ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
|
Введение
1. Теоретические основы формирования у студентов вузов мотивации к
профессиональному саморазвитию 11
1.1. Мотивация к профессиональному саморазвитию как предмет
педагогических и психологических исследований 11
1.2. Структура формирования мотивации к профессиональному
саморазвитию будущих учителей-бакалавров, как психолого-педагогического процесса 25
1.3. Факторы мотивации будущих учителей-бакалавров к
профессиональному саморазвитию 36
Выводы по первой главе 49
2. Практико-ориентированные аспекты формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию 52
2.1. Опытно-экспериментальная проверка эффективности факторов
формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки 52
2.2. Психолого-педагогические условия формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию у студентов педагогических направлений подготовки 61
2.3. Рекомендации по повышению эффективности формирования
мотивации у студентов педагогических направлений подготовки 70
Выводы ко второй главе 80
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 91
1. Теоретические основы формирования у студентов вузов мотивации к
профессиональному саморазвитию 11
1.1. Мотивация к профессиональному саморазвитию как предмет
педагогических и психологических исследований 11
1.2. Структура формирования мотивации к профессиональному
саморазвитию будущих учителей-бакалавров, как психолого-педагогического процесса 25
1.3. Факторы мотивации будущих учителей-бакалавров к
профессиональному саморазвитию 36
Выводы по первой главе 49
2. Практико-ориентированные аспекты формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию 52
2.1. Опытно-экспериментальная проверка эффективности факторов
формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки 52
2.2. Психолого-педагогические условия формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию у студентов педагогических направлений подготовки 61
2.3. Рекомендации по повышению эффективности формирования
мотивации у студентов педагогических направлений подготовки 70
Выводы ко второй главе 80
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 91
Информационное общество предъявляет большие требования к образованию. Недостаточно получить определенный багаж знаний для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Постоянно изменяются условия и требования, которым нужно соответствовать. Поэтому непрерывность образования становится необходимостью для эффективной конкурентоспособной работы.
В этом контексте возникает потребность в специалистах способных к осуществлению деятельности по саморазвитию в профессиональном плане, т. е. способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей при постоянно изменяющихся условиях.
С переходом на Болонскую систему и разделением высшего образования на ступени изменились и требования к рабочим программам и самим студентам: у бакалавров по сравнению со специалистами большее количество часов и материала отводится на самостоятельное изучение. Поэтому возрастает острота проблемы подготовки бакалавров с точки зрения самообразования и саморазвития, а также формирование и развитие этих способностей в процессе обучения в вузе.
Актуальность проблемы саморазвития бакалавров обуславливается законом Российской Федерации об образовании от 29.12.2012.№273 ФЗ, Федеральным государственным стандартом 17.10.2013 №1155, где перед педагогической практикой ставятся важные задачи об изменении парадигмы подготовки педагогических кадров. Теперь во главу угла ставится не только приобретение профессиональной компетенции, но и мотивации к профессиональному саморазвитию. В связи с разработкой и принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предусматривается широкое внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс, дистанционное обучения, моделирование индивидуальных образовательных маршрутов з
Если рассматривать эту проблему в рамках подготовки педагогов, то она приобретает особую окраску. Педагогическая деятельность имеет свою специфику, ее социальную значимость сложно переоценить, так как именно благодаря ней происходит сохранение и передача культурного и социального опыта общества. Кроме того, учителя работают уже с новым поколением, которое год от года изменяется, и учитель должен всегда оставаться на должном уровне и идти в ногу со временем. Поэтому к личности педагога предъявляются высокие требования, что обязывает вузы, готовящие учителей уделять большее внимание формированию готовности к саморазвитию студентов в профессиональном и личностном аспектах.
Недостаточная теоретико-методологическая разработанность проблемы подтверждает актуальность исследования. Недостаточно научить студента методам саморазвития. Для того, чтобы этот процесс был непрерывным, необходима устойчивая мотивация к профессиональной деятельности, психологическая подготовка обучающегося, овладение рациональным приемам самостоятельной работы, и потребность в приобретении знаний, без которых нет смысла рассчитывать на положительный результат. Необходимо создание педагогических конструктов, которые обеспечат формирование мотивации саморазвития у бакалавров педагогического направления подготовки и впоследствии у педагогов.
