ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ПЕННЫХ БУМАГ (IPO)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ (IPO) 6
1.1. Публичное размещение ценных бумаг (IPO) в управлении корпоративными
финансами 6
1.2. Основные этапы IPO 13
1.3. Ценообразование на публичном рынке 25
2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ IPO ТРЕХ РОССИЙСКИХ БАНКОВ: СБЕРБАНК,
ВТБ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 32
2.1. Общая характеристика исследуемых предприятий 32
2.2. Особенности осуществления IPO 42
2.3. Эффективность проведения IPO 50
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА IPO В РОССИИ 55
3.1. Особенности проведения IPO в России 55
3.2. Совершенствование практики управления IPO 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ (IPO) 6
1.1. Публичное размещение ценных бумаг (IPO) в управлении корпоративными
финансами 6
1.2. Основные этапы IPO 13
1.3. Ценообразование на публичном рынке 25
2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ IPO ТРЕХ РОССИЙСКИХ БАНКОВ: СБЕРБАНК,
ВТБ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 32
2.1. Общая характеристика исследуемых предприятий 32
2.2. Особенности осуществления IPO 42
2.3. Эффективность проведения IPO 50
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА IPO В РОССИИ 55
3.1. Особенности проведения IPO в России 55
3.2. Совершенствование практики управления IPO 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
В первое десятилетие ХХ! века мировой рынок IPO достиг максимальных объемов за всю историю своего существования. Первичные размещения акций стали играть еще более важную роль в процессе финансирования различных проектов, сформировались определенные тенденции в развитии рынка. Нестабильность в финансовой сфере в 2008-2009 гг. и второй половине 2011 г. обусловила снижение активности на рынках первичных ценных бумаг и изменение внешних условий публичных размещений. В этой связи, возникает необходимость провести структурный анализ основных тенденций развития рынка IPO и определить направления его развития на среднесрочную перспективу. В условиях усиления глобальной конкуренции за капитал вопрос сравнительной доходности размещаемых акций имеет большое значение. Размещение акций российских компаний исторически показывали меньшую доходность в сравнении с размещениями зарубежных компаний, как на развитых, так и на развивающихся рынках, что негативно сказывается на восприятии иностранными инвесторами российского рынка IPO и потенциальных эмитентов из России. Это определяет необходимость исследования базовых факторов, влияющих на ценообразование при первичных публичных размещениях акций российских компаний.
Первичное размещение любой компанией акций на ведущих мировых рынках ценных бумаг, помимо всего прочего, придает эмитенту дополнительный статус, снимает ареол закрытости, превращая ее в публичную, открытую компанию. Ее акции, свободно обращаясь на биржах, становятся более ликвидными, что вызывает повышенный интерес инвесторов. Помимо этого, для многих российских компаний стремление стать публичными продиктовано также желанием защититься от присущих бизнесу рисков
Исследование теоретических и методических аспектов размещения акций посредством IPO нашли отражение в работах зарубежных ученых Welch I., Ritter J, Kevin Harlin Kaserer C., Jonathan Wheatley, Р. Геддес, Р. Брейли, С. Майерс. В трудах отечественных ученых также рассматриваются различные стороны данной проблемы, особого внимания заслуживают работы таких известных российских экономистов как А. Лукашова, А. Могина, Р. Я. Миркина, С.В. Лосева, С. Гвардина, Н. Барщевской, П.Г. Гулькина, Б.Б. Рубцова, Е. Волковой, А. Федорова, А. Потемкин, В. Никифоровой, В Макаровой, Ю.А. Данилова, Л. Савинова, Ю. Макеева, Т. Мозгалевой, Н. Матросова, С. Четверикова, А.Ф. Якушина и других авторов. Появление большого количества научной и популярной литературы на тему использования IPO в качестве финансового инструмента для привлечения инвестиций, в том числе и в геологоразведку, свидетельствует о возрастающем интересе к этому методу. Большая часть публикуемых исследований затрагивает процессы, связанные с развитием нефтегазового сектора, на котором в ближайшем будущем ожидается очередной подъем. Вместе с тем вопросам размещения на публичном рынке компаний из других сфер экономики российскими учеными уделяется не достаточно.
Предметом работы являются экономические отношения, возникающие в ходе управления IPO публичной компании.
Объектом выступают финансовые показатели публичной компании.
