Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы речевой коммуникации у детей с нормальным развитием и детей с выраженными формами нарушения интеллекта
1.1 Основные аспекты развитая речевой коммуникации
1.2. Развитие речевой коммуникации у детей с нарушением интеллекта
1.3. Формирование речевой коммуникации младших школьников
с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС образования с умственной отсталостью легкой степени
Выводы по Главе 1
Глава II Экспериментальное изучение уровня сформированное речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 30
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности
речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью
2.2, Анализ результатов исследования уровня сформированное речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталостью 32
Выводы по Главе 1
Глава 3.Содержание и результаты работы по развитию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
З.1 Программа коррекционно-логопедической работы но формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости
3 2 Оценка результатов коррекционно - логопедической работы по формированию речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости...
Выводы по Главе III 51
Заключение
Список использованной литературы 54
Приложения
Дети с нарушениями интеллекта н большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет нее виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач школьных учреждений - формирование н развитие правильной речевой коммуникации у детей. Актуальность исследования определяется высокой значимостью овладения речевой коммуникацией для своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности комму пикантных умений и развития устной речи у детей с умственной отсталостью.
Цель исследований - теоретическое обоснование и определение путей коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом принципов организации процесса школьного образования.
Цель исследования: разработка эффективной системы коррекционно-логопедической работы, направленной на формированию возможностей к овладению речевой коммуникацией у учащихся легкой степенью умственной отсталости в процессе школьного обучения.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная понимании коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смодулированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть научно-теоретические основы изучения речевой коммуникации в структуре целостного развития школьников.
2) Определить методику исследования речевой коммуникации у школьников с различным уровнем речевого развития.
3) Изучить особенности и выявить уровень сформированности речевой коммуникации у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
4) Разработать, апробировать и внедрить программу формирования речевой коммуникации у школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе логопедической работы и определить се эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: психолого-педагогической литературы, изучение и анализ
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством создаваемых на основе определённых правил.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, с дробности к понятийному мышлению. Поэтом; выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия для его развития.
У школьников с интеллектуальной недостаточное снижена активность в общении. Например, они редко бывают инициаторами диалогов. Также дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают Причиной тому служит не только недостаточная с сканирован несть речи, но и особенности эмоциональной сферы в частности импульсивность. возбудимость, эгоцентризм, что существенно препятствует адаптации младших школьников
Для выявления уровня сформирован ноет и речевой коммуникации у .стой школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости мы провели специальное обследование. Нами было отобрано 38 детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью.
Констатирующего эксперимента мы видим, что а к соки й балл избрали больше половины обследуемых детей, чуть меньше показали средний уровень сформированное'! и речевой коммуникации. Они -авали отпеты на поставленные вопросы, вступали в диалог, но не могли его закончить, прийти к логическому выводу. И один ребенок показал низкий уровень. Не мог выслушать вопрос до конца, не вступал в диалог, не был активен со своими сверстниками. Мы в первую очередь оцениваем их речевые навыки, умения говорить, задавать вопросы, поддерживать беседу, У многих детей есть дефекты речи, плохое произношение, нет интонационной выраженности, но для нас главное речевая коммуникация.
Полученные данные убедительно доказывают на потенциальные возможности умственно отсталых школьников в успешной коммуникации при организации целенаправленной коррекционно-логопедической работе.
В коррекционно-педагогической работе, где было отобрано 19 детей, мы использовали упражнения, основанные на моделировании различных коммуникативных ситуаций, возникающих в процессе речевого общения. Мы создавали различные ситуации, приближенные к реальной действительности, обращались к находящемуся в роли ребенку, стимулируя его сопроводительную речь, побуждали детей к самостоятельным обращениям к товарищам.
Полученные результаты свидетельствуют о коррекционно-развивающем эффекте проведенной экспериментальной работы. Таким образом, предложенные нами направления активизации речевой коммуникации, могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза, о гом, что коррекционно-развивающая работа по формированию речевой коммуникации у школьников на логопедических занятиях, основанная на развитии коммуникации как взаимодействия, сотрудничества при смоделированных коммуникативных ситуациях и учете состояния речевых навыков, будет способствовать эффективному ее развитию подтвердилась.
Бглжн&кова И. М. Психология умственно отсталого ребенка / ИМ. Бгажнокова — М., 2012. - 93 с.
2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов В.М. Блейхер, ИВ. Крук, С.Н. Боков. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2012. - 448 с.
3. Богуславская З.М Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста описание 3-М, Богуславская, Е О. Смирнова, - М.: Просвещение, 1991.- 207 с.
