ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры будущего учителя математики 13
1.1 Сущность и содержание информационной культуры учителя 13
1.2 Признаки информационной культуры 32
1.3 Этапы формирования информационной культуры 37
Выводы по I главе 43
Глава 2. Педагогические условия по формированию информационной культуры будущих учителей математики 45
2.1 Требования к формированию информационной культуры будущего
учителя математики 45
2.2 Методика формирования информационной культуры будущего учителя математики 55
2.3 Результаты экспериментальной проверки комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры будущего учителя математики (на примере студентов Института
механики и математики Казанского Федерального Университета) 61
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список ипользованной литературы 73
Приложения 79
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры будущего учителя математики 13
1.1 Сущность и содержание информационной культуры учителя 13
1.2 Признаки информационной культуры 32
1.3 Этапы формирования информационной культуры 37
Выводы по I главе 43
Глава 2. Педагогические условия по формированию информационной культуры будущих учителей математики 45
2.1 Требования к формированию информационной культуры будущего
учителя математики 45
2.2 Методика формирования информационной культуры будущего учителя математики 55
2.3 Результаты экспериментальной проверки комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры будущего учителя математики (на примере студентов Института
механики и математики Казанского Федерального Университета) 61
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список ипользованной литературы 73
Приложения 79
Актуальность исследования. На сегодняшний день в странах сложилась четкая направленность на информационную ориентацию системы образования. Данная система направлена на возможность получения знаний о быстро возрастающих возможностях современной информационной инфраструктуры общества, а также умения эффективно пользоваться этими возможностями в своей жизни и профессиональной деятельности. В отечественной концепции информатизации общего и профессионального образования в качестве одного из основных направлений развития информатизации национальной системы образования указывается получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной «информационной культуры».
Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной культуры как важной социальной задачи. К ее реализации в настоящий момент приступили педагоги высшей и средней школы. Однако недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов, слабая материально-техническая база и ряд других причин препятствуют формированию необходимого и достаточного уровня информационной культуры учащихся. Как школьный, так и вузовский курсы информатики учат, главным образом, работе с компьютером, основам программирования, оставляя без внимания социально-информационные процессы. Преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Задача
системы образования в этой связи заключается в том, чтобы вся социальная среда была направлена на формирование информационной культуры личности, чтобы оно не ограничивалось учебными занятиями, а происходило в быту, в сфере досуга и других областях жизнедеятельности. Особенно это важно в профессиональной подготовке и обеспечении профессионального роста педагога, поскольку данный процесс не прекращается с выпуском специалиста из вуза, не ограничивается рамками системы повышения квалификации; он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала, обусловленное возникающими новыми требованиями к нему со стороны мирового сообщества.
Чтобы внедрить и использовать информационные технологии в образовании кроме технических специалистов, создающих, развивающих и поддерживающих технологии, необходимы еще и педагоги, которые подготовлены к применению этих технологий. А вот с подготовкой и навыками учителей по использованию информационных технологий дело обстоит гораздо сложнее. Большинство педагогов имеют весьма общее представление об этих технологиях, образовательных возможностях Интернета, многие никогда не работали с компьютером.
В системе повышения квалификации и переподготовки педагогов заметное место занимают программы, нацеленные на обеспечение компьютерной грамотности, знаний и умений в вопросах использования информационных ресурсов и технологий.
На сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация, связанная с тем, что постепенное наращивание оснащенности учебных заведений компьютерами вызывает у педагогов желание использовать их в своей профессиональной деятельности, однако отсутствие умений по использованию информационных технологий не позволяет им реализовать информационные ресурсы. В то же время на теоретическом уровне сложилась достаточная база, которая при определенных условиях может способствовать разрешению представленного противоречия.