Степень разработанности проблемы. Работа с педагогической литературы по данной тематике позволяет утверждать, что вопрос саморазвития личности сложен и многоаспектен. В отечественной педагогике ученые рассматривают этот вопрос с разных сторон. И.Я. Лернер, Б.Г. Ананьев, П.И. Пидкасистый изучали повышение уровня самостоятельности в процессе изучения чего-то нового в контексте теории активизации
Однако, изучение и анализ литературы показал, что проблема формирования мотивации к профессиональному саморазвитию недостаточно разработана, что позволило выявить следующие противоречия между:
- необходимостью компетентных и конкурентоспособных педагогов, готовых к подтверждению своей квалификации и способных к ее повышению, в современной обновляющейся системе образования и недостаточной изученностью вопроса о формировании готовности к саморазвитию у студентов-бакалавров педагогического направления подготовки в процессе обучения в вузе;
- потребность в формировании мотивации профессионального саморазвития у студентов-бакалавров педагогического направления подготовки и отсутствием алгоритма ее формирования в вузе;
факторами, влияющими на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию и условиями, способствующему этому процессу.
Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: какие факторы влияют на формировании мотивации к профессиональному самообразованию, и какие условия можно создать для оптимизации данного процесса.
Цель исследования: выявить теоретически и экспериментально обосновать факторы и условия формирования устойчивой мотивации к профессиональному самообразованию у студентов педагогических направлений подготовки и сформулировать рекомендации по повышению эффективности формирования мотивации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть мотивацию к профессиональному саморазвитию с
точки зрения педагогических и психологических исследований.
2. Проанализировать структуру формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию.
3. Выявить факторы мотивации будущих учителей-бакалавров к
профессиональному саморазвитию.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности
факторов формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров.
5. Обозначить психолого-педагогические условия формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов педагогических направлений подготовки.
6. Сформулировать рекомендации по повышению эффективности
формирования мотивации у студентов педагогических направлений подготовки.
Объект исследования профессиональная подготовка педагогов в вузе.
Предмет исследования процесс формирования мотивации будущих педагогов к самообразованию в профессиональной сфере.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование мотивации к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов будет более эффективным, если процесс ее формирования:
будет учитывать особенности структуры мотивации к профессиональному саморазвитию как объективного психолого-педагогического процесса;
- будет в равной степени направлен на формирование мотивации к профессиональной деятельности, готовности к самообразованию и осознание будущими педагогами недостаточности формируемых в ходе обучения
Методы исследования. При работе над данным исследованием был использован метод теоретического анализа'. необходимо было проанализировать научную литературу по теме исследования, выделить основные компоненты мотивации к профессиональному саморазвитию;
метод синтеза позволил выделить условия и факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров; метод моделирования использовался при составлении портрета бакалавра, мотивированного к профессиональному самообразованию, какими качествами он должен обладать и какие факторы и условия на это влияют; наблюдение, опрос, анкетирование помогли определить уровень сформированности мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов разных курсов и разных факультетов педагогических направлений подготовки; методы математической статистики и компьютерной обработки данных помогли определить зависимость степень мотивации от тех или иных факторов и условий.
Экспериментальной базой исследования является Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Экспериментальное исследование проводилось с участием студентов педагогических направлений подготовки шести факультетов: физико-математического, исторического, русской филологии и журналистики, биологического, иностранных языков и инженерно-технологического. В экспериментальной работе приняли участие 262 студента первого и третьего года обучения.
На первом этапе (2015 г.) была определена проблема, из которой была сформулирована тема исследования. На этом этапе разрабатывался понятийный аппарат, определялись основные цели исследования и задачи, которые помогут достигнуть поставленной цели. Был осуществлен выбор методов, велась работа по анализу психолого-педагогической и научно- методической литературы по тематике исследования, накапливались эмпирические данные и теоретический материал.
На втором этапе (2016 г.) было осуществлено уточнение рабочей гипотезы, разрабатывалась и апробировалась модель устойчивой мотивации к профессиональному самообразованию, на основе этих данных была составлена анкета, по которой проведено анкетирование, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, проводилась первичная обработка экспериментальных данных.
