в общем итоге положительно сказывается на рабочей атмосфере. При этом, более высшее звено руководства занимает более лидерские позиции.
В ходе исследования были выявлены следующие недостатки: отсутствие взаимозаменяемости руководителей и недоверие в коллективе. Следует отметить, что выявленные недостатки необходимо нивелировать, либо как минимум, минимизировать, только тогда коллектив сможет работать с полной отдачей и достигать высоких показателей эффективности.
Таким образом, для архива КФУ целесообразно будет увеличить взаимозаменяемость руководителей отдела, для этого предлагается прохождение дополнительных тренингов для заведующей архивом и ведущего делопроизводителя.
Так же для архива КФУ предлагается изменить систему набора кадров в отдел. При наборе новых сотрудников в архив КФУ предлагается использовать методику проективных вопросов, которые позволят еще на этапе первичного собеседования определить у кандидата определенные особенности характера, которые в последствии будут положительно или пагубно влиять на коллектив.
Суть методики проективных вопросов состоит в том, что человек склонен проецировать, то есть переносить свой жизненный опыт и представления о чем-либо на действия других для того, чтобы объяснить эти действия. Методика проективных вопросов поможет выявить склонность будущего сотрудника к конфликтам, его поведение при конфликтных ситуациях, особенности его поведения в коллективе, такие аспекты деятельности как лояльность, честность, его ценности и особенности коммуникаций с руководством.
В ходе написания данной работы был проведен анализ экономической эффективности предложенного комплекса мер по совершенствованию лидерства в организации. Внедрение комплекса мер обойдется компании в 40 000 рублей.
Эффективность внедрения комплекса мероприятий прослеживается через повышение производительности сотрудников, обусловленное более компетентным руководством и лучшим психологическим климатов внутри малой группы. Общая эффективность предложенного комплекса мероприятий составляет 25% увеличения производительности труда, что предполагает общий экономический эффект в 262 400 рублей, обусловленный сокращением штата.
Поскольку экономический эффект положителен, предложенный комплекс мер следует считать рациональным и достойным внедрения.
1. Адизес И. Стили менеджмента - эффективные и неэффективные. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 198 с.
2. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. - М.: Дашков и К, 2014. - 318 с.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. - М.: Инфра-М, 2013. - 297 с.
4. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. Пособие. М.: КНОРУС, -2012. - 307 с.
5. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография. - М.: Инфра-М, 2014. 268 с.
6. БабковскаяВ. Р., Розничный персонал от А до Я / Василина Бабковская. - М.: Инфра-Инженерия, 2016. - 352 с.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: история и современность. Монография. - М.: Инфра-М, 2013. - 310 с.
8. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождении персонала: учебно-практ. пособие / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, И.А. Федорова; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2012. - 80с.
9. Колношенко В.И. Лидерство менеджера. Курс лекций / Колношенко В.И., Колношенко О.В., М.: Московский гуманитарный университет, 2014. -128 с.
10. Коноваленко В.А. Психология управления персоналом. - М.: Юрайт, 2014. - 310 с.
11. Могилёвкин, Е.А. HR-инструменты: практическая оценка. Как определить сотрудников, которые могут дать максимальный результат: учебно-практ. пособие / Е.А. Могилёвкин, А.С. Новгородов, С.В. Клиников. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012. - З20 с.
12. Могилёвкин, Е.А. Управление карьерой профессионала. Современные психологические технологии карьерного менеджмента: монография / Е.А. Могилёвкин, А.С. Новгородов. - LAP, Lambert Academic Publishing, GmbH&Co, Saarbrucken, Deutschland, 2014. - 347 с.
13. Равино А. В. Основы лидерства: тексты лекций для студентов специальности 1 - 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения / А. В. Равино. - Минск: БГТУ, 2014. - 85 с.
14. Баркалов С.А., Лидерство и управление организацией. Учебное пособие/ С.А. Баркалов Воронеж, 2012. — 354 c.