В педагогической литературе и исследованиях представлены результаты поисков в этих направлениях. Актуальные проблемы информатизации общества и образования исследуются в работах А.А. Андреева, Р. Герцог, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А. Извозчикова, С.Д. Каракозова, Ч. Кларка, К.К. Колина, М.П. Лапчика, С.В. Монахова, Е.С. Полат, А.И. Ракитова, И.В. Роберт, Д. Сэвэдж, В.М. Тихомирова, А.Н. Тихонова, А.Ю. Уварова и др. Важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М.В. Арапова, А.И. Арнольдова, Н.П. Ващекина, В.А. Виноградова, А.И. Ракитова и др. Важное значение имеют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев, Ю.Ф. Абрамов, Т.П. Воронина, ВА. Копылова, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсул), так и зарубежными учеными (Д. Белл, У. Дайзард, Г. Каи, О. Тоффлер). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым, К.К. Колиным, Э.П. Семенюком.
Термин «информационная культура» появился в отечественной научной литературе в начале 70-х годов прошлого века именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и был связан с именем Г.Г. Воробьева. Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.
Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова и был в дальнейшем развит такими учеными, как В.М. Петров, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, Ю.А. Шрейдер, Н.И. Юзвишин.
В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективности дистанционного образования и использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны образования, нашли отражение в работах А.А. Андреева, В.И. Васильева, Г.Г. Граника, Р.М. Грановской, Л.П. Гурьевой, В.Н. Демкина, Л.В. Коловской и И.А. Ковалевич, Д.Ш. Матрос, Н.В. Серковой, А.Е. Сережкиной, А.Л. Семеновой, В.А. Терехина и многих других.
Как показывают исследования по проблемам информатизации образования (Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, Т.А. Лавина, М.П. Лапчик, Н.П. Пак, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Е.К. Хеннер и др.), вопросам подготовки преподавателей к использованию информационно- коммуникационных технологий в высшем педагогическом образовании и в системе повышения квалификации учителей в последние 3-5 лет стало уделяться серьезное внимание. Содержание учебных дисциплин вуза, а также программы переподготовки и повышения квалификации учителей в области информатизации педагогической деятельности, равно как методы, средства, формы преподавания и осуществления контроля за его результатами, приобретают новые структуры, функции, исполнение, трудоемкость, психолого-педагогические характеристики.
Специальных исследований по проблеме информатизации педагогической деятельности сегодня не так много. Можно назвать, например, несколько диссертаций (Л.С. Волкова, Е.В. Данильчук, Д.С. Карпов, Г.А. Кручинина, Н.Р. Нурмеева, Д.Е. Прокудин, М.Р. Раянов, И.В. Роберт и др.). Анализ исследований показывает, что в основном внимание
уделяется вопросам информатизации педагогической среды, внедрению информационных технологий в работу педагогов, использованию информационных ресурсов в деятельности школ и др. Проблема информационной культуры педагога только ставится в теории и практике образования. При этом понимание информационной кулыуры как педагогической категории не отражает в полной мере профессионально важные элементы.
Таким образом, в теории и практике непрерывной профессиональной подготовки педагога обнаружилось объективное противоречие между социально обусловленной необходимостью формирования информационной культуры как целостности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этого вида культуры, закономерностях ее формирования в условиях вузовской и послевузовской подготовки педагога и требованиях к процессу обучения, обеспечивающему ее формирование и развитие.
Установленное противоречие позволяет утверждать, что в теории и практике педагогического образования существует проблема формирования информационной культуры педагога в системе непрерывной
профессиональной подготовки.
Цель исследования: разработать теоретико-методические основы формирования информационной культуры педагога в условиях непрерывного профессионального образования.
Объект исследования: процесс формирования информационной культуры педагога.
Предмет исследования: теоретико-методические основы
формирования информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и содержание информационной культуры учителя.
2. Рассмотреть признаки и этапы формирования информационной культуры.
3. Выявить требования к формированию информационной культуры будущего учителя математики.
4. Разработать методику формирования информационной культуры будущего учителя математики.
5. Провести анализ результатов экспериментальной проверки комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры будущего учителя математики на примере студентов Института механики и математики Казанского Федерального Университета.
