Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
|
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы речевой коммуникации у детей с нормальным развитием и детей с выраженными формами нарушения интеллекта
1.1 Основные аспекты развитая речевой коммуникации
1.2. Развитие речевой коммуникации у детей с нарушением интеллекта
1.3. Формирование речевой коммуникации младших школьников
с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС образования с умственной отсталостью легкой степени
Выводы по Главе 1
Глава II Экспериментальное изучение уровня сформированное речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 30
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности
речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
2.2, Анализ результатов исследования уровня сформированное речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 32
Выводы по Главе 1
Глава 3.Содержание и результаты работы по развитию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
З.1 Программа коррекционно-логопедической работы но формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости
3 2 Оценка результатов коррекционно - логопедической работы по формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости...
Выводы по Главе III 51
Заключение
Список использованной литературы 54
Приложения
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы речевой коммуникации у детей с нормальным развитием и детей с выраженными формами нарушения интеллекта
1.1 Основные аспекты развитая речевой коммуникации
1.2. Развитие речевой коммуникации у детей с нарушением интеллекта
1.3. Формирование речевой коммуникации младших школьников
с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС образования с умственной отсталостью легкой степени
Выводы по Главе 1
Глава II Экспериментальное изучение уровня сформированное речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 30
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности
речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
2.2, Анализ результатов исследования уровня сформированное речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 32
Выводы по Главе 1
Глава 3.Содержание и результаты работы по развитию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
З.1 Программа коррекционно-логопедической работы но формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости
3 2 Оценка результатов коррекционно - логопедической работы по формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости...
Выводы по Главе III 51
Заключение
Список использованной литературы 54
Приложения
Дети с нарушениями интеллекта н большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет нее виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач школьных учреждений - формирование н развитие правильной речевой коммуникации у детей. Актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения речевой коммуникацией для своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности комму пикантных умений и развития устной речи у детей с умственной отсталостью.
Цель исследований - теоретическое обоснование и определение путей коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом принципов организации процесса школьного образования.
Цель исследования: разработка эффективной системы коррекционно-логопедической работы, направленной на формированию возможностей к овладению речевой коммуникацией у учащихся легкой степенью умственной отсталости в процессе школьного обучения.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная понимании коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смодулированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть научно-теоретические основы изучения речевой коммуникации в структуре целостного развития школьников.
2) Определить методику исследования речевой коммуникации у школьников с различным уровнем речевого развития.
3) Изучить особенности и выявить уровень сформированности речевой коммуникации у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
4) Разработать, апробировать и внедрить программу формирования речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе логопедической работы и определить се эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: психолого-педагогической литературы, изучение и анализ
Цель исследований - теоретическое обоснование и определение путей коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом принципов организации процесса школьного образования.
Цель исследования: разработка эффективной системы коррекционно-логопедической работы, направленной на формированию возможностей к овладению речевой коммуникацией у учащихся легкой степенью умственной отсталости в процессе школьного обучения.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная понимании коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смодулированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть научно-теоретические основы изучения речевой коммуникации в структуре целостного развития школьников.
2) Определить методику исследования речевой коммуникации у школьников с различным уровнем речевого развития.
3) Изучить особенности и выявить уровень сформированности речевой коммуникации у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
4) Разработать, апробировать и внедрить программу формирования речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе логопедической работы и определить се эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: психолого-педагогической литературы, изучение и анализ
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством создаваемых на основе определённых правил.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, с дробности к понятийному мышлению. Поэтом; выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия для его развития.
У школьников с интеллектуальной недостаточное снижена активность в общении. Например, они редко бывают инициаторами диалогов. Также дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают Причиной тому служит не только недостаточная с сканирован несть речи, но и особенности эмоциональной сферы в частности импульсивность. возбудимость, эгоцентризм, что существенно препятствует адаптации младших школьников
Для выявления уровня сформирован ноет и речевой коммуникации у .стой школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости мы провели специальное обследование. Нами было отобрано 38 детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Констатирующего эксперимента мы видим, что а к соки й балл избрали больше половины обследуемых детей, чуть меньше показали средний уровень сформированное'! и речевой коммуникации. Они -авали отпеты на поставленные вопросы, вступали в диалог, но не могли его закончить, прийти к логическому выводу. И один ребенок показал низкий уровень. Не мог выслушать вопрос до конца, не вступал в диалог, не был активен со своими сверстниками. Мы в первую очередь оцениваем их речевые навыки, умения говорить, задавать вопросы, поддерживать беседу, У многих детей есть дефекты речи, плохое произношение, нет интонационной выраженности, но для нас главное речевая коммуникация.
Полученные данные убедительно доказывают на потенциальные возможности умственно отсталых школьников в успешной коммуникации при организации целенаправленной коррекционно-логопедической работе.
В коррекционно-педагогической работе, где было отобрано 19 детей, мы использовали упражнения, основанные на моделировании различных коммуникативных ситуаций, возникающих в процессе речевого общения. Мы создавали различные ситуации, приближенные к реальной действительности, обращались к находящемуся в роли ребенку, стимулируя его сопроводительную речь, побуждали детей к самостоятельным обращениям к товарищам.
Полученные результаты свидетельствуют о коррекционно-развивающем эффекте проведенной экспериментальной работы. Таким образом, предложенные нами направления активизации речевой коммуникации, могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза, о гом, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная на развитии коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смоделированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию подтвердилась.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, с дробности к понятийному мышлению. Поэтом; выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия для его развития.
У школьников с интеллектуальной недостаточное снижена активность в общении. Например, они редко бывают инициаторами диалогов. Также дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают Причиной тому служит не только недостаточная с сканирован несть речи, но и особенности эмоциональной сферы в частности импульсивность. возбудимость, эгоцентризм, что существенно препятствует адаптации младших школьников
Для выявления уровня сформирован ноет и речевой коммуникации у .стой школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости мы провели специальное обследование. Нами было отобрано 38 детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Констатирующего эксперимента мы видим, что а к соки й балл избрали больше половины обследуемых детей, чуть меньше показали средний уровень сформированное'! и речевой коммуникации. Они -авали отпеты на поставленные вопросы, вступали в диалог, но не могли его закончить, прийти к логическому выводу. И один ребенок показал низкий уровень. Не мог выслушать вопрос до конца, не вступал в диалог, не был активен со своими сверстниками. Мы в первую очередь оцениваем их речевые навыки, умения говорить, задавать вопросы, поддерживать беседу, У многих детей есть дефекты речи, плохое произношение, нет интонационной выраженности, но для нас главное речевая коммуникация.
Полученные данные убедительно доказывают на потенциальные возможности умственно отсталых школьников в успешной коммуникации при организации целенаправленной коррекционно-логопедической работе.
В коррекционно-педагогической работе, где было отобрано 19 детей, мы использовали упражнения, основанные на моделировании различных коммуникативных ситуаций, возникающих в процессе речевого общения. Мы создавали различные ситуации, приближенные к реальной действительности, обращались к находящемуся в роли ребенку, стимулируя его сопроводительную речь, побуждали детей к самостоятельным обращениям к товарищам.
Полученные результаты свидетельствуют о коррекционно-развивающем эффекте проведенной экспериментальной работы. Таким образом, предложенные нами направления активизации речевой коммуникации, могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза, о гом, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная на развитии коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смоделированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию подтвердилась.
Подобные работы
- Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СВЯЗНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ И ПЕРЕСКАЗОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
УМСТВЕН1ЮЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