Целью данной работы является изучение теоретических, методических и практических аспектов проведения IPO и его эффективности на российском рынке публичных размещений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы публичного размещения ценных бумаг (IPO) в управлении корпоративными финансами
- рассмотреть основные этапы IPO;
- дать основную характеристику исследуемых предприятий;
- исследовать особенности проведения IPO исследуемых предприятий;
- эффективности IPO исследуемых банков;
- показать особенности проведения IPO в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию практики управления IPO.
Теоретическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам функционирования фондового рынка и первоначальному публичному размещению акций, аналитические обзоры российских и зарубежных экспертов рынка ценных бумаг.
Информационную базу исследования составляют данные ежегодных и квартальных отчетов международных консалтинговых компаний Эрнст & Янг Глобал Лимитед (Ernst &Young Global Limited), ПрайсвотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers), Делойт Тач Томатсу Лимитед (Deloitte Touche Tohmatsu Limited), МакКинзи &Компани (McKinsey &Company), проводящих систематический анализ и мониторинг мирового рынка первоначальных размещений акций и факторов, влияющих на него.
Структура и объем работы определяются целью и задачами исследования. Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первичное размещение любой компанией акций на ведущих мировых рынках ценных бумаг, помимо всего прочего, придает эмитенту дополнительный статус, снимает ареол закрытости, превращая ее в публичную, открытую компанию. Ее акции, свободно обращаясь на биржах, становятся более ликвидными, что вызывает повышенный интерес инвесторов. Помимо этого, для многих российских компаний стремление стать публичными продиктовано также желанием защититься от присущих бизнесу рисков
Исследование теоретических и методических аспектов размещения акций посредством IPO нашли отражение в работах зарубежных ученых Welch I., Ritter J, Kevin Harlin Kaserer C., Jonathan Wheatley, Р. Геддес, Р. Брейли, С. Майерс. В трудах отечественных ученых также рассматриваются различные стороны данной проблемы, особого внимания заслуживают работы таких известных российских экономистов как А. Лукашова, А. Могина, Р. Я. Миркина, С.В. Лосева, С. Гвардина, Н. Барщевской, П.Г. Гулькина, Б.Б. Рубцова, Е. Волковой, А. Федорова, А. Потемкин, В. Никифоровой, В Макаровой, Ю.А. Данилова, Л. Савинова, Ю. Макеева, Т. Мозгалевой, Н. Матросова, С. Четверикова, А.Ф. Якушина и других авторов. Появление большого количества научной и популярной литературы на тему использования IPO в качестве финансового инструмента для привлечения инвестиций, в том числе и в геологоразведку, свидетельствует о возрастающем интересе к этому методу. Большая часть публикуемых исследований затрагивает процессы, связанные с развитием нефтегазового сектора, на котором в ближайшем будущем ожидается очередной подъем. Вместе с тем вопросам размещения на публичном рынке компаний из других сфер экономики российскими учеными уделяется не достаточно.
Предметом работы являются экономические отношения, возникающие в ходе управления IPO публичной компании.
Объектом выступают финансовые показатели публичной компании.
Целью данной работы является изучение теоретических, методических и практических аспектов проведения IPO и его эффективности на российском рынке публичных размещений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы публичного размещения ценных бумаг (IPO) в управлении корпоративными финансами
- рассмотреть основные этапы IPO;
- дать основную характеристику исследуемых предприятий;
- исследовать особенности проведения IPO исследуемых предприятий;
- эффективности IPO исследуемых банков;
- показать особенности проведения IPO в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию практики управления IPO.
Теоретическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам функционирования фондового рынка и первоначальному публичному размещению акций, аналитические обзоры российских и зарубежных экспертов рынка ценных бумаг.
Информационную базу исследования составляют данные ежегодных и квартальных отчетов международных консалтинговых компаний Эрнст & Янг Глобал Лимитед (Ernst &Young Global Limited), ПрайсвотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers), Делойт Тач Томатсу Лимитед (Deloitte Touche Tohmatsu Limited), МакКинзи &Компани (McKinsey &Company), проводящих систематический анализ и мониторинг мирового рынка первоначальных размещений акций и факторов, влияющих на него.
