Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опека и попечительство над несовершеннолетними как институт российского права

Работа №51039

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
948
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЕЕ Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе российского законодательства 7
Е2. Основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ЕГО СУБЪЕКТЫ
2.1. Органы опеки и попечительства 19
2.2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и
попечительства 32
2.3. Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и
попечительства 40
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1. Основания освобождения опекунов и попечителей от исполнения обязанностей 53
3.2 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67


Актуальность исследования. Опека и попечительство устанавливаются в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (подопечных), в частности несовершеннолетних, при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении родителей родительских прав, а также в случаях, когда несовершеннолетние остались без родительского попечения. Опека и попечительство обеспечивают защиту прав и интересов подопечных, а если речь идет о несовершеннолетних подопечных - также их воспитание.
Сегодня правила об опеке и попечительстве предусмотрены Гражданским кодексом РФ, а также законодательством о браке и семье (ст. 31 ГК РФ, гл. 20 Семейного кодекса РФ), которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ.
Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства, которые взаимодействуют с судебными органами и осуществляют контроль по месту жительства подопечных за деятельностью их опекунов и попечителей (ст. 34 ГК РФ).
Согласно законодательству, опека - это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет), а также признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных, они заменяют их в гражданском обороте: совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ) и несут ответственность за действия подопечного (п. 3 ст. 28, пп. 1, 2 ст. 1073, ст. 1076 ГК РФ).
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей. Обязанности попечителя являются более узкими и ограничиваются (ст. 33 ГК РФ): дачей согласия на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно; оказанием подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей; охраной подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Следует признать, что и в современных условиях стало прослеживаться большое количество детей, которые по тем или иным причинам остались одни. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед любым обществом. Поэтому очень важную роль играет выявление и распределение таких детей в детские дома, приюты, где им оказывают высококвалифицированную помощь различные специалисты.
В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Широко распространилось такое явление, как социальное сиротство, когда дети являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа социальных сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В них заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе ребенка, оставшегося без попечения родителей, способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением его прав и интересов. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение и актуальность.
Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования составили нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними, содержание и специфику названных правоотношений.
Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.
Для достижения цели поставлены были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- раскрыть структуру работы отдела опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Степень изученности проблемы. Научные исследования, касающиеся охраны ребенка и системы защиты его прав, имеют важное теоретическое и практическое значение. Данной проблематике посвящены труды многих ученых, среди которых можно выделить работы в области семейного и гражданского права: В.В.Гоголевой, Н.М. Ершовой, Л.Ю. Михеевой, Р.К.Ожановой, Н.С. Шерстневой и др. Значительный вклад в научную разработку вопроса опеки и попечительства внесли В.Н.Литовкин, Н.М. Савельева и А.А.Кирилловых.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском и семейном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство . Рассматривались также международные документы, были привлечены материалы юридической практики.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного и гражданского законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование института опеки и попечительства, с помощью которого государство выполняет свою обязанность по защите как личных, так и имущественных интересов несовершеннолетних.
Опека (попечительство) - это способ устройства несовершеннолетних на воспитание в семью. Понятие, требования, цели опеки и попечительства, описаны в Гражданском кодексе РФ, тогда как нормы, направленные на достижение цели - обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в Семейном кодексе РФ.
Основное назначение органа опеки и попечительства - это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или фактических действий в интересах подопечного;
- осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно, но при материальной поддержке со стороны государства;
-решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
В любом случае назначение опекуна или попечителем производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки и попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.
Институт опеки и попечительства рассматривается гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство регулирует правоспособность и дееспособность граждан различного возраста, определяет понятие опеки и попечительства, фиксирует права и обязанности сторон данного правоотношения, условия возникновения и прекращений опеки и попечительства.
Семейное законодательство устанавливает обязанность и перечень действий органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких детей.
Так же целесообразным представляется законодательное закрепление предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. Это положение может быть применимо, когда речь идет о близких родственниках (к примеру, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей). По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.
Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, назначение опекунов и попечителей по заявлению родителей несовершеннолетнего.
Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения. Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.


1.1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XKVI.
1.2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997)//СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1472.
1.3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
1.5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29,12.2017)// СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 16.
1.6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018)// СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532 (с изм. и доп.).
1.7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) //СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
1.8. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Российская газета. 1996. 27 декабря.
1.9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Российская газета. 1998. 5 августа.
1.10. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Российская газета. 1999. 30 июня.
1.11. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей// Российская газета. 2001. 20 апреля.
1.12. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об опеке и попечительстве» // «Российская газета». 2008. 30 апреля.
1.13. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.
1.14. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 14.02.2013) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»// Российская газета. 2000. 13 апреля (с изм. и доп.).
1.15. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 14.02.2013) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета. 2009. 27 мая (с изм. и доп.).
1.16. Семейный кодекс Республики Татарстан (в редакции Законов
Республики Татарстан от 04.12.2009 № 60-ЗРТ, от 25.12.2010 № 104-ЗРТ, от 24.09.2011 № 61-ЗРТ, от 15.06.2012 № 38-3PT, от 18.05.2013 № 34-3PT, от 30.06.2014 № 56-ЗРТ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.gossov.tatarstan.ru/kodeks.
П.Специальная литература
2.1. Александрова А.Л. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом // Адвокат. 2004. № 10.С.31-35.
2.2. Анализ работы Управления образования Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района по решению поставленных задач на 2016-2017 учебный год. [Электронный ресурс]. Режим доступа://http://www. edu.tatar.ru/chistopol/roo.htm.
2.3. Блохина О.Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. 2004. №8. С.21-25.
2.4. Блохина О.Ю. К вопросу о правовом значении мнения ребенка // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 3, 2004.С.54-58.
2.5. Брагинский М.И. Участие органов исполнительной власти в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Гражданское законодательство: практика применения в вопросах и ответах. Сб.статей. М.: Норма. 2002.С.243-248.
2.6. Волохова Н. Дети в сделках с недвижимостью// Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2. С.3-10.
2.7. Гоголева В.В. Опека над несовершеннолетними: понятие, сущность // Право и государство: теория и практика. 2008. № 1. С.21-25.
2.8. Гоголева В.В. Понятие и виды правоотношений опеки // Цивилист. 2006. №4.015-21.
2.9. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права, 2006, №6.051-56.
2.10. Ершова Н.М. Юридическая природа опеки и ее роль в охране детства. М.: Наука, 1985. 241 с.
2.11. Ефремова А. Дети в сделках с недвижимостью. Правовые вопросы недвижимости. М.: Юрайт, 2004. 211 с.
2.12. Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. и с предисловием В.А.Томсинова. М.: ИНФРА-М, 2003.381 с.
2.13. Закомолдина Т.О. О реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы российского законодательства: история и современность. Самара: Изд-во Самар, туманит, акад., 2008.С.20-27.
2.14. Зарембо Т.Ф., Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. М.: Ин фра, 2001. 298 с.
2.15. Ильина О.Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей // Закон. 2005. № 10. С.27-34.
2.16. Итоги работы Отдела опеки, попечительства и профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан за 2017 г. //Текущий архив Отдела опеки и попечительства, г. Мамадыш, 2017 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