На третьем этапе (2017г.) проходила обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация. На основе полученных данных были сформулированы выводы, подведены основные итоги работы, а также оформление результатов исследование в текстовый формат.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие «мотивация к профессиональному саморазвитию студентов- бакалавров педагогического направления подготовки», трактуемое как способность будущих работников образования к самостоятельному определению целей своего профессионального развития, разработке и реализации адекватных путей и способов достижения целей; определены и обоснованы основные показатели, позволяющие охарактеризовать уровень сформированное™ готовности будущих педагогов к саморазвитию; выявлены и обоснованы факторы и условия формирования данного вида
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дают обобщение и дополняют теорию и методику профессионального образования студентов педагогических направлений подготовки в области формирования мотивации будущих педагогов к профессиональному саморазвитию. В данном исследовании уточнены содержание и суть готовности будущих педагогов к саморазвитию; выявлены факторы и условия формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки. Разработана модель высокого уровня сформированности данной мотивации. Результаты исследования создают основу для дальнейших исследований в данной области и предпосылки для поиска продуктивных способов формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем итоги, выводы и теоретические положения могут быть использованы при составлении рабочих программ в вузе для эффективного формирования мотивации к профессиональному самообразованию у студентов педагогических специальностей. Разработанная автором модель качеств, факторов и условий формирования мотивации может применяться не только на предметах, связанных с педагогикой, но и на любых других, а особенно во внеучебной деятельности. Приведенные в данном исследовании рекомендации найдут применение в образовательном процессе высшего учебного заведения на всех факультетах, занимающихся подготовкой педагогов различных профилей и направлений. Материалы диссертационного исследования также могут быть полезны в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
Апробация осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, выступлениях на конференциях, форумах различного уровня:
1. Карпова А. О. Факторы формирования мотивации к профессиональному самообразованию молодых учителей. Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (25-26 ноября 2016г.): Сборник научных трудов в двух частях// Под общ. Ред. Д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2016. - 4.1. - С. 86-89.
2. Попова А. О. Потенциал технологии проблемного обучения для формирования мотивации к профессиональному саморазвитию. Материалы III Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки»// Под общ. Ред. Д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2015. - С. 336-338.
В этом контексте возникает потребность в специалистах способных к осуществлению деятельности по саморазвитию в профессиональном плане, т. е. способных к самостоятельному удовлетворению своих образовательных потребностей при постоянно изменяющихся условиях.
С переходом на Болонскую систему и разделением высшего образования на ступени изменились и требования к рабочим программам и самим студентам: у бакалавров по сравнению со специалистами большее количество часов и материала отводится на самостоятельное изучение. Поэтому возрастает острота проблемы подготовки бакалавров с точки зрения самообразования и саморазвития, а также формирование и развитие этих способностей в процессе обучения в вузе.
Актуальность проблемы саморазвития бакалавров обуславливается законом Российской Федерации об образовании от 29.12.2012.№273 ФЗ, Федеральным государственным стандартом 17.10.2013 №1155, где перед педагогической практикой ставятся важные задачи об изменении парадигмы подготовки педагогических кадров. Теперь во главу угла ставится не только приобретение профессиональной компетенции, но и мотивации к профессиональному саморазвитию. В связи с разработкой и принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предусматривается широкое внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс, дистанционное обучения, моделирование индивидуальных образовательных маршрутов з
Если рассматривать эту проблему в рамках подготовки педагогов, то она приобретает особую окраску. Педагогическая деятельность имеет свою специфику, ее социальную значимость сложно переоценить, так как именно благодаря ней происходит сохранение и передача культурного и социального опыта общества. Кроме того, учителя работают уже с новым поколением, которое год от года изменяется, и учитель должен всегда оставаться на должном уровне и идти в ногу со временем. Поэтому к личности педагога предъявляются высокие требования, что обязывает вузы, готовящие учителей уделять большее внимание формированию готовности к саморазвитию студентов в профессиональном и личностном аспектах.
Недостаточная теоретико-методологическая разработанность проблемы подтверждает актуальность исследования. Недостаточно научить студента методам саморазвития. Для того, чтобы этот процесс был непрерывным, необходима устойчивая мотивация к профессиональной деятельности, психологическая подготовка обучающегося, овладение рациональным приемам самостоятельной работы, и потребность в приобретении знаний, без которых нет смысла рассчитывать на положительный результат. Необходимо создание педагогических конструктов, которые обеспечат формирование мотивации саморазвития у бакалавров педагогического направления подготовки и впоследствии у педагогов.