Структура и объем работы определяются целью и задачами исследования. Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первоначальное размещение акций - инструмент финансирования относительно новый для молодого фондового рынка России. Терминология, как и сам инструмент, были заимствованы, а отсутствие единой трактовки термина "IPO"в мировом бизнес-сообществе, дополненное путаницей схожих по звучанию, но совершенно разных по смыслу англоязычных аббревиатур терминов размещения, широко использующихся в российской бизнес-литературе, привели к смешению и, нередко, ошибочным трактовкам различных категорий размещения, что объясняет, порой некорректный статистический учет сделок первоначальных размещений акций агентствами по сбору информации.
В целях определения эффективности размещения российских компаний на публичном рынке, в работе проведен анализ финансовых показателей трех российских банков до и после выхода на IPO.
Публичное акционерное общество «Банк «Санкт-Петербург» является крупнейшим российским банком и среди них занимает 18 место по активам-нетто. Доходы Банка за 2016 год обеспечили получение прибыли до налогообложения в размере 4 849,3 млн. руб. Чистая прибыль за 2016 год составила 2 294,6 млн. руб., что на 0,6% выше чистой прибыли, полученной за 2015 год.
Результаты проведенного анализа в целом демонстрируют верность стратегического выбора и адекватность выбранных векторов развития стоящим вызовам - ПАО «Банк «Санкт-Петербург» удерживает свои позиции в двадцатке крупнейших кредитных организаций страны и продолжает генерировать прибыль, несмотря на сложную конъюнктуру. Ключевой финансовой целью остается долгосрочный рост акционерной стоимости ПАО «Банк «Санкт-Петербург» и восстановление рентабельности капитала.
Можно сделать вывод, что первичное публичное размещения акций ПАО «Банк Санкт-Петербург» повлияло с положительной стороны на финансовое положение банка, о чем свидетельствуют финансовые показатели банка.
Далее проанализировано текущее положение ПАО «Сбербанк России».
Основным акционером банка является: Центральный банк Российской Федерации. Группа Сбербанка представлена в 22 странах. Тем не менее российский рынок остается основным для группы — на него приходится около 90% активов и именно на нем группа зарабатывает подавляющую часть прибыли. Банк является лидером по объему чистой прибыли и по размеру активов, по которым ПАО «Сбербанк России» на порядок превосходит своих ближайших конкурентов. Таким образом, Сбербанк ведет успешную деятельность на рынке, находится в постоянном развитии, однако исходя из выше приведенных данных, следует, что у банка есть некоторые проблемы, необходимые для разрешения. Несмотря на огромные масштабы используемых денежных средств, процессы в Сбербанке выстроены неэффективно, банк теряет много денежных средств при оказании услуг по существующим технологическим схемам предоставления банковских продуктов.
Далее в работе проведен анализ выхода на IPO крупнейшим банком с государственным участием - ПАО «Сбербанк России».
Первоначально Сбербанк планировал выпустить 3,5 млн. обыкновенных акций номиналом 3 тыс. рублей, которые должны были состоять из 22,5 млн. обыкновенных и 50 млн. привилегированных акций. В ходе дополнительной эмиссии банк намеревался привлечь 240 - 245 млрд. рублей. Однако, всего из заявленного объема 3,5 млн. ценных бумаг инвесторы выкупили 2,59 млн. за 230,2 млрд. рублей.
Можно сделать вывод, что первичное публичное размещения акций Сбербанка повлияло с положительной стороны на финансовое положение банка, о чем свидетельствуют сильные финансовые показатели банка.
В мае 2007 г. второй по размеру активов и капиталу крупнейший банк России «ВТБ» провел первичное размещение ценных бумаг. Компания 99,99% акций которой принадлежало государству продала инвесторам, как российским, так и зарубежным, компаниям и частным лицам 22,5% от уставного капитала. В общей сложности продажа ценных бумаг принесла ВТБ около $8 млрд.
Для России IPO ВТБ стала самым «народным». Свои деньги в акции банка вложили 131 тыс. частных инвесторов - это больше, чем участвовало в размещении «Роснефти» и Сбербанка. Во многом активность граждан объясняется доступной минимальной ценой заявки - поучаствовать в размещении банка можно было, вложив всего 30 тыс. рублей. Цена размещения была установлена на уровне - 13,6 копейки за акцию.
У ВТБ и Сбербанка были качественно разные уровни размещения. ВТБ размещался так, что круг потенциальных инвесторов был значительно шире, учитывая иностранных игроков. Также можно отметить, что подготовка к размещению ВТБ шла обстоятельнее и лучше. С отчетностью этот банк был тоже в выигрыше, поскольку выходила она более регулярно. И на основе результатов 2007 года, можно сделать вывод об эффективности IPO, как методе фондирования для российских компаний.