Гипотеза исследования:
Исходя из того, что формирование информационной культуры педагога как целостности должно рассматриваться в качестве одной из главных педагогических целей процесса профессиональной подготовки, следует ожидать, что в процессе непрерывной профессиональной подготовки этот вид культуры переходит на качественно новый уровень (обогащается новыми свойствами и качествами) при условии, что:
- процесс профессиональной подготовки строится на основе проектно¬рефлексивного подхода, в соответствии с которым педагог осуществляет учебную, информационную, проектную и рефлексивную деятельности в единстве. Разработка проекта, начинающаяся с выдвижения идей и заканчивающаяся созданием нового педагогического знания, обеспечивает не только развитие информационной грамотности, но и новые качества личности и индивидуальности педагога, которые отражаются в новом качестве выполняемой им профессиональной деятельности;
- определены принципы развития информационной культуры, регулирующие деятельность преподавателя по формированию и развитию информационной культуры будущего и действующего педагога;
- созданы технологии формирования информационной культуры для вузовского и послевузовского этапов профессиональной подготовки педагогов, реализующие представления о целях формирования ИК, о возможностях способов и форм подготовки, имеющихся в практике непрерывного образования.
База исследования: Институт механики и математики Казанского Федерального Университета
Методической основой исследования выступают философские теории взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; принципы единства исторического и логического; современные концепции о природе культуры как социального феномена и психолого-педагогического явления, философские теории системного и структурно-функционального анализа, теории целостности процессов и явлений, единства сознания и деятельности.
В качестве методологических мы рассматриваем: фундаментальные философско-методологические и культурологические исследования (М.С. Каган, Б.С. Гершунский, В.С. Библер, А.С. Кармин); концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации (А.А. Андреев, Р. Герцог, А.П. Ершов, Ч. Кларк, К.К. Колин, А.И. Ракитов, И.В. Роберт, Д. Сэвэдж, В.М. Тихомиров, А.Н. Тихонов, А.Ю. Уваров и др.).
Теоретическую базу исследования составили:
- исследования системы непрерывного образования (Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, В.Г. Воронцова, Б.С. Гершунский, Е.М. Ибрагимова, И.И. Нечаев, В.Г. Онушкин, Н.Ф. Радионова, Н.К. Сергеев, А.П. Тряпицина);
- профессиональной подготовки (Е.П. Белозерцев, Г.А. Бокарева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Т.М. Трегубова);
- психолого-педагогические концепции развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Ю.А. Гагин, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, А.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн);
- исследования по проблемам информатизации образования (Я.А. Ва- граменко, С.Г. Григорьев, Т.А. Лавина, М.Н. Лапчик, Н.П. Пак, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Е.К. Хеннер и др.);
- концепции профессионализма и профессиональной компетентности
(В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина);
- ведущие положения акмеологии (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин);
- теории и психологии обучения взрослых (С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, М.Ш. Ноулз);
- исследования по проблеме педагогических технологий (В.П. Бес-палько, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, Г.И. Ибрагимов).
В исследовании использовался комплекс методов. Теоретические методы: обобщение научных фактов, идеализация, моделирование, научное прогнозирование и проектирование, идентификация, ретроспективный анализ. Эмпирические методы: изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, интервью, изучение документов и результатов деятельности педагогов и учебных заведений, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование), педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- поставлена и на основе авторской концепции решена проблема формирования информационной культуры педагога в процессе непрерывного педагогического образования; выявлены основные противоречия между теоретическими и практическими аспектами данной проблемы и ее решения;
- определена сущность и особенности информационной культуры педагога; впервые разработана характеристика психологического (личностного) аспекта информационной культуры; разработано и обосновано содержание понятия «информационная культура педагога»;
- выявлены и описаны факторы, закономерности и условия развития информационной культуры педагога в процессе вузовской профессиональной подготовки, и на этой основе разработана концепция, включающая проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога;
- разработан и теоретически обоснован комплекс принципов развития информационной культуры педагога;
- на основе сравнительно-сопоставительного анализа выявлены функциональные возможности существующих форм и способов подготовки педагогов к информатизации профессиональной деятельности для развития у них информационной культуры;