15. Равино, А. В. Основы лидерства, Тексты лекций для студентов // Минск: БГТУ, 2014. - 85 с.
16. Спивак, В. А. Лидерство : учебник для академического бакалавриата / В. А. Спивак. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 46 с.
17. Богдан Н. Н. Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом в малом и среднем бизнесе: монография / Н. Н. Богдан, О. В. Горшкова, М. Ю. Дикусарова и др.] ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2015. - 240 с.
18. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании / С.А. Шапиро. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 248 с.
19. Шаталова Н.И. Организационная культура: учебник для вузов / Н.И. Шаталова, Т.Л. Александрова, И.Т. Вепрева и др.; под ред. Н.И. Шаталовой. - М.: Экзамен, 2006. - 652 с.
20. Якимова З.В. Организационная и корпоративная культура: хрестоматия / З.В. Якимова, В.И. Николаева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 162 с.
21. Баткеева, И.А. Управление персоналом: теория и практика. Организация оплаты труда персонала: учебно-практ. пособие / А.И. Баткеева, Е.А. Митрофанова; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
22. Бауэр Марвин Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе управления компанией / Марвин Бауэр. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 198 с.
23. Богдан Н.Н. Основы кадровой политики и кадрового планирования: учебное пособие / Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева. - Новосибирск: СибАГС, 2013. - 99 с.
24. Вахитова Т. М., Гаделшина Л. А., Усиление влияния образования на социально-экономическое развитие региона в современных условиях развития общества. Статья // Журнал «Проблемы науки и экономики», N 1 (61), 2017, стр: 187 - 189
25. Вергилес Э.В.: Теория лидерства / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2012. - 42 с.
26. Городнова А. А., Компетенции современного российского менеджера, Статья // Перьмь, НИУ ВШЕ, 2014. 7 с.
27. Десфонтейнес Л. Г. Психологические аспекты деятельности менеджера // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 3. 71 с.
28. Емельянова А. А., Титова С. А. Лидер VS Руководитель // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - 626-630 с.
29. Зурабов А.С. Власть и лидерство в организации. Статья // VI международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2016. - 34 с.
30. Корсакова В.В., Зенина Н.Н. Формирование индивидуальных программ развития управленческих компетенций по результатам оценки руководителей среднего звена транспортной компании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015).
31. Молодчик А. В. Формирование инновационных компетенций персонала российских предприятий. Статья // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 4.
32. Полещенко К.Н., Разумов В.И., Щетинкин Н.А. Фундаментальные аспекты
образовательной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров // Вестник Омского университета. 2011. № 2. 339-344 с.
33. Блохина М.С. Инновационные компетенции в структуре требований к современным руководителям. Статья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 2 (42). 149-158 с.
34. Гнеденко М.В. Модель лидерских компетенций. Статья // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 12 - 53 с.
35. Дагаев А.А. Инновационные компетенции и лидерство в организации // Креативная экономика. — 2007. — № 1 (1). — с. 3-10. — [электронный ресурс], режим доступа: http://bgscience.ru/lib/3607.
36. Иванова С. Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации. Статья // Официальный сайт компании «KPG Training Center Ivanova&Lebedeva», 2015 [электронный ресурс], режим доступа: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=8620
37. Михайлова А.В. Понятие, сущность и виды компетенций при отборе и найме персонала // Экономика и социум. - 2012. - № 3. - [электронный ресурс], режим доступа: http://www.iupr.ru
38. Официальный сайт бизнес-тренера Ксении Шевцовой // [электронный ресурс], режим доступа: http://akme.ru
39.Официальный сайт Казанского федерального университета // [электронный ресурс], режим доступа: http://kpfu.ru
40. Официальный сайт РБК-Татарстан // [электронный ресурс], режим доступа: http://rt.rbc.ru
41. Официальный сайт ЦНТИ Прогресс // [электронный ресурс], режим доступа: http: //www.cntiprogress.ru/
42. Штатное расписание КФУ // утв. приказом ректора от 03. 11.2015