Итак, основным фактором, определяющим активность российского процесса IPO в 2000-2010-х гг., являлся внешний фактор. Доминирование внешних факторов, равно как и второстепенное значение внутренних факторов является, с одной стороны, следствием высокой ориентации российской
Тем не менее, несмотря на сырьевую направленность российской экономики, лишь треть IPO российских эмитентов и 40% суммарного объема привлеченного капитала в 1996-2016 гг. приходится на 3 традиционных сектора - нефтегазовый, энергетический и металлургический. В целом, в указанный период отраслевая структура российских IPO была достаточно разнообразной с преобладанием IPO выскотехнологичных и телекоммуникационных компаний в общем числе IPO и финансовых компаний в суммарном объеме привлеченного за период капитала.
Отдельной проблемой является специфика российского процесса IPO - проведение основной массы IPO на иностранных биржах. Эта специфика определялась, прежде всего, неблагоприятными факторами институционального характера, а также относительно невысокими количественными и качественными характеристиками российских бирж (капитализация, ликвидность, емкость рынка, а также количество и структура инвесторов на национальных биржах), то есть внутренними микроэкономическими факторами. Но если относительно невысокие параметры бирж России могут являться причиной предпочтения зарубежных площадок крупными отечественными компаниями, то они не объясняют проведение небольших и совсем незначительных по объему IPO эмитентами среднего и мелкого бизнеса. Таким образом, российские эмитенты при выборе места проведения IPO руководствуются не экономическими мотивами. Такие институциональные проблемы как несовершенства законодательства, избирательное правоприменение, низкий уровень прозрачности бизнес-среды и защиты прав собственности, а также коррупционная активность различных представителей трех ветвей власти приводили к высоким альтернативным издержкам проведения IPO в России и делали нецелесообразным для национальных эмитентов реализацию сделки внутри страны.
Перечисленные серьезные системные проблемы бизнес-климата России
Следствием перечисленных институциональных причин, способствующих низкой прозрачности российского бизнеса, а также молодости и, соответственно, недостаточного уровня развития фондового рынка России является также нехватка качественных объектов для инвестирования фондами прямых и венчурных инвестиций, что влечет за собой низкие параметры российских спонсируемых IPO.
Осознавая важность и значимость увеличения числа IPO на российском фондовом рынке, Правительство РФ и руководство бирж предпринимают меры для изменения текущей ситуации. Однако, инициативы Правительства (создание РДР и позже предоставление прямого допуска иностранных акций к торгам на российских биржах), равно как и создание Рынка инноваций и инвестиций на Московской бирже, продемонстрировали свою полную неэффективность. Основными причинами неэффективности являлись все те же серьезные системные проблемы институционального характера, существующие не первое десятилетие, а также, в случае с законодательными инициативами - ошибочность ориентира, который был взят не столько на привлечение новых эмитентов на национальный рынок, сколько на возвращение акций российских оффшорных компаний, которые уже торгуются на зарубежных биржах.
Таким образом, чтобы избежать чрезмерной зависимости экономики России, ее фондового рынка и, следовательно, показателей российских IPO от внешнего фактора необходимо, в первую очередь, устранить структурные перекосы экономики страны. Кроме того, для смещения активности российских эмитентов с иностранных рынков на национальный необходимо решение существующих институциональных проблем российской экономики, которые не только являются причиной выбора иностранных площадок российскими эмитентами, но также тормозят активность процесса IPO в стране и, более того, делают неэффективными любые предпринимаемые меры, как со стороны Правительства, так и со стороны других участников фондового рынка.
Таким образом, в работе рассмотрены существующие определения IPO с позиции зарубежных и российских ученых, сформулированы основные направления в изучении процессов IPO и мирового рынка IPO. Также были выявлены основные причины возникновения неравномерной активности на российском рынке IPO, а также факторы, определяющие выбор времени проведения IPO как метода обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Определены особенности развития российского рынка IPO; выявлены основные политические и экономические факторы, оказывающие влияние на рынок IPO; выделены основные этапы, закономерности и современные тенденции его развития.
На основании проведенного анализа составлена экономико-аналитическая модель для определения наиболее эффективных IPO российскими компаниями. Рекомендовано использовать данную модель для анализа результатов IPO российских эмитентов с целью выявления наиболее благоприятного момента для проведения первичного публичного размещения и идентификации особенностей национального рынка и сохранения его экономического суверенитета и конкурентоспособности.