Степень разработанности проблемы. Работа с педагогической литературы по данной тематике позволяет утверждать, что вопрос саморазвития личности сложен и многоаспектен. В отечественной педагогике ученые рассматривают этот вопрос с разных сторон. И.Я. Лернер, Б.Г. Ананьев, П.И. Пидкасистый изучали повышение уровня самостоятельности в процессе изучения чего-то нового в контексте теории активизации
Однако, изучение и анализ литературы показал, что проблема формирования мотивации к профессиональному саморазвитию недостаточно разработана, что позволило выявить следующие противоречия между:
- необходимостью компетентных и конкурентоспособных педагогов, готовых к подтверждению своей квалификации и способных к ее повышению, в современной обновляющейся системе образования и недостаточной изученностью вопроса о формировании готовности к саморазвитию у студентов-бакалавров педагогического направления подготовки в процессе обучения в вузе;
- потребность в формировании мотивации профессионального саморазвития у студентов-бакалавров педагогического направления подготовки и отсутствием алгоритма ее формирования в вузе;
факторами, влияющими на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию и условиями, способствующему этому процессу.
Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: какие факторы влияют на формировании мотивации к профессиональному самообразованию, и какие условия можно создать для оптимизации данного процесса.
Цель исследования: выявить теоретически и экспериментально обосновать факторы и условия формирования устойчивой мотивации к профессиональному самообразованию у студентов педагогических направлений подготовки и сформулировать рекомендации по повышению эффективности формирования мотивации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть мотивацию к профессиональному саморазвитию с
точки зрения педагогических и психологических исследований.
2. Проанализировать структуру формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию.
3. Выявить факторы мотивации будущих учителей-бакалавров к
профессиональному саморазвитию.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности
факторов формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров.
5. Обозначить психолого-педагогические условия формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов педагогических направлений подготовки.
6. Сформулировать рекомендации по повышению эффективности
формирования мотивации у студентов педагогических направлений подготовки.
Объект исследования профессиональная подготовка педагогов в вузе.
Предмет исследования процесс формирования мотивации будущих педагогов к самообразованию в профессиональной сфере.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование мотивации к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов будет более эффективным, если процесс ее формирования:
будет учитывать особенности структуры мотивации к профессиональному саморазвитию как объективного психолого-педагогического процесса;
- будет в равной степени направлен на формирование мотивации к профессиональной деятельности, готовности к самообразованию и осознание будущими педагогами недостаточности формируемых в ходе обучения
Методы исследования. При работе над данным исследованием был использован метод теоретического анализа'. необходимо было проанализировать научную литературу по теме исследования, выделить основные компоненты мотивации к профессиональному саморазвитию;
метод синтеза позволил выделить условия и факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров; метод моделирования использовался при составлении портрета бакалавра, мотивированного к профессиональному самообразованию, какими качествами он должен обладать и какие факторы и условия на это влияют; наблюдение, опрос, анкетирование помогли определить уровень сформированности мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов разных курсов и разных факультетов педагогических направлений подготовки; методы математической статистики и компьютерной обработки данных помогли определить зависимость степень мотивации от тех или иных факторов и условий.
Экспериментальной базой исследования является Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Экспериментальное исследование проводилось с участием студентов педагогических направлений подготовки шести факультетов: физико-математического, исторического, русской филологии и журналистики, биологического, иностранных языков и инженерно-технологического. В экспериментальной работе приняли участие 262 студента первого и третьего года обучения.
На первом этапе (2015 г.) была определена проблема, из которой была сформулирована тема исследования. На этом этапе разрабатывался понятийный аппарат, определялись основные цели исследования и задачи, которые помогут достигнуть поставленной цели. Был осуществлен выбор методов, велась работа по анализу психолого-педагогической и научно- методической литературы по тематике исследования, накапливались эмпирические данные и теоретический материал.
На втором этапе (2016 г.) было осуществлено уточнение рабочей гипотезы, разрабатывалась и апробировалась модель устойчивой мотивации к профессиональному самообразованию, на основе этих данных была составлена анкета, по которой проведено анкетирование, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, проводилась первичная обработка экспериментальных данных.
