Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №51049

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

маркетинг

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
718
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1 Сущность, виды и факторы формирования ассортимента
торгового предприятия 7
1.2 Механизм управления ассортиментом торгового предприятия 13
1.3 Показатели эффективности управления ассортиментом
торговой организации 21
Глава 2. Анализ и управление ассортиментом в торговом предприятии 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика торгового
предприятия «Пятерочка» 30
2.2 Оценка динамики и структуры товарного ассортимента
предприятия 34
2.3 Анализ эффективности управления товарным ассортиментом
предприятия 42
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления ассортиментом торгового предприятия 58
3.1 Перспективы совершенствования распределения товарного
ассортимента предприятия 58
3.2 Мероприятия по развитию собственных торговых марок в
ассортименте предприятия 65
Заключение 71
Список литературы 75
Приложение

Проблемы эффективного управления товарным ассортиментом на современном этапе развития рыночной экономики перед российскими предприятиями стоят особенно остро. Несмотря на важность организации процесса управления товарным ассортиментом, финансовый кризис еще раз показал, что существуют проблемы быстрого реагирования на происходящие изменения предприятий посредством адаптации товарного ассортимента. При этом, зачастую предприятия ориентируются только на свои внутренние возможности. В итоге, ряд товаров, переставая удовлетворять требованиям рынка, становится убыточным для предприятия. Это связано с недостаточно четким обоснованием маркетингового подхода к процессу управления товарным ассортиментом, как в имеющихся теоретических разработках, так и в практической деятельности предприятий. Существующие подходы рассматривают товарный ассортимент предприятия в определенный, конкретный момент времени, не учитывая динамику анализируемых показателей. В данном случае есть опасность вовремя не идентифицировать проблему с определенной товарной позицией, что может привести к снижению ее потенциала для компании. Так же причина видится в отсутствии комплексного и универсального методического аппарата, который позволит принимать оперативные решения в области управления товарным ассортиментом. Обозначенные проблемы и предопределили выбор темы исследования.
Проблемы управления товарным ассортиментом рассматривали как зарубежные, так и российские авторы. Определенный вклад в развитие теоретических аспектов управления товарным ассортиментом внесли Алексеев А.А., Ассоль Г., Багиев Г.Л., Быховец С.Н., Герчикова И.Н., Гольдштейн Г.Я., Данько Т.П., Данченок Л.А., Друкер П., Завьялов П.С., Кабушкин Н.И.
В данных работах рассматриваются только отдельные аспекты процесса управления товарным ассортиментом предприятия. Отсутствует единство терминологии по вопросам, связанным с товарным ассортиментом, недостаточно разработана область по управлению товарным ассортиментом как самостоятельной части деятельности предприятия, а, главное, нет систематизированного маркетингового подхода к процессу управления товарным ассортиментом.
Многие методы анализа товарного ассортимента, предлагаемые авторами, сложны в практическом применении и требуют адаптации к конкретным условиям. При этом в рамках каждого метода существуют различные адаптационные подходы. Зачастую они используются под противоположными углами зрения на товар, в разных ситуациях по-разному интерпретируют особенности товарного ассортимента. Отсюда возникает отсутствие комплексности, целостности анализа товарного ассортимента, что влечет за собой противоречия, возникающие в системе процесса управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является сеть магазинов «Пятерочка». Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления товарным ассортиментом предприятия.
Цель работы состоит в анализе процесса управления ассортиментом торгового предприятия и разработка направлений его совершенствования.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность торгового ассортимента, выявить виды и факторы его формирования;
- выявить и проанализировать методы формирования ассортимента;
- изучить показатели эффективности управления товарным ассортиментом розничного торгового предприятия;
- провести оценку динамики и структуры товарного ассортимента предприятия на материалах магазинов «Пятерочка»;
- провести анализ эффективности управления товарным ассортиментом предприятия;
- разработать направления оптимизации товарного ассортимента
магазинов «Пятерочка».
Теоретическую и методическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления товарным ассортиментом и его анализа.
В рамках работы использовались общенаучные теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования (наблюдение, измерение, сравнение). Информационной базой исследования явились материалы специализированных российских и зарубежных изданий и научно-практических конференций по исследуемой теме, результаты собственных исследований, бухгалтерская и экономическая отчетность предприятия.
Практическая значимость результатов работы состоит в том, что ее основные разработки доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы в практической деятельности предприятий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, определены его объект и предмет, раскрыта практическая значимость результатов исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления товарным ассортиментом: проанализированы и систематизированы основные понятия, определена сущность и место процесса управления в деятельности