- разработана технология формирования информационной культуры педагога;
- определены психолого-педагогические основы формирования и развития информационной культуры педагога: охарактеризованы требования, целостные свойства и функции процесса профессиональной подготовки, обоснованы его цели, задачи и этапы, направленные на развитие информационной культуры педагога; выявлена сущность специальных ситуаций как дидактического средства формирования информационной культуры педагога;
-выявлены объективные связи между новообразованиями в психологическом (личностном) компоненте информационной культуры педагога и видами профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания понятий «информационная культура педагога», «информационно- образовательная среда», «проектно- рефлексивный подход», принципа развития информационной культуры педагога в процессе обучения, в описании проектно-рефлексивного подхода к формированию информационной культуры, моделей и технологий формирования информационной культуры педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология формирования информационной культуры педагога, включающая номенклатуру целей, содержательные и процессуальные средства профессиональной подготовки, позволяет управлять формированием и развитием отдельных компонентов и целостной
информационной культуры педагога в процессе теоретической и практической профессиональной подготовки на разных ступенях обучения. Представленные в исследовании варианты специальных ситуаций и заданий могут быть использованы для организации саморазвития рефлексивных способностей педагога и самосовершенствования его информационной культуры в целом, а также как примеры для дальнейших творческих разработок. Выявленные функциональные возможности педагогических средств в развитии информационной культуры педагога представляют практическую ценность для решения проблемы формирования информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования в связи с постоянным совершенствованием информационно-образовательной среды.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработка и выдвижение идей по созданию нового педагогического знания, обеспечивает не только развитие информационной грамотности, но и новые качества личности и индивидуальности педагога, которые отражаются в новом качестве выполняемой им профессиональной деятельности;
2. Процесс формирования информационной культуры требует совершенствования, корректировки всех составляющих подготовки студентов.
3. Современный преподаватель должен сочетать в себе методологичность и технологичность, высокий уровень специальных знаний и широкий общекультурный кругозор, общечеловеческую и информационную культуры и т.д.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной культуры как важной социальной задачи. К ее реализации в настоящий момент приступили педагоги высшей и средней школы. Однако недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов, слабая материально-техническая база и ряд других причин препятствуют формированию необходимого и достаточного уровня информационной культуры учащихся. Как школьный, так и вузовский курсы информатики учат, главным образом, работе с компьютером, основам программирования, оставляя без внимания социально-информационные процессы. Преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Задача
системы образования в этой связи заключается в том, чтобы вся социальная среда была направлена на формирование информационной культуры личности, чтобы оно не ограничивалось учебными занятиями, а происходило в быту, в сфере досуга и других областях жизнедеятельности. Особенно это важно в профессиональной подготовке и обеспечении профессионального роста педагога, поскольку данный процесс не прекращается с выпуском специалиста из вуза, не ограничивается рамками системы повышения квалификации; он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала, обусловленное возникающими новыми требованиями к нему со стороны мирового сообщества.
Чтобы внедрить и использовать информационные технологии в образовании кроме технических специалистов, создающих, развивающих и поддерживающих технологии, необходимы еще и педагоги, которые подготовлены к применению этих технологий. А вот с подготовкой и навыками учителей по использованию информационных технологий дело обстоит гораздо сложнее. Большинство педагогов имеют весьма общее представление об этих технологиях, образовательных возможностях Интернета, многие никогда не работали с компьютером.
В системе повышения квалификации и переподготовки педагогов заметное место занимают программы, нацеленные на обеспечение компьютерной грамотности, знаний и умений в вопросах использования информационных ресурсов и технологий.
На сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация, связанная с тем, что постепенное наращивание оснащенности учебных заведений компьютерами вызывает у педагогов желание использовать их в своей профессиональной деятельности, однако отсутствие умений по использованию информационных технологий не позволяет им реализовать информационные ресурсы. В то же время на теоретическом уровне сложилась достаточная база, которая при определенных условиях может способствовать разрешению представленного противоречия.