На третьем этапе (2017г.) проходила обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация. На основе полученных данных были сформулированы выводы, подведены основные итоги работы, а также оформление результатов исследование в текстовый формат.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие «мотивация к профессиональному саморазвитию студентов- бакалавров педагогического направления подготовки», трактуемое как способность будущих работников образования к самостоятельному определению целей своего профессионального развития, разработке и реализации адекватных путей и способов достижения целей; определены и обоснованы основные показатели, позволяющие охарактеризовать уровень сформированное™ готовности будущих педагогов к саморазвитию; выявлены и обоснованы факторы и условия формирования данного вида
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дают обобщение и дополняют теорию и методику профессионального образования студентов педагогических направлений подготовки в области формирования мотивации будущих педагогов к профессиональному саморазвитию. В данном исследовании уточнены содержание и суть готовности будущих педагогов к саморазвитию; выявлены факторы и условия формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки. Разработана модель высокого уровня сформированности данной мотивации. Результаты исследования создают основу для дальнейших исследований в данной области и предпосылки для поиска продуктивных способов формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем итоги, выводы и теоретические положения могут быть использованы при составлении рабочих программ в вузе для эффективного формирования мотивации к профессиональному самообразованию у студентов педагогических специальностей. Разработанная автором модель качеств, факторов и условий формирования мотивации может применяться не только на предметах, связанных с педагогикой, но и на любых других, а особенно во внеучебной деятельности. Приведенные в данном исследовании рекомендации найдут применение в образовательном процессе высшего учебного заведения на всех факультетах, занимающихся подготовкой педагогов различных профилей и направлений. Материалы диссертационного исследования также могут быть полезны в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
Апробация осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, выступлениях на конференциях, форумах различного уровня:
1. Карпова А. О. Факторы формирования мотивации к профессиональному самообразованию молодых учителей. Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (25-26 ноября 2016г.): Сборник научных трудов в двух частях// Под общ. Ред. Д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2016. - 4.1. - С. 86-89.
2. Попова А. О. Потенциал технологии проблемного обучения для формирования мотивации к профессиональному саморазвитию. Материалы III Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки»// Под общ. Ред. Д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2015. - С. 336-338.
Согласно результатам проведенного нами исследования мотивация к профессиональному саморазвитию является конкурентно значимым качеством для студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки. В реальных условиях школы знание своего предмета становится недостаточным, важно не только решать профессиональные задачи, но и непрерывно повышать свою компетентность и квалификацию, творчески подходить к решению проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Для этого необходимо иметь устойчивую мотивацию к профессиональному саморазвитию. Однако ее формирование во время преподавания будет сильно затруднено рядом других факторов, а отсутствие - мешать адаптации и успешному осуществлению профессиональной деятельности. Поэтому формирование данного типа мотивации необходимо начать и укрепить во время профессиональной подготовки.
Психолого-педагогическая литература по проблемам профессиональной мотивации, саморазвитию и подготовке педагогов, позволила составить общую картину о структуре мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки, а также выделить факторы, оказывающие существенное влияние на это процесс.
В основе мотивация к профессиональному саморазвитию лежит мотивация к профессиональной деятельности, готовность к самообразованию и осознание недостаточности компетенций для повышения эффективности. В дальнейшем раскрывается структура каждого элемента, так внешнюю мотивацию составляет материальная стабильность и социальный статус, внутреннюю - стремление к совершенствованию, положительное отношение к работе, на что влияет корпоративная культура организации и успешность в выполнении профессиональной деятельности, потребность в саморазвитии и самореализации, факторами которого являются позитивное отношение к миру, работа с людьми и осознание собственной пользы для общества. Готовность к самообразованию включает в себя способность к целеполаганию, способность к планированию самообразовательного маршрута и его реализацию, психологическую готовность и готовность использовать методы самообразования. Факторами этого качества являются умения выделять главное, ставить задачи, трансформировать знания под себя, опыт планирования и организаторский опыт, дисциплинированность, стрессоустойчивость, готовность к изменениям и знание методов самообразования. Осознание недостаточности компетенций для повышения эффективности включает в себя способность к самоанализу, природный талант, опыт работы, учебную мотивацию и потребность в повышении эффективности. На основе приведенной модели была разработана анкета, которая легла в основу исследования.