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы. Торговым ассортиментом является набор товаров предприятия торговли, сформированный с учетом потребительского спроса и материально-технической базы предприятия. Ассортимент товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.
Управление торговым ассортиментом представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей покупателей а также на достижение целей руководства торгового предприятия. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. При этом принципами управления торговым ассортиментом являются: принцип сбалансированности; адаптивности, комплексности, инновационности, конкурентоспособности. Основными направлениями в области управления товарным ассортиментом являются: расширение, сокращение, стабилизация, обновление, гармонизация ассортимента.
При оценке эффективности торгового ассортимента используется ряд показателей: коэффициенты широты, полноты, устойчивости, новизны, рациональности, оптимальности ассортимента; направления анализа ассортимента включают его классификацию; оценку формирования и оптимизацию.
На основании анализа, проведенного во второй главе, были сделаны следующие выводы.
Торговая сеть «Пятерочка», входящая в состав холдинга X5 Retail Group, приносит холдингу две трети общей выручки, и за последние три года наблюдается динамика роста чистой выручки (на 8,1% в 2012 году; на 8,8% в 71 Финансовыми аналитиками компании ежегодно оценивается стоимость продовольственного набора в соответствии со средними ценами Росстата, и статистика показывает, что эта стоимость у «Пятерочки» на 563 рубля ниже стоимости набора Росстата, что является положительным фактором при общей оценке торгового ассортимента. В составе продуктовой корзины есть так называемые товары-драйверы, цены на которые устанавливаются более низкие, нежели в магазинах других торговых сетей (это подсолнечное масло, охлажденное и замороженное мясо кур, питьевое молоко). Это один из элементов ассортиментной политики: выделение товарных групп и установление на них особых цен.
Общий ассортиментный перечень торговой сети «Пятерочка» насчитывает 3,5 тысяч товарных наименований; при этом большую часть товаров составляют продовольственные товары, и только 12% - непродовольственные. Свежие продукты составляют 25% от общего объема продаж. Порядка 160 наименований товаров выпускаются под собственным брендом - под значком «Красный ценник», средняя рентабельность продаж этих товаров составляет 7%.
Оценка эффективности управления товарным ассортиментом показала следующее. Торговая сеть работает с 500 поставщиками, большинство закупаемых товаров - российского производства. Для контроля за качеством покупаемого товара, торговая сеть производит лабораторные испытания товара; также служба обеспечения качества производит контроль поступаемого товара, кроме того регулярно проводится аудит на соответствие продуктов международным стандартам. Во всех магазинах внедрена программа «Час качества», в соответствие с которой ежедневно с 9 до 10 утра в магазинах проводится проверка качества товаров, находящихся в торговом зале.
Рассматриваются и мониторятся также жалобы покупателей на качество товаров: так, в 2014 году рассмотрено 1995 жалоб; а также проведено 145 аудитов производителей товаров собственной торговой марки и 12 аудитов основного ассортимента: 13% товаров в результате аудитов были признаны некачественными и отправлены обратно поставщикам. Такая политика, направленная на поддержание качественного ассортимента в магазинах сети, также способствует росту продаж компании в целом.
При оценке обновления и новизны ассортимента, была рассмотрена работа распределительных центров компании: и выяснено, что за своевременность поставок отвечают 34 распределительных центра. Оценка процента прибыли, приходящейся на каждую товарную группу, показала, что наибольшую прибыль приносит сегмент слабоалкогольных напитков; мясной гастрономии; молочных продуктов; винно-водочных изделий. Доля остальных групп составляет порядка 10% приносимой прибыли.
Таким образом, ассортиментная политика торговой сети может быть признана в целом эффективной, так как приносит прибыль и обеспечивает качество поставляемых товаров.
С целью совершенствования управления ассортиментом в торговой сети «Пятерочка» было предложено внедрение автоматизированной системы управления товарными запасами и ассортиментомJDA D&F. JDA Demand&Fulfillment подразумевает автоматизацию процессов прогнозирования регулярных продаж в магазинах «Пятерочка», а также процессов пополнения распределительных центров торговой сети.
Реализация предлагаемых мероприятий способна принести предприятию дополнительный прирост прибыли от реализации чистый дисконтированный поток составит 6895 тыс.руб. к 2019 году. Это позволяет окупить единовременные затраты за 0,6 года при годовой ставке дисконтирования 45% и позволяет сделать вывод о высокой экономической эффективности реализации предлагаемых мероприятий.
Кроме того, определена экономическая эффективность мероприятий и оценка перспектив развития собственных торговых марок сети «Пятерочка». В ходе исследования было определено, что по проведению рекомендуемых маркетинговых мероприятий, число информированных, а, следовательно, заинтересованных потребителей будет расти. Темпы роста товарооборота собственных торговых марок средней ценовой категории увеличатся. Так же были выявлены марки, которые имеют отрицательные темпы роста и недостаточную долю рынка в своей категории, и по прогнозам экспертов и их доля будет сокращаться. Это марки, Клеанок (бытовая химия), «Крепость» (крепкий алкоголь), «Вкуснотека» (специи, соусы, масло), «Эк/оотик» (товары для животных). Эти собственные торговые марки рекомендуется снять с производства, в виду своей неперспективности.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (в ред. от 30.12.12 г.) // Российская газета. - 2009. - 30 декабря.
3. Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009 (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 769-ст). - М., Стандартинформ, 2010. - 24 с.
Учебники и учебные пособия
4. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. - М.: Дело и сервис, 2014. - 464 с.
5. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции. - М.: ТОО Люкс-арт, 2014. - 176 с.
6. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. - 8-е изд. - М.: ИД «Вильямс», 2013. - 832 с.
7. Балакирев С. В. Категорийный менеджмент в качестве современного подхода к управлению товарным ассортиментом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 3-11.
8. Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2015. - № 2. - С. 26-33.
9. Баркан Д. И. Управление продажами : учебник. - СПб. : Изд. дом С.- Петербург. гос. ун-та, 2013. - 908 с.
10. Бочарова А. Факторы успеха розничного магазина. - Ростов-на-Дону, 2014. - 345 с.
11. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. - СПб.: Питер, 2013. - 176 с.
12. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63.
13. Дион Д. Розничная торговля. Как открыть собственный магазин / Д. Дион, Т. Топпинг ; пер. с англ. [И. Козыря]. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2014. - 210 с.
14. Елкин С. Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибир. торг.-эконом. журнал. - 2014. - № 9. - С. 48-55.
15. Киселев В. М. Управление ассортиментом товаров : учеб. пособие / В.М. Киселев, Е.И. Мазанько. - Кемерово-М. : Кузбассвузиздат-АСШТ Российские ун-ты, 2015. - 217 с.
16. Книга директора магазина / под ред. Сысоевой С. - 2-е изд., улучш. и доп. - СПб, Питер, 2014. - 365 с.
17. Комкова Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице. - СПб.: Питер, 2013. - 336 с.
18. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КНОРУС, 2014. - 120 с.
19. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология / В.В. Никишин. - 2-е изд. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. - 210 с.
20. Марченко И.С. Категорийный менеджмент в коммерции: инструмент управления ассортиментом товаров в розничной торговле // Вестник МГТУ. - 2014. - Т. 14. № 1. - С.25-29.
21. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2012. - 448 с.
23. Памбухчиянц В.К., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - 6-е изд. - М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2014. - 345 с.
24. Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. - М.: Юнити, 2012. - 500 с.
25. Пигунова О.В., О.Г. Аниськова. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Маркетинг, 2013. - 231 с.
26. Попов Е. В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральск. госуд. экон. ун-та. - 2015. - № 4. - С. 101-110.
27. Просвиркин Б., Бекетов А. Управление ассортиментом и логистика в розничной торговле (некоторые аспекты зарубежного опыта и теории проблемы) / Б. Л. Просвиркин, А. Бекетов // Логистика. - 2015. - № 08. - С. 18¬21.
28. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учеб. пособ. / под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. - Москва : Кнорус, 2014. - 416 с.
29. Сандракова И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. - 2015. - № 3. - С. 31-35.
30. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - М.: ИД «Питер», 2013. - 416 с.
31. Сысоева С. В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. - СПб. [и др.] : Питер , 2014. - 285 с.
32. Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: ИД «Питер», 2014. - 331 с.
33. Сюлина С. П. Методология анализа оптимизации ассортимента продукции на долгосрочную перспективу // Экономический журнал. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 26-36.
34. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы. - СПб: Изд-во Питер, 2013. - 336 с.
35. Третьяк О.А. Ценность клиента в течение его жизненного цикла: развитие одной из ключевых идей маркетинга взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 9. № 3. - С. 55-68.
36. Третьяков М. М., Елисеев А. Е. Эволюция организации услуг розничной торговли // Вестник ТОГУ. - 2013. - № . - № 2. - С. 95-110.
Электронные ресурсы
37. Бородинова Е. В. Эффективное управление ассортиментом товара с
учетом особенностей сегментов потребителей // Известия ТулГУ. Эконом и юрид. науки. - 2014. № 2-2. - http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/effektivnoe-
upravlenie-assortimentom-tovara-s-uchetom-osobennostey-segmentov-potrebiteley
38. Вахрушева С. «Дрогери» надвигается ZZ Практика торговли. - 2014. - № 8. http: ZZwww.retailmagazine.ruZarticle.php?numn=4156.
39. Жемчужин И. В. Формирование ассортиментного портфеля предприятия на основе применения процессного подхода ZZ Электронная библиотека ФИНЭК. -http:ZZelibrary.finec.ruZmaterials_filesZ345224698.pdf.
40. Новикова Н.Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации // Известия Иркут. госуд. экон. акад. - 2014. - № 5. - http:ZZeizvestia.isea.ru.
41. Щербакова Р. М. Проблемы и перспективы развития розничных
торговых сетей в России в условиях мирового финансового кризиса // СТЭЖ. - 2014. - № 9. - http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-i-perspektivy-razvitiya-
roznichnyh-torgovyh-setey-v-rossii-v-usloviyah-mirovogo-finansovogo-krizisa.
42. Терехова Г.И. Покомпонентный маркетинговый анализ
ассортиментной политики субъекта хозяйствования // Перспективы науки. - 2014. - № 6 (21). - http://elibrary.ru/item.asp?id=17804539.
43. Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Экономика и менеджмент. - 2014. - № 8 (141). - http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie- assortimentom-kak-funktsionalnyy-aspekt-kommercheskoy-deyatelnost.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