В целях определения эффективности размещения российских компаний на публичном рынке, в работе проведен анализ финансовых показателей трех российских банков до и после выхода на IPO.
Публичное акционерное общество «Банк «Санкт-Петербург» является крупнейшим российским банком и среди них занимает 18 место по активам-нетто. Доходы Банка за 2016 год обеспечили получение прибыли до налогообложения в размере 4 849,3 млн. руб. Чистая прибыль за 2016 год составила 2 294,6 млн. руб., что на 0,6% выше чистой прибыли, полученной за 2015 год.
Результаты проведенного анализа в целом демонстрируют верность стратегического выбора и адекватность выбранных векторов развития стоящим вызовам - ПАО «Банк «Санкт-Петербург» удерживает свои позиции в двадцатке крупнейших кредитных организаций страны и продолжает генерировать прибыль, несмотря на сложную конъюнктуру. Ключевой финансовой целью остается долгосрочный рост акционерной стоимости ПАО «Банк «Санкт-Петербург» и восстановление рентабельности капитала.
Можно сделать вывод, что первичное публичное размещения акций ПАО «Банк Санкт-Петербург» повлияло с положительной стороны на финансовое положение банка, о чем свидетельствуют финансовые показатели банка.
Далее проанализировано текущее положение ПАО «Сбербанк России».
Основным акционером банка является: Центральный банк Российской Федерации. Группа Сбербанка представлена в 22 странах. Тем не менее российский рынок остается основным для группы — на него приходится около 90% активов и именно на нем группа зарабатывает подавляющую часть прибыли. Банк является лидером по объему чистой прибыли и по размеру активов, по которым ПАО «Сбербанк России» на порядок превосходит своих ближайших конкурентов. Таким образом, Сбербанк ведет успешную деятельность на рынке, находится в постоянном развитии, однако исходя из выше приведенных данных, следует, что у банка есть некоторые проблемы, необходимые для разрешения. Несмотря на огромные масштабы используемых денежных средств, процессы в Сбербанке выстроены неэффективно, банк теряет много денежных средств при оказании услуг по существующим технологическим схемам предоставления банковских продуктов.
Далее в работе проведен анализ выхода на IPO крупнейшим банком с государственным участием - ПАО «Сбербанк России».
Первоначально Сбербанк планировал выпустить 3,5 млн. обыкновенных акций номиналом 3 тыс. рублей, которые должны были состоять из 22,5 млн. обыкновенных и 50 млн. привилегированных акций. В ходе дополнительной эмиссии банк намеревался привлечь 240 - 245 млрд. рублей. Однако, всего из заявленного объема 3,5 млн. ценных бумаг инвесторы выкупили 2,59 млн. за 230,2 млрд. рублей.
Можно сделать вывод, что первичное публичное размещения акций Сбербанка повлияло с положительной стороны на финансовое положение банка, о чем свидетельствуют сильные финансовые показатели банка.
В мае 2007 г. второй по размеру активов и капиталу крупнейший банк России «ВТБ» провел первичное размещение ценных бумаг. Компания 99,99% акций которой принадлежало государству продала инвесторам, как российским, так и зарубежным, компаниям и частным лицам 22,5% от уставного капитала. В общей сложности продажа ценных бумаг принесла ВТБ около $8 млрд.
Для России IPO ВТБ стала самым «народным». Свои деньги в акции банка вложили 131 тыс. частных инвесторов - это больше, чем участвовало в размещении «Роснефти» и Сбербанка. Во многом активность граждан объясняется доступной минимальной ценой заявки - поучаствовать в размещении банка можно было, вложив всего 30 тыс. рублей. Цена размещения была установлена на уровне - 13,6 копейки за акцию.
У ВТБ и Сбербанка были качественно разные уровни размещения. ВТБ размещался так, что круг потенциальных инвесторов был значительно шире, учитывая иностранных игроков. Также можно отметить, что подготовка к размещению ВТБ шла обстоятельнее и лучше. С отчетностью этот банк был тоже в выигрыше, поскольку выходила она более регулярно. И на основе результатов 2007 года, можно сделать вывод об эффективности IPO, как методе фондирования для российских компаний.