В педагогической литературе и исследованиях представлены результаты поисков в этих направлениях. Актуальные проблемы информатизации общества и образования исследуются в работах А.А. Андреева, Р. Герцог, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А. Извозчикова, С.Д. Каракозова, Ч. Кларка, К.К. Колина, М.П. Лапчика, С.В. Монахова, Е.С. Полат, А.И. Ракитова, И.В. Роберт, Д. Сэвэдж, В.М. Тихомирова, А.Н. Тихонова, А.Ю. Уварова и др. Важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М.В. Арапова, А.И. Арнольдова, Н.П. Ващекина, В.А. Виноградова, А.И. Ракитова и др. Важное значение имеют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев, Ю.Ф. Абрамов, Т.П. Воронина, ВА. Копылова, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсул), так и зарубежными учеными (Д. Белл, У. Дайзард, Г. Каи, О. Тоффлер). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым, К.К. Колиным, Э.П. Семенюком.
Термин «информационная культура» появился в отечественной научной литературе в начале 70-х годов прошлого века именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и был связан с именем Г.Г. Воробьева. Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.
Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова и был в дальнейшем развит такими учеными, как В.М. Петров, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, Ю.А. Шрейдер, Н.И. Юзвишин.
В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективности дистанционного образования и использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны образования, нашли отражение в работах А.А. Андреева, В.И. Васильева, Г.Г. Граника, Р.М. Грановской, Л.П. Гурьевой, В.Н. Демкина, Л.В. Коловской и И.А. Ковалевич, Д.Ш. Матрос, Н.В. Серковой, А.Е. Сережкиной, А.Л. Семеновой, В.А. Терехина и многих других.
Как показывают исследования по проблемам информатизации образования (Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, Т.А. Лавина, М.П. Лапчик, Н.П. Пак, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Е.К. Хеннер и др.), вопросам подготовки преподавателей к использованию информационно- коммуникационных технологий в высшем педагогическом образовании и в системе повышения квалификации учителей в последние 3-5 лет стало уделяться серьезное внимание. Содержание учебных дисциплин вуза, а также программы переподготовки и повышения квалификации учителей в области информатизации педагогической деятельности, равно как методы, средства, формы преподавания и осуществления контроля за его результатами, приобретают новые структуры, функции, исполнение, трудоемкость, психолого-педагогические характеристики.
Специальных исследований по проблеме информатизации педагогической деятельности сегодня не так много. Можно назвать, например, несколько диссертаций (Л.С. Волкова, Е.В. Данильчук, Д.С. Карпов, Г.А. Кручинина, Н.Р. Нурмеева, Д.Е. Прокудин, М.Р. Раянов, И.В. Роберт и др.). Анализ исследований показывает, что в основном внимание
уделяется вопросам информатизации педагогической среды, внедрению информационных технологий в работу педагогов, использованию информационных ресурсов в деятельности школ и др. Проблема информационной культуры педагога только ставится в теории и практике образования. При этом понимание информационной кулыуры как педагогической категории не отражает в полной мере профессионально важные элементы.
Таким образом, в теории и практике непрерывной профессиональной подготовки педагога обнаружилось объективное противоречие между социально обусловленной необходимостью формирования информационной культуры как целостности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этого вида культуры, закономерностях ее формирования в условиях вузовской и послевузовской подготовки педагога и требованиях к процессу обучения, обеспечивающему ее формирование и развитие.
Установленное противоречие позволяет утверждать, что в теории и практике педагогического образования существует проблема формирования информационной культуры педагога в системе непрерывной
профессиональной подготовки.
Цель исследования: разработать теоретико-методические основы формирования информационной культуры педагога в условиях непрерывного профессионального образования.
Объект исследования: процесс формирования информационной культуры педагога.
Предмет исследования: теоретико-методические основы
формирования информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и содержание информационной культуры учителя.
2. Рассмотреть признаки и этапы формирования информационной культуры.
3. Выявить требования к формированию информационной культуры будущего учителя математики.
4. Разработать методику формирования информационной культуры будущего учителя математики.
5. Провести анализ результатов экспериментальной проверки комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры будущего учителя математики на примере студентов Института механики и математики Казанского Федерального Университета.