4. Вечер М В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью М.В. Вечер Ярославский Педагогический Вестник. - 2016 - №2-с. 81-85.
5. Волкова Г .А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: «Лань»,
2003. -656 с.
7. Га.т игу зова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: автореф.дне ... канд. псих, наук / Л, Н. Галигузова. - М., 1983. - 29 с.
8. Глухов В II. Основы психолингвистики: учеб, пособие Н.П. Глухов, - М ; ACT; Астрель, 2010. - 358 с.
9. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона О.Е. Громова Логопед. - 2004 - № L - с. 41 -47,
Ю.Дмитриев С.В. Онтогенез психомоторики и операционных систем «живых движений ребенка» / С.В. Дмитриев. - Нижний Новгород; НГПУ, - 2010. - 125 с.
11. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога I Т. Б. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 472 с.
12.Зайков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. - М.,
2012. - 64 с.
13.3ейгарник Б. В. Патопсихология Б.В, Зейгарник. - М.: Академия, 2010,- 256 с.
14. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сборник научных трудов под ред. В. Г. Петровой. - М.г Педагогика, 2010. - 95 с.
15. Казанцева Е. В. Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Казанцева. - Екатеренбург, 2010, - 23 с.
16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский Дом «Академия», 2010. - 258 с.
17. Коррекционная педагогика: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред, Л.П. Носковой - М.: Педагогика, 2012. - 178 с.
18. Лебединский В.В Общие закономерности психического дизонтогенеза /
В.В. Лебединский. - М.: Изд-во МПА, 2010. - 166 с.
19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 287 с.
20. Липакова В.И. Развитие речевой коммуникации как условие коррекции устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Лнпакова
Статья в сборнике трудов конференции С .Петербург.- 2007. с. 192-196.
21. Лисина М. И, Формирование личности ребенка в общении .' М. И. Лисина.
- СПб, 2009. - 318 с.
22Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок/ А.Р, Лурия. - М„ I960. - 263 с.
..Основы специальной исимиюгии. Учеб пособие / под ред Л.В Кузнецовой. Мл «Академия», 2012. 325 с.
М Ечпкер М.С Динамика развития детей-олигофренов / М.С ItaSMfV В И, Лубовскнй. - м.: Педагогика, 2011. - 199 с.
ЗО.Нетрова В.[ Кто они, дети с отклонениями к |?Е1зви гии? / B.I П'прмьа. М ; Флинта. 2012. - 108 с.
30, [ 1етрова В. Г. ГТснхолопы умственно отстала к детей / В. J I ИВ Белякова. - М, 2012. - 287 с.
3[.Плотникова C.IJ. Развитие лексикона ребенка / Г;.ц. |f.: Флинта, 2011.- 224 с.
32.Повадяева М. Л. Коррекционная педагогика. В ганмол^йстяие специалистов МА. Повадяева. - Ростов-на-Дону: #Феннкс«, 2QJ2 - 225
>3.11сих о коррекционная и развивающая работа с .детьми И Ь ЛЛ” ;
А Д. Андреева. I .1,Данилова, Г.В, Вомкянина/ под ред И В.Дуброеяной 2-е изд., - Издагел^кий центр ’’Академия", 2013. - 395 ;
34. ПСИХОЛОГИЯ детства. Учебник. / под редакцией члена-коррес.:™---;iРАО
А. А Реана СПб.: «Прайм-ЕВЮ-ЗНАК», 2003. - - 368 с
35. Слепович Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточна-^ практика специальной психологии Е. С Сленович. А. М. По.Жй. - СПб Речь, 2008. - с. 245.
ЗбСжшар,. по коррекционной педагогике и сишааццрй „С„ЛО.,. (спрааоииие макриааы по коррекционной педа..оги>-еХ , чебяя. г,
Сост. Н В. Новоторцева. - 3-е изд, - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2011, - 359 с.
3-.Специальная психология под. ред. В. И. Лубовского.- М.: «Академия»,
2013. -460 с.
'8.Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста . Г.Е. Сухарева, - Г. 3. - М.: Медицина, 1955. - 335 с.
л9.Ф1 О( ■ Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования под ред. ЕЛ. Черкасовой, Е.Н, Моргачёвой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
4(),Фидичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс,
2008. - 224 с.
41 Фрумкина З.М. Психолингвистика / З.М. Фрумкина. - М.: Академия, 2011. -320 с.
42,Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие Г.В. Чиркина. - М_: АРКТИ. 2012.-240 с
43. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно¬педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-221 с.
44. Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе Ж.И. Шиф. - М.: Педагогика, 2010. - 157 с