Итак, основным фактором, определяющим активность российского процесса IPO в 2000-2010-х гг., являлся внешний фактор. Доминирование внешних факторов, равно как и второстепенное значение внутренних факторов является, с одной стороны, следствием высокой ориентации российской
Тем не менее, несмотря на сырьевую направленность российской экономики, лишь треть IPO российских эмитентов и 40% суммарного объема привлеченного капитала в 1996-2016 гг. приходится на 3 традиционных сектора - нефтегазовый, энергетический и металлургический. В целом, в указанный период отраслевая структура российских IPO была достаточно разнообразной с преобладанием IPO выскотехнологичных и телекоммуникационных компаний в общем числе IPO и финансовых компаний в суммарном объеме привлеченного за период капитала.
Отдельной проблемой является специфика российского процесса IPO - проведение основной массы IPO на иностранных биржах. Эта специфика определялась, прежде всего, неблагоприятными факторами институционального характера, а также относительно невысокими количественными и качественными характеристиками российских бирж (капитализация, ликвидность, емкость рынка, а также количество и структура инвесторов на национальных биржах), то есть внутренними микроэкономическими факторами. Но если относительно невысокие параметры бирж России могут являться причиной предпочтения зарубежных площадок крупными отечественными компаниями, то они не объясняют проведение небольших и совсем незначительных по объему IPO эмитентами среднего и мелкого бизнеса. Таким образом, российские эмитенты при выборе места проведения IPO руководствуются не экономическими мотивами. Такие институциональные проблемы как несовершенства законодательства, избирательное правоприменение, низкий уровень прозрачности бизнес-среды и защиты прав собственности, а также коррупционная активность различных представителей трех ветвей власти приводили к высоким альтернативным издержкам проведения IPO в России и делали нецелесообразным для национальных эмитентов реализацию сделки внутри страны.
Перечисленные серьезные системные проблемы бизнес-климата России
Следствием перечисленных институциональных причин, способствующих низкой прозрачности российского бизнеса, а также молодости и, соответственно, недостаточного уровня развития фондового рынка России является также нехватка качественных объектов для инвестирования фондами прямых и венчурных инвестиций, что влечет за собой низкие параметры российских спонсируемых IPO.
Осознавая важность и значимость увеличения числа IPO на российском фондовом рынке, Правительство РФ и руководство бирж предпринимают меры для изменения текущей ситуации. Однако, инициативы Правительства (создание РДР и позже предоставление прямого допуска иностранных акций к торгам на российских биржах), равно как и создание Рынка инноваций и инвестиций на Московской бирже, продемонстрировали свою полную неэффективность. Основными причинами неэффективности являлись все те же серьезные системные проблемы институционального характера, существующие не первое десятилетие, а также, в случае с законодательными инициативами - ошибочность ориентира, который был взят не столько на привлечение новых эмитентов на национальный рынок, сколько на возвращение акций российских оффшорных компаний, которые уже торгуются на зарубежных биржах.
Таким образом, чтобы избежать чрезмерной зависимости экономики России, ее фондового рынка и, следовательно, показателей российских IPO от внешнего фактора необходимо, в первую очередь, устранить структурные перекосы экономики страны. Кроме того, для смещения активности российских эмитентов с иностранных рынков на национальный необходимо решение существующих институциональных проблем российской экономики, которые не только являются причиной выбора иностранных площадок российскими эмитентами, но также тормозят активность процесса IPO в стране и, более того, делают неэффективными любые предпринимаемые меры, как со стороны Правительства, так и со стороны других участников фондового рынка.
Таким образом, в работе рассмотрены существующие определения IPO с позиции зарубежных и российских ученых, сформулированы основные направления в изучении процессов IPO и мирового рынка IPO. Также были выявлены основные причины возникновения неравномерной активности на российском рынке IPO, а также факторы, определяющие выбор времени проведения IPO как метода обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Определены особенности развития российского рынка IPO; выявлены основные политические и экономические факторы, оказывающие влияние на рынок IPO; выделены основные этапы, закономерности и современные тенденции его развития.
На основании проведенного анализа составлена экономико-аналитическая модель для определения наиболее эффективных IPO российскими компаниями. Рекомендовано использовать данную модель для анализа результатов IPO российских эмитентов с целью выявления наиболее благоприятного момента для проведения первичного публичного размещения и идентификации особенностей национального рынка и сохранения его экономического суверенитета и конкурентоспособности.