Гипотеза исследования:
Исходя из того, что формирование информационной культуры педагога как целостности должно рассматриваться в качестве одной из главных педагогических целей процесса профессиональной подготовки, следует ожидать, что в процессе непрерывной профессиональной подготовки этот вид культуры переходит на качественно новый уровень (обогащается новыми свойствами и качествами) при условии, что:
- процесс профессиональной подготовки строится на основе проектно¬рефлексивного подхода, в соответствии с которым педагог осуществляет учебную, информационную, проектную и рефлексивную деятельности в единстве. Разработка проекта, начинающаяся с выдвижения идей и заканчивающаяся созданием нового педагогического знания, обеспечивает не только развитие информационной грамотности, но и новые качества личности и индивидуальности педагога, которые отражаются в новом качестве выполняемой им профессиональной деятельности;
- определены принципы развития информационной культуры, регулирующие деятельность преподавателя по формированию и развитию информационной культуры будущего и действующего педагога;
- созданы технологии формирования информационной культуры для вузовского и послевузовского этапов профессиональной подготовки педагогов, реализующие представления о целях формирования ИК, о возможностях способов и форм подготовки, имеющихся в практике непрерывного образования.
База исследования: Институт механики и математики Казанского Федерального Университета
Методической основой исследования выступают философские теории взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; принципы единства исторического и логического; современные концепции о природе культуры как социального феномена и психолого-педагогического явления, философские теории системного и структурно-функционального анализа, теории целостности процессов и явлений, единства сознания и деятельности.
В качестве методологических мы рассматриваем: фундаментальные философско-методологические и культурологические исследования (М.С. Каган, Б.С. Гершунский, В.С. Библер, А.С. Кармин); концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации (А.А. Андреев, Р. Герцог, А.П. Ершов, Ч. Кларк, К.К. Колин, А.И. Ракитов, И.В. Роберт, Д. Сэвэдж, В.М. Тихомиров, А.Н. Тихонов, А.Ю. Уваров и др.).
Теоретическую базу исследования составили:
- исследования системы непрерывного образования (Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, В.Г. Воронцова, Б.С. Гершунский, Е.М. Ибрагимова, И.И. Нечаев, В.Г. Онушкин, Н.Ф. Радионова, Н.К. Сергеев, А.П. Тряпицина);
- профессиональной подготовки (Е.П. Белозерцев, Г.А. Бокарева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Т.М. Трегубова);
- психолого-педагогические концепции развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Ю.А. Гагин, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, А.Н. Леонтьев, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн);
- исследования по проблемам информатизации образования (Я.А. Ва- граменко, С.Г. Григорьев, Т.А. Лавина, М.Н. Лапчик, Н.П. Пак, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Е.К. Хеннер и др.);
- концепции профессионализма и профессиональной компетентности
(В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина);
- ведущие положения акмеологии (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин);
- теории и психологии обучения взрослых (С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, М.Ш. Ноулз);
- исследования по проблеме педагогических технологий (В.П. Бес-палько, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, Г.И. Ибрагимов).