Опытно-экспериментальная проверка показала, что факторы формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов- бакалавров педагогических направлений подготовки, выделенные в теоретической части исследования действительны и подтвердились. Корреляционный анализ показал какие факторы имеют наибольшее влияние на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию. Для каждой группы факторов были разработаны условия, способствующие их активизации. Так для формирования внутренней мотивации к профессиональной деятельности создается условие осознание специфики выбранной профессиональной деятельности, ее требований, а так же личностных качеств, необходимых для успешного и эффективного ее выполнения и мотивирующее образовательное пространство. Для развития способность планирования и организации самообразовательного маршрута необходима трансформация осваиваемых приемов и операций самообразовательной деятельности в практический опыт самообразования., Для усиления потребности повышения эффективности важно применение интерактивных методов и форм обучения, Для вырабатывания способность к самоанализу активизация самообразовательной деятельности будущих бакалавров-педагогов в процессе организации позиционного взаимодействия, позволяющего решать педагогические задачи с различных позиций развивает способность самоанализа. После чего были сформулированы методические рекомендации по повышению эффективности формирования мотивации у студентов педагогических направлений подготовки. Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.
Психолого-педагогическая литература по проблемам профессиональной мотивации, саморазвитию и подготовке педагогов, позволила составить общую картину о структуре мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов-бакалавров педагогических направлений подготовки, а также выделить факторы, оказывающие существенное влияние на это процесс.
В основе мотивация к профессиональному саморазвитию лежит мотивация к профессиональной деятельности, готовность к самообразованию и осознание недостаточности компетенций для повышения эффективности. В дальнейшем раскрывается структура каждого элемента, так внешнюю мотивацию составляет материальная стабильность и социальный статус, внутреннюю - стремление к совершенствованию, положительное отношение к работе, на что влияет корпоративная культура организации и успешность в выполнении профессиональной деятельности, потребность в саморазвитии и самореализации, факторами которого являются позитивное отношение к миру, работа с людьми и осознание собственной пользы для общества. Готовность к самообразованию включает в себя способность к целеполаганию, способность к планированию самообразовательного маршрута и его реализацию, психологическую готовность и готовность использовать методы самообразования. Факторами этого качества являются умения выделять главное, ставить задачи, трансформировать знания под себя, опыт планирования и организаторский опыт, дисциплинированность, стрессоустойчивость, готовность к изменениям и знание методов самообразования. Осознание недостаточности компетенций для повышения эффективности включает в себя способность к самоанализу, природный талант, опыт работы, учебную мотивацию и потребность в повышении эффективности. На основе приведенной модели была разработана анкета, которая легла в основу исследования.
Опытно-экспериментальная проверка показала, что факторы формирования мотивации к профессиональному саморазвитию у студентов- бакалавров педагогических направлений подготовки, выделенные в теоретической части исследования действительны и подтвердились. Корреляционный анализ показал какие факторы имеют наибольшее влияние на формирование мотивации к профессиональному саморазвитию. Для каждой группы факторов были разработаны условия, способствующие их активизации. Так для формирования внутренней мотивации к профессиональной деятельности создается условие осознание специфики выбранной профессиональной деятельности, ее требований, а так же личностных качеств, необходимых для успешного и эффективного ее выполнения и мотивирующее образовательное пространство. Для развития способность планирования и организации самообразовательного маршрута необходима трансформация осваиваемых приемов и операций самообразовательной деятельности в практический опыт самообразования., Для усиления потребности повышения эффективности важно применение интерактивных методов и форм обучения, Для вырабатывания способность к самоанализу активизация самообразовательной деятельности будущих бакалавров-педагогов в процессе организации позиционного взаимодействия, позволяющего решать педагогические задачи с различных позиций развивает способность самоанализа. После чего были сформулированы методические рекомендации по повышению эффективности формирования мотивации у студентов педагогических направлений подготовки. Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Проектная деятельность как механизм развития рефлексии
студентов психолого-педагогического направления подготовки
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие формирования профессиональных компетенций у бакалавров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формы и методы организaции работы по профессиональному самоопределению обучающихся направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Проектирование коллекции как способ профессионального становления студентов
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