В исследовании использовался комплекс методов. Теоретические методы: обобщение научных фактов, идеализация, моделирование, научное прогнозирование и проектирование, идентификация, ретроспективный анализ. Эмпирические методы: изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, интервью, изучение документов и результатов деятельности педагогов и учебных заведений, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование), педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- поставлена и на основе авторской концепции решена проблема формирования информационной культуры педагога в процессе непрерывного педагогического образования; выявлены основные противоречия между теоретическими и практическими аспектами данной проблемы и ее решения;
- определена сущность и особенности информационной культуры педагога; впервые разработана характеристика психологического (личностного) аспекта информационной культуры; разработано и обосновано содержание понятия «информационная культура педагога»;
- выявлены и описаны факторы, закономерности и условия развития информационной культуры педагога в процессе вузовской профессиональной подготовки, и на этой основе разработана концепция, включающая проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога;
- разработан и теоретически обоснован комплекс принципов развития информационной культуры педагога;
- на основе сравнительно-сопоставительного анализа выявлены функциональные возможности существующих форм и способов подготовки педагогов к информатизации профессиональной деятельности для развития у них информационной культуры;
- разработана технология формирования информационной культуры педагога;
- определены психолого-педагогические основы формирования и развития информационной культуры педагога: охарактеризованы требования, целостные свойства и функции процесса профессиональной подготовки, обоснованы его цели, задачи и этапы, направленные на развитие информационной культуры педагога; выявлена сущность специальных ситуаций как дидактического средства формирования информационной культуры педагога;
-выявлены объективные связи между новообразованиями в психологическом (личностном) компоненте информационной культуры педагога и видами профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания понятий «информационная культура педагога», «информационно- образовательная среда», «проектно- рефлексивный подход», принципа развития информационной культуры педагога в процессе обучения, в описании проектно-рефлексивного подхода к формированию информационной культуры, моделей и технологий формирования информационной культуры педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология формирования информационной культуры педагога, включающая номенклатуру целей, содержательные и процессуальные средства профессиональной подготовки, позволяет управлять формированием и развитием отдельных компонентов и целостной
информационной культуры педагога в процессе теоретической и практической профессиональной подготовки на разных ступенях обучения. Представленные в исследовании варианты специальных ситуаций и заданий могут быть использованы для организации саморазвития рефлексивных способностей педагога и самосовершенствования его информационной культуры в целом, а также как примеры для дальнейших творческих разработок. Выявленные функциональные возможности педагогических средств в развитии информационной культуры педагога представляют практическую ценность для решения проблемы формирования информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования в связи с постоянным совершенствованием информационно-образовательной среды.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработка и выдвижение идей по созданию нового педагогического знания, обеспечивает не только развитие информационной грамотности, но и новые качества личности и индивидуальности педагога, которые отражаются в новом качестве выполняемой им профессиональной деятельности;
2. Процесс формирования информационной культуры требует совершенствования, корректировки всех составляющих подготовки студентов.
3. Современный преподаватель должен сочетать в себе методологичность и технологичность, высокий уровень специальных знаний и широкий общекультурный кругозор, общечеловеческую и информационную культуры и т.д.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
На сегодняшний день человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. И в этом контексте возрастает роль информационной культуры (НК), сформировавшейся в конце XX - начале XXI века. Она формируется под воздействием коллективного интеллекта, который создается благодаря продуктивному взаимодействию информационных потоков с различными человеческими сообществами.
Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура».
На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.
Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:
умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
- способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
- эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
- умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
- способность адекватно оценивать информацию;
- умение правильно отбирать необходимые данные;
- способность к компьютерной грамотности и информационному общению.
Рассмотренные нами изменения в информационном обществе обусловливают необходимость развития информационной культуры педагога, так как решение существующих проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.
Под информационной культурой педагога мы понимаем проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств.
Становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека и одной из приоритетных задач системы образования. Информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Как и предполагалось, студенты - будущие педагоги вовлечены в интенсивный процесс поиска, восприятия и переработки информации, однако демонстрируют низкий уровень практических умений прорабатывать научные источники знаний. Они испытывают определенные трудности в процессе самостоятельного поиска информации, а также в работе с текстами.
Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура».
На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.
Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:
умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
- способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
- эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
- умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
- способность адекватно оценивать информацию;
- умение правильно отбирать необходимые данные;
- способность к компьютерной грамотности и информационному общению.
Рассмотренные нами изменения в информационном обществе обусловливают необходимость развития информационной культуры педагога, так как решение существующих проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.
Под информационной культурой педагога мы понимаем проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств.
Становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека и одной из приоритетных задач системы образования. Информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Как и предполагалось, студенты - будущие педагоги вовлечены в интенсивный процесс поиска, восприятия и переработки информации, однако демонстрируют низкий уровень практических умений прорабатывать научные источники знаний. Они испытывают определенные трудности в процессе самостоятельного поиска информации, а также в работе с текстами.
Подобные работы
- КОРРЕКТИРОВКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗАХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - Корректировка формирования информационной культуры при профессиональной подготовке экономистов в вузах
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - САЙТ